Игры, направленные на повышение социально-эмоциональной компетентности дошкольников
картотека на тему

Шапортова Ольга Михайловна

Проблема эмоций была актуальна на протяжении всей истории чело­вечества. Эмоции являются главным механизмом взаимодействия между людьми, сопровождая практически любые проявления человека, как субъекта, активно творящего себя и свой мир вокруг.Для дошкольника характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его эмоции быстро возникают и также быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами, т.е. произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, направленные на повышение социально-эмоциональной компетентности дошкольников

        


Формирование знаний о базовых эмоциях у дошкольников

(младший дошкольный возраст)

Анализ теоретических источников показал, что попытка классифицировать эмоции привела к выделению базовых эмоций как особого вида. Некоторые авторы считают, что существует ряд эмоций, которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных   континентах.   Данные   эмоции   обеспечиваются врожденными нейронными программами и получили название фундаментальные эмоций (или первичных, базисных, базовых, основных) - внутреннее согласованных, адаптивных паттернов чувств, физиологических состояний, экспрессивных реакций и поведения, являющихся результатом естественного отбора.

Количество эмоций, которые следуют считать базовыми, у разных авторов неодинаково. В одном из подходов таких эмоций только две: боль и удовольствие; в другом шесть: удивление, гнев, печаль, радость, страх и спокойствие; другие авторы предлагают включать в этот список от восьми до восемнадцати эмоций, и среди них такие, как стыд, вина, заносчивость и индифферентность.

Нет единого мнения и по вопросу о том, что делает эмоцию базовой. К. Изард полагает, что базовая эмоция напрямую должна соотносится с какими-то нервными процессами; она влечёт за собой отчётливое и специфическое переживание, которое осознаётся человеком; оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации; возникла в результате эволюционно-биологических процессов.

Итак, базовая эмоция проявляется при помощи выразительной мимики, влечет за собой отчетливое переживание, осознаваемое человеком, организует, мотивирует человека, способствуя его адаптации в окружающем мире. Знание базовых эмоций - основа при построении человеком взаимодействия.

В пособии представлен комплекс заданий и игр, способствующих повышению знаний о базовых эмоциях у дошкольников.

Задание «Домики»

Цель: развитие умения узнавать эмоции

Оборудование: карточки с заданиями по количеству детей в группе (приложение 1)

Инструкция к выполнению:

Педагог раздает детям листки с изображением дорог и домиков. На дорожках находятся разные эмоции, которые ведут к разным домикам. Надо найти домик, в котором живет зайчик, и провести дорожку карандашом от начала до конца пути. Есть подсказка - письмо, где изображено, от какой эмоции надо начинать путь, какие эмоции, в каком порядке встретятся на пути и какая эмоция расположена возле заячьего домика. Идет выполнение задания.

Задание «Три героя»

Цель: развитие умения графически изображать героев с эмоциями радости, удивления, интереса, грусти, гнева или страха

Оборудование: карточки с изображением трех базовых эмоций, вложенные в мультифоры и маркеры на водной основе по числу детей в группе (приложение 2)

Инструкция к выполнению:

Дети маркером обводят на карточках изображения трех героев с изображением трех базовых эмоций и пробуют рядом на пустом месте карточки нарисовать таких же.

Задание «Счастливый домик». Рисунок

Цель: актуализация эмоции радости, внутренних побуждений при помощи изобразительных средств

Оборудование: бумажные круги и наборы цветных карандашей по количеству детей в группе

Инструкция к выполнению:

Педагог предлагает детям нарисовать домик для зайчика, где бы ему было радостно, счастливо. Сначала идет обсуждение, каким должен быть дом (изображение, цвет, дополнительные постройки), затем дети рисуют. В конце идет просмотр рисунков, обсуждение.

 Игра «Радость»

Цель: развитие умения узнавать эмоцию радости

Оборудование: пиктограммы с изображением эмоции радости по числу детей в группе (приложение 2)

Ход игры:

Педагог показывает детям гостя занятия - их знакомого Винни Пуха, просит отгадать, с каким настроением он пришел к ним из леса. Отгадку они узнают из стихотворения. Читается стихотворение М. Карема «Радость» в переводе В.Д. Берестова, педагог сопровождает чтение жестами, выразительной интонацией, мимикой.

Радость пробежала по дорожке.

Радость распахнула все окошки.

Радуется клен, что он силен, -

Радугу на ветках держит он.

Рады зайцы, что спугнули волка.

Новым шишкам радуется елка.

Разбудите дети всех людей!

Радость запрягает лошадей.

Надевайте лучшие одежки, -

Радость распахнула все окошки!

Дети отгадывают. Педагог спрашивает, почему Винни Пух пришел радостный, помогает детям прийти к выводу, что гость принес настроение в подарок. Каждый ребенок получает пиктограмму эмоции радости от гостя.

Здание «Нарисуй настроение»

Цель: развитие умения понимать и изображать эмоции героев в зависимости от ситуации, в которой они находятся

Оборудование: карточки с изображением людей, сказочных героев без прорисованного лица в разных ситуациях (приложение 3)

Инструкция к выполнению:

Педагог просит дорисовать героям лицо с проявлением эмоции в зависимости от ситуации, в которой они находятся.

