Интеллектуальный тренинг для детей подготовительной группы "Проделки колдуна"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Паршина Наталья Аркадьевна

стимулирование интелектуального потенцеала детей по средствам обучения игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.24.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей

дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа - детский сад № 1»

г. Воркуты

 

«Ичöт школа –1 № - а видзанiн»

школаöдзса да ичöт класса челядьлы

велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

Интеллектуальный тренинг

для детей подготовительной группы

"Проделки колдуна"

Составитель:

Паршина

Наталья Аркадьевна

Место проведения: МБДОУ "Детский сад

№35 "Метелица" г.Воркуты

Воркута

2017

Цель тренинга:  стимулирование интеллектуального потенциала детей по средствам обучения игре в шахматы

Задачи:  

1. Познакомить детей с особенностями «шахматного королевства», некоторыми терминами, используемые в шахматах: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ.

2. Развивать внимание, память,  речь, логическое мышление, умение решать проблемные ситуации, умение ориентироваться в пространстве.

3. Воспитывать уверенность в своих силах, желание познавать новое, чувство товарищества, коллективизма.

Воспитатель сидит за столом и играет с куклой в шахматы.

- Маша, посмотри, мы с тобой заигрались и не заметили, что к нам гости пришли.

- Здравствуйте, мои дорогие друзья. Меня зовут Наталья Аркадьевна и я очень рада вас всех сегодня видеть. Давайте возьмемся за руки! Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подарите свое приветствие только глазами.

- Ребята, а вам знакома игра, в которую мы играли с Машей.

- Правильно, это игра шахматы.  Вы что-нибудь слышали о ней?

- Шахматы – это не просто игра, это небольшое  сказочное королевство, в котором есть свой король, королева и целая армия солдат. В этом королевстве постоянно происходят сражения.  Я приглашаю вас заглянуть в это королевство. Внимание на экран.

Слайд «Мультфильм»

- А  вы знаете, почему шахматы называются шахматами?

- Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю». Короля охраняет целая армия, но если противник прокричал «Шах – мат», то сражение проиграно.

- Я предлагаю вам выбрать картинку с предметом, который необходим для игры в шахматы. (Дети выбирают картинку) – а теперь переверните карточку, если вы увидели улыбающийся смайлик, то карточку вы выбрали правильно. (Если ребенок взял карточку без смайлика, то сказать ему, но ничего страшного, мы тебе сейчас поможем).

­ Правильно для игры нужны фигуры и доски, но даже имея все это, мы не сможем играть, не зная правил.

- А сейчас запомните первое правило:  в шахматы  играют  два игрока, поэтому выберите себе пару и проходите за столы.

- Внимание на экран, перед вами шахматное королевство. Оно расположено на этом поле. Кто знает, как оно называется? Шахматная доска

- Эта доска хранит массу тайн и загадок, а каких я сейчас вам расскажу.

- Что вы видите на доске?  (Клетки, цифры, буквы)

- Одинаковые ли эти клетки?

- Чем они отличаются? Чем похожи?

- Вы правы по размеру клетки действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются  друг от друга - белые и черные клетки

- Кто знает, как  называются эти клетки?

- В шахматном королевстве есть свой язык и эти клетки называются полями. Светлые клетки – это белые поля. А темные клетки как называются? Правильно, темные клетки – это черные поля

-  Второе правило игры - перед  игрой шахматную доску надо положить на стол так, чтобы  в правом нижнем углу было белое поле.

- Закройте глаза. Откройте и скажите, правильно ли расположена доска? слайд, где шахматная доска расположена неправильно (2 раза)

- Почему?

Слайд, где шахматная доска расположена правильно.

- У нас есть королевство, но что-то я не вижу в нем жителей, куда они все исчезли?

Слайд со звуком:

В шахматное королевство пробрался колдун. Он превратился в одну из фигур  и заколдовал нас – сделал  всех  невидимыми. Скоро начнется сражение, а мы не можем защитить своего короля.  Помогите нам!

- Ребята,  поможем  расколдовать шахматные фигуры? Давайте дружно скажем: "Мы готовы!!!"

Голос: Вот и первое задание. Вашей паре необходимо сложить шахматную доску из частей, чтобы  расколдовать часть армии.

- Это задание находится в конверте. Ключ от конверта лежит на вашем столе. Вместе с другом рассмотрите ключ, запомните его, подойдите к столу и выберите конверт с изображением вашего ключа. А затем вернитесь на свое место , что бы собрать шахматную доску.

Слайд.

- Внимание на экран, проверьте правильность выполнения задания.

