Картотека сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе
материал (младшая группа) на тему

Самойлова Виктория

Картотека сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Картотека сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе по Н.Ф. Губановой Подготовила: Самойлова В.Г., старший воспитатель

Слайд 2

Методика проведения. Воспитатель заранее подготавливает предметно-игровую среду: в кукольном уголке за столом сидят четыре куклы, на столе коробки из-под конфет, на скамейке сумочки, на столике швейная машинка, флаконы из-под духов, на табурете – тазик с платочками. Воспитатель. Я и не заметила, что в кукольном уголке встретились подружки. Это наши куклы. Они давно не виделись и решили встретиться, чтобы поговорить. (Обращается к кукле.) Здравствуй, Даша, ты у нас сладкоежка? Тебе всегда дарят конфеты и пастилу. Кто тебе подарил коробку с зефиром? (Медвежонок.) Он тоже любит сладкое. (Девочке.) Лена, ты не видела, мишка приходил к Даше? Не видела? Даша у нас сладкоежка, у тебя нет конфет? Ты поделишься с Дашей? (Девочка угощает куклу.) Даша говорит тебе спасибо. А вот Жанна. (Показывает куклу.) Жанна, ты опять в новом платье. Дети, смотрите, какое красивое платье у Жанны. Она у нас модница, сама шьет себе платья. Вот швейная машинка. Жанна умеет шить. А этот флакончик, Жанна, твой? Какие хорошие духи! (Девочке.) Оля, ты чувствуешь, какой запах?! Жанна умеет покупать хорошие духи. Она приходит в магазин и просит дать ей духи, у которых хороший запах. Оля, посмотри, какой красивый флакончик духов у Жанны. Она носит их в сумочке. У тебя есть сумочка? В ней поместится флакончик духов? (Девочка берет флакон.) А вот кукла Дина. Она у нас любит наводить чистоту. Дина, у тебя уже готов тазик. Что ты будешь стирать? Платочки. У Гали тоже приготовлены платочки для стирки. (Девочке.) Галя, Дина предлагает тебе постирать вместе с ней. У тебя есть тазик? Приноси, поставишь рядом и будешь стирать. А Лиза веревку натянет, можно будет повесить. (Девочки стирают.) Примечание. Воспитатель оставляет кукол детям и они начинают самостоятельную игру: угощают кукол сладостями, надевают на них платья, стирают кукольные вещи. Игра-ситуация «Наши куклы» Сценарии сюжетных игр-ситуаций Игры с куклами и игры в «семью»

Слайд 3

Методика проведения. Воспитатель берет панель или доску, отгораживает место для кукольной комнаты и сообщает детям: «Кукла Катя переезжает на новую квартиру. У Кати есть кухня и комната. Скоро привезут мебель, надо помочь разместить ее в квартире». Воспитатель включает детей в игру, обращается к детям по очереди: «Денис, что ты привез на машине? Это похоже на шкаф для посуды. Куда будем ставить? Правильно, здесь места много, рядом будет стол. Очень удобно посуду доставать. Лена, куда ставить табуретки? Возле стола. Где новый ковер лежит, Коля? Нашел? Постели, пожалуйста, на пол. Поставим в вазу цветы, чтобы было красиво. Пора Катю звать. Она будет довольна». Игра-ситуация «С новосельем»

Слайд 4

Методика проведения. Воспитатель наблюдает за тем, как дети играют с куклами-младенцами. Постепенно подключаясь к игре детей, воспитатель предлагает им новые действия и роли. Воспитатель. Лиза, твоя дочка уснула или еще нет? Дома душно, может быть, она будет лучше спать на свежем воздухе? Моя дочка (воспитатель показывает на свою коляску с куклой) всегда на улице лучше спит. Я ей даю бутылочку с молоком, и она спит. Потрогай, молоко не холодное? Надо подогреть? Маленьким детям в холодное время надо надевать теплый комбинезон. Жанна, у твоей дочки какого цвета комбинезон? У моей – красный. Пока дочки спят, можно пойти в магазин. Жанна, Лиза, пойдемте в магазин. А кто будет смотреть за малышами? У меня есть еще одна дочка – Оля. (Показывает куклу.) Она совсем большая, в школе учится. Оля, присмотри, пожалуйста, за нашими дочками, если они будут плакать – покачай. А мы быстро сходим за хлебом. Игра-ситуация «Старшая сестра»

Слайд 5

Методика проведения. Дети играют с куклами. Педагог может помочь возникновению новых действий. Воспитатель. Лена, это твоя дочка? Никак она не заснет. Я всегда рассказываю перед сном дочке сказку, пою песенку. Слушай: Баю-баю-баю, Доченьку качаю, Дочка, глазки закрывай, Поскорее засыпай. Спят ежата и ежи, И детишки спать должны, Спи, моя родная, Баю-баю-баю. Жил-был Иван-царевич, полюбил он красивую девушку. Волшебник превратил девушку в камень. Стал Иван-царевич волшебника искать. Попросил он у волшебника снять чары волшебные с девушки. Понравился волшебнику Иван-царевич. Снял он волшебные чары с девушки, и она ожила. Иван-царевич женился на красавице девушке, и жили они счастливо. Смотри, Лена, твоя дочка сразу уснула после сказки. Примечание. В следующий раз девочки могут самостоятельно укладывать своих кукол. Игра-ситуация «Перед сном»

