ЗКР мастер класс для педагогов МБДОУ детский сад 10
консультация на тему

Гаттас Светлана Евгеньевна

мастер класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_zkr.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Гаттас С.Е

Вилюкова Н.Н

Елкиева Н.Н.

Воспитатели, МБДОУ детский сад 10

Г. Красноуфимск Свердловской области

Форма проведения:  Педагогический марафон

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» 

 Цель: Повышение уровня компетентности  педагогов в организации работы с детьми по формированию звуковой культуры речи.

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и в образовательной  деятельности по речевому развитию детей.  Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.

Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.

        Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда ребенок пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движением и позициями речевых органов, нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

        Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности. Оно включает следующие задачи:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  2. Умение пользоваться умеренным темпом речи.
  3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия посредством дидактических игр.
  4. Голосового аппарата.
  5. Речевого дыхания через игры на выработку воздушной струи.
  6. Умение пользоваться интонационными средствами выразительности через образовательную область чтение художественной литературы.

1.   формирование правильного звукопроизношения,  мы знакомим  детей со звуковой стороной слова. Здесь целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки. Четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

        Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах, фразах, в связной речи. При обработке звука в словах успешных результатов помогает достичь прием усиленного выделения его голосом, а в связной речи – использование специального речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки, короткие стихотворения.)

Образовательная  деятельность  по развитию фонетики всегда имеет конкретные задачи:

  1. постановка дыхания;
  2. усвоение ритма слова (слогоразделение);
  3. усвоение артикуляций отдельных звуков речи;

Для постановки и укрепления речевого дыхания детей воспитатель использует игры на поддувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», дуют на «горячий чай», «кашу», как «ветерок дует в окошко» Педагог учит произносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе  (например, «Щенки щиплют щетку», «Кошка бежит за мышкой», «Саня катает Соню на санках»)

Исправление ошибок должно быть тактичным: воспитатель показывает образец, как тот говорит в данном случае, и поощряет ребенка, когда тот старается подражать. Важно, чтобы дошкольники четко произносили все звуки родного языка. Особое внимание следует уделять звукам [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж],[ щ], [ч], [л], [л`], [р], [р`].

        У воспитанников с каждым годом значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. А значит, продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.

При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью произнесения слов и,  кроме того, широко использует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные по звукослоговой структуре слова.

  У Кондрата куртка коротковата.

  После росы росли розы.

  На дворе – трава, на траве – дрова.

  Мама, нас ты не ищи,

  Щиплем щавель мы на щи.

  Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

  Милу мама мыла мылом.

  Кот молоко лакал,

  А Витя булку в молоко макал.

  Вёз корабль карамель

  Наскочил корабль на мель.

  И матросы три недели

  Карамель на мели ели.

          Для усвоения ритма слова используется прием деления слов на слоги с помощью хлопков, с помощью руки и подбородка (опускание подбородка на гласные звуки) с использованием зеркала, отстукивание с использованием игрушек-погремушек (ма-ши-на, кук-ла, ка-ран-даш)   

При постановке звуков по подражанию ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную для постановки звука. Работа проводится перед зеркалом с привлечением зрительного, слухового и тактического анализаторов.

Для формирования правильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Вначале необходимо показать ребенку перед зеркалом правильную артикуляцию, затем ребенок повторяет это при помощи логопеда или самостоятельно. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Следует использовать также попеременное выполнение упражнений.        

  Звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. В этих сказках полость рта называется домиком для языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёбо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя при артикуляции звука – ветерок. Каждая песенка язычка связана с определенным конкретным образом. Положительная эмоциональная окраска и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении образовательной деятельности по речевому развитию. Из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю прививать навыки звуковой культуры речи детям дошкольного возраста.

Если у многих детей в группе еще не выработалось четкое звукопроизношение, педагог организует дополнительную индивидуальную деятельность или с несколькими воспитанниками, имеющими одинаковые дефекты речи.

2. Умение пользоваться умеренным темпом речи. При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно". Сначала вводятся контрастные образцы темпа: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному), то дети тоже должны ускорять свои движения. Для успешного запоминания терминов можно использовать специальные символы: круг зеленого цвета обозначает "быстро", круг желтого цвета - "умеренно", круг красного цвета - "медленно». По мере овладения детьми этими понятиями использование наглядных опор прекращается. 

 3. Для развития фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки слова, а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.

        Такие упражнения даются в форме дидактической игры. В дальнейшем задания усложняются. Воспитатель называет звук, затем произносит слово, не выделяя в нем этот звук голосом. Дети определяют, есть ли в слове названный звук. Или из двух разных предметов отрабатываемый звук.

        Далее дети выполняют задания на подбор таких игрушек, предметов, в названиях которых есть определенные звуки.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине). В дидактической игре, например, «Найди пару»  ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

         Дети хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. Настольные речевые дидактические игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку – «Рифмочки-нерифмушки», «Подскажи словечко»:  

Рифмованные загадки 
Есть одна игра для вас. 
Я прочту стихи сейчас. 
Я начну, а вы кончайте, 
Дружно хором отвечайте. 
Где отгадка - там конец. 
Кто подскажет - молодец! 

