Методический семинар "Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"
учебно-методический материал на тему

Коваленко Юлия Александровна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_kovalenko.docx219.83 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Родничок» г. Кондрово

Пояснительная записка к компьютерной презентации «Методический семинар»

Подготовила: Коваленко Ю.А.

воспитатель

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)

Актуальность

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС  ДО, и  входит  в  образовательную  область социально - коммуникативное  развитие, которая и  определяет  содержание образовательной работы  с  детьми в этом  направлении.         

         Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые  навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

          Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь.

Чтобы правильно строить работу по формированию  представлений о профессиях за основу были взяты следующие  нормативные документы:

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155
  • Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013 №544-н
  • Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» г. Кондрово.

   Формирование представлений о профессиях людей, может быть начато в дошкольном детстве, возможность и успешность этого процесса доказано многочисленными психолого-педагогическими исследованиями: Т. В. Ендовицкой, В. И. Логиновой, Я. 3. Неверович. В исследованиях О. И. Соловьева, В. А. Фроловой  разработаны принципы ознакомления детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание ознакомления с трудом взрослых, определены требования к качеству знаний детей о труде.

Цель: пробуждение интереса к профессиональной деятельности людей,  расширять представления о труде людей разных профессий.

Задачи проекта:

  1. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях
  2. Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
  3. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий, определить значимость профессий.
  4. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
  5. Развивать внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Для решения поставленных задач был разработан долгосрочный проект  «Лаборатория профессий» с детьми старшего дошкольного возраста, который направлен на ознакомление детей с различными профессиями взрослых. Проект составлен с учётом реализации метапредметных связей по образовательным областям: «речевое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Вид проекта: познавательный, информационный, групповой, долгосрочный.
      Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители социальные партнеры.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

1. Определение цели и задач проекта;

2. Разработка плана реализации проекта;

3. Подбор методической литературы для реализации проекта;

4. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

5. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей

6. Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.

7. Прогнозирование результата.

Важной задачей при подготовке проекта было создание и обогащение предметно-пространственной среды в группе, которая соответствует возрасту детей и поставленным задачам

В группе был создан центр «Мастерская профессий», в котором накоплен разнообразный материал способствующий развитию интереса детей к профессиям взрослых, подобрана художественная литература по теме: В. Маяковский «Кем быть?», Г. Брамловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», А. Кардашова «Наш доктор», Ильин «Машины на нашей улице», С. Баруздин «Кто построил новый дом», С. Воронько «Сказка о необычных поступках», и т. д. Пословицы и поговорки о профессиях, книги о профессиях; фотографии людей за работой (родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии», эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители»

На начальном этапе  так же, мною была проведена  первичная диагностика, с целью выявления уровня представлений детей,  о профессиональной деятельности взрослых (опросник Л.В. Куцаковой «Ознакомление с трудом взрослых»): количество детей, имеющих  высокий уровень  знании о трудовой деятельности  составило - 14 %, 59 % - детей не достаточно владели информацией и имеют средний уровень, количество детей с низким уровнем -27%

Результаты первичной диагностики

II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами).

        На втором этапе для решения поставленных задач, применялись различные методы организации детей

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Игровая деятельность
  • Продуктивная деятельность;
  • Беседы
  • Викторины и праздники;
  • Метод экспериментирования

        Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми, социальными партнерами. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.

При реализации проекта в своей работе я учитывала следующие направления:

-  Взаимодействие  с  детьми

-  Взаимодействие  с педагогами

-  Взаимодействие с  родителями,

-  Взаимодействие  с  социумом.

Мероприятия

Взаимодействие  с 

детьми

  • Беседы о профессиях людей.
  • Чтение художественной литературы: (Маяковский «Кем быть?», Г. Брамловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», А. Кардашова «Наш доктор», Ильин «Машины на нашей улице», С. Баруздин «Кто построил новый дом», С. Воронько «Сказка о необычных поступках», и т. д. Пословицы и поговорки о профессиях.
  • Рассматривание иллюстраций
  • Дидактические игры: (развивающая настольная игра «Профессии»,обучающая настольная игра «Познайка: Профессии», детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии», детское лото «Кем быть?»,  настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии»)
  • Сюжетно ролевые игры: «Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».
  • Непосредственно образовательная деятельность по знакомству с различными профессиями.
  • Виртуальные экскурсии на молокозавод, хлебокомбинат, металлургический завод
  • Организация встреч с интересными людьми разных профессий
  • Выставка рисунков « Все профессии важны…»
  • Фотовыставка «Профессия моих родителей»
  • Экскурсии – наблюдения (в пожарную часть,  в школу, экскурсия в библиотеку, экскурсия на почту)

Взаимодействие  с педагогами

  1. Мастер-класс с коллегами «Как познакомить детей с профессиями»

Взаимодействие с  родителями,

  1. Оформление информационного стенда по теме проекта
  2. Консультация для родителей « Сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию положительного отношения к труду.
  3. Участие родителей в образовательной деятельности по данной теме.