Слайд 6

Методика проведения. Педагог ставит на стол вазу с цветами и сообщает детям, что сегодня у куклы Вари день рождения. Воспитатель. Приходите, гости, на день рождения к Варе. (Звучит музыка, входят гости, дети с игрушками.) Вот идет медвежонок, он говорит: «Варя, с днем рождения!» А кто еще входит? Что, Ариша , ты скажешь Варе? Что твой зайка скажет ей? А еще гости всегда дарят подарки ко дню рождения. Мы с мишкой подарим Варе шарфик. (Надевает шарф кукле.) Носи, Варя, не простужайся. А какой подарок у Маши? У Маши чашечка. Понравится Варе твой подарок, ведь она очень любит пить чай. Смотрите, Варя несет именинный пирог. Угощайтесь, дорогие гости! Давайте разрежем пирог, и всем достанется по кусочку. Мишка разбаловался – надо научить его вести себя за столом. Женя, объясни ему, как надо правильно резать пирог. Вот тебе, Ариша , кусочек и тебе, Жанна. Саша, положи всем по кусочку. (Звучит музыка.) А теперь я приглашаю вас танцевать. Сначала танцуем польку. А теперь вальс. Вот и закончился наш праздник. Варя благодарит гостей и прощается с ними. До свидания, Варя, было очень весело. Игра-ситуация «У куклы Вари день рождения»

Слайд 7

Методика проведения. Педагог подходит к кукле и ведет с ней диалог (от имени мамы и дочки), стараясь заинтересовать детей. Мама. Дочка, тебе пора вставать, уже утро. Дочка. Мамочка, доброе утро. Я проснулась, а где моя одежда? Мама. Вот майка, вот платье. Одевайся. Я приготовлю завтрак. Дочка. Я оделась и тебе помогу порезать хлеб. Поставлю посуду. Вот тарелки, ложки, чашки. Мама. Молодец, ты моя помощница. А у меня и каша готова. Положу тебе и себе кашки. Будем завтракать. Дочка. Каша вкусная, рассыпчатая, горячая. Мама. Есть чай. Какой ты будешь – малиновый или вишневый? Дочка. Малиновый. Он очень полезный. Мама. Пей, дочка, пей, моя дорогая. Дочка. Спасибо, мамочка! Примечание. Далее воспитатель оставляет куклу для самостоятельной игры. Игра-ситуация «Мама и дочка»

Слайд 8

Методика проведения. Диалог между мамой и дочкой (воспитатель и кукла или воспитатель и ребенок). Мама. Дочка, пора варить обед. Ты мне будешь помогать? Что будем варить? Дочка. Суп. Мама. А что для супа нужно? Дочка. Морковь, картошка. Мама. Морковь в пакете, картошка в ящике. Возьми. Только надо почистить их и вымыть. А теперь порежем овощи вместе, вот так. Воды не забыла налить? Налей, пожалуйста, воды в кастрюлю, пусть закипает. Надо соль положить? Дочка. Надо. Мама. А помешать? Дочка. Надо. Мама. Сколько еще будет вариться? Десять минут? Дочка. Да. Мама. Посмотри, картошка сырая или разваривается? Дочка. Готова. Мама. Суп можно выключать или подождать? Перец нужен? Дочка. Нужен. Мама. Дочка, ты посмотрела, на столе стоит посуда? Если нет, то принеси, пожалуйста, ее из шкафа. Дочка. Я принесла. Мама. А для чая какую поставишь посуду? Дочка. Чашки. Мама. Положи вафли и сахар. А я принесу суп. Осторожно, он горячий. Наливаю. Тебе что положить, сметану или укроп? Дочка. Укроп. Мама. Вкусно? Дочка. Да. Мама. Приятного аппетита. Потом будем пить чай. Дочка. Приятного аппетита, мама. Игра-ситуация «Пора обедать»

Слайд 9

Методика проведения. Воспитатель видит игру детей с куклами и подключается к игре, чтобы она не угасла. Воспитатель (обращается к сидящим куклам). Дочки, ваши мамы уже собрались на работу? Времени осталось мало, они могут опоздать, а им надо вас еще в садик отвести. Где же ваши мамы? Вот Ира пришла. (Девочке.) Ира, ты Ритина мама? Ты поведешь дочку в детский сад? Тогда покорми ее, ведь завтрак в детском саду не скоро. (Девочке.) Оля, твоя дочка поела? А что у тебя на завтрак? Каша? Манная или пшенная? Пшенная. И моя дочка (показывает на «свою» куклу) тоже пшенную любит, у них в садике тоже такую кашу дают. (Девочкам.) Мамы, часы пробили семь часов, пора идти в детский сад. На улице мороз, потеплее одену свою дочку. (Выполняет воображаемые действия.) Шарфик махровый повяжу. А где у вас детский сад, далеко от дома? На автобусе нужно ехать или пешком идти? Хорошо, что садик рядом. Пришли. Вот воспитатель ждет ваших дочек. (Педагог показывает на девочку, стоящую рядом.) (Девочке.) Галя, твои воспитанницы пришли. Ты их встречаешь на улице или в групповой комнате? На улице. Можно им поиграть? (Девочки отправляют кукол играть.) Ну, мамы, теперь вы можете быть спокойны за своих дочек. Галя – хороший воспитатель. Галя, а что дальше у деток по распорядку? Зарядка? Проводи зарядку, не буду тебе мешать. Мне тоже на работу надо. Игра-ситуация «В детском саду»

