РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Вторая группа раннего возраста.
рабочая программа на тему
Рабочая программа для воспитателей второй группы раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_2018-2019_uch.god_.docx | 74.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и молодежной политики города Канаш Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19» города Канаш Чувашской Республики
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол _____ «___»______________20__г | Утверждена Заведующий МБДОУ «Детский сад № 19» _____________ Моргаева Е.В. Приказ № _____ «___»______________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Вторая группа раннего возраста
на период 03.09.2018 - 31.05.2019 гг.
Составитель:
Хрисанова Марина Юрьевна, воспитатель, I категория
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет. Разработана с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155; зарегистрирован в Министерстве образования и науки РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384;
-«Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.1.3049-13
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
-Устав МБДОУ «Детский сад №19» г.Канаш.
Ведущие Цели Программы- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. | |
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Цели Программы достигаются через решение следующих ЗАДАЧ: Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения .Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. | «Программа образования ребенка – дошкольника» под редакцией Кузнецовой Л.В. Задачи: -Охрана и укрепление физического и психического здоровья, забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии и саморазвитии каждого ребенка, приобщение его к ценностям здорового образа жизни; -развитие компетентности ребенка в сфере отношений к миру, к людям, к себе; развитие его познавательных интересов, способностей, потребностей; -сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к самовыражению; -обеспечение предшкольной подготовки и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей из разных слоев населения. |
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Принципы и подходы определены в соответствии с ФГОС дошкольного образования, представлены в программе «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр.9 | «Программа образования ребенка – дошкольника» под редакцией Кузнецовой Л.В. В основе программы лежат следующие принципы: -природосообразности, -культуросообразности, -гуманизации, -интеграции. |
«Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики»: Возрастные особенности детей группы: На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь восприятие, К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. |
1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
-Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
-Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
-Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
-Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
-Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
2.Содержательный раздел.
2.1.Задачи воспитания и развития детей на данном возрастном этапе по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки ,башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.)и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных
предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.);тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.)
Ознакомление с предметным окружением
Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обув ,мебель, транспортные средства. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны(бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.),подбирать предметы по тождеству(найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т.д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч- синий мяч; большой кубик- маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий(игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).
Ознакомление с социальным миром
Напомнить детям название города (поселка), в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т.д ) Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.
Ознакомление с миром природы
Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанос им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают
бабочки.
2.2 Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
«Программа образования ребенка – дошкольника» под ред. Кузнецовой Л.В.
2-3 года. Вторая группа раннего возраста.
Моя республика:
Ребенок осваивает элементарные знания о своем городе : знакомится с названием города и улицы, на которой проживает.
2.3. Формы, методы и средства реализации программы
Образовательные области
| Приоритетные виды деятельности | Формы организации |
Познавательное развитие | Познавательно исследовательская | Наблюдения, исследования, проблемные ситуации, экскурсии, целевые прогулки, дидактические и конструктивные игры, просмотр презентаций, , фильмов, и т.д. |
Социально - коммуникативное развитие | Игровая, трудовая, коммуникативная | Совместные игры детей, игры с правилами, творческие игры, трудовые поручения, совместный труд, коллективные работы, моделирование ситуации |
Формы работы | Способы | Методы | Средства |
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Рассматривание Наблюдение Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Развивающая игра Экскурсия Проблемная ситуация | Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа Вопрос-ответ | Предметы материальной культуры Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
2.4.Способы поддержки детской инициативности и освоения Программы. Использовать естественные и создавать специальные ситуации для развития у ребенка познавательного интереса к окружающей действительности, освоения им знаний о предметах и явлениях, путем непосредственного взаимодействия с ними и переживания при этом положительных эмоций.
Обеспечивать уравновешанный эмоциональный тонус, радостное настроение в группе сверстников; познавательную и физическую активность каждого ребенка; оказывать эмоциональную поддержку («умница», «ты очень хорошая девочка»); поощрять проявления нежности к близким людям. Поддерживать и стимулировать «экспериментирование» (элементарные опыты) ребенка, помогать ему «открывать» новые, выявлять «скрытые» свойства и качества различных объектов.