Задание «Веселый букет»

Цель: развитие умения изображать эмоции графически

Оборудование: карточки с изображением букета цветов, имеющих пустую серединку (приложение 4)

Инструкция к выполнению:

Дети получают задания - дорисовать эмоции на цветах, собранных в букет.  Ребята могут представить, что они - цветы, рядом их родные, близкие. Можно дорисовать цветы в букете. Педагог предлагает рассказать, какие эмоции они изобразили и почему.

Игра «Кувшинчик радости»

Цель: актуализация эмоции радости, понимание причин ее возникновения

Оборудование: красивый кувшин

 Ход игры:

Педагог показывает детям кувшин, говорит, что он не простой, а волшебный. Сейчас он легкий, его надо наполнить радостными моментами весны, подумать, что может обрадовать человека весной. Дети высказываются, педагог жестами показывает, что он «наполняет» кувшин, и он делается все тяжелей.

Задание «Моя мечта». Рисунок

Цель актуализация эмоций, внутренних побуждений при помощи изобразительных средств

Оборудование: бумажные круги и наборы цветных карандашей по количеству детей в группе

Инструкция к выполнению:

Дети сидят за столами. Каждый ребенок получает кружок. Педагог предлагает представить, что у каждого из них есть мечта, от которой им радостно, и просит ее нарисовать. Затем все кружочки клеятся на один лист, Идет обсуждение, как можно выразить мечту. Общую работу можно продемонстрировать родителям детей.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие умения узнавать эмоции

Оборудование: парные карточки с изображением эмоций (приложение 2)

Ход игры:

Педагог раздает детям парные карточки с изображением эмоций. Дети подыскивают себе пару по карточке. Если задание вызовет у кого-то затруднения, он может обратиться за помощью к ребятам или педагогу.

Задание «Дом добра и красоты». Рисунок

Цель: актуализация эмоций, внутренних побуждений при помощи изобразительных средств

Оборудование: бумажные круги и наборы цветных карандашей по количеству детей в группе

Инструкция к выполнению:

Педагог предлагает детям нарисовать такой дом, в котором всем бы захотелось жить. Сначала идет обсуждение, какие эмоции должны испытывать жильцы, чтобы их дом можно было назвать «Дом добра и красоты», затем дети рисуют. В конце идет просмотр всех домов.

Игра «Подарок Винни Пуху»

Цель: развитие умения изображать базовые эмоции при помощи изобразительных средств.

Оборудование: листки бумаги и наборы карандашей по числу детей в группе.

Ход игры:

Педагог предлагает детям нарисовать Винни Пуху в подарок пять эмоций в виде букета воздушных шаров. В конце рисования дети «объясняют» гостю, от каких эмоций становится тяжело, от каких легко, от каких весело, от каких грустно.

Педагог говорит, что Винни Пух очень рад подаркам, тому что он узнал интересного и благодарит детей.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширение знаний о контрастных эмоциях

Оборудование: карточки с изображением детей с разными эмоциями (приложение 2)

Ход игры:

Педагог показывает карточки, озвучивая их, и просит детей назвать противоположное слово. Например: «Мальчик грустный, а наоборот?»   Дети отвечают: «Радостный»; «Петя спокойный, а Маша… гневная» и т.д.

Игра «Подарю радость другу»

Цель: развитие умения выражать эмоцию радости при помощи жестов, мимики

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог предлагает по очереди подарить друг другу добрые взгляды, радостные улыбки, нежные прикосновения рук. В конце идет беседа, какие эмоции дети испытывали, когда дарили и когда получали подарки.

Задание «Радостное облачко»

Цель: развитие умения рисовать эмоцию радости

Оборудование: кукла, ярко украшенный ящик, листки бумаги в виде облаков и набор цветных карандашей по числу детей в группе, лист ватмана

Инструкция к выполнению:

Педагог держит в руках куклу, говорит детям, что она грустит и предлагает помочь ей. Для этого детям надо выполнить задание. На дне волшебного ящика лежат не раскрашенные облачка. Каждый ребенок получает задание разукрасить облачко так, чтобы оно получилось ярким, радостным. По окончании все облака прикрепляются к ватману. Дети делятся впечатлениями, какое облако вызывает какие эмоции и почему.

Игра «Подарок»        

Цель: исследование эмоционального уровня группы.

Оборудование: открытки с нарисованными базовыми эмоциями (приложение 2)

Ход игры:        

Педагог показывает детям открытки с нарисованными базовыми эмоциями, предлагает по очереди каждому ребенку сказать, какую бы из эмоций он подарил каждому ребенку. Ответы детей фиксируется на бумаге. По результатам можно судить об уровне эмпатийности в детском коллективе.

Игра «Эмоции бывают разные.

Цель: развитие умения понимать, что есть положительные и отрицательные эмоции

Оборудование: пиктограммы шести базовых эмоций: радости, удивления, интереса, грусти, страха, гнева(приложение 2)

Ход игры:

Педагог показывает детям пиктограммы шести базовых эмоций, просит назвать их и спрашивает, от каких эмоций становится легко, от каких тяжело. Вводит понятия «положительные эмоции», «отрицательные эмоции».

Игра «Одно целое»     

Цель: развитие умения узнавать эмоцию.

Оборудование: разрезанные картинки с изображением эмоций по числу детей в группе(приложение 2)

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением различных эмоций (по одному каждому ребёнку). Звучит музыка, во время которой дети могут прыгать, бегать, танцевать. По окончании звучания дети должны найти свою пару и встать вместе. Педагог по очереди подход к каждой паре и спрашивает, какая эмоция изображена на их картинке.  Спрашивает у остальных ребят, согласны ли они. Игра может выполнятся с усложнением: картинки могут быть разрезаны напополам, по диагонали, зигзагом, на 2, 3 и более частей и т.д.