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас ... (труду)

На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? … (БЕЛКА)

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

4. Для развития голосового аппарата, умения менять громкость голоса используются словесные игры и упражнения. Они учат детей внимательно слушать. Способствуют развитию слухового восприятия и внимания. Например, д/и «Тихо-громко», «Айболит» (в гости к деткам пришел Айболит и хочет узнать, все ли у них в порядке со здоровьем,  скажите «ААА»), «АУ» (дети заблудились в лесу и кричат «А-У»), «Кто, как кричит?» (используя приемы звукоподражания) и.т.д.

5.  Для укрепления речевого дыхания. Эта задача интегрируется с целями работы по развитию правильного произношения, которую я уже осветила.

 6. Умение пользоваться интонационными средствами выразительности осуществляется через образовательную область «Чтение художественной литературы». Задачи, которые осуществляются на данном этапе, способствуют:

- формированию целостной картины мира, в т.ч. первичных ценностных представлений;

-   развитию литературной речи;

- приобщению к словесному искусству, в т.ч. развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Дети дошкольного возраста  в целом более углубленно воспринимают художественные произведения: не только понимают сюжет, но и замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов, высказывают свое отношение к персонажам. Дети  дифференцированно воспринимают художественные формы:   различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи.  Дети с удовольствием выполняют задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок.  Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору.

Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.

 Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Педагогический марафон  

Педагоги делятся на 2 группы.

Жюри  марафона: заведующий ДОУ, зам. зав по ВМР, ст.воспитатель,   (выполнение каждого задания оценивается по 5-балльной системе).

1 этап. «Вспомнить все!»

1 команда  - назвать задачи    ООП ДО  по формированию звуковой культуры речи для групп раннего возраста, младшей группы,  средней группы.

2 команда – назвать задачи    ООП ДО  по  формированию звуковой культуры речи для старшей, подготовительной группы.  

  1. этап  «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

1-е задание -  «Зарядка»

1-й команде – показать комплекс

артикуляционной гимнастики  

2-й команде – провести игру на развитие мелкой моторики рук.

2-е задание – Знание органов артикуляции и основных понятий.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

  • Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
  • Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
  • Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость)
  • Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются)

-        Работа органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков (артикуляция)

-Единица речи, представляющая звуковое выражение отдельного предмета мысли (слово.)

-Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (Речь.)

-Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией. (Фраза.)

-Манера говорить, произносить слова (произношение.)

-Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (Слух.)

-Звучащая речь, произносимые кем-либо слова. (Голос.)

3 этап «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание - «Придумайте рифму к слову».

 Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок и т.п.

2-е задание - «Подберите к рисунку слово».

3-е задание - «Подберите слово с наибольшим количеством букв». Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.).

4-е задание - «Определите место звука в слове». Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук [л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – положите руки на пояс; если в конце – наклонитесь и положите руки на колени» (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко).

5.Рефлексия. Задание «Наполни бочонок».
Участникам предложены жетоны желтого цвета (мед), и коричневого цвета (деготь). Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мед».
- Наш мастер-класс подошёл к концу. Мы благодарим всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Нам очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Инструкция к жетонам:
· если вас заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы будете его использовать в своей работе – «добавьте ложку меда» в бочонок-положите желтый жетон.
· Вас не заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы не будете его использовать в своей работе – «добавьте ложку дегтя» в бочонок - положите жетон коричневого цвета.
Подведение итогов мастер – класса с помощью жетонов.

Существует немало технологий по развитию речи, но в нашем ДОУ педагоги  используют современную образовательную  игровую технологию «Кубики Зайцева»: методика доступная всем.

Николай Алексанрович Зайцев (1939 г.р.) - российский педагог-новатор, профессор, академик Академии творческой педагогики, создатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании".

Автор методических пособий и материалов для обучения детей чтению, письму, счету и английскому языку по авторской методике (главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева")

Кубики Зайцева – развивающее уникальное пособие.

Его цель – научить чтению маленьких детей.

Но если вы посмотрите на задачи, которые ставятся при обучении детей чтению по этой методике, то увидите, что в них задеты такие разделы как развитие слуха, мелкой и крупной моторики, работа над фонетической и фонематической стороной речи, что способствует развитию у детей ЗКР. Дети сначала изолированно пропивают песенки, пропивают их громко, тихо, медленно, быстро (развитие темпа, голосового аппарата), произношение звука длинно – коротко (постановка и укрепление речевого дыхания). Находят место в слове звуку (развитие фонетического слуха).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов МБДОУ

Ознакомление педагогов МБДОУ с новыми упражнениями и играми с мячом в летний оздоровительный период....

Мастер -класс для педагогов МБДОУ № 43 "Колокольчик" на тему " Как сделать лэпбук"

Лэпбук– сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в ко...

Мастер класс для педагогов МБДОУ г. Канска

Мастер класс для педагогов «здоровьесберегающие технологии в доу»Автор: Савченко Татьяна Рихердовна; воспитатель муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения...

Мастер класс для педагогов МБДОУ ЦРР №5 на тему «Пряничная роспись»

Мастер класс  для педагогов МБДОУ ЦРР №5 на тему «Пряничная роспись»...

Мастер-класс для педагогов МБДОУ на тему: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «...

Мастер-класс для педагогов МБДОУ №218 «Организация самостоятельной творческой деятельности детей на материале считалок»

В ДОУ, для педагогов, 12 октября 2021 года состоялся мастер-класс по теме «Организация самостоятельной творческой деятельности детей на материале считалок»  музыкального руководителя ...

Мастер-класс для педагогов МБДОУ на тему: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагог...