«Двигательный режим детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
статья (младшая группа) на тему

Гордеева Татьяна Владимировна

Современная жизнь ставит перед педагогами много проблем.  Среди которых актуальной является проблема сохранения здоровья. Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте  в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока. Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки,  плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.  Ранний дошкольный   возраст является периодом наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически, развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям. Одна из задач образовательной деятельности – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_iif_gordeeva.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Гордеева Татьяна Владимировна,  воспитатель, МДОУ – детский сад № 44   «Колокольчик», г. Серпухов ;                                                                    

Корепина  Галина Евгеньевна, воспитатель, МДОУ – детский сад № 44  «Колокольчик»,г.Серпухов

          В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления детей дошкольного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

Современная жизнь ставит перед педагогами много проблем.  Среди которых актуальной является проблема сохранения здоровья. Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте  в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока. Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки,  плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.  Ранний дошкольный   возраст является периодом наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически, развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям. Одна из задач образовательной деятельности – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». [6]

Филологи считают движения врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте. Когда формируются все основные системы и функции организма. [7]

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Познание окружающего посредством движений  наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни. [7]

Все известные психологи с древности до наших дней отмечают: движения – важное средство воспитания. [7] Сухомлинский В.А. говорил: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».    Понятие «здоровье» вмещает в себя характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности его организма и социальную активность. Здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш – в семье, в дошкольном учреждении.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам», – гласит восточная мудрость. Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста путем формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развития разнообразных двигательных и физических качеств, является главной задачей взрослых. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. [8]                           В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, для организации образовательной и оздоровительной  деятельности.        Для обеспечения двигательной активности в    группах созданы  физкультурно - оздоровительные  уголки, наполненные  современным спортивным оборудованием, пособиями и оборудованием (дорожки, массажные коврики) для профилактики плоскостопия, развития правильного физиологического дыхания, мелкой и крупной моторики, что позволяет не только решать оздоровительные задачи, но и способствует поддержанию интереса детей к занятиям.

Деятельность дошкольного учреждения, где ребенок проводит большую часть активного времени, по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна начинаться с момента поступления его в детский сад, с раннего возраста.

Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка. [8]                           

Утренняя гимнастика одна из важнейших компонентов двигательного режима детей раннего дошкольного возраста. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ,  помогают развитию правильной осанки.  Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время и в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное настроение. Зарядка ежедневно компенсирует до пяти процентов суточного  объема  двигательной активности детей. [2]                           Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.  Подвижные игры - одно из важных средств  всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Она является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. Играть - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.[3]

В режимных моментах игре отводится определенное время, но его не всегда достаточно, для того чтобы развивать физический потенциал детей в полном объёме, хотя в подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле, увертывании и так далее. Эти движения активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы организма. [5]

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.  

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Для постепенного пробуждения после дневного сна с детьми в кроватках проводится корригирующая гимнастика. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность. После гимнастики пробуждения дети босиком  ходят по массажным коврикам (коврики  бывают разного вида: с пуговицами,  пробками, коврики – пазлы, волшебные камушки( морской галькой), из каштанов с крупами ), растирание рукавичками части тела.

Инновационной формой в работе с детьми раннего возраста является «Оздоровительно-игровой час», который планируется в дошкольном образовательном учреждении ежедневно во второй половине дня. Инновационная направленность прослеживается в организации этой деятельности в соответствии с ФГОС ДО. С детьми раннего возраста помимо проведения режимных мероприятий (утренней гимнастики,   физкультуры, прогулок и пр.),   используется для целенаправленной игровой деятельности период от дневного сна до полдника. Этот  промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности.  Проводят «Оздоровительно-игровой час»   в помещении групповой комнаты в холодный период года и на участке – в теплый период года. В содержание «оздоровительного часа входят подвижные игры с оздоровительным эффектом, дыхательные, артикуляционные, пальчиковые игры   и зрительная гимнастика, логометрические упражнения, элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются  образно – игровые сюжеты.. [8]

  Таким образом, суть перехода к инновационному образованию состоит не в поиске абсолютно новых, универсальных педагогических технологий, а в изучении особенностей и способов эффективного применения традиционных средств и методов воспитания, имеющих серьезное физиологическое, гигиеническое и психолого-педагогическое обоснование. Только в этом случае инновации будут выполнять свою главную функцию – являться существенным элементом развития образования, приводящим к модификации его содержания и качества.  [1]

Большое внимание в педагогической деятельности необходимо уделять сотрудничеству с родителями воспитанников. В совместной деятельности с родителями используются следующие формы работы: мастер-классы с целью обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей; родительские конференции  с целью обсуждения вопросов сохранения и укрепления здоровья детей и обмена опытом здорового образа жизни  среди родителей; организация выпусков листовок здоровья, буклетов с целью пропаганды здорового образа жизни, использования общегигиенических правил, рационального двигательного режима, полноценного сбалансированного питания, закаливания и оптимального воздушного и температурного режима в семьях воспитанников.

Внедрение инновационных технологий – одно из важных условий для успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО,   для создания необходимой здоровьесберегающей среды, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Инновационные технологии в методической работе ДОУ:  планирование, формы работы / авт. - сост. Л.В. Шмонина, О. И. Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 215 с

2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.

3. Лялина Л.А Народные игры в детском саду:,2015 Методические рекомендации. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -96с.

5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: Центр педагогического образования, 2014.- 82с.

7. В.А. Шишкина Движение+ движения: книга для воспитателей дет. сада - М.: Просвещение, 2014.-96с.

 8.Социальная сеть работников образования     http://nsportal/ru/detskii-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГТ

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет – это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё дале...

Организация предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

рекомендации  по организации предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО....

"ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ДО"

Тема очень актуальна, т.к. доказано, что ранний возраст является сензитивным периодом для развития самостоятельности. Стремление к самостоятельности - это внутренняя потребность растущего организма р...

"Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО"

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО.В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства:-младенческого возраста,-ранне...

Создание оптимальных условий как реализации двигательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования

На здоровье ребёнка дошкольного возраста влияет множество факторов, один из них - это уровень двигательной активности. В современном мире у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень органи...