 

Задание «Эмоции радости»

Целы развитие осознания эмоции.  

Оборудование: карточки     с изображением папы, мамы, мальчика, девочки, различных животных, птиц с разными эмоциями (приложение 5,6)

Инструкция к выполнению:

Педагог показывает детям карточки с изображением папы, мамы, мальчика, девочки, различных животных, птиц с разными эмоциями и т.д. и спрашивает, у кого из них эмоция радости, как они об этом узнали.

По аналогии можно предлагать детям задания по узнаванию эмоций спокойствия, интереса, грусти, обиды, отвращения, гнева, страха.

Игра «Ваза радости»

Цель: развитие умения выражать эмоцию радости при помощи изобразительных средств

Оборудование: шаблоны вазы и круга, наборы цветных карандашей по количеству детей в группе

Ход игры:

Педагог предлагает детям нарисовать вазу радости. Даются шаблоны: ваза и кружок. Каждый ребенок на своем листке рисует вазу, а в ней кружочки по количеству детей в группе. В каждом нарисованном круге надо нарисовать эмоцию радости. В конце идет просмотр рисунков, акцент на эмоции радости, с помощью каких средств изображается эта эмоция.

Задание «Пять героев»

Цель:  развитие умения графически изображать героев с эмоциями интереса, радости, гнева, страха и удивления

Оборудование: карточки с изображением пяти базовых эмоций, вложенные в мультифоры и маркеры на водной основе по числу детей в группе (приложение 2)

Инструкция к выполнению:

Дети маркером обводят на карточках изображения пяти героев с изображением пяти базовых эмоций и пробуют рядом на пустом месте карточки нарисовать таких же.

Задание «Общая эмоция»

Цель: развитие умения изображать эмоцию, акцентируя внимание на чертах лица.

Оборудование: листок бумаги, прикрепленный к доске на уровне глаз детей, маркер

Инструкция к выполнению:

Детям предлагается по очереди выходить к доске и рисовать какую-нибудь эмоцию маркером на листке (он прикреплен к доске), не называя вслух; каждый рисует какую-нибудь одну деталь лица (овал лица, волосы, глаза, рот, брови, нос и т.д.), пока не получится полная картина. В конце анализируется, удалось ли детям изобразить эмоцию, как можно назвать изображенную эмоцию.

Задание «Все вместе»

Цель: развитие умения изображать эмоцию при помощи изобразительных средств

Оборудование: листки бумаги в виде круга и наборы цветных карандашей по количеству детей в группе, лист ватмана

Ход игры:

Каждый ребенок получает бумажный круг, на котором надо нарисовать свою любимую эмоцию по просьбе Буратино. Дети рисуют, в поле их зрения карточки с изображением шести базовых эмоций. Далее все круги клеятся на ватман. Идет обсуждение, делается вывод, какие эмоции преобладают.

Задание «Тренируем пальчики»

Цель: развитие умения узнавать и графически изображать эмоции

Оборудование: карточки с изображением шести базовых эмоций, вложенные в мультифоры и маркеры на водной основе по числу детей в группе (приложение 2)

Инструкция к выполнению:

Педагог предлагает детям маркерами обводить на мультифоре шесть пиктограмм эмоций, назвать их. Можно дорисовывать им детали.

Игра «Сходства, различия»

Цель: развитие умения понимать эмоции и называть их 

Ход игры:

Педагог выбирает двух ребят, выводит их в центр и просит остальных ребят назвать сходства и различия в настроении и поведении детей, акцентируя внимание на понятии «эмоции».

Развитие узнавания эмоций партнера по взаимодействию у дошкольников

(средний дошкольный возраст)

Эмоции сопровождаются выразительными мимическими (движения мышц лица) и пантомимическими (движение мышц тела, жесты) движениями. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными переживанию других детей. В ситуации контакта партнеров невербальное поведение, в котором выражается эмоция, сигнализирует о субъективном отношении участников взаимодействия к предмету взаимодействия, на основе чего выстраиваются стратегии поведения. Поэтому значимо развитие способности к узнаванию эмоций партнера по взаимодействию.

В данном разделе представлен комплекс игр и заданий, направленных на повешения уровня узнавания эмоции партнера по взаимодействию у дошкольников.

Игра «Веревочка»

Цель: развитие внимания к индивидуальным особенностям проявления эмоций друг друга

Оборудование: рисунки детей на тему «Моя счастливая семья», красивая      веревка 4-5 метров

Ход игры:

Педагог предлагает внимательно посмотреть рисунки друг друга (они расположены на доске на уровне глаз детей) и выйти встать первым, держась за веревочку того, кто на картине радуется встрече с другом, вторым, чей папа радуется езде на машине и т.д.

Игра «Кто что любит»

Цель: привлечение внимание к выражению эмоции радости,  интереса при помощи мимики, жестов, движений

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки

Ход игры:

Педагог показывает картинки с изображением мальчика и девочки и спрашивает ребят, что они любят делать, во что любят играть, какие эмоции они испытывают, как это они выражают в действиях, в мимике и т.д. Затем детям предлагается обсудить, что любят девочки и мальчики в группе, и выйти и продемонстрировать это при помощи мимики, жестов, движений. Идет обсуждение, какие эмоции испытывают дети и почему.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: развитие умения соотносить мимические и поведенческие действия с эмоциями конкретного ребенка

Ход игры:

Педагог описывает какого-нибудь ребенка, его действия, мимику, соответствующую им эмоцию, дети отгадывают, о ком идет речь.

