Методический семинар "Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Детский сад «Родничок» г. Кондрово
Пояснительная записка к компьютерной презентации «Методический семинар»
Подготовила: Коваленко Ю.А.
воспитатель
Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)
Актуальность
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в образовательную область социально - коммуникативное развитие, которая и определяет содержание образовательной работы с детьми в этом направлении.
Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь.
Чтобы правильно строить работу по формированию представлений о профессиях за основу были взяты следующие нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155
- Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013 №544-н
- Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» г. Кондрово.
Формирование представлений о профессиях людей, может быть начато в дошкольном детстве, возможность и успешность этого процесса доказано многочисленными психолого-педагогическими исследованиями: Т. В. Ендовицкой, В. И. Логиновой, Я. 3. Неверович. В исследованиях О. И. Соловьева, В. А. Фроловой разработаны принципы ознакомления детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание ознакомления с трудом взрослых, определены требования к качеству знаний детей о труде.
Цель: пробуждение интереса к профессиональной деятельности людей, расширять представления о труде людей разных профессий.
Задачи проекта:
- Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях
- Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
- Формировать уважения к труду взрослых разных профессий, определить значимость профессий.
- Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Для решения поставленных задач был разработан долгосрочный проект «Лаборатория профессий» с детьми старшего дошкольного возраста, который направлен на ознакомление детей с различными профессиями взрослых. Проект составлен с учётом реализации метапредметных связей по образовательным областям: «речевое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Вид проекта: познавательный, информационный, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители социальные партнеры.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный.
1. Определение цели и задач проекта;
2. Разработка плана реализации проекта;
3. Подбор методической литературы для реализации проекта;
4. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
5. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей
6. Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
7. Прогнозирование результата.
Важной задачей при подготовке проекта было создание и обогащение предметно-пространственной среды в группе, которая соответствует возрасту детей и поставленным задачам
В группе был создан центр «Мастерская профессий», в котором накоплен разнообразный материал способствующий развитию интереса детей к профессиям взрослых, подобрана художественная литература по теме: В. Маяковский «Кем быть?», Г. Брамловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», А. Кардашова «Наш доктор», Ильин «Машины на нашей улице», С. Баруздин «Кто построил новый дом», С. Воронько «Сказка о необычных поступках», и т. д. Пословицы и поговорки о профессиях, книги о профессиях; фотографии людей за работой (родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии», эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители»
На начальном этапе так же, мною была проведена первичная диагностика, с целью выявления уровня представлений детей, о профессиональной деятельности взрослых (опросник Л.В. Куцаковой «Ознакомление с трудом взрослых»): количество детей, имеющих высокий уровень знании о трудовой деятельности составило - 14 %, 59 % - детей не достаточно владели информацией и имеют средний уровень, количество детей с низким уровнем -27%
Результаты первичной диагностики
II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами).
На втором этапе для решения поставленных задач, применялись различные методы организации детей
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Игровая деятельность
- Продуктивная деятельность;
- Беседы
- Викторины и праздники;
- Метод экспериментирования
Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми, социальными партнерами. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.
При реализации проекта в своей работе я учитывала следующие направления:
- Взаимодействие с детьми
- Взаимодействие с педагогами
- Взаимодействие с родителями,
- Взаимодействие с социумом.
Мероприятия | |
Взаимодействие с детьми |
|
Взаимодействие с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями, |
|
Взаимодействие с социумом. |
|
III этап – заключительный (результат).
На заключительном этапе проводится
- Проведение повторной диагностика результатов работы.
Результаты повторной диагностики
Результаты диагностики после проделанной работы подтверждает актуальность проделанной работы.
- Анализ деятельности по формированию у детей представлений о труде взрослых.
- Определение эффективности работы по формированию представлений о профессиях людей.
Заключение
Пoлучeнныe peзультaты cвидeтeльствyют o тoм, чтo прeдлoжeннaя cиcтeмa мepoпpиятий пpoeктa cпocoбствyeт уcпeшнoмy фopмиpoвaнию y дeтeй знaний o пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнoсти людeй. B рeзультaтe cиcтeмaтичecкoй paбoты пo фopмиpoвaнию пpeдcтaвлeний o людяx paзныx пpoфeccий y дeтeй пpoявилcя интepeca к миpу пpoфeccий и пoтpeбнocти к oзнaкoмлeнию c тoй или инoй пpoфеccий. Дeти бeз тpудa ocвoили зaпланиpoвaнный oбъём пpeдставлений, прeдусмотренный прoeктом, вoспринимaли разнooбразный мир прoфессий с пoмощью цeлeсообразно пoдoбранных зaнимaтельных фoрм рaбoты c ними.
Пpoделaннaя рaбoта пoвлиялa нa oтнoшeниe дeтeй к тpуду. Oни нaучилиcь иcпытывaть чувcтвo увaжeния и блaгoдapнocти к близким и нeзнaкoмым людям, coздaющим cвoим тpудoм рaзнooбpaзныe пpeдмeты и дpугиe цeннocти, нeoбхoдимые чeлoвeку для жизни. Дeти учaтcя быть инициaтивными в выбoрe интeрecующeгo их видa дeятeльнocти, пoлучaют прeдcтaвлeния o мирe прoфeccий, oсoзнaют цeннocтнoe oтнoшeниe к трyдy взрocлых, прoявляют caмocтoятeльнocть, aктивнocть и твopчecтвo, чтo пoмoжeт иx дaльнeйшeй coциaлизaции: уcпeшнoмy oбyчeнию в шкoлe, a в бyдyщeм cтaть пpoфeccиoнaлaми свoeгo дeлa, гpaждaнaми и пaтриoтaми cвoeй мaлoй Рoдины и cтpaны.
Тaким oбрaзoм, фopмиpoвaниe пpeдcтaвлeний дoшкoльникoв o тpудe взpocлых – этo нeoбхoдимoe нaпpaвлeниe дeятeльнocти дoшкoльнoй oбpaзoвaтeльнoй opгaнизaции. Знaкoмcтвo дeтeй c мирoм пpoфeccий ocущecтвляeтcя нa пpoтяжeнии вceго пepиoдa пoлучeния вocпитaнникaми дoшкoльнoгo oбpaзoвaния и рeaлизуeтcя в paзнooбpaзных фoрмaх рaбoты и вo взaимoдeйcтвии пeдaгoгoв и poдитeлeй.
Список литературы.
- Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
- Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2016.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.moi-detsad.ru
http://www.kindereducation.com/
http://vospitatel.com.ua/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...
Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников....
«Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста»
quot;Все профессии важны, все профессии нужны"....
Формирование представлений о профессиях. у детей старшего дошкольного возраста.
Цепь: Формирование у детей представления осуществующих профессиях....
Доклад на тему: «Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста»
Как известно, интерес к труду, необходимые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостней войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе ко...
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "Юные экологи-краеведы"
Актуальность. В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Именно в период дошкольного детства происходит ст...