Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
консультация по теме
Все ли родители догадываются, что многие способности ребенка скрыты в пальчиках его рук? Своевременное развитие мелкой моторики пальцев рук - это начало успешного полноценного развития малыша и становления его как личности .Поэтому родителям, начиная практически с рождения ребенка, необходимо развивать мелкую моторику рук малыша с помощью специальных упражнений и игр, через различные виды деятельности и организацию самообслуживания. В консультации представлены занятия, игры и упражнения, которые помогут в этом Вашему ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krupnaya_polza_melkoy_motoriki.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«Крупная польза мелкой моторики»
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача пап и мам - помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.
К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из бумажных разноцветных полос. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.
Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами).
Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.
А когда наступит лето, попросите малыша пособирать вместе с вами ягоды, прополоть грядки - это поможет потренировать мелкие мышцы рук.
Не забудьте про "пальчиковые" игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У малышей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните "Сорока, сорока, кашу варила..." или "Пальчик-мальчик, где ты был?". Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Игра "Я самый меткий"
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
- Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
- Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
- Попади мячом в баскетбольную корзину.
- Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
- Найди выход из пещеры.
- Проследи путь бабочки.
Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.
Игра "Узнай, кто я"
Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку". Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку).
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Эта методика может использоваться на собеседованиях при определении готовности детей к школьному обучению. По ходу выполнения задания обратите внимание на следующее:
- какой рукой малыш рисует (правой или левой);
- как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;
- сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить.
Игра "Буратино учится"
Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш.
- Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание.
- Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.
В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а малыш должен точно повторить ваш рисунок.
И в заключение "теппинг-тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.
Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.
Терпения и успехов вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к обучению письму!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"...
Крупная польза мелкой моторики
В настоящее время у большинства современных детей наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашней работы приходилось делать руками:...
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики".
Две значимых моторики.Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – д...
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
Мелкая моторика...
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики".
Консультация для родителей"Крупная польза мелкой моторики"....
"Крупная польза мелкой моторики"
Консультация для родителей...
Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».
Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...