Методические рекомендации
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Шемчук Наталья Васильевна

Данный материал предназначен в помощь логопедам ДОО для написания индивидуальных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rek.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка ст. Гиагинской»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по написанию индивидуальных  образовательных  программ

( Выступление на РМО учителей-логопедов и психологов)

Учитель-логопед

Шемчук Наталья Васильевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по написанию индивидуальных  образовательных  программ

        При разработке программы педагоги испытывают трудности в написании. Данные методические рекомендации призваны помочь педагогу осмыслить свой накопленный опыт и грамотно изложить его в программе в соответствии с требованиями МО РФ.

        С внедрением ФГОС ДО для дошкольных образовательных организаций особую актуальность приобрело построение индивидуальных образовательных программ.. Наличие индивидуальных образовательных программ становится одним из основных показателей индивидуализации обучения.  

        Актуальность построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими обстоятельствами:

        Растёт число детей с ОВЗ, которые включены в обучение в общеразвивающих группах, которые требуют особого внимания педагогов и построения индивидуального сопровождения.

        Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей, специфики развития и особых индивидуальных потребностей. Эта программа разрабатывается специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем и другими специалистами).

        В ИОП раскрываются специальные образовательные условия для реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на дошкольной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), при обязательном ознакомлении их с содержанием программы

        На основе результатов диагностического обследования в ИОП описываются имеющиеся дефициты и ресурсы ребенка, планирование коррекционно-образовательной деятельности, его образовательный маршрут, ожидаемые результаты. Структура индивидуальной образовательной программы проектируется и реализуется по образовательным областям программы дошкольного воспитания.

В течение года содержание программы может видоизменяться и корректироваться в зависимости от динамики коррекционно-образовательного процесса.

Материал программы должен быть выстроен логично и взаимосвязано:

новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций центральной психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения.

        Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями , указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы;

Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток.

Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить.

        Задачи  –  пути достижения поставленной цели (реально выполнимы 3-4, максимум –5 задач). При разработке ИОП для детей с ОВЗ реализуются специальные коррекционные задачи, обусловленные диагнозом.

В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный учебный план.

Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема занятий внутри индивидуальной программы.

Содержание программы. 

Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

        

        Список литературы. 

Данный раздел можно оформить по своему  усмотрению.

1 вариант: общий список;

2 вариант: по годам обучения;

3 вариант: отдельно для педагога и для детей.

Список делается в алфавитном порядке фамилий авторов

Вывод

Итак, индивидуальная образовательная программа:

  1. Оптимизирует коррекционный процесс.
  2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ.
  3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний.
  4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы.
  5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей
  6. Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности.
  7. Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и

администрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...