Задание «Гномы»

Цель: развитие умения узнавать эмоции, объяснять причины их появления.

Оборудование: изображение гномов (грустное спокойного,  сердитого, испуганного, радостного, заинтересованного)(приложение 7)

Инструкция к выполнению:

Педагог показывает детям изображение гномов (грустного, сердитого, испуганного, радостного, заинтересованного, удивленного).

Предлагает назвать, какие эмоции они испытывают, и объяснить (предположить), почему они испытывают именно эту эмоцию.

Игра «Угадай эмоцию. 

Цель: развитие умения соотносить эмоцию с конкретной ситуацией

Оборудование: карточки с  изображением безликих девочек и мальчиков в разных ситуациях (приложение 8)

Ход игры:        

Педагог показывает детям карточки с изображением безликих девочек и мальчиков   в разных ситуациях. Поведение детей на картинке   соответствует одной из  шести  эмоций.   Педагог предлагает детям положить рядом с картинкой ту пиктограмму, которая соответствовала бы эмоции ребенка на картинке.

Этюд «Один дома».

Цель: расширение опыта узнавания выражении эмоции страха при помощи жестов, мимики.

Ход игры:

Педагог предлагает детям (1) послушать рассказ и (2) инсценировать его: «Колины родители пошли по делам, а он остался дома один. Родители сказали, что скоро придут, и Коля сел на стул, чтобы подождать папу и маму. Он посидел немного и начал дрожать, смотря на дверь… Коля подумал, а вдруг в соседней комнате кто-то притаился? А вдруг кто-то сейчас выйдет из этой комнаты к нему, что ему тогда делать?» Педагог спрашивает, что чувствует мальчик, затем предлагает представить, что они – это Коля, и обращает внимание детей на движение при выполнении этого упражнения: голову откинуть назад и втянуть плечи, брови вверх, глаза расширены, рот открыт как бы для восклицания. После непродолжительного выполнения этюда педагог предлагает детям расслабиться и снова повторить это упражнение. После идёт обсуждение, что понравилось больше: напрягаться или расслабляться.

Этюд «Тренируем эмоции»

Цель: развитие умения осознавать и выражать эмоции при помощи жестов, мимики.

Инструкция к выполнению:

Педагог предлагает детям:

  1. Нахмуриться: как осенняя туча; как грустный человек.
  2. Позлиться: как злая волшебница, как два барана на мосту, как голодный волк, как ребёнок, у которого отняли мяч.
  3. Испугаться: как заяц, увидевший волка; как птенец, упавший из гнезда; как котёнок, на которого лает злая собака.
  4. Улыбнуться: как кот на солнышке; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо.
  5. Обидеться: как маленький котенок, у которого отобрали миску с молоком.
  6. Показать интерес: как ребенок, которому подарили новый конструктор.
  7. Успокоиться: как птица, прилетевшая на юг после долгого полета, как теленок.
  8. Нахмуриться: как мальчик, съевший что-то горькое; как девочка, испачкавшее новое платье в грязи

По мере инсценирования педагог спрашивает, какую эмоцию изображают дети.

Второй вариант этюда. Педагог называет действие, связанное с эмоцией, а дети предполагают варианты поведения сказочных героев, животных, людей.

Игра «Мамы и их детеныши»

Цель: создание условий для понимания эмоций грусти, страха, радости у героев игры, развитие умения узнавать эмоции героев в зависимости от ситуации

Оборудование: мягкие игрушки животных

Ход игры:

Педагог берет одну игрушку, например, медведя, подносит к своему уху, как будто он ему что-то говорит и рассказывает детям, что тот просит их помочь отыскать детенышей зверей, так как они их потеряли. Чтобы найти детенышей, надо назвать животного всей группой. На столах у детей лежат карточки с изображением родителей-животных, каждый ребенок называет детеныша животного на выбранной им карточке. Когда все найдены, педагог достает изображения детенышей, дети находят детеныша животного, кладут их рядом. Педагог словесно поощряет детей за помощь и спрашивает, какие эмоции испытывали животные-родители, когда потеряли детенышей, какие, когда встретили их. Какие эмоции испытывали сами детеныши, и важно ли всей семье быть вместе, чтобы испытывать радость (можно использовать результаты творческого задания «Счастливая семья»). Далее педагог предлагает детям показать эти эмоции.

Игра «Хорошее настроение»

Цель: развитие умения связывать появление эмоции радости с определенной ситуацией

Оборудование: букет бумажных или тряпочных цветов.

Ход игры:

Педагог говорит детям под звон колокольчика: «Все дружочки собираются в кружочке». Дети собираются в круг. Педагог держит в руке букет цветов и предлагает детям вспомнить, какие эмоции они знают. Затем спрашивает, какие эмоции испытывает человек, когда ему дарят цветы. Дети, в основном, отвечают «радость», хорошее настроение». Педагог раздает цветы детям и спрашивает, действительно ли дарение цветов приносит эмоцию радости.

