Как научить ребёнка дружить?
консультация на тему

Баланчук Екатерина Анатольевна

     Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума.

Сегодня мы вновь и вновь задумываемся, как же привить детям доброжелательность, симпатию к сверстникам не только своего, но и других народов, уважение к людям разных национальностей, культуру межнационального общения.

         Воспитывая симпатию к детям разных национальностей, мы вызываем желание дружить с ними; раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываем уважение к народам, которых они представляют.

         Задача родителей – продолжать начатую воспитателями нравственную тему. Предлагаем родителям обратить своё внимание на  такие нравственные ценности дружбы, как:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebyonka_druzhit.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка дружить?

Когда живётся дружно,

 что может быть лучше!

        Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума.

Сегодня мы вновь и вновь задумываемся, как же привить детям доброжелательность, симпатию к сверстникам не только своего, но и других народов, уважение к людям разных национальностей, культуру межнационального общения.

        Воспитывая симпатию к детям разных национальностей, мы вызываем желание дружить с ними; раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываем уважение к народам, которых они представляют.

        Задача родителей – продолжать начатую воспитателями нравственную тему. Предлагаем родителям обратить своё внимание на  такие нравственные ценности дружбы, как:

  • Умение делиться своими переживаниями;
  • Оказывать моральную поддержку;
  • Добровольно помогать в случае нужды;
  • Заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нём;
  • Защищать друга в его отсутствие.

С того момента, когда ребёнок начинает понимать значение слова друг, нужно учить его дорожить дружбой:

  • Нет друга, так ищи, а найдёшь, береги
  • Друзья познаются в беде
  • Новых друзей наживай, а старых не забывай.

У детей поступок опережает его осознание. Дети чутки к призыву совершить добро, но важно, чтобы за призывами сердца была осознанная потребность и волевое усилие противостоять злу. Сложность заключается в том, что мы должны используя и укрепляя добрые чувства и намерения ребёнка, воспитывать добрый характер и вместе с тем способность противостоять плохому, бороться с ним.

Мы с детьми составили «Правила дружной игры»:

  • Сам себя губит, кто других не любит.
  • Зарубить себе на носу (правила игры)
  • Уговор дороже денег.
  • Нет большого позора – не выполнить договора
  • Кто зря сердит, у того голова болит (о тех, кто проиграл)

Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. При работе по воспитанию у дошкольников добрых чувств, поступков, дел и отношений это приобретает особую актуальность. Более того, преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием. Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными.

Мы предлагаем родителям побеседовать с ребёнком дома на следующие темы:

  • О дружбе (с кем вы дружили в детстве, с кем дружите сейчас, есть ли друг или подруга у вашего ребёнка, каким должен быть друг, для чего нужна дружба);
  • О вашем собственном детстве (покажите свои фотографии, сравните их с фотографиями ребёнка: похожи ли вы друг на друга);
  • О ссорах (как избежать ссор, можно ли сердиться на друзей, как помириться, что для этого нужно сделать);
  • О радости (расскажите о смешном, приятном эпизоде, событии, о том, что вы чувствовали и почему);
  • О смелости (кого можно назвать смелым, когда хорошо быть смелым, а в каких случаях ненужная смелость может обернуться бедой).

При предъявлении требований к поступкам, поведению детей руководствоваться мерой необходимого и возможного, учитывая то, что формирование нового  не происходит «сходу», требует времени, как бы вызревания нового в чувствах и поведении ребёнка.

Недопустимо перенасыщения сознания и чувств ребёнка чрезмерным обилием фактов, сведений, сложных объяснений. Нельзя допускать, чтобы важное, но ещё недоступное детям превращалось в обычное, будничное, не затрагивало чувств, а оставалось лишь усвоением слов.

        Правила надо вводить  постепенно, в естественных условиях, с учётом возраста детей. Вводя любое правило, разъяснять  его смысл, так как дети, понимая его необходимость и зная, как выполнять правило, быстрее овладевают нужными способами поведения. Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы. Ребята их легко запоминают и часто сами употребляют.

Опыт показывает: уже в средней группе детям интересны беседы о дружбе. О силе дружбы ребята узнают сначала из народных сказок: «Храбрый баран», «Зимовье зверей», «Заячьи слёзы», «Семь Симеонов» и др.

Логическая взаимосвязь этических бесед и занятий, их эмоциональный характер, опора на жизненный опыт детей способствует тому, что дети получают знания о правилах дружбы не в готовом виде, а как бы извлекают из правильно  подобранных художественных произведений, пословиц, песен, специально созданных ситуаций.

Готовя воспитанников к жизни, полной противоречий, мы обязаны дать им правильные ориентиры, подвести к осознанию того, что среди сверстников и взрослых уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своим близким, верен дружбе, трудолюбив, честен, находчив, у кого золотые руки и доброе сердце.

Разнообразны пути воспитания у детей добрых чувств, поступков, дел и отношений. Чем больше творчества мы  вкладываем  в этот поиск, тем ощутимее результаты.

Особый интерес у дошкольников вызывает совместная деятельность: устройства огорода, подготовка к празднику и т. п. Всё это создаёт у детей хорошее настроение, способствует укреплению добрых товарищеских взаимоотношений, взаимопомощи, внимания друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как помочь ребёнку быть вежливым?как научить ребёнка не перебивать взрослых?)

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.М. Монтегю«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику реб...

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...

Консультация для родителей "«Научись сам и научи ребёнка» Правила поведения пешехода на дороге.

Консультация для родителей "«Научись сам и научи ребёнка» Правила поведения пешехода на дороге....

Косультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?» Как с ребёнком учить стихи? Простые методики

Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»Как с ребёнком учить стихи? Простые методикиУчить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что э...