2.5.Взаимодействие с семьями воспитанников.
1. Беседы
2. Родительские собрания
3. Консультации
4. Папки передвижки
5. Конкурсы
6. Индивидуальные беседы
7. Подготовка к праздникам
8. Создание фотоальбома
9. Анкетирования
2.6. Иные характеристики содержания программы
Педагогическая диагностика детского развития проводится по эпикризным срокам.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программные задачи по образовательной области « Познавательное развитие» решаются в непосредственной образовательной деятельности, в совместной образовательной деятельности педагога и детей, в режимных моментах, актуализируется в самостоятельной деятельности детей. Объем образовательной нагрузки дозируется, не превышает максимальную нагрузку допустимую правилами и нормами нагрузки по действующему СанПиН2.4.1.3049-13. Непосредственная образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности не более 10 минут.
Образовательная область | Периодичность | Интеграция |
Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с предметным окружением. | 1 раз в неделю | Социально – коммуникативное развитие (труд. безопасность, социализация) |
Календарно – тематический план по образовательной области
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Месяц | Тема недели | Тема НОД |
Программное содержание |
Интеграции | Задачи |
СЕНТЯБРЬ | «Наша группа» | 1. «Вот какая наша группа». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.15 | Учить рассматривать картину, называть изображенные на ней предметы, учить соотносить изображенное на картине с реальной обстановкой группы. Активизировать словарь детей. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать уважительное отношение к окружающим. Формировать умения обращать внимание на изменения в группе. |
«Наши игрушки» | 2. «Что могут делать игрушки?». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр. 9-10 | Побуждать совершать действия с игрушками по словесному указанию. Помочь понять значение слов, вверх-вниз, отчетливо произносить их. | Социально-коммуникативное развитие | Побуждение детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке). | |
«Овощи» | 3. «Морковка от зайчика» Источник: О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду первая младшая группа. Стр.21 | Расширять представление детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим. | Социально-коммуникативное развитие | Приобщение элементарным общепринятым нормам и правилами взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формировать умения обращать внимание на изменения в природе. | |
«Фрукты» | 4. «Рассматривание фруктов» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.30 | Закреплять представление о фруктах. Способствовать формированию понятия фрукты. Учить объединять предметы по разным признакам (цвет, форма, обобщающее понятие). Упражнять в использовании прилагательных в сочетании с существительными в роде. Дать представление о пользе свежих фруктов для здоровья. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать уважительное отношение к труду, окружающим. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. | |
ОКТЯБРЬ | «Наш огород» | 1. «Что растет на грядке?». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.25 | Учить узнавать и называть овощи: морковь, лук, картофель, помидор, капуста, огурец, репа, соотносить натуральные предметы с их изображением. Подводить к усвоению обобщающего понятия «овощи». Упражнять в различении и правильном назывании цветов: зеленый, красный, желтый. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать уважительное отношение к труду. Формировать умения с помощью взрослого ухаживать за грядками. |
«Одежда» | 2.«Как одета кукла Маша?» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.34 | Уточнить представления об одежде, о назначении, цветах вещей. Учить запомнить последовательность одевания. Учить различать и называть синий цвет. | Социально-коммуникативное развитие | ||
«Осень» | 3.«Вот какая осень!» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.40 | Закреплять представление о признаках осени: падают листья, холодно, дует ветер. Уточнить знания об овощах и фруктах, упражнять в использовании обобщающих понятий. Закреплять знания об изменениях в одежде с наступлением осени. Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию, участвовать в составлении рассказа по картине. | Социально-коммуникативное развитие | ||
«Птицы» | 4.«У кормушки» Источник: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Первая младшая группа стр.25 | Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. | Социально-коммуникативное развитие | ||
«Мир вокруг нас» | 5. «Листопад, листопад листья желтые летят». Источник: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» первая младшая группа стр.22 | Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев. | |||
