Мастер класс "Музыкальная предметно-развивающая среда в рамках стандарта"
учебно-методический материал на тему

Мастер класс для педагогов, музыкальных руководителей "Музыкальная предметно-развивающая среда в рамках стандарта"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Васичева О.Н.

Детский сад «Берёзка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Березка», филиал Детского сад «Светлячок»)

музыкальный руководитель

Музыкальная предметно-развивающая среда в рамках стандарта.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В детском саду две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход. Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.

Предметно-развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют её в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. Эта среда должна строиться на основе ведущих принципов:

- возрастные нормы;

- эстетичность;

- доступность.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Н. А. Ветлугина указывала на то, что организуя музыкально-художественную деятельность, педагог особое внимание должен уделять решению таких задач, как воспитание инициативы, самостоятельности, творческой активности детей в самостоятельной деятельности. Развивающая среда по определению В. А. Ясвина – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.   Музыкальная среда должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской  музыкальной  деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями,  музыкальными  инструментами. Оформление  музыкальных  мини-центров для детей раннего и младшего  дошкольного  возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Таким образом, при создании музыкальных зон в детском саду рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Музыкальный руководитель  показывает  корзинку. А что в ней находится, просит отгадать.

Какой русский сувенир 
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! ..
Гармошка? Нет! ... То – русская ...

Дети: Матрешка!!!

Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Одна матрёшка, две... и вот...
Матрёшек целый хоровод.

В конце стихотворения музыкальный руководитель выставляет на стол из корзинки всех матрешек и предлагает детям внимательно их рассмотреть. Обращает внимание на то, что при всей схожести, у матрешек есть некоторые отличия. Предлагает детям их найти.

Вместе выйдут в хоровод.
Ножкой топнут – топ-топ-топ!
Будут петь и веселиться 
Вместе с ними весь народ!

Игра “Матрешка – плясунья” (цель: развитие у детей ритмического восприятия)

Музыкальный руководитель отстукивает ритмический рисунок матрешкой. Дети – повторяют.

Для вас – еще одна игра.

Подвижная игра “Найди матрешку”

(цель: развитие слухового внимания, координации слова с движением, ловкости, тактильной чувствительности)

Дети с матрешками (бутылочками) в правой руке стоят в кругу. В центре круга – водящий-ребенок с завязанными глазами. Дети выполняют движения, одновременно проговаривая текст народной потешки.

Подходите, подходите!

Дети идут в центр круга шагом с притопом.

На товары поглядите!

Из круга, тем же шагом.

Привезли издалека

Дети идут приставным шагом вправо по кругу,

Мы не ситцы, не шелка

.встряхивая матрешкой на каждый шаг.

И не кольца, и не брошки,

 Кружатся вокруг себя на дробном шаге, быстро

А весёлые матрёшки.

встряхивая “матрешкой” на каждый шаг.

Ну, скорее, не зевай!

Грозят указательным пальцем левой руки.

Ты матрешек догоняй!

и разбегаются, произнеся последние слова.

Дети ходят по залу и встряхивают матрешками. Водящий идет на звук и ловит детей. Кто попался – быстро прячет матрешку в своей одежде. Водящий на ощупь определяет, где спрятана матрешка.

Все матрешки петь хотят
И без музыки грустят.
Громче, музыка, играй
Эй, матрешки, запевай!

“Веселый оркестр МАТРЕШКА” 

Матрёшка-дивная игрушка.
Для взрослых и детей -
Забавная подружка!
Мы будем с ней всегда играть
И встречи с чудом снова ждать!

И на прощание позвольте рассказать вам притчу.

Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит между разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные  плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он видел раньше.

     Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он тут же исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…»

   - Уважаемые коллеги, желаю, что бы те семена, которые мы сеем  в души, сердца и умы наших воспитанников, всегда давали прекрасный урожай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...