Слайд. 

- Ура, у нас все получилось, мы освободили часть шахматной армии. Но это еще не все фигуры. Мы готовы продолжать?

Мы готовы!

Голос: Пройдите по улицам Шахматного королевства, на одном из переулков  вас будет ожидать фигура, которой нужно помочь.

- Ребята, вы знаете, какие есть улицы в шахматном королевстве.

- Не зная улиц и переулков шахматного королевства,  мы не сможем выполнить следующее задание. Давайте подойдем к большой шахматной доске.

-  В шахматном королевстве свои улицы. Как вы думаете, как называется эта улица? Эта улица называется горизонталь.

 - Посмотрите,  они проходят справа налево или слева направо. Какой транспорт сможет проехать по этой улице (автомобиль)

Воспитатель прикрепляет к указке силуэт машинки и двигается по горизонтальным линиям.

-  Кто попробует проехаться по ним?

- Сколько горизонтальных улиц в шахматном королевстве? (8)

- А улица, которая проходит снизу и сверху вниз называется…?.

- Как вы думаете, на каком транспорте можно взлететь вверх по вертикальным линиям?

Воспитатель прикрепляет к указке ракету и двигается по вертикальным линиям шахматной доски.

- Кто попробует  пролететь по этим улицам?  

- Сосчитайте, сколько вертикальных улиц? (8)

- Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, они проходят наискосок и всегда одного цвета.

- Кто знает, как они называются?

- Они называются Диагоналями

- Как вы думаете, какой транспорт передвигается по диагональной линии?

- Возможно, это самолет и прикрепляет к указке силуэт самолета.

- Кто сможет показать самую длинную, черную диагональ. Сколько в ней полей?

- Кто покажет самую длинную белую диагональ.

- А какая диагональ самая короткая? Кто ее покажет?  Сколько  полей  в этой диагонали? (два)

- Ну, а теперь, зная улицы и переулки, мы сможем выполнить задание злого колдуна.

- Вы готовы?  - Мы готовы!

Голос: Слушайте следующее задание. Вам необходимо выбрать картинку с  любым   видом транспорта  и объединиться в 3 команды.

_ Давайте подойдем к напольной шахматной доске. Обратите внимание, правильно она лежит? А как вы узнали?

- Давайте вспомним, как называется улица, по которой едут автомобили? Взлетают ракеты? Самолеты? По моему сигналу каждая команда должна выложить на одной своей улице определенные предметы. Команда автомобилей выкладывает на своей улице колеса, команда ракет - конусы, команда самолетов - кубики. Предметы расположены здесь. Если выложим правильно, то сможем расколдовать ещё часть шахматной армии. Готовы? Начали

(музыка)

- Внимание на экран. Мы  смогли расколдовать другие фигуры?

Слайд с выставленными слонами.

- Вы отлично справились с этим сложным заданием, у нас получилось, но это еще не вся армия. Видите пустые еще два поля.  У нас нет главного – короля!

- Мы готовы к выполнению следующего задания? _ Мы готовы!

Голос: Осталось последнее задание, мы скоро станем свободны. Но будьте внимательны, для выполнения этого задания вам необходимо стать одной командой.

Слайд

- Внимание на экран. Сколько фигур изображено? (5)

- Сейчас если вы внимательно будете слушать, то сможете узнать, под какой фигурой спрятался колдун.

- Подойдите к мольберту. На схеме-подсказке эта фигура не черная, не маленькая, она не имеет круглой формы и не похожа на  трапецию. Подумайте, обсудите все вместе, посоветуйтесь и назовите ее номер.

Слайд

- Все шахматное королевство спасено и  мы  живы и здоровы, спасибо вам, ребята.  

- Давайте своими успехами обрадуем Машу. Что у нас сегодня получилось? Расскажите, что нового вы узнали? (после ответов детей). Я сегодня узнала, что вы очень любознательные и умные дети. Вам захотелось научиться играть в эту игру? Эти шахматы я и Маша дарим вам и ребятам вашей группы. Я надеюсь, что сегодня вы расскажите своим друзьям и родителям об этой удивительной игре. Спасибо вам и до свидания. До следующих встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы

Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети  - будущее России"...

Конспект интегрированной НОД на тему: «Проделки злого колдуна» для детей подготовительной группы

Конспект интегрированной НОД на тему: «Проделки злого колдуна» для детей подготовительной группы...

Интеллектуальная готовность детей подготовительной группы к обучению в школе

В статье описывается особенности интеллектуальной готовности детей подготовительной группы к школе...