Игра «Мама радуется»

Цель: развитие умения связывать появление эмоции радости с определенной ситуацией

Оборудование: бумажный или тряпочный цветок

Ход игры:

Педагог говорит детям под звон колокольчика: «Все дружочки собираются в кружочке». Дети собираются в круг. Педагог держит в руке цветок и предлагает детям вспомнить, какие эмоции они знают. Педагог предлагает передавать цветок и по очереди говорить, от чего его мама радуется. После высказывания ребенку прикрепляется звездочка с нарисованной эмоцией радости из клеящей бумаги.

Задание «Цветочная семейка»

Цель: развитие умения передавать ощущение счастья при помощи изобразительных средств

Оборудование: листки и набор цветных карандашей по числу детей в группе

Инструкция к выполнению:

Педагог-психолог предлагает детям нарисовать счастливую цветочную семью. В конце идет просмотр рисунков, обсуждение (акцент на эмоциях).

Задание «Настроение сказочных героев»

Цель: развитие умения понимать эмоции героев, различать отрицательные и положительные эмоции

Оборудование: кукла Буратино, карточки с изображением героев сказок, вложенные в мультифоры по количеству детей в группе (приложение 9,10)

Инструкция к выполнению:

Дома дети с родителями прочитали сказку «Буратино». На занятии педагог показывает гостя - Буратино, спрашивает детей, из какой сказки он пришел, какой он. Говорит, что пришел он не один, а со своими друзьями (карточки с героями сказок). Идет обсуждение, какие герои, какой герой грустный, злой, обиженный, а какой веселый, спокойный, удивленный. Педагог просит детей взять маркер одного цвета и обвести сказочных героев с положительными эмоциями, другим маркером обвести сказочных героев с отрицательными эмоциями.

 

Этюд «Театр»

Цель: развитие умения изображать эмоции при помощи мимики, жестов.

Оборудование: карточки с изображением детенышей животных.

 Инструкция к выполнению:

На столе перед детьми раскладываются карточки с изображением детенышей животных. Следует по очереди выбрать одну изобразить животного и эмоцию, которую он испытывает, когда голодный, сытый, когда он находится один и с семьей. Остальным ребятам надо догадаться, какого животного, с какой эмоцией изображает ребенок.

Задание «Герои сказок»

Цель: развитие умения называть эмоции героев по мимике, жестам. Оборудование: герои сказок с эмоциями гнева, грусти, радости или другой эмоцией (приложение 10)

Инструкция к выполнению:

Дети рассматривают героев сказок, изображенных на карточке, рассуждают, кого из них в какой ситуации можно назвать «Злюка», «Плакса» и «Резвушка», какие эмоции соответствуют герою с каким названием. Педагог просит маркером обозначить героя с эмоцией гнева палочкой, героя с эмоцией грусти плюсом и героя с эмоцией радости кружком.

Задание можно видоизменять, включая героев сказок с эмоциями спокойствия, удивления, страха. 

Этюд «Помощь медвежонку»

Цель: развитие умения понимать эмоции героев в связи с особенностями игровой ситуации

Оборудование: медвежонок

Инструкция к выполнению:

Педагог показывает детям гостя занятия – медвежонка, говорит, что он только проснулся от зимней спячки, проголодался, спрашивает, какие эмоции он испытывает. Дети обсуждают, выясняют, что ему нужна помощь. Приходят к выводу, что ему нужен мед,  который собирают пчелы с цветком. Педагог предлагает детям превратиться в цветочную поляну (дети одевают на голову ободки с цветами),  а сам имитирует действия пчелы, которая собирает мед и с удовольствием кормит медвежонка. Пчелой и медвежонком по желанию могут быть все дети по очереди. Педагог отмечает, как меняются эмоции медвежонка, спрашивает детей, какие эмоции медвежонок испытывает на данный момент.

Игра «Куклы»

Цель: развитие умения создавать благоприятные условия для возникновения эмоции радости, удовольствия у партнера по взаимодействию.

Оборудование: реквизит для превращения в куклу, стулья по количеству детей в группе

Ход игры:

Дети становятся или садятся парами. Педагог предлагает представить, что один из пары – кукла, и он превращается в куклу-девочку или куклу-мальчика. Второй партнер из пары должен позаботиться о «кукле»: помыть руки, каждый пальчик в отдельности, покормить обедом, положить спать, разбудить, повести гулять, утешить и т.д., сделав это так, чтобы «кукле» было приятно. Педагог в конце спрашивает, какие эмоции испытывала «кукла» и ее «хозяин». Потом дети меняются ролями. Можно использовать реквизит для «превращения» в куклу.

Игра «Секрет»

Цель: развитие умения взаимодействовать с партнером с учетом понимания его эмоций

Оборудование: пиктограммы с изображением эмоции (приложение 2)

Ход игры:

Всем участникам педагог кладет в ладошки по «секрету» (пиктограммы с изображением эмоции) из красивого сундука и зажимаем в кулачок. Участники ходят по помещению с выражением той эмоции, которую они выбрали, и угадывают эмоции друг друга. Педагог следит за процессом, помогает найти общий язык.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: определение уровня эмоционального развития группы

Оборудование: цветок с разноцветными съемными лепестками

Ход игры:

Педагог берет цветок настроения. Каждый ребенок, сорвав свой лепесток, может задумать одно желание о том, чтобы кто-то из детей проявил какую-нибудь эмоцию. Рассказать о нем можно только тогда,  когда лепесток облетит весь свет.  Педагог читает стихотворение, дети по очереди кружатся с    лепестками, после чего загадывают:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с положительной эмоцией, ребенок получает желтую фишку, если с отрицательной - черную. Собрав все фишки в конверт, можно определить уровень эмоционального развития группы.