НОЯБРЬ | «Мой дом» | 1. «Мой дом» Источник: См .конспект 3 | Продолжать знакомить детей с понятием «Дом». Рассказать, что дома бывают разные. Воспитывать любовь к родному дому. Обогащать словарь детей. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать знания о расположении помещений в квартире. |
«Мой город» | 2. «Мой город» Источник: См. конспект 2 | Формировать у детей представление о родном городе Канаш. Расширять представления детей о малой родине, познакомить с флагом и гербом Канаша , расширить знания детей о названии родного города. Развивать речь детей мышление, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности. Воспитывать патриотические чувства, желание сохранять чистоту, порядок в своем городе. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать первые представления о родной стране (название города, поселка) | |
«Моя семья» | 3. «Моя семья» Источник: См. конспект 4 | Дать детям представление о семье; о том, что в семье все заботятся и любят друг друга; | Социально-коммуникативное развитие | Беседы с детьми о членах семьи, закрепление умения называть их имена | |
«Посуда» | 4. «Рассматривание посуды». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа Стр.46 | Закреплять представление о предметах посуды, умение использовать названия её предметов в активной речи, называть цвет, форму, величину. Познакомить с обобщающим понятием «посуда», подводить к классификации предметов посуды по использованию. Упражнять в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковое название. | Социально-коммуникативное развитие | ||
ДЕКАБРЬ | «Домашние животные и их детёныши» | 1. «Рассматривание картины «Кошка с котятами»». Источник: Н.С Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа Стр.50 | Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия. Закрепить знание названий детёнышей животных в единственном и множественном числе Упражнять в длительном и отрывистом произнесении звукоподражаний. Способствовать формированию осторожного обращения с незнакомыми животными | Социально-коммуникативное развитие | Формировать уважительное отношение к окружающему и животному миру. |
«Домашние птицы» | 2. «Петушок и его семейка» Источник: О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду первая младшая группа. Стр.30 | Расширять представление о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах. | Социально-коммуникативное развитие | ||
«Зимние забавы» | 3. «У нас в гостях Снегурочка» (природное окружение) Источник: С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет». Стр.89. | Учить узнавать и называть ель; закреплять знание основных частей дерева. Знакомство с деревьями ближайшего окружения. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать уважительное отношение к окружающему миру. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения | |
«Новый год» | 4. «Рассматривание иллюстраций о новогоднем празднике» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.60 | Учить понимать содержание картинки, называть персонажей, их действия. Воспитывать желание принимать участие в празднике. Закрепить знание понятий «большой-маленький», упражнять в использовании их в речи. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать уважительное отношение к окружающим. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения | |
ЯНВАРЬ | «Зима» | 2. «Рассматривание картины «Таня не боится мороза». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.65 | Учить внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Закрепить знание названий предметов зимней одежды. Закрепить знание потешки «Наша Маша маленька». | Социально-коммуникативное развитие | Поощрять желание детей жить дружно, помогать друг другу. Воспитывать желания участвовать в трудовой деятельности. |
«Дикие животные» | 3. «Кто в лесу живет?» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.69 | Закреплять умение рассматривать картинки, соотносить их с игрушками. Упражнять в использовании в речи названий диких животных, простейших фраз, передавая интонации просьбы. | Социально-коммуникативное развитие |
| |
«Дикие птицы» | 4. «Кто прилетел к нам в гости?». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа Стр.73
| Познакомить с птицами, учить отличать по внешнему виду. Побуждать воспроизводить звукоподражание голосами птиц, имитировать их поведение. Способствовать использованию в речи пространственных понятий (внизу, наверху, около и т.д.). | Социально-коммуникативное развитие | Формировать уважительное отношение к окружающему и животному миру. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения | |
ФЕВРАЛЬ | «Рыбы» | 1. «Рыбка плавает в воде» Источник: О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду первая младшая группа. Стр.24 | Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках. Формировать интерес к обитателям аквариума. | Социально-коммуникативное развитие | |
