"Дидактические игры в ДОУ"
статья (подготовительная группа) на тему
В данной статье раскрывается современный подход к организации дидактической игры в ДОУ, позволяющий обеспечить реализацию условий для развития игровой деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
В данной статье раскрывается современный подход к организации дидактической игры в ДОУ, позволяющий обеспечить реализацию эффективных психолого – педагогических условий для развития игровой деятельности дошкольников.
В своей работе, я постаралась показать всю важность дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования её в обучении и воспитании дошкольников. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, на занятиях, прогулке, в общении со сверстниками и взрослыми. И поэтому, моя задача дать возможность детям самостоятельно находить ответы на свои вопросы в дидактических играх.
Ключевые слова: игра, образование, ФГОС.
Цель: Изучение влияния предметно- игровой среды на развитие детей дошкольного возраста и определение педагогических условий её организации.
Задачи:
- на основе научных и психолого – педагогических источников проследить становление воззрений на предметно – развивающую и предметно – игровую среду, теоретически обосновать подходы к её организации;
- опытно – экспериментальным путём выявить воздействие предметно – игровой среды на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста;
- определить педагогические условия организации предметно – игровой среды в ДОУ;
- найти и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий организации дидактических игр с дошкольниками, влияющих на эффективность воспитательно – образовательного процесса;
- вызывать интерес у детей к дидактическим играм;
- обучать детей, используя различные игровые ситуации;
- развивать любознательность, внимание, воображение, память, наблюдательность, творческий потенциал, фантазию детей;
- воспитывать в детях стремление к новым знаниям;
- продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, коммуникативные навыки, умственные способности;
- способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться, уступчивости;
- обогатить предметно – развивающую среду группы.
Предмет исследования: Дети с 4 – 5 лет.
Объект: Дидактическая игра.
Базой исследования: МБДОУ «Детский сад №48 комбинированного вида» Советского района г. Казани.
Введение.
Основная деятельность детей это игра. В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, привыкают самостоятельно действовать, с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей их среды. Всё это в конечном счёте способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания. Л. И. Егоренков [1] .
Также, при помощи игры ребенок учится манипулировать различными предметами. У детей развиваются самостоятельность, любознательность, умение общаться с окружающими людьми, применять имеющиеся знания на практике и получать новые. Именно поэтому очень важно формировать навыки и умения детей в процессе игры. Исследования детских психологов показали, что именно в игровой деятельности ребёнок учится заменять одни предметы другими. Именно это является началом таких умственных действий, как счёт в уме, чтение про себя, использование символики и др. Т. В. Колбасина, И. П. Лобурева, Г. А. Огурцова [2]
Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Есть много формулировок дидактическим играм. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и использоваться в организованной образовательной деятельности, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, в режимных моментах. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева[ 2] .
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. С. А. Козлова, Т. А. Куликова [ 3 ]
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. [ ]
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др. [4 ]
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно – печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно – печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др.
В последнее время поиски ученых ( З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.
Любая дидактическая игра невозможна без предметно – развивающей среды.
С. Л. Новоселова утверждает: для творческого развития ребёнка необходима развивающая предметная среда и содержательное общение со взрослыми. «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Основные требования к предметной среде – её развивающий характер, возможность для ребёнка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. С. Н. Николаева [ 5 ]
Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении. Современный философский взгляд на предметно – развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познаёт самого себя, свою индивидуальность.
Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности ( А. Н. Леонтьев).
Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это – и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это – и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребности субъекта, в частности потребности в деятельности.
Таким образом, среда – поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова [ 6 ] .
С ведением новых Государственных Образовательных стандартов, изменилось отношение к дидактической игре. Сейчас обучение направлено на интересе ребенка. Во всех образовательных областях (речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие), необходимо больше внимания уделять предметно – развивающей среде.
В связи с этим были изданы « Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
В конце методической рекомендации дан перечень игр и игрушек, которыми должны быть оснащены дошкольные учреждения.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, культурно – эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде ( Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Е. И. Тихеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно – пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева.[7]
Основная часть
2.1.Работая в Дошкольной Образовательной организации, вот уже 17 лет, я пришла к выводу, что обучение и воспитание детей дошкольного возраста неразрывно связано с игрой. Так как основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.[www/maam/ru]
По мнению С. Л. Новосёловой, игровая форма обучения – ведущая ступень раннего детства.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которые представляют собой основу воспитательно – образовательной работы с детьми в детском саду.
По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребёнка.
Существует много видов дидактических игр. Рассмотрим классификацию игр по С. Л. Новосёловой:
- предметные;
-сюжетно-дидактические;
-настольно-печатные;
-словесные;
-подвижные.