Взаимодействие  с  социумом.

  1. Экскурсия в пожарную часть
  2. Экскурсия в школу
  3. Экскурсия в библиотеку
  4. Экскурсия на почту

III этап – заключительный (результат).

На заключительном этапе проводится

  1. Проведение повторной диагностика результатов работы.

Результаты повторной диагностики

   

Результаты диагностики  после проделанной работы подтверждает  актуальность проделанной работы.

  1. Анализ деятельности  по формированию у детей представлений о труде взрослых.
  2. Определение эффективности работы по   формированию представлений о профессиях людей.

Заключение

        Пoлучeнныe peзультaты cвидeтeльствyют o тoм, чтo прeдлoжeннaя cиcтeмa мepoпpиятий  пpoeктa cпocoбствyeт уcпeшнoмy фopмиpoвaнию  y дeтeй  знaний o пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнoсти людeй. B рeзультaтe cиcтeмaтичecкoй paбoты пo фopмиpoвaнию пpeдcтaвлeний o людяx paзныx пpoфeccий y дeтeй пpoявилcя  интepeca к миpу пpoфeccий и пoтpeбнocти к  oзнaкoмлeнию c тoй или инoй пpoфеccий. Дeти бeз тpудa ocвoили зaпланиpoвaнный oбъём пpeдставлений, прeдусмотренный прoeктом,  вoспринимaли разнooбразный мир прoфессий с пoмощью цeлeсообразно пoдoбранных зaнимaтельных фoрм рaбoты c ними. 
Пpoделaннaя рaбoта пoвлиялa нa oтнoшeниe дeтeй к тpуду. Oни нaучилиcь иcпытывaть чувcтвo увaжeния и блaгoдapнocти к близким и нeзнaкoмым людям, coздaющим cвoим тpудoм рaзнooбpaзныe пpeдмeты и дpугиe цeннocти, нeoбхoдимые чeлoвeку для жизни.  Дeти учaтcя быть инициaтивными в выбoрe интeрecующeгo их видa дeятeльнocти, пoлучaют прeдcтaвлeния o мирe прoфeccий, oсoзнaют цeннocтнoe oтнoшeниe к трyдy взрocлых, прoявляют caмocтoятeльнocть, aктивнocть и твopчecтвo, чтo пoмoжeт иx дaльнeйшeй coциaлизaции: уcпeшнoмy oбyчeнию в шкoлe, a в бyдyщeм cтaть пpoфeccиoнaлaми свoeгo дeлa, гpaждaнaми и пaтриoтaми cвoeй мaлoй Рoдины и cтpaны.

        Тaким oбрaзoм, фopмиpoвaниe пpeдcтaвлeний дoшкoльникoв o тpудe взpocлых – этo нeoбхoдимoe нaпpaвлeниe дeятeльнocти дoшкoльнoй oбpaзoвaтeльнoй opгaнизaции. Знaкoмcтвo дeтeй c мирoм  пpoфeccий ocущecтвляeтcя нa пpoтяжeнии вceго пepиoдa пoлучeния вocпитaнникaми дoшкoльнoгo oбpaзoвaния и рeaлизуeтcя в paзнooбpaзных фoрмaх рaбoты и вo взaимoдeйcтвии пeдaгoгoв и poдитeлeй.

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
  2. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2016.
  3. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;

Электронные образовательные ресурсы:

http://www.moi-detsad.ru

http://www.kindereducation.com/

http://vospitatel.com.ua/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников....

Формирование представлений о профессиях. у детей старшего дошкольного возраста.

Цепь: Формирование у детей представления осуществующих профессиях....

Доклад на тему: «Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста»

Как известно, интерес к труду, необходимые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостней войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе ко...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "Юные экологи-краеведы"

Актуальность. В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Именно в период дошкольного детства происходит ст...