Психолого - педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Карманова Оксана Сергеевна

                В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев системой сенсорных эталонов, дети уже производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам. Наряду с формированием восприятия свойств и отношений предметов, складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нём, возникающая на основе сложившегося ранее учёта пространственных свойств и отношений предметов, изменяется целостное восприятие предметов. Оно становится более чётким и одновременно более разделённым – ребёнок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев системой сенсорных эталонов, дети уже производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам. Наряду с формированием восприятия свойств и отношений предметов, складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нём, возникающая на основе сложившегося ранее учёта пространственных свойств и отношений предметов, изменяется целостное восприятие предметов. Оно становится более чётким и одновременно более разделённым – ребёнок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение.                              

                Другой стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное  с восприятием. На его основе возникает сначала наглядно – образное, а затем словесно – логическое мышление. Поэтому в этом возрасте ребёнок свободно ориентируется в условиях, возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации.

                Продолжает активно развиваться продуктивная деятельность на базе достаточно высокоразвитого восприятия и представлений. К концу дошкольного возраста дети могут создавать и обыгрывать весьма сложные постройки, конструкции.

                 Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, семейных отношениях, событиях социальной  жизни. Однако они не всегда носят отчётливый характер. Чем старше ребёнок становится, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально – нравственная оценка. Пятилетний ребёнок уже в значительной степени овладевает этими нормами, он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую – либо работу ради самого действия, а ждёт оценки своей деятельности со стороны окружающих.

                 Имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми  и сверстниками, мотивы самолюбия  и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является  одним из важнейших новообразований в развитии личности. Так, например, пятилетний ребёнок может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные действия над импульсивными.

                 Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью. Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения целей, оценивать результаты, выполняемых действий. В этом возрасте дет и понимают смысл задач, постановленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.

               На седьмом году жизни необходимо обратить внимание не только на уровень познавательной деятельности, но и на предпосылки к учебной деятельности.

   Источники:  

  • Е. А. Стребелева, Г. А. Машина «Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста»
  • Е. Е. Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста»

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР

Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (А.Р.Лурия, Н.А.Власова и ...

Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.

Педагогическая статья об особенностях становления личности ребенка в период дошкольного и  младше - школьного возраста....

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организм ребенка старшего дошкольного возраста продолжает активно развиваться. Совершенствуются двигательные навыки и качества, увеличивается физическая сила. По мере развития тонкой моторики дошкольн...