В своей работе я использую вот такие дидактические игры:
- игры с предметами;
- настольно-печатные;
- словесные.
1.Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, т.к. они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними:
«Найди, о чем расскажу».
В. А. Дрязгунова [8]
Цель: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
«Где спряталась матрёшка».
Цель: Найти предметы по перечисленным признакам.
В. А. Дрязгунова [8] и др.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. С.А. Козлова[329с ]. Настольно-печатные игры, также как игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной работы
Настольно-печатные игры-это особая категория игр, которые требуют от участников внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности. Т. В. Колбасина, И. П. Лобурева, Г. А. Огурцова [2]
«Снеговики»
Цель: Развивать внимание и наблюдательность у детей.
А. А. Столяр [9];
«Разговор по телефону»
Цель: Развивать у детей пространственные представления.
А. А. Столяр[9];
«Большой - маленький»
Цель: Формировать представления детей о свойствах предметов по величине: большой, маленький; умение сравнивать предметы по размеру (большой, маленький).
Т. И. Петрова, Е. С. Петрова [10] и др.
3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.
Словесные игры, проводимые в детском саду, направлены, прежде всего, на развитие речи детей. В возрасте 2-3 лет малыши уже способны не только понять то, что им говорят окружающие, но и самостоятельно выражать собственную мысль. Именно во время такой игры у ребят проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Т. В. Колбасина, И. П. Лобурева, Г. А. Огурцова [2]
«Какой? Какое?»
Цель: Учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
Т. И. Петрова, Е. С. Петрова [75стр.];
«Назови ласково»
Цель: Учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Т. И. Петрова, Е. С. Петрова [75стр. ];
«Скажи правильно»
Цель: Формировать способность детей употреблять в речи прилагательные, обозначающие названия материалов.
Т. И. Петрова, Е. С. Петрова [85стр. ] и др.
2.2. В начале 2016-2017 учебного года, я поставила перед собой задачу: Выявления влияния дидактических игр на всестороннее развитие детей. Для этого провела эксперимент, взяла компенсирующую группу из 10 человек и группу экспериментальную из 10 человек. В контролирующей группе я ничего не меняла, а в экспериментальной группе я использовала дидактических игр больше: в режимных моментах, на прогулке.
В результате чего дети, в контролирующей группе, остались на прежнем уровне, а в экспериментальной группе на 40% увеличились знания детей.
Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Найти предметы по перечисленным признакам.
Развивать внимание и наблюдательность у детей.
Развивать у детей пространственные представления.
Формировать представления детей о свойствах предметов по величине: большой, маленький; умение сравнивать предметы по размеру (большой, маленький).
Учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
Учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Формировать способность детей употреблять в речи прилагательные, обозначающие названия материалов.
Заключение
Воспитание ребенка – это довольно тяжелый труд, который требует от педагога и родителей больших усилий, много терпения и времени. Но это необходимо для самого малыша, так как именно в раннем возрасте формируются основные физические и нравственные качества ребенка, а также его характер.
И если родители и воспитатели будут вкладывать в воспитание детей всю душу, то они обязательно увидят плоды своих стараний в виде благодарности и хорошего к ним отношения со стороны детей.
Непросто сегодня педагогу увлечь ребенка на занятии, чтобы донести до его сознания те или иные знания. Результат продуктивнее там, где эти знания подаются не скучной и угрожающей моралью, а доброй беседой, игрой. Дети мыслят образами. Они уже умеют делать выводы. П. П. Дзюба[12]
Игра, а именно дидактическая игра окажет огромную роль в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра, выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности.
Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребёнком.
В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
Список литературы:
1. Л. И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» М. 2001г. 76с.
2. Т. В. Колбасина, И. П. Лобурева, Г. А. Огурцова «Умные игры для умных деток», Ростов-на-Дону, 2010 17с. 134с. 367с.377с.[2]
3. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения», М. «Просвещение» 1991г.4-7с.
4. С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная Педагогика», М.2001г. 322- 335с.
5. Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др. под редакцией С. Л. Новоселовой.«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», М. «Просвещение»1985 с.5
6. С. Н. Николаева «Теория и методика экологического образования детей», М.2002г. 115-124с.
7. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», М.2011г. 3-23с.
8. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева. Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы»209с.
9. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», М.1981г. 18-20стр.
10. А. А. Столяр «Давайте поиграем», М. «Просвещение» 1991г. 6-9с.
11. Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М.2003г. 75, 85,108с.
12. П. П. Дзюба «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» Ростов-на-Дону, 2008, 4с.247с.
13.www/maam/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...