Проект
проект на тему

Спицына Дарья Павловна

Социально-коммуникативное развитие является главной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждениях более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstupleniedocx.docx14.34 КБ
Файл trening.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Развитие коммуникативных умений педагогов»

Социально-коммуникативное развитие является главной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждениях более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

Срок реализации: январь-март

Направление деятельности проекта: развитие коммуникативных навыков педагога

Участники: педагоги ДОУ (21 человек)

Задачи:

1.Активизировать профессиональный потенциал педагога

2.Повысить компетентность педагога

3.Снять эмоциональное и физическое напряжение

4.Содействовать успешному сотрудничеству всех участников образовательного процесса

1.Подготовительный

                                 Наблюдение

                                 Анкетирование

2.Основной

                                 Лекции

                                 Тренинги

3.Заключительный

                                 Тренинги

                                 Итоговое анкетирование

                                 Рефлексия

Риски данного проекта состоят в том, что не все педагоги могут в равной степени открыться на практических занятиях. Также очень важно, в системе посещать данные занятия, т.к это может неблагоприятно сказаться на успешности данного проекта.



Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений педагогов.

Правила проведения тренинга:

1.Воздержанность. В ходе работы следует отказаться от категоричных, отрицательных суждений в отношении кого-либо из присутствующих, дабы избежать напряжения в группе, мелких стычек и открытых конфликтов.

2.Равноправие. Взаимоотношение в группе строятся на принятии друг друга, признании интересов, чувств и мнения каждого. Ведущий тренинга находятся в равной со всеми позиции.

3. Обратная связь. Наличие обратной связи предполагает высказывание участниками собственного мнения при выполнении тренинговых заданий.

4. Активность. Участие и вовлеченность в работу всех участников группы.

Занятие 1.

Цели: представление участником возможности открыться, показать свои чувства и мысли; развитие умения легко общаться друг с другом, доверять, сотрудничать, принимать друг друга.

Ход занятия

Приветствие

Обсуждение правил, настроения.

Игра «Усиль эмоцию»

Способствует активизации участников, развитию умения действовать согласованно.

Инструкция: Присутствующим предлагается передать друг другу какую-либо эмоцию, добавляя к ней что-то свое и тем самым усиливая её от участника к участнику. Например: необходимо передать радость. Первый участник показывает улыбку, второй – повторяет, за ним плюс добавляет движения одной рукой, третий – негромкий смешок, четвертый – громкий смех. Последний – вскакивает с места, начинает бегать по всей комнате, громко смеяться и хлопать.

Вопросы для обсуждения:

  • Получилось ли усилить эмоцию?
  • Какие были трудности?

Занятие 2

Беседа о педагогическом общении

Ведущий: «Мы рассмотрим некоторые приемы, позволяющие повысить эффективность педагогического общения. Всегда ли нас понимают так, как мы предполагаем? Что такое партнерское общение?

Общение может быть вербальным и невербальным. Невербальное общение начинается с  первых минут встречи: это взгляд, мимика жесты, эмоциональное состояние. Идет установление контакта. Для невербального общения очень важно четко передать информацию, сконцентрироваться на партнере и на самом себе (т.к как отдаешь, как принимаешь, насколько осознанно это происходит). Давайте попробуем установить контакт с партнером, а затем передать (или принять) информацию невербально. Помните, установление контакта – первый этап партнерского общения.»

Упражнение «Найди свою пару»

Инструкция: «Я раздам вам карточки с названием животного. Оно повторяется на 2х карточках. Ведущий раздает карточки. «Прочитайте, что написано на карточке, так, чтобы надпись видели только вы. Задача каждого – найти свою пару. Нельзя говорить  и издавать характерные звуки животного. Можно пользоваться любыми невербальными выразительными средствами, но все, что мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.»

После окончания упражнения ведущий задает вопросы каждой паре: «Кто вы? Поделитесь впечатлениями, как вы находили пару?», «Испытывали ли вы трудности в общении (невербальном)?».

Ведущий: «В ходе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком, а также состояние организма и эмоциональные реакции. Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне лица, которое контролирует правое полушарие мозга, поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за его реакцией на ваши слова. Наиболее выразительными у человека являются губы и брови, поэтому, когда вам нужно точно понять состояние партнера по общению, лучше смотреть именно на них».  

Занятие 3

 Умение слушать и слышать и доведение этого умения до навыка – один из самых важных показателей мастерства педагога. Внимательное и целенаправленное слушание дает ряд преимуществ по сравнению с обычным слушанием. Наиболее простой способ сохранения заинтересованного нерефлексивного слушания преимущественно направлены на прояснение именно эмоционального компонента взаимодействия.

Задачи нерефлексивного слушания:

  • Управление вниманием;
  • Поддержание интереса к теме разговора;
  • Поощрение вступить и продолжить разговор;

Если говорящий понимает, что партнер его внимательно слушает, интересуется его рассказом, он, как правило, укрепляется в своем желании рассказывать и делает это более охотно. Экспериментальные исследования показывают, что если слушатели от сознательного игнорирования говорящего переходят к активному вниманию, то тот начинает говорить быстрее, чаще использовать жесты, иными словами, входит в роль коммуникатора, и процесс общения становится более интенсивным.

Техники нерефлексивного слушания:

  • Сосредоточение (минимизация отвлечений)

Важнейшая задача, без решения которой невозможно понимание принимаемого сообщения, - это управление вниманием. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, иными словами, внимаем собеседнику. Такое слушание «всем телом» не только выражает готовность слушать, физическое внимание, но и помогает процессу слушания и восприятия. Мы принимаем эту позу безотчетно. Но эти приемом можно пользоваться сознательно, поскольку умение быть внимательным – эффективное средство повышения качества восприятия речи собеседника. Слушать и воспринимать означает не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт и использовать позу как средство общения.

  • Пауза

Вторая важная техника нерефлексивного слушания состоит в том, чтобы выдерживать паузу после реплик собеседника. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок слушателя состоит в том, что он, испытывая неловкость во время возникающих пауз, пытается их заполнить, задавая вопросы. Отвечая на эти вопросы, рассказчик уходит от основной темы своего рассказа и говорит не о том, о чем ему важно было рассказать, а о том, о чем спросил слушатель.

  • Взгляд

Очень важным знаком, свидетельствующим о нашей готовности вести разговор, является контакт с глазами собеседника. Если мы избегаем контактировать с его взглядом, смотрим в сторону, в пол, в потолок или «сквозь» собеседника, он, вероятно, интерпретирует как незаинтересованность в общении с ним. Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь, что, в свою очередь, помогает слушать его еще внимательнее.

Для начала естественной, непринужденной беседы первым шагом обоих собеседников является установление кратковременного визуального контакта, затем глаза мгновенно отводятся в сторону, после чего контакт восстанавливается, причем так происходит на протяжении всего разговора. О собеседнике, который смотрит в глаза, создается благоприятное впечатление. Конечно, здесь ни в коем случае нельзя переусердствовать, пристальный взгляд может поставить говорящего в неловкое положение. Постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к  контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.

  • Мимика

Мы можем передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица, и прежде всего с помощью улыбки. Улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним приятен. Однако, улыбаясь, необходимо помнить о следующем: воспринимается только искренняя улыбка.

  • Поза и жесты

Важную роль в установлении контакта играет язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда мы немного наклонились вперед к собеседнику и одобрительно смотрим на него, мы тем самым передаем ему: «Я весь внимание». Если мы небрежно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении.

Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора. Так, скрещенные на груди руки, как правило, означают оборону, руки на бедрах – пренебрежение. Если мы прячем руки, скрещиваем их на груди, закидываем ногу на ногу, ставим на колени сумку, мы бессознательно возводим барьеры, прячась за ними от собеседника. Открытые позы, напротив, будут поощрять к искренности и продолжению разговора.

  • Минимальные поощряющие реплики

Следующий прием поощрения рассказчика в процессе нерефлексивного слушания состоит в том, что слушающий время от времени реагирует на рассказ партнера междометиями или нейтральными, по существу малозначащими фразами: «Да!», «Это как так?», «Ну и ну!», «Понимаю вас…», «Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю…». Эти реплики представляют собой простейшие словесные реакции, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказываться свободно и непринужденно. Они помогают выразить одобрение, интерес и понимание.

Занятие 4

Рефлексивное слушание состоит в установлении обратной связи слушателя с говорящим. Слушатель не только внимательно слушает, но и сообщает говорящему, как он его понял. Говорящий оценивает это понимание и при необходимости вносит поправки в свой рассказ, стремясь добиться более точного понимания слушателем. Реализуя стратегию рефлексивного слушания, мы не только показываем нашему собеседнику, как мы его поняли, но и проверяем себя: удалось ли нам понять сообщение партнера именно в том смысле, который он туда вкладывал.

Рефлексивное слушание по сравнению с нерефлексивным помогает   добиваться гораздо большей точности восприятия смысла сообщения, поскольку здесь мы постоянно корректируем наше понимание с учетом поправок собеседника.

Техники рефлексивного слушания преимущественно направлены на прояснение именно рационального компонента. Все техники рефлексивного слушания объединяет направленность на одновременное решение трех основных задач:

  • Проверять правильность своего понимания слов и высказываний говорящего.
  • Не управлять темой разговора, а поддержать спонтанный речевой поток говорящего, нам, а о том, что считает важным он.
  • Не только быть заинтересованным слушателем, но и дать собеседнику почувствовать эту заинтересованность.

Выделяют четыре основные техники активного слушания: эхо-техника (отражение), перефразирование, резюмирование, прояснение.

  • Эхо-техника (отражение) – это повторение слов или фраз собеседника. Обычно имеет форму дословного повторения с незначительными изменениями. Имеет смысл использовать ее для отражения ключевых фраз, на которых собеседник делает смысловое ударение. Это дает ему возможность почувствовать, что он услышан, что его понимают. Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что, по его мнению, является центральным ядром фрагмента, его цитирующим началом, будь то выраженное чувство или какая-либо идея. При этом можно изменить вспомогательные или несущественные слова, выступающие в высказывании, но все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть повторены точно. То, что следует повторить, должно быть выбрано на основе значимости этого содержания для говорящего.
  • Перефразирование (перефраз) – формулирование той же мысли другими словами. В беседе перефраз состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования – проверка слушателем точности собственного понимания сообщения. Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной. Исполнение этой техники можно начать следующими словами:
  •  « Как я понял вас, вы считаете, что…»
  • «  Как я понимаю, вы говорите о том, что…»
  • « По вашему мнению…»
  •  « Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но…»
  •  «Другими словами, вы считаете…»
  •  « Правильно ли я понимаю?»

  • Резюмирование – техника переформулирования, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки резюме состоит в том, что оно должно быть предельно простым и понятным. Эта техника вполне применима в продолжительных беседах, где она помогает выстроить фрагменты разговора в смысловое единство. Она дает слушателю уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогает говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свои мысли. Вступительными фразами могут быть, такие:
  • « Я внимательно вас выслушал. Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял…»
  • « Если теперь подытожить сказанное вами, то…»
  • « Из вашего рассказа я сделал следующие выводы…»

Далее вы буквально в двух-трех фразах пересказываете вашему партнеру то, что он рассказывал вам в течение нескольких минут. При этом вы отмечаете ключевые моменты его речи, но подбираете для этого самую лаконичную форму.

  • Прояснение – это обращение к говорящему за уточнениями, чтобы слушающий точнее понял, о чем идет речь. Если предыдущие техники рефлексивного слушания не привели слушателя к ясному пониманию, он может прямо попросить говорящего разъяснить непонятное место в его рассказе, привести примеры или остановиться на чем-то подробнее. Чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может сказать примерно следующее:
  • « Не повторите ли вы еще раз?»
  • « Что вы имеете в виду?»

Упражнение «Гимнастика ума»

Цель: отработка техники рефлексивного слушания на практике.

Инструкция: Упражнение проходит в кругу. Перед его началом каждый участник записывает у себя в блокноте или на листе бумаге одну любую пословицу, поговорку или краткое мудрое изречение. Например: « Благими намерениями вымощена дорога в ад», « Каждый сам кузнец своего счастья» и др.

Затем каждый участник группы получает карточку, содержащую варианты выступлений, которые можно использовать перед тем, как делать резюмирование, перефразирование (например: « Как вы сказали…»).

«Варианты вступлений к перефразированию и резюмированию»

  •  Как я вас понял…
  • Вы сказали, что…
  • Если я понял вас правильно…
  • Как я понимаю, речь идет о…
  • Вы говорите, что…
  • По вашему мнению…
  • Вы считаете, что…
  • Если теперь подытожить сказанное вами, то…
  • Из ваших слов я сделал следующие выводы…

Участники знакомятся с содержанием карточки, а затем добавляют свои вводные слова, которые можно  сказать перед тем, как перефразировать высказывание собеседника. После того как проделана \та работа, один из участников подгруппы читает пословицу, которую он записал у себя в блокноте. Второй участник (сидящий слева от него) выбирает любое начало для перефразирования из списка и прибавляет к нему измененный текст пословицы. Затем остальные участники группы по желанию добавляют свои варианты.

Пример: Первый участник прочитал вслух: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Второй участник, продолжая упражнение, может сказать: « Ты сказал, что, если кто-либо попытается поймать сразу двух зайцев, он может остаться ни с чем». Третий участник: «Как я понял, речь идет о том, что не стоит сразу пытаться ловить двух зверей, можно не поймать никого». Четвертый участник: «Ты считаешь, что стоит поймать сначала одного зайца, а потом ловить второго» и т.д. Затем второй участник читает свою пословицу, и упражнение продолжается по той же схеме.

Занятие 5

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения; ослабление проявлений утомления; повышение общего тонуса.

Ведущий: «Добрый день! Я рада приветствовать вас. Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Представьте…

Море… Каждое мгновение разное, таинственное, непостоянное, необъятное – волнует  душу, не оставляет равнодушным сердце. Сегодня море тихое и спокойное, как будто большое зеркало – холодное и прозрачное. Солнечные лучи, пронизывают соленую воду, достигают дна, затрагивают золотистый песок и яркие сияющие ракушки, гладенькие камешки и зеленоватые водоросли, ловят маленьких ловких рыбок, которые стайками весело забавляются возле берега.

А теперь сядьте удобнее, закройте глаза. Вдохните глубоко и медленно выдохните. Ваше тело полностью расслабленно. Включите свое воображение и представьте себе,  что стоите на берегу моря. Волны плещутся у ваших ног, накатывают на берег и отступают обратно в море. Вы вдыхаете морской воздух, кожей чувствуете дыхание моря. Море спокойное, бесконечное, уходит вдаль и сливается с горизонтом. Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы снимаете обувь и босиком идете по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная.

Попытайтесь представить море, постоянно меняющееся, в полноте красок. Вдохните морской воздух, окиньте внутренним взором бескрайнюю синеву волн до самого горизонта. Войдите в море. Сделайте еще шаг. Почувствуйте живительную влагу. Идите дальше. Вода доходит до уровня бедра, до пояса, до груди. Оттолкнитесь от дна и плывите. Почувствуйте каждое движение рук и ног. Почувствуйте, как тело ловит ощущение моря, его чистоту и прозрачность. Волны несут вас на себе, вы расслабляетесь и позволяете волне покатать вас. Ваше тело полностью расслабленно, невесомо в волне. Волна держит вас, лаская своими упругими движениями волн. Почувствуйте, как в вас рождается любовь к морю, заполняет вас изнутри, переполняет желанием слиться с морской стихией, раствориться в воде. Ваша телесная оболочка тает, вы растворяетесь, сливаетесь с морем. Вы и море – едины. Вы -  это море. Море – это вы. Вы в море. Море в вас. Вы и море – едины. Вы огромны, как море. Вы ощущаете свою глубину, ширину, мощь и силу. Мысленно качнулись от берега к берегу. Мысленно прошлись по дну волной из конца в конец и вернулись обратно по поверхности воды. Вы – это море. Растворившись в море, вы стали им. Вы слитны и неразрывны. Вы, слившись с морем, познаете его сущность, жизнь моря, радость и силу. Теперь сконцентрируйтесь. Представьте свое тело и соберите, сформируйте его. Вынырните на поверхность быстро и мгновенно. Плывите к берегу. Выходите из воды. Вы – снова вы».

Рефлексия

Ведущий: «Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами и мыслями по поводу нашей встречи…

Надеюсь, вы отдохнули и набрались сил для нового дня и новых открытий. Впереди радость и удача. Помните: все будет хорошо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...