«Мебель» | 2. «Устроим кукле комнату» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.81 | Закреплять умение различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Закреплять употребление в речи названий предметов мебели, посуды. Учить употреблять глагол «лежать» в повелительном наклонении. Побуждать принимать участие в обыгрывании ситуаций. | Социально-коммуникативное развитие | Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формировать культурно гигиенических навыков. | |
«Транспорт» | 3. «Рассматривание транспортных игрушек». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.86 | Дать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения и поведения в транспорте. Закреплять знание цветов. Учить различать по внешнему виду и называть транспортные игрушки и их основные части: кузов, кабина, руль, колеса, окна. Побуждать употреблять слова: машина, автобус, грузовик, договаривать строчки стихотворения. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать первичные представления о труде взрослых. Развить игровую деятельность детей. | |
«Туалетные принадлежности» | 4. «Купаем куклу Катю». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно- тематических занятий». Первая младшая группа Стр. 90 | Помочь запомнить и употреблять в речи названия предметов качеств и действий (ванночка, мыло, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, теплая, холодная вода). Закрепить отчетливое произношение звука Ф. Закрепить знание названий предметов одежды и последовательности раздевания. Уточнить понимание и использование слов «большой- маленький» | Социально-коммуникативное развитие | Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | |
МАРТ | «Мамин праздник» | 1. «Самая хорошая мамочка моя». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.96 | Закреплять представления о семье. Воспитывать любовь и привязанность к маме. | Социально-коммуникативное развитие | Развивать игровую деятельность детей. Формировать уважительное отношение к окружающим. |
«Комнатные растения» | 2. «Рассматривание комнатных растений». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.104 | Помочь вспомнить названия знакомых растений (фикус, травка). Рассказать, что растения живые: пьют воду, растут, их надо поливать. Упражнять в использовании слов: большие-маленькие. Поддерживать интерес, любовь и бережное отношение к комнатным растениям. | Социально-коммуникативное развитие | «Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Формировать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы. | |
«Разные материалы» | 3. «Тонут-не тонут». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» . Первая младшая группа стр.108 | Учит наблюдать, обследовать предметы. Формировать умение проводить простейшие наблюдения и опыты с водой (холодная-теплая), развивать тактильные ощущения. Подвести к пониманию свойств некоторых материалов: резина легкая, плавает; камень тяжелый, тонет. Воспитывать привычку не пить холодную воду. Формировать элементарные навыки безопасного поведения: нельзя трогать горячий чайник. | Социально-коммуникативное развитие | Развивать игровую деятельность. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Формировать культурно гигиенических навыков. | |
«Разные материалы» | 4.«Какая разная бумага» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.114 | Формировать представление о свойствах бумаги. Побуждать сравнивать предметы по весу, использовать прилагательные: легкий, тяжелый. Учить делать простейшие обобщения. Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к рассматриванию явлений природы. | Социально-коммуникативное развитие | Развивать игровую деятельность. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. | |
АПРЕЛЬ | «Народная игрушка» | 1. «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Источник: См. конспект 1 | Продолжать знакомить с русской народной игрушкой - матрешкой; Формировать интерес и любовь к народному творчеству; обогащать словарь детей прилагательными; создавать эмоционально положительный настрой. | Социально-коммуникативное развитие | |
«Цвет и форма» | 2. «Поможем куклам найти свои игрушки». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.118 | Закрепить умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету. Закрепить знание названий геометрических форм: шарик, кубик, кирпичик. Упражнять в умении действовать по словесному указанию без показа. Закреплять знание цветов и их названий. Способствовать развитию слухового восприятия. | Социально-коммуникативное развитие | Развивать игровую деятельность. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. | |
«Цвет и форма»» | 3. «Большие - маленькие». Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.122 | Закреплять умение различать предметы по величине. Формировать понимание и правильное употребление слов: большой, маленький. Закрепить знание названий детенышей домашних животных и использование их в речи. Закреплять знание звукоподражаний домашних животных, упражнять в произнесении их с разной высотой голоса. | Социально-коммуникативное развитие | Развивать игровую деятельность. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Формировать культурно гигиенических навыков. | |
