«Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
Консультация
«Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Воспитатель: Байкина Л.В.
2018 г.
Актуальность темы: Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти индивидуальное решение вопросов, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного мышления является театрализованная деятельность.
Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, стремления к самовыражению и оригинальности. Театрализованная деятельность способствует укреплению дружеских отношений между детьми.
Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умения находить свое собственное решение, умения отстаивать свою точку зрения, импровизировать, способности к выразительному движению, целеустремленности, способности доводить начатое дело до конца, умения продолжать работу, несмотря на сложности и неудачи, умения решать творческие задачи.
Волшебство театра позволяет детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и побудить их индивидуальные творческие способности: танцевальные, актерские, музыкальные, живописные, поэтические и т.д.
Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализованной деятельности в ДОУ необходимо решать ряд задач:
- Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
- Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
- Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
- Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
- Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.
Принципы работы над развитием креативных способностей детей:
- Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
- Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
- Уважение мнения ребенка, его личной позиции;
- Активная игровая деятельность дошкольников.
Начинать развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности рекомендуется с организации специальных игр с детьми, направленных на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции. Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно комплексно-тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения оргмоментов, физкультминуток, т.е. во всех формах педагогического процесса.
Творческие игры упражнения
Игры-имитации
- Имитация действий, эмоций людей, сказочных персонажей, животных, особенностей поведения. Например, храбрый петушок, неуклюжий медведь, грустный зайчик, хитрая лиса, радостный медвежонок. Дети в процессе изображения разных персонажей учатся азам перевоплощения.
Творческие игровые ситуации
"Веселая рыбалка", "День рождения у мишки", "Играют зайки на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет поймать их всех", "Цирк зверей".
Игры-импровизации под музыку ("Снежинки медленно падают или кружатся в снежном вихре", "Разноцветные бабочки порхают с цветка на цветок"). Дети с радостью создают образы согласно темпу и настроению музыки.
Этюды-импровизации
"Надо съесть кашу, которая не нравится", "ученый-изобретатель машины времени", "инопланетянин в детском саду" и т.д.
Театральные этюды по изображению сказочных персонажей
Мини-постановки по текстам авторских стихов, потешек.
В процессе организации таких игр-упражнений нужно обращать внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности: темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление). Детям помогают перевоплотиться в образ элементы костюмов, декораций, которые они выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок проявляет характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Когда ребенок говорит от имени определенного лица, то он быстрее раскрепощается, общается с партнером по этюду или игре. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества.
Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений
Следующий этап развития творческих способностей личности - нужно переходить к инсценировке фрагментов авторских и русских народных сказок ("Теремок", "Колобок", "Как цыпленок голос искал" и т.п.).
Нужно проигрывать фрагменты сказок с разными детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний.
Дети на этом этапе начинают ярче проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Здесь задача усложнена проигрыванием роли без слов, являющихся мощным выразительным средством, но зато он может проявлять свои способности движениями, опираясь на музыку.
Инсценировка детских песен
"Лев и брадобрей", "Три поросенка", "Лягушки" и т.д. Движениями и пластикой тела дети передают эмоциональный окрас песен.
В результате применения подобных игр дети приобретают большую уверенность, а их движения - гибкость, выразительность и подвижность.
Творческие способности детей развиваются также благодаря их участию в подборе необходимых костюмов для героев, атрибутов для игры. А иногда дети участвуют и в изготовлении атрибутов, костюмов и расстановке декораций.
Дети самостоятельно разыгрывают небольшие сценки и представления, используя пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр и т.д.
Чтобы театрализованные игры были эффективны для развития творчества детей, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду: костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей, т.е. такие костюмы, которые можно использовать в разных вариантах;
Театральные ширмы и разные атрибуты для игр по разным сюжетам, декорации, наличие разных видов театров и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, где дети могут готовить все необходимое для своих творческих игр, осуществлять свое видение оформления инсценировки или спектакля.
Развитие творческих способностей детей в ходе постановки спектакля
Условия:
- Свободный выбор деятельности, методов осуществления личного замысла;
- Формирование атмосферы эмоционального комфорта личности для ребенка;
- Обогащение предметно-развивающей среды, ее насыщенность, разнообразие;
- Создание воспитателем положительной мотивации, поддержка творческих начинаний дошкольника, отсутствие критики.
Дети при подготовке к показу спектакля получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.
В спектакле должны играть все дети из группы. Сначала эта роль будет незначительной, маленький, но она доставит ребенку невероятную радость от участия в коллективном творчестве и будет способствовать обогащать личный опыт ребенка, поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе и робость.
Дети с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для спектакля, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты.
Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях.
Самореализация творческих способностей, самовыражения личности
- Импровизация в процессе инсценировки, театрализованной игры.
- Сочинение сказки на базе сюжетов, произведений.
- Введение новых персонажей в существующую сказку, создание новых проблемных персонажей.
- Заимствование героев из одной сказки в другой.
- Придумывание продолжения сказки или изменение ее концовки.
- Постановка придуманной сказки.
- Самостоятельное изготовление декораций, кукол для театра на базе личного замысла.
Проектная деятельность детей по теме театра - коллективные и индивидуальные исследовательско-творческие проекты
Формирование ситуации для поиска, свободы и раскованности, которая стимулирует фантазию детей, позволяет импровизировать. В процессе таких игр уместны любые самостоятельно выдвинутые идеи, нестандартные предложения и решения.
Дети могут изменить начало или концовку известной сказки, мультфильма, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей.
В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли.
Сказки, придуманные детьми, могут лечь в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети будут играть особенно эмоционально и непосредственно.
Результат - формирование креативных качеств личности и креативного мышления:
- Отсутствие стереотипов в мышлении - оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;
- Способность создавать большое разнообразие замыслов;
- Творческое воссоздающее воображение;
- Способность ассоциировать неоднородные понятия;
- Мобилизация генерации идей;
- Творческое воображение;
- Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;
- Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.
Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности
Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти ...
Консультация для педагогов "Развитие креативного потенциала дошкольника посредством театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей "Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Консультация для воспитателей...
Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности
АктуальностьОдна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, спос...
Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности
Принципы работы над развитием креативных способностей детей:Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка...
Консультация для воспитателей: "Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности".
В данной статье рассказывается о том, как с помощью театрализованной деятельности развиваются творческие способности у детей, развивается речь детей и социально-коммуникативные способности....
Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности
Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности...