Консультация для педагогов и родителей: «Что нам делать с непоседой или, какой он, гиперактивный ребенок»
консультация на тему
В консультации подрбно раскрыто понятия "синдром дефицита внимания и гиперактивности, раскрыты его основные характеристики, критерии, проявления на разных возрастных этапах, определены причины и провоцирующие факторы данного расстройства, и рекомендованы методы коррекции в работе с детьми, страдающими СДВГ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_ped_i_rod_chto_nam_del_s_nep_ili_kak_on_giper_reb.docx | 75.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей: «Что нам делать с непоседой или, какой он, гиперактивный ребенок»
Подготовил педагог-психолог Медведева Е.В.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо – поведенческое расстройство развития, которое наиболее ярко выражается в детском возрасте. Нейропсихологические механизмы СДВГ рассматриваются с позиций недостаточной сформированности управляющих функций, обеспечиваемых префронтальными отделами мозга. В основе синдрома лежат нейробиологичесие факторы.
Обязательные характеристики СДВГ:
- продолжительность – симптомы отмечаются на протяжении менее 6 мес;
- постоянство – распространение на все сферы жизни: нарушение адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
- выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;
- исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.
Критерии СДВГ (симптомокомплексы):
Сверхактивность Импульсивность Невнимательность
(гиперактивность) требуется не менее (дефицит внимания)
требуется не менее 1 признака требуется не менее
3 признаков 6 признаков
- Признаки невнимательности (дефицита внимания). Требуется не менее 6 признаков:
- часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
- часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
- часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
- ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать работу, повседневные дела (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
- часто нарушена организация заданий и деятельности;
- часто избегает или очень не любит заданий, таких как работа, требующая постоянных умственных усилий;
- часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки;
- часто легко отвлекается на внешние стимулы;
- часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
- Признаки сверхактивности (гиперактивности). Требуется не менее 3 признаков:
- часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
- покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
- часто начинает бегать или карабкаться куда-то, когда это является неуместным;
- часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
- обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуации и требования.
- Импульсивность. Требуется не менее 1 признака.
- часто выпаливает ответы до того как завершены вопросы;
- часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
- часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры, или игры других людей)
- часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
Проявления СДВГ на разных возрастных этапах:
В период новорожденности:
- повышенная нервно-рефлекторная возбудимость с частыми срыгиваниями и тремором подбородка и рук;
- повышенное внутричерепное давление;
- изменение мышечного тонуса (гипертонус).
От года до трех лет:
- возбудимость;
- двигательное беспокойство;
- нарушение сна и аппетита;
- малая прибавка в весе;
- отставание в психоречевом и моторном развитии;
- задержка в формировании навыков опрятности.
В 3 года:
- моторная неловкость;
- повышенная отвдекаемость;
- импульсивность;
- упрямство и негативизм;
- энурез и энкопрез;
- отставание в психоречевом развитии.
Дошкольный возраст от трех до семи лет:
- находится в постоянном движении;
- не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течении даже непродолжительного времени;
- слишком болтлив и задает чрезмерно число вопросов;
- ребенок действует, не подумав;
- не может дожидаться своей очереди;
- не ощущает ограничений в межличностном общении;
- вмешивается в разговоры и часто перебивает других;
- крайне нетерпелив, спорит, шумит;
- импульсивность может сопровождаться «бесстрашием»;
- дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки;
- непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность;
- отстают от сверстников в развитии речи.
Причины и провоцирующие факторы:
- Генетические:
- к числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ, относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и норадреналина;
- Заболевания в раннем детстве:
- травмы и инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные в раннем детстве.
- Ранние органические повреждения во время беременности и родах:
- нарушение течения беременности;
- нарушения родов;
- патология периода новорожденных;
- употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курения.
- Влияние неблагоприятных факторов внешней среды:
- нейротоксиканты из группы тяжелых металлов: свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля;
- дефицита цинка, йода, железа.
- Нейропсихологические механизы:
- рассматриваются с позиций нарушений (незрелости) функций лобных долей головного мозга, прежде всего – префронтальной области.
- Пищевые факторы и несбалансированное питание:
- недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов;
- недостаточность пище витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот;
- дефицит магния;
- нарушение метаболизма глюкозы;
- пищевые аллергии.
- Психосоциальные:
- воспитание в неполной семье;
- повторный брак;
- различные подходы к воспитанию;
- искажения в воспитательных методах и приемах;
- алкоголизм, наркомания у родителей.
Методы коррекции
- Родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку. Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
- Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.
- Общаться с ребенком необходимо мягко и спокойно. Так как гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям.
- Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.
- Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными и продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.
- Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.). Вырабатывайте у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад.
- Повторяйте свою просьбу одними и теме же словами несколько раз.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Лучше общаться с ребенком в позиции «глаза в глаза» с обязательным прикосновением.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания.
- Проводите досуг всей семьей.
- Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
- Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
- По мере утомления делайте кратковременные перерывы для отдыха.
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.
- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит снижению самоконтроля и нарастания гиперактивности.
- Оградить ребенка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ.
- Стоит ограничить время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
- Следует избегать большого количества кружков, секций, факультативов, т.к. завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости, капризам и отказам от учебы вовсе.
- Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показаны: плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.
- Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
- Чаще хвалить его за успехи и достижения даже самые не значительные.
- Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.
- Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности.
- Не давайте одновременно несколько указаний. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10–ти слов.
- Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников),
- холдинг, или простое удержание в «железных объятиях».
- Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.
Гиперактивность как фактор риска.В современном мире большие масштабы приобрела проблема дошкольного синдрома дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Именно это заболевание является частой причиной...
Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.
Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».
В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания ...
Ребенок - левша. Что делать? Консультация для педагогов и родителей.
Левый не значит плохой. Действительно, леворукость - порок или достоинство? Попробуем в этом разобраться....
Консультация для педагогов и родителей ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Консультация для педагогов и родителей ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ...
Консультация для педагогов и родителей "Портрет гиперактивного ребенка"
Материал дает представление об особенностях детей с СДВГ, дает представление о различных проявлениях данного нарушения....
Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»
Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...