Психолого - педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Карманова Оксана Сергеевна

Среднему возрасту дошкольников необходимо уделять особое внимание в связи с исключительным положением в дошкольном детстве, когда ребёнок ещё и не большой, но уже и не маленький. Средний возраст является переходным возрастом дошкольного детства.  В этот период у нормально развивающегося ребёнка происходят большие изменения во всём психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического  мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Среднему возрасту дошкольников необходимо уделять особое внимание в связи с исключительным положением в дошкольном детстве, когда ребёнок ещё и не большой, но уже и не маленький. Средний возраст является переходным возрастом дошкольного детства.  В этот период у нормально развивающегося ребёнка происходят большие изменения во всём психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического  мышления.

           У трёхлетних детей восприятие достигает сравнительно высокого уровня. Например, им доступно выделение свойств и отношений объектов, что может происходить не только практически, но и зрительно с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также  некоторые пространственные отношения между ними. Восприятие активно включается в деятельность ребёнка, оно помогает выполнять ему посильные, знакомые по характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся в быту), находить решение значительно быстрее и эффективнее, чем раньше. Сами перцептивные действия еще недостаточно совершенны. Произошёл только первый шаг – переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной.

          Игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребёнок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий. Все эти действия постепенно перестают быть самоцелью – их начинают выполнять не сами по себе, а для чего-то, для определённой цели. В дальнейшем они заменяются цепочкой логически последовательных действий, которые отражают часто повторяющиеся в жизни ребёнка привычные ситуации, но в них не прослеживается сюжет и не отражаются взаимоотношения людей.

         В этом возрасте слово у ребёнка часто оказывается недостаточно обобщенным, ситуативным или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев понимание его ребёнком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подстановки знакомых слов на место незнакомых. Растущие потребности общения приводят к тому, что развиваются все формы и функции речи.  До сих пор, направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребёнка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности, но включение словесной инструкции не всегда помогает ребёнку в её усвоении и осуществлении. Ребёнку необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, образец, совместные действия со взрослым.

        Появление элементов трудовой деятельности выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают им известную бытовую самостоятельность: ребёнок может без помощи взрослого одеться, раздеться, умыться, пользоваться туалетом, есть. Самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должен овладеть ребёнок. Здесь могут возникнуть 2 типа затруднений: в определении и усвоении  последовательности операций, с одной стороны, и в овладении каждой из них – с другой. Особое значение приобретает при этом организация ориентировочно –исследовательской фазы овладения навыками, непосредственно связанной с восприятием.

        У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребёнок уже принимает разнообразные задания на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. У детей постепенно увеличивается объём запоминаемого материала. В этот период ребёнок удерживает в памяти 5-6 предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

          В этом возрасте возникает сюжетно – ролевая игра. К пяти годам становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваиваю нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т.п.

          В среднем возрасте начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности восприятии и представлений. Для продуктивной деятельности необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного, оперирование образами-представлениями.

           В среднем возрасте слово  уже может более адекватно направлять деятельность ребёнка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме ещё нуждаются в чувственной опоре. Лишь к пяти годам слово начинает само по себе, в пределах определённого содержания, служить источником информации и способом передачи общественного опыта. Изменяется и роль собственной речи ребёнка, это проявляется в регуляции его деятельности. Из сопровождающей она превращается сначала в фиксирующую, а затем в планирующую. Речь активно включается в усвоение знаний, в развитие мышления, в сенсорное развитие, в нравственное, эстетическое воспитание ребёнка, в формирование его деятельности и личности

          В среднем возрасте под влиянием взрослых ребёнок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом, у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка,  самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сферы и мотивация деятельности.

Источники:  

  • Е. А. Стребелева, Г. А. Машина «Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста»
  • Е. Е. Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР

Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (А.Р.Лурия, Н.А.Власова и ...

Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.

Педагогическая статья об особенностях становления личности ребенка в период дошкольного и  младше - школьного возраста....

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

Психолого - педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста

              В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев систем...