 Развитие понимания своих эмоций дошкольниками

(старший дошкольный возраст)

Известно, что эмоции являются механизмом вероятностного прогнозирования удовлетворения потребностей. Поэтому развитие способности распознавания собственных эмоций, владения своими эмоциями, принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, достаточно значимо. Эмоции являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Важность эмоционального осмысления ситуации для удовлетворения потребностей очевидна.

В данном разделе представлен комплекс заданий и игр, направленных на повышение уровня понимания собственных эмоций дошкольниками.

Этюд «Я – взрослый»

Цель: создание ситуации для осознания и актуализации эмоций, связанных с образом себя в будущем

 Инструкция к выполнению:

Дети сидят с закрытыми глазами. Педагог дает инструкцию: «Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас окружают, какие эмоции вы испытываете. Эти люди очень вас любят. За что они вас любят? Может быть за честность, отзывчивость и др. Откройте глаза, расскажите друг другу и покажите, какими вы будете, когда вырастете». Дети инсценируют впечатления.

Этюд «В магазин зеркал»

Цель: развитие умения изображать эмоции при помощи мимики, жестов

Инструкция к выполнению:

Педагог рассказывает детям историю: «В магазине стояло много больших зеркал. В магазин вошел человек, а с ним была обезьянки (кто-то из детей). Она увидела себя в зеркалах (остальных детях – они и роли отражения в зеркале) и подумала, что это другие обезьянки. Стали корчить им эмоции-рожицы. Обезьянки отвечали ей тем же. Она погрозила им кулаком с эмоцией гнева, и ей из зеркал погрозили, она сжалась с. эмоцией страха, и все обезьянки тоже сжались и т.д. Что ни делала обезьянка, все остальные повторяли ее движения».

В роли обезьянки пробуют себя все желающие, остальные исполняют роль зеркала.

 Этюд «Цветочная семейка»

Цель: развитие умения осознавать выражение эмоции при помощи движений, жестов, мимики.

Оборудование: бумажные или тряпочные цветы по числу детей в группе

Инструкция к выполнению:

Педагог приглашает детей в круг, дает каждому ребенку в руки цветок (или надевает на голову ободок с изображением цветка, «превращая» их в цветочное зернышко («Была Катюша, стала цветочное зёрнышко»). Педагог исполняет роль садовника, дети – семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками, чувствуют себя спокойно. Взрослый-садовник поливает «семена», поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых весенних дней «семена» начинают прорастать – дети медленно поднимаются, появляется улыбка; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – вытягивают тело; появляются стебли с бутонами – руки вытягиваются немного вверх. Наступает радостный момент: бутоны лопаются – дети резко разжимают кулачки (ростки превращаются в прекрасные цветы), радуются, ликуют. Приходит лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаются цветам – соседям, кланяются, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками. Вдруг загремел гром, цветы испугались, потом пошел тихий дождик, одним цветам было грустно, а другие спокойно стояли и нежились под каплями дождя. Внезапно цветы услышали резкий звук, и тут же появился неприятный запах выхлопных газов. Это кто-то проехал мимо на машине. Пронесся слух, что кто-то хочет сорвать цветы, они рассердились, как это так. Однако они ошиблись, просто пришли люди посмотреть на них, цветам стало интересно, они начали прихорашиваться. Но вдруг людей кто-то позвал, и они ушли. Цветам стало обидно, что на них никто не посмотрел, некоторые даже начали плакать. Но тут выглянуло солнышко и обласкало своими лучиками каждый цветок. Всем стало хорошо. Педагог акцентирует внимание детей на том, что все они представляют собой одну большую «цветочную семью», им хорошо и радостно вместе, они счастливы.

Игра  «Конкурс «Боюсек»

Цель: развитие умения осознавать эмоцию страха

Оборудование: пиктограммы базовых эмоций

 Ход игры:

Педагог начинает разговор о том, что когда-то он был маленьким и испытывал разные эмоции, спрашивает детей какие. Затем делает акцент на эмоции «страха», просит поднять пиктограмму этой эмоции. Педагог спрашивает, испытывали ли дети эмоцию страха, и предлагает собрать как можно больше детских «боюсек». Педагог каждый раз просит поднять руку тех, у кого были похожие страхи. Важно следить, чтобы сюжеты рассказов были непохожими и была возможность обсудить все детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных животных и т.д.

Задание «Любимое настроение»

Цель: развитие умения осознавать и рисовать наиболее предпочтительную эмоцию

Оборудование: листки и наборы карандашей по числу детей в группе Инструкция к выполнению:

Дети рисуют любимую эмоцию. В конце идет просмотр рисунков, их обсуждение.

Этюд «Молчок»

Цель: развитие умения выражать эмоции грусти, радости, страха, интереса

Инструкция к выполнению:

Педагог читает стихотворение А. Бродского «Новичок». Дети исполняют роль по очереди, а затем все вместе.

В детский сад пришел Молчок –

Очень грустный новичок (дети показывают эмоцию грусти).

Он сначала был не смел,

С нами песенок не пел (дети показывают эмоцию страха).

А потом, глядим, привык:

Словно зайка – скок да прыг (дети показывают эмоцию интереса).

