эссе "Исследовательская активность ребенка"
статья на тему
Автор считает, что исследовательская активность ребенка - одна из важнейший составляющих образовательного процесса. Исследовательская деятельность может организована на всех возрасных этапах, но для положительного результата, должна быть создана нестандартная предметно-развивающая среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Исследовательская активность ребенка" | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается исследовательская активность.
Считаю, что исследовательская деятельность способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естесвенно-научном направлении.
Формирование исследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации необходимо создавать нестандартную предметно–развивающую среду.
В связи с вышесказанным, при выборе темы самообразования передо мной встал выбор, какое направление развития детей взять, чтобы максимально реализовать потребности и творческие способности детей, а также, чтобы эта деятельность дала мне возможность для самореализации и приобретения новых эффективных педагогических компетенций. На прогулках я обратила внимание на то, что плаксивые и гиперактивные дети во время игр с песком становятся более спокойными, легче идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Мне вспомнились слова К.Д.Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»
Вопрос был решён. Мой выбор пал на развивающие творческие игры с песком. В группе была создана мини-песочница.
Сначала были организованы индивидуальные игры-сказки и игры прятки с песком для детей, проходящих адаптацию. По началу это пугало многих родителей и коллег. Но уже через 3 дня все заметили разницу: прием детей стал проходить более спокойно. Затем игры с песком стали проводиться с подгруппой детей, что сразу же сказалось на успешной их социализации: дети стали более общительными и раскрепощёнными. Я сделала выводы, что благодаря играм с песком усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и исследовать самостоятельно; развивается «тактильная» чувствительность; гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, психофизических навыков и умений, любознательности.
Стало понятно, что перенос традиционной образовательной деятельности в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Наша «Педагогическая песочница» существует уже четыре года. За это время в ней появились самые разнообразные виды песка, предметы и материалы для проведения интегрированных занятий и игровых ситуаций. Накопился богатый методический материал. Игры и занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. К тому же это просто, доступно и полезно!
Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.
В завершении хотелось бы напомнить слова К.Е.Тимирязева: «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем ,кто такой школы не прошёл.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»
Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...
Развитие творческой активности ребенка
Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любов...
Статья "Собственная активность ребенка - первые проявления личности"
Статья о работе современного учителя-логопеда в детском саду с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Двигательная активность ребенка
в первой младшей группе...
Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
консультация для родителей...
"Организация двигательной активности ребенка дома"
Консультация для родителей дошкольников...