Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Консультация для воспитателей « Сенсорная развивающая среда в детском са
консультация (младшая группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район
Консультация для воспитателей
« Сенсорная развивающая среда в детском саду»
Воспитатель: Куприяненко Марина
Викторовна
« Сенсорная развивающая среда»
Детский сад - это второй дом для детей, где им должно быть уютно и радостно.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша.
Для решения ставятся следующие задачи:
1. Создать в группе условия для обогащения зрительного сенсорного
опыта детей в различных центрах активности в группе.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми
игры и упражнения, направленные на обогащение слухового,
обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного
чувственного опыта детей.
3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей
через выполнение с ними различных видов заданий.
Технология современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - поможет создание в ДОУ сенсомоторного уголка.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
и т. д, ).
2. Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
3. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
релаксации и комфортного самочувствия детей.
4. Создания положительного, эмоционального фона, повышения
работоспособности ребёнка.
5. Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания,
восприятия, памяти).
6. Повышения мотивации к самостоятельной деятельности
дошкольников.
Сенсомоторный уголок включает несколько видов центров:
Центр «Воды и песка», который помогает в решении многих важных задач в сенсорном развитии детей 2-3 лет. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и знакомим с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
Работа с детьми в центре «Воды и песка» требует определенных условий: центр удобно расположен в светлой части группы, там легко делать уборку, дети могут свободно подходить к нему со всех сторон, приобретены различные атрибуты для игр: лопатки, совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д. Составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие. Малыши очень любят играть в такие игры.
Центр тактильности, который содержит материалы и оборудование для активизация познавательных процессов, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики.
Для обогащения сенсорного опыта детьми, уделяем большое внимание, специально организованному обследованию предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то
другой руки. В процессе обследования мы учим выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны.
Все это мы делаем не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее. На основе сходства выделенных свойств у разных предметов мы учим детей одни предметы сопоставлять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).
Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.) мы используем в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны -сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным основаниям.
Для активизация познавательных процессов и словарного запаса детей используем куклы - малютки, куклы - рукавички, пальчиковый и настольный театр. Ведем разговор от имени куклы, героя; играем в сюжетные игры «День рождения», «Дочки - матери» и др.
Для, формирования зрительного восприятия: проводим игры, способствующие различению цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).
Используем следующие дидактические игры:
ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.
Величина: «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы» «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.
Для развития тактильных ощущений в центре подобраны различные материалы разной фактуры ( кусочки меха; шёлка; шнурки; бархатная бумага); выпуклые буквы, цифры.
Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».
Большое внимание в своей работе уделяем развитию мелкой
моторики. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.
Изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,
«Веселая лужайка». Ребятишки с удовольствием пристегивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки; упражняются в застегивании и расстегивании пуговиц, замков.
Проводим работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
Составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.
Центр «Зеркало» предназначен для снижение нервно - психического напряжения, формирование уверенности в себе, развитие мимики и пантомимики, умение выражать различные эмоциональные состояния. Проводим такие игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».
Центр «Ребристый мостик» предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков. Проводим игры: «Через ручеек», «Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.
Музыкальный центр способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, формированию навыков само-регуляции.
Для развития слухового восприятия используем в игре игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов.
Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец».
Для достижения релаксации прослушиваем аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.
Развивающие игры с детьми в сенсомоторном уголке планируем и организуем ежедневно, как в первой половине дня, так и во второй. Игры проводим с небольшими подгруппами детей и индивидуально.
Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но мы меняем их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Правильно организованная среда, помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию эмоционально положительной атмосферы в группе, и приучению детей к самостоятельным играм.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка - буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sensornoe_vospitanie_detey.docx | 521.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район
Консультация для воспитателей
« Сенсорная развивающая среда в детском саду»
Воспитатель: Куприяненко Марина
Викторовна
2017г
« Сенсорная развивающая среда»
Детский сад - это второй дом для детей, где им должно быть уютно и радостно.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша.
