Консультация для педагогов и родителей: «Что нам делать с непоседой или, какой он, гиперактивный ребенок»
консультация на тему

В консультации подрбно раскрыто понятия "синдром дефицита внимания и гиперактивности, раскрыты его основные характеристики, критерии, проявления на разных возрастных этапах, определены причины и провоцирующие факторы данного расстройства, и рекомендованы методы коррекции в работе с детьми, страдающими СДВГ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей: «Что нам делать с непоседой или, какой он, гиперактивный ребенок»

Подготовил педагог-психолог Медведева Е.В.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо – поведенческое расстройство развития, которое наиболее ярко выражается в детском возрасте. Нейропсихологические механизмы СДВГ рассматриваются с позиций недостаточной сформированности управляющих функций, обеспечиваемых префронтальными отделами мозга. В основе синдрома лежат нейробиологичесие факторы. C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\full.jpg

Обязательные характеристики СДВГ:

  • продолжительность – симптомы отмечаются на протяжении менее 6 мес;
  • постоянство – распространение на все сферы жизни: нарушение адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
  • выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;
  • исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.

Критерии СДВГ (симптомокомплексы):

                               Сверхактивность      Импульсивность         Невнимательность

                              (гиперактивность)       требуется не менее       (дефицит внимания)

                             требуется не менее        1 признака                    требуется не менее

                                3 признаков                                                          6 признаков

  1. Признаки невнимательности (дефицита внимания). Требуется не менее 6 признаков:
  • часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
  • часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
  • часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
  • ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать работу, повседневные дела (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
  • часто нарушена организация заданий и деятельности;
  • часто избегает или очень не любит заданий, таких как работа, требующая постоянных умственных усилий;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки;
  • часто легко отвлекается на внешние стимулы;
  • часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
  1. Признаки сверхактивности (гиперактивности). Требуется не менее 3 признаков:
  • часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
  • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
  • часто начинает бегать или карабкаться куда-то, когда это является неуместным;
  • часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
  • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуации и требования.
  1. Импульсивность. Требуется не менее 1 признака.
  • часто выпаливает ответы до того как завершены вопросы;
  • часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
  • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры, или игры других людей)
  • часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Проявления СДВГ на разных возрастных этапах:

В период новорожденности:

  • повышенная нервно-рефлекторная возбудимость с частыми срыгиваниями и тремором подбородка и рук;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • изменение мышечного тонуса (гипертонус).

От года до трех лет:

  • возбудимость;
  • двигательное беспокойство;
  • нарушение сна и аппетита;
  • малая прибавка в весе;
  • отставание в психоречевом и моторном развитии;
  • задержка в формировании навыков опрятности.

В 3 года:

  • моторная неловкость;
  • повышенная отвдекаемость;
  • импульсивность;
  • упрямство и негативизм;
  • энурез и энкопрез;
  • отставание в психоречевом развитии.

Дошкольный возраст от трех до семи лет:

  • находится в постоянном движении;
  • не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течении даже непродолжительного времени;
  • слишком болтлив и задает чрезмерно число вопросов;
  • ребенок действует, не подумав;
  • не может дожидаться своей очереди;
  • не ощущает ограничений в межличностном общении;
  • вмешивается в разговоры и часто перебивает других;
  • крайне нетерпелив, спорит, шумит;
  • импульсивность может сопровождаться «бесстрашием»;
  • дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки;
  • непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность;
  • отстают от сверстников в развитии речи.

Причины и провоцирующие факторы:

  1. Генетические:
  • к числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ, относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и норадреналина;
  1. Заболевания в раннем детстве:
  • травмы и инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные в раннем детстве.
  1. Ранние органические повреждения во время беременности и родах:
  • нарушение течения беременности;
  • нарушения родов;
  • патология периода новорожденных;
  • употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курения.
  1. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды:
  • нейротоксиканты из группы тяжелых металлов: свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля;
  • дефицита цинка, йода, железа.
  1. Нейропсихологические механизы:
  • рассматриваются с позиций нарушений (незрелости) функций лобных долей головного мозга, прежде всего – префронтальной области.
  1. Пищевые факторы и несбалансированное питание:
  • недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов;
  • недостаточность пище витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот;
  • дефицит магния;
  • нарушение метаболизма глюкозы;
  • пищевые аллергии.
  1. Психосоциальные:
  • воспитание в неполной семье;
  • повторный брак;
  • различные подходы к воспитанию;
  • искажения в воспитательных методах и приемах;
  • алкоголизм, наркомания у родителей.

Методы коррекции

  1. Родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку. Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
  2. Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.
  3. Общаться с ребенком необходимо мягко и спокойно. Так как гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям.
  4. Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.
  5. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными и продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.
  6. Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.). Вырабатывайте у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад.
  7. Повторяйте свою просьбу одними и теме же словами несколько раз.
  8. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Лучше общаться с ребенком в позиции «глаза в глаза» с обязательным прикосновением.
  9. Уделяйте ребенку достаточно внимания.
  10. Проводите досуг всей семьей.
  11. Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
  12. Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  13. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
  14. По мере утомления делайте кратковременные перерывы для отдыха.
  15. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.
  16. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит  снижению самоконтроля и нарастания гиперактивности.
  17. Оградить ребенка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ.
  18. Стоит ограничить время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
  19. Следует избегать большого количества кружков, секций, факультативов, т.к. завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости, капризам и отказам от учебы вовсе.
  20. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показаны: плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.
  21. Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  22. Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
  23. Чаще хвалить его за успехи и достижения даже самые не значительные.
  24. Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.
  25. Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности.
  26. Не давайте одновременно несколько указаний. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10–ти слов.
  27. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников),
  • холдинг, или простое удержание в «железных объятиях».
  1. Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.

Гиперактивность как фактор риска.В современном мире большие масштабы приобрела проблема дошкольного синдрома дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Именно это заболевание является частой причиной...

Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.

Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».

В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания ...

Ребенок - левша. Что делать? Консультация для педагогов и родителей.

Левый не значит плохой. Действительно, леворукость - порок или достоинство? Попробуем в этом разобраться....

Консультация для педагогов и родителей ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Консультация для педагогов и родителей    ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ...

Консультация для педагогов и родителей "Портрет гиперактивного ребенка"

Материал дает представление об особенностях детей с СДВГ, дает представление о различных проявлениях  данного нарушения....

Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»

Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...