Эссе «Исследовательская активность ребенка»
статья на тему

Елена Сергеевна Синичкина

Актуальностью работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Исследовательская активность ребенка»

Есть китайская мудрость: "Скажи мне - и я забуду,  покажи мне и - я запомню, вовлеки меня - и я научусь". Эта старинная мудрость как нельзя лучше подходит к такой теме, как исследовательская активность ребенка. Ведь в процессе своего взросления он  непрерывно познаёт окружающий мир, и это познание не может быть лишь теоретическим. Гораздо важнее знания,  добытые на практике, на основе собственного опыта. В этом и состоит основная цель познавательно-исследовательской деятельности!

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»

Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных сегодня, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

При изучении психолого-педагогической литературы мной было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективного средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы. Для того чтобы игры-эксперименты успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду (уголок экспериментирования). Наполнила его: ракушками, камешками, мелом, песком, разнообразными контейнерами, воронками, пластиковыми баночками, губками и мн. др.

При формировании познавательной активности старших дошкольников

экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

В заключении хотелось бы сказать, что опытно - исследовательская деятельность очень важна и необходима детям, а мы должны всячески этому способствовать и помогать узнавать больше интересного.

«Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя…» Н. Н. Поддьяков

Список литературы

1.  Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших

дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.  

2.  Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания,

помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000.

Электр. версия: http://www.researcher.ru/methodics.

3.  Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой

деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. –

М.: ТЦ Сфера, 2005.  

4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника

приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

Актуальность исследования. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных сегодня, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» [25]

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

При формировании познавательной активности старших дошкольников

экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.[24, c.366]

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата. А также противоречия метода проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании - ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данного исследования.[26, c.39]

При изучении психолого-педагогической литературы мной было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективного средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить эффективность экспериментирования как средства формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

–        взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно - развивающая среда.

–        процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.

–        организовано сотрудничество с семьями воспитанников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

2.  Выявить особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

3. Реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие

познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании.

Методологическая  основа и теоретическая база  исследования:

1. Учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,  А. Н. Леонтьев, С. Л.Рубинштейн);

2. Концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, В. Г. Каменская, О. В. Дыбина, Л. М. Маневцова, И. Э. Куликовская, О. В. Афанасьева)

3. Концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева). [8, c.23]

Методы  исследования:

-        изучение научной методической литературы по проблеме исследования;

-        наблюдение за экспериментальной деятельностью в МБДОУ;

-        педагогический эксперимент и его анализ;

-        статистическая обработка данных.

Исследовательская база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инсарский детский сад «Солнышко» Инсарского муниципального района

Структура работы: введение, две главы, список использованных источников, приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители долж...

Консультация для педагогов на тему «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребенка».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осо...

эссе "Исследовательская активность ребенка"

Автор считает, что исследовательская активность ребенка - одна из важнейший составляющих образовательного процесса. Исследовательская деятельность может организована на всех возрасных этапах, но для п...