«Весна» | 4. «Пришла весна» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.127 | Знакомить с характерными признаками весны, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Активизировать словарь по теме, закрепить знание названий предметов одежды. | Социально-коммуникативное развитие | Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Формировать культурно гигиенических навыков и ЗОЖ. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | |
МАЙ | «Праздник» | 1. «Дети идут на праздник» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа ср.132 | Создать праздничное настроение. Расширить словарь (праздник, барабан). Развивать слуховое восприятие | Социально-коммуникативное развитие | Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. |
«Скоро лето» | 2. «Лето красное идет» Источник: Н.С. Голицына «конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.141 | Дать первоначальное представление о наступающем сезоне. Учить сравнивать природные явления весны и лета. Активизировать в речи названия предметов одежды, обобщающее понятие, закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать культурно гигиенических навыков и ЗОЖ. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | |
«Вот какие мы большие» | 3. «Что мы знаем о предметах» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.1445 | Закрепить представление о предметном мире. Уточнить усвоение и использование в речи обобщающих понятий: одежда, посуда, мебель. Способствовать развитию слухового внимания. | Социально-коммуникативное развитие | Формировать уважительное отношение к окружающим. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. | |
«Птичий дворик» | 4. « Петушок и его семейка» Источник: О.А.Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду первая младшая группа. Стр.30 | Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах. | Социально –коммуникативное развитие | ||
«Деревья» | 5. «Вот и лето пришло» Источник: М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Комплексные занятия с детьми раннего возраста»стр.104 | Учить слушать и понимать речь взрослого, различать и правильно называть растения(трава,деревья,цветы), называть окраску листьев, отвечать на вопросы взорослого об увиденном на прогулке. | Социально-коммуникативное развитие |
ИЮНЬ 3 4 | «Здравствуй, лето!» | 1. «Лето красное пришло» Источник: С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»стр.103 | Закреплять представление детей о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому. | Социально –коммуникативное развитие | |
«Летние растения» | 2. «На нашем участке выросли цветочки» Источник: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.136 | Закреплять представления о летних явлениях природы. Закреплять знание названий частей растения: стебель, листья, цветок. Учить любоваться цветами, не рвать их. | Социально –коммуникативное развитие | ||
«Солнечное настроение» | 3. «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…» Источник: О.А.Соломенникова, «Ознакомление с природой первая младшая группа» стр.32 | Дать детям представления о летних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. | Социально –коммуникативное развитие | ||
«Насекомые» | 4. «Что есть на нашем участке?» (экскурсия) Источник: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы первая мл.гр. стр.280 | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас, учить наблюдать за птицами и насекомыми на участке. Воспитывать бережное отношение к природе. | Социально-коммуникативное развитие | ||
ИЮЛЬ | «Семья» | 1. «Наша дружная семья» Источник: М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Комплексные занятия с детьми раннего возраста»стр.15 | Учить внимательно рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы кто это?, называть членов семьи, активизировать в речи прилагательные, понимать и использовать в активной речи обобщающее слово «семья.» | Социально-коммуникативное развитие | |
«Цветная неделя» | 2. «Радуга» Источник: См. конспект 3 | Ознакомление с природным явлением -радуга. Формировать у детей интерес к явлениям природы. Продолжать активизировать словарный запас детей, закрепить название цвета, ввести в словарь название цветов: оранжевый, голубой, фиолетовый. Развивать внимание, наблюдательность, память, учить отчетливо произносить слова и фразы. Воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений. | Социально –коммуникативное развитие | ||
«Лесные жители» | 3.« Кто в лесу живет?» Источник: Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.69-70 | Закреплять умение рассматривать картинки, соотносить их с игрушками. Упражнять в использовании в речи названий диких животных, простейших фраз, передавая интонации просьбы. | Социально –коммуникативное развитие | ||