До чего же осмелел:

Даже песенку запел – (дети показывают эмоцию радости)

Ля, ля, ля.

Этюд «Страшный зверь»

Цель: развитие умения выражать эмоции страха, радости, интереса, отвращения

Инструкция к выполнению:

Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети получают роли (или один ребенок инсценирует) и действуют согласно тексту.

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь! (дети показывают эмоцию страха)

У него торчат клыки

И усы топорщатся, (дети показывают эмоцию отвращения)

У него горят зрачки –

Испугаться хочется! (дети показывают эмоцию страха) Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится… (дети показывают эмоцию отвращения) Может, это львица?

Может быть, волчица? (дети показывают эмоцию интереса)

 Глупый мальчик крикнул:

Рысь!!! (дети показывают эмоцию страха

 Храбрый мальчик крикнул:

Брысь!!! (дети показывают эмоцию радости)

Этюд  «Два друга» 

Цель: развитие умения понимать эмоции героев и изображать их

Инструкция к выполнению:

Дети слушают стихотворение Т. Волиной «Два друга» в исполнении педагога, который сопровождает речь выразительной интонацией, мимикой, жестами:

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться – стал плавать и нырять (дети показывают эмоцию радости).

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?» (дети показывают эмоцию страха)

Пришли два юных друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится – румянец на щеках! (дети показывают эмоцию радости)

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!» (дети показывают эмоцию страха)

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал, согрелся на бегу (дети показывают эмоцию радости).

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами - «Кха – кха!... Апчхи – апчхи!» (дети показывают эмоцию страха)

Дети обсуждают поведение, эмоции героев, инсценируют стихотворение.

Этюд «Котёнок» 

Цель: развитие умения изображать эмоции при помощи мимики, жестов

Инструкция к выполнению:

Дети стоят в кругу, делятся на пары. Один в паре «котенок», другой – хозяин. Педагог читает рассказ, дети его инсценируют: «Представьте, девочка принесла домой котенка. Он испуган, ведь в первый раз в этой квартире. Кто может показать, как двигался этот котенок?» Хозяин должен успокоить своего «котенка», приласкать его. В конце педагог спрашивает детей, какие эмоции они испытывали в роли котенка и в роли хозяина.

Игра «Подарки» 

Цель: развитие умения осознавать, в связи с какими картинками возникают положительные эмоции.

Детям раздаются белые кружки, треугольники, квадраты. На них надо нарисовать картинку, от которой испытываешь положительные эмоции. Затем все встают в круг и по очереди дарят друг другу подарки. Педагог помогает детям.

Этюд «Два котёнка» 

Цель:  развитие умения изображать эмоции при помощи мимики, жестов

Инструкция к выполнению:

Дети слушают стихотворение английскую народную песенку (перевод С.Я. Маршака) в исполнении педагога, который сопровождает речь выразительной интонацией, мимикой, жестами:

Два маленьких котенка поссорились в углу (дети показывают эмоцию гнева),

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И выгнала из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом: кто прав, кто виноват?

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе (дети показывают эмоцию грусти).

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца (дети показывают эмоцию страха).

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег (дети показывают эмоцию спокойствия),

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном (дети показывают эмоцию радости),

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Педагог спрашивает, как чувствовали себя котята. Дети описывают поведение, эмоции героев, инсценируют стихотворение.

Игра «Моё имя» 

Цель: расширение представлений о себе и партнере по общению, обращение внимания детей на эмоции друг друга

Оборудование: мяч

Ход игры:

Педагог бросает по очереди детям мяч и задает вопросы «Назови свое имя. Тебе оно нравится? Хотел бы ты, чтоб тебя называли по-другому? А как звучит твое имя, когда ты радуешься, грустишь, сердишься, обижаешься и т.д.»

В конце педагог отмечает: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое, когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами оно станет полным, например: Ваня – Иван, Маша – Мария и т.д. Вам интересно, что имя растет вместе с вами? Какие эмоции вы будете испытывать, когда вас будут называть полным именем?»

Задание «Я – радость» 

Цель: развитие навыка изображать эмоцию «радость»

Оборудование: листки и наборы цветных карандашей по количеств детей в группе

Инструкция к выполнению:

Детям предлагается нарисовать себя, когда они радуются. По окончании работы дети рассматривают получившиеся рисунки.

По аналогии можно рисовать рисунки «Я – Спокойствие», «Я – Гнев», «Я – Обида» и т.д.

Игра «Ванька – Встанька»

Цель: развитие умения осознавать свои эмоции

Ход игры:

Педагог дает задание: «Встаньте те, кто 1)радуется, когда идет летний дождик, 2) грустит, когда на улице очень жарко, 3) спокоен, когда играет один в комнате, 4) сердится, когда очень голоден и т.д. Когда дети поднимаются, они должны постараться продемонстрировать указанную эмоцию. После завершения упражнения подводятся итоги.

Игра «Ладошки»

Цель: развитие умения осознавать эмоцию радости

Оборудование: листки и наборы цветных карандашей по количеству детей в группе

Ход игры:

Детям предлагается обвести ладошку и нарисовать на каждом пальчике пять самых любимых эмоций. При затруднении педагог помогает детям индивидуально. В конце просматриваются все работы. Дети делятся впечатлениями.

Игра «Смотрины у зеркала»

Цель: развитие умения осознавать свои эмоции

Оборудование: большое зеркало, пространство для игры

Ход игры:

Педагог ведет беседу с детьми:

Что можно увидеть в зеркале?