Для решения ставятся следующие задачи:
1. Создать в группе условия для обогащения зрительного сенсорного
опыта детей в различных центрах активности в группе.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми
игры и упражнения, направленные на обогащение слухового,
обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного
чувственного опыта детей.
3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей
через выполнение с ними различных видов заданий.
Технология современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - поможет создание в ДОУ сенсомоторного уголка.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
и т. д, ).
2. Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
3. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
релаксации и комфортного самочувствия детей.
4. Создания положительного, эмоционального фона, повышения
работоспособности ребёнка.
5. Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания,
восприятия, памяти).
6. Повышения мотивации к самостоятельной деятельности
дошкольников.
Сенсомоторный уголок включает несколько видов центров:
Центр «Воды и песка», который помогает в решении многих важных задач в сенсорном развитии детей 2-3 лет. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и знакомим с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
Работа с детьми в центре «Воды и песка» требует определенных условий: центр удобно расположен в светлой части группы, там легко делать уборку, дети могут свободно подходить к нему со всех сторон, приобретены различные атрибуты для игр: лопатки, совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д. Составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие. Малыши очень любят играть в такие игры.
Центр тактильности, который содержит материалы и оборудование для активизация познавательных процессов, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики.
Для обогащения сенсорного опыта детьми, уделяем большое внимание, специально организованному обследованию предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то
другой руки. В процессе обследования мы учим выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны.
Все это мы делаем не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее. На основе сходства выделенных свойств у разных предметов мы учим детей одни предметы сопоставлять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).
Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.) мы используем в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны -сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным основаниям.
Для активизация познавательных процессов и словарного запаса детей используем куклы - малютки, куклы - рукавички, пальчиковый и настольный театр. Ведем разговор от имени куклы, героя; играем в сюжетные игры «День рождения», «Дочки - матери» и др.
Для, формирования зрительного восприятия: проводим игры, способствующие различению цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).
Используем следующие дидактические игры:
ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.
Величина: «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы» «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.
Для развития тактильных ощущений в центре подобраны различные материалы разной фактуры ( кусочки меха; шёлка; шнурки; бархатная бумага); выпуклые буквы, цифры.
Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».
Большое внимание в своей работе уделяем развитию мелкой
моторики. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.
Изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,
«Веселая лужайка». Ребятишки с удовольствием пристегивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки; упражняются в застегивании и расстегивании пуговиц, замков.
Проводим работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
Составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.
Центр «Зеркало» предназначен для снижение нервно - психического напряжения, формирование уверенности в себе, развитие мимики и пантомимики, умение выражать различные эмоциональные состояния. Проводим такие игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».
Центр «Ребристый мостик» предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков. Проводим игры: «Через ручеек», «Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.
Музыкальный центр способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, формированию навыков само-регуляции.
Для развития слухового восприятия используем в игре игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов.
Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец».
Для достижения релаксации прослушиваем аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.
Развивающие игры с детьми в сенсомоторном уголке планируем и организуем ежедневно, как в первой половине дня, так и во второй. Игры проводим с небольшими подгруппами детей и индивидуально.
Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но мы меняем их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Правильно организованная среда, помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию эмоционально положительной атмосферы в группе, и приучению детей к самостоятельным играм.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка - буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год
Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год
Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МДОУ№45 коррекционного вида. Челябинская область, Саткинский район, город Бакал Утверждаю Заведующий МБДОУ д/с №45КВ ____________________________
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г...
Рабочая общеобразовательная программа дошкольного образования первой младшей группы №2 (с 2 до 3 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» Елабужского муниципального
Данная рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общео...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с комбинированного вида № 4 «Журавушка» Конспект занятия по развитию речи детей в первой младшей группе, с помощью театрализации русской народной сказки «Курочка Ряба»
Это одно из занятий, по развитию речи детей раннего возраста. Оно было составлено с учётом возрастных особенностей детей .Занятие прошло живо,интересно ,обогатив знания детей об окружающем нас мире....
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для дете...
Презентация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успе
Целью адаптированной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах для детей с...