«Мы – исследователи» | 4. «Тонут-плавают» Источник: С.Н.Теплюк «Игры – занятия на прогулке с малышами 2-4 лет» стр.104 | Уточнять знания детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, одни предметы тонут, другие плавают в воде. | Социально –коммуникативное развитие | ||
«Неделя здоровья» | 5. «Посадим лук, чтобы кукла не болела» Источник: О.В. Колесникова «Развитие ребенка от 2 до 3 лет» стр. 48-49 | Закрепить и расширить представления детей о работе врача, его действиях и инструментах, о том, что к больному надо пригласить доктора, проявить сочувствие, позаботиться о лечении. Познакомить детей с процессом посадки лука и элементарным уходом за ним. | Социально –коммуникативное развитие | ||
АВГУСТ | «Цветочные фантазии» | 1. «У цветочной клумбы» Источник: С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»стр.110 | Знакомить детей с цветами: тюльпан, ромашка, колокольчик. Закреплять представления о строении цветка: стебель, листья, цветы. Учить сравнивать (высокий, низкий) | Социально –коммуникативное развитие | |
«Вода-вода» | 2. «Наши дочки» Источник: С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»стр.107 | Учить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить порядок действий при раздевании кукол, название частей тела. Дать образцы ролевого поведения. | Социально –коммуникативное развитие | ||
«Спортивное лето» | 3. «Поможем куклам найти свои игрушки» Источник: Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий». Первая младшая группа стр.118 | Закреплять умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету. Закреплять знание геометрических форм: шарик, кубик, кирпичик. Упражнять в умении действовать по словесному указанию без показа. | Социально –коммуникативное развитие | ||
«Детские радости» | 4« Сыплем, лепим» Источник: С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»стр.108 | Пополнить знания детей о свойствах песка (сухой сыплется, из влажного можно лепить). Учить детей пользоваться лейкой. | Социально –коммуникативное развитие |
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Название раздела (предмета, дисциплины, образовательной области) учебного курса | Материалы, оборудование | Учебно-наглядные пособия |
Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с предметным миром. Ознакомление с социальным миром. Социально-коммуникативное развитие | Большие карты лото, головные уборы, атрибуты представителей разных профессий, тряпочки, кисти, полоски бумаги, лейки и т.п. | Плакаты большого формата Большие карты «Лото» Демонстрационный материал для фронтальных занятий:
Наглядно-дидактическое пособие:
Муляжи овощей и фруктов |
Список литературы
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". дата
2.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Министерства Образования и Науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. №1155
4.Давыдов В. В., Петровский В. А. и др. Концепция дошкольного воспитания Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.
5. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
6.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада.-М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013.-64с.
7. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий: первая младшая группа .-М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2-14.-152 с.
8.Теплюк С.Н. Игры - занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-176 с.
9.Колесникова О.В. Развитие ребенка от двух до трех лет. Тематическое планирование, конспекты занятий, игры и сценарии.-М.: Школьная Пресса, 2007.-80 с. («Дошкольное воспитание и обучение-приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 164).
10. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). Методическое пособие.- СПб.: Паритет, 2005.-112 с.
11. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Знакомство с конструктором» (с использованием познавательной технологии, технол
Знакомство детей со строительным конструктором...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Игрушки» (с использованием познавательной и здоровьесберегающей технологий)
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: &l...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие»Подготовительная группа 2019-2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдля подготовительной к школе группыпо образовательной области «Познавательное развитие»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" ( разделы: познвательно- исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математ...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста «В гости к лесным жителям»
Цель: Создание условий для познавательной активности детей раннего возраста.Задачи:- Формировать у детей представления о диких животных (заяц, медведь), их внешнем виде, питании, особенностях образа ж...
Конспект образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Что такое хорошо»
Конспект образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Что такое хорошо&ra...