Для чего мы смотримся в зеркало?

Какие эмоции вы испытываете, когда смотритесь в зеркало? Почему?

Педагог предлагает ребятам подойти к зеркалу и рассказать, какие эмоции дети видят на своем лице. Затем предлагает представить, что они попали под дождь, поехали с родителями в путешествие, увидели любимую игрушку разбитой, при этом внимательно следить за отображением своего лица в зеркале. Дети делятся впечатлениями. Затем задаются вопросы, как их лицо менялось, какие эмоции они испытывали в каких ситуациях.

Игра «Море эмоций» 

Цель: развитие умения выражать эмоции при помощи жестов, мимики

Ход игры:

Педагог зовет детей в кружок: «Все дружочки собираются в кружочке», - и начинает: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три … эмоция страха (радости, обиды, гнева и др.) на месте замри» и т.д. В конце идет обсуждение, какую эмоцию понравилось изображать больше всего и почему.

Игра «Волшебный стульчик» 

Цель: развитие умения осознавать и выражать эмоцию радости и эмоцию страха при помощи жестов, мимики.

Оборудование: карточки с изображением животных, два стула

Ход игры:

Педагог предлагает детям выбрать по очереди карточку с изображением животного и на двух разных стульчиках показать, как это животное боится и как оно радуется. Идет обсуждение, когда животное боится, какую эмоцию оно испытывает? А когда радуется и т. д.?

Игра «Страшилки» 

Цель: создание ситуации для осознания и актуализации эмоции страха

Ход игры:

Педагог просит дотронуться до разных частей тела тех, кто боится чего-нибудь. Например: «Дотроньтесь до носа те, кто боится оставаться дома один». В конце подводятся итоги, чего дети боятся больше всего и вспоминают, какие эмоции они испытывали и изображали.

Игра «Оцени себя» 

Цель: развитие умения узнавать базовые эмоции и осознавать свои эмоции в данный момент

Оборудование: пиктограммы шести  базовых эмоций, маркер

Ход игры:

Педагог предлагает детям оценить себя, какая эмоция последнее время чаще всего «приходила» к ним в гости, и поставить маркером кружок на соответствующей эмоции. В конце подводится итог, какой характер чаще всего встречался. Дети вспоминают, какие эмоции положительные, а какие отрицательные.

Игра «Волны настроения» 

Цель: развитие умения выражать спектр эмоций при помощи движений, жестов.

Ход игры:

Педагог зовет детей: «Все дружочки собираются в кружочек». Дети становятся в круг, протягивают вперед руки. Педагог говорит детям: «Мы – волны морские. Море бывает разное. Сейчас морские волны радостные, давайте покажем ручками, как море может радоваться», - и они двигают руками, создавая «волны» с разным настроением, в зависимости от той эмоции, которую называет педагог. Далее каждый из детей встает в центр круга и «заказывает» себе морскую волну с каким-нибудь настроением.

Игра «Волшебные очки» 

Цель: развитие умения осознавать свои эмоции в связи с поведением партнера

Оборудование: яркие очки

Ход игры:

Дети вспоминают сказку «Снежная королева», педагог рассказывает им ее продолжение. «Помните в сказке было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Сколько бед натворили осколки этого зеркала! Но оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которых в отличие от зеркала можно было разглядеть действия, от которых появляются положительные эмоции». Педагог предлагает детям: «Давайте по очереди посмотрим друг на друга через эти очки и назовем, какие действия другого человека приносят нам приятные эмоции». Например, Ваня подносит очки к себе, смотрит на соседа и говорит «Мне нравится в Соне то, что она добрая» («Когда Соня улыбается, я …»; «Когда Ваня хмурится, я …»; «Когда Игорь обивается, я …» и т.д.).

Задание «Выбери настроение» 

Цель: развитие умения узнавать базовые эмоции и осознавать свои эмоции

Оборудование: мягкая игрушка Вини Пух, пиктограммы шести базовых эмоций, маркер

Инструкция к выполнению:

Педагог показывает, кто пришел сегодня в гости на занятие. Это Вини Пух. У него сегодня день рождения, он пришел отметить его с ребятами и хочет узнать, что у них сегодня интересного. Педагог рассказывает и показывает, что на доске прикреплены карточки с изображением шести эмоций (дети называют их). Предлагает детям выйти и поставить маркером кружок на тех эмоциях, которые они хотят подарить гостю. Также ребята «учат» Винни-Пуха определять свои эмоции. В конце подводится итог, каких эмоций больше и почему. Дети вспоминают, какие эмоции положительные, а какие отрицательные.

Задание «Самое интересное»

Цель: актуализация эмоционального опыта детей

Педагог просит вспомнить детей их самые любимые игры и этюды, которые они узнали, и проиграть их всем вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Проект «Социально – эмоциональное развитие старшего дошкольника»

Проект «Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника» направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социально-эмоционального развития детей, возникновению у во...

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие социально-эмоциональных отношений у дошкольников.

В данной статье рассказывается об использовании разнообразных арт-терапевтических технологий, которые приобретают все большее значение в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что данные т...

Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Игры, направленные на повышение самооценки

Целью данных игровых упражнений является поддержка и преодоление трудностей с личностной самооценкой,возникшей на жизненном пути ребенка....

Игры направленные на повышение самооценки дошкольников

Игры направленные на повышение самооценки дошкольников....