Слайд 10

Методика проведения. Воспитатель предлагает детям проверить, как куклы, их дочки и сыночки, умеют самостоятельно готовиться ко сну. Дети приносят свои игрушки и показывают, комментируя, воспитателю, как их «дети» умеют умываться после обеда, стелить кровать и раздеваться, складывать одежду. Примечание. Игра проходит непринужденно, без обучения, главное – побуждать детей к последовательности и логичности действий. Если действия не соответствуют жизненной логике ситуации, то воспитатель может вмешаться, словно невзначай спросить, например у игрушечного медведя: «Мишка, ты забыл, что сначала надо ботиночки снять? У тебя заботливый папа, он научил тебя шнурки развязывать и ставить ботинки под стул». Игра-ситуация «Что за чем?»

Слайд 11

Методика проведения. Воспитатель держит в руках кастрюлю. Воспитатель. Сварю на завтрак кашу. Какая больше понравится моим дочкам, овсяная или гречневая? Сварю гречневую, с мясом. (Выполняет действия, изображая варку каши и комментирует их.) Возьму побольше крупы гречки. Промою, чтоб крупа была чистая. Вот так. Теперь поставлю кастрюлю с водой на огонь. Закипела вода, пора гречку бросать. Помешаю, пену сниму. Пусть варится. Сварилась. Добавлю отварное мясо. Масла побольше. Посолю. Попробую. Вкусно! Надо снимать с плиты. Дети, давайте кушать! (Кормит кукол кашей.) Кому еще дать? (Дети подходят с игрушками и кормят их.) Все наелись, а каши еще много осталось. Кто будет кашу есть? Все равно осталась каша. Кому же ее предложить, как вы считаете? (Дети предлагают варианты.) Каша с мясом, поэтому не только людям, но и зверям она понравится. Слышите? Кто-то мяукает под дверью (подходит к игрушке.) Да это же котенок, он потерялся. Нет у него хозяина. Кто тебя покормит, бедняга? (Дети вызываются кормить котенка.) А там соседский песик тоже учуял кашу с мясом. Иди-иди сюда, Рекс. Лена тебя не боится, покормит. Вот какой получился необычный завтрак – завтрак для всех. Игра-ситуация «Завтрак для всех»

Слайд 12

Методика проведения. Воспитатель играет роль мамы. Мама приходит с работы и видит, что ее никто не встречает. Воспитатель. Ох, как много сегодня было работы! Наконец-то я дома. Зашла по дороге в магазин, купила продукты. Сумка тяже-лая-тяжелая. (Поднимает сумку.) Где мои дети? Вот если бы они меня встретили, то не так тяжело мне было бы. (Если никто из детей не подходит, то воспитатель вовлекает их в игру прямым обращением.) Ребята! Кто мне поможет? Вот Лешенька -сыночек пришел. Поможешь мне? (Дает ему сумку.) Вот Лиза-дочка пришла, помогай братику, вынимай продукты. Я купила капусту, хотела щи сварить, но не знаю, может, лучше солянку сделать, как вы думаете? Солянку? Тогда давайте будем рубить капусту ножом. Лиза, клади порубленную капусту на сковороду, будем ее тушить. Закрыла крышкой? А у меня еще тесто есть. Кто мне вареники поможет делать? Оля? Иди, будем лепить вареники. Какие вареники вы любите, дети? (С вишнями.) Я тоже с вишнями люблю. Кладите побольше ягод. Получилось? Вареники готовы? Попробуй, Оля, только не обожгись. Теперь можно нести посуду. Пора за стол! (Все усаживаются за стол, обедают.) Солянка хороша! А вареники вкусные? Молодцы, мои детки, всей семьей приготовили обед. Игра-ситуация «Мама пришла с работы» Игры в «семью»

Слайд 13

Методика проведения. Имитируется звонок телефона. Воспитатель берет трубку и проводит односторонний разговор. Воспитатель. Да, я вас слушаю. Добрый день. К сожалению, сегодня моей старшей дочки нет дома, она уже ушла. Что ей передать? Хорошо, передам, спасибо. До свидания. Вот моя дочка, попрошу ее мне помочь. (Обращаясь к девочке.) Оля, как только придет твоя старшая сестра, передай ей, пожалуйста, что ей звонили подружки. Они приглашают ее в кино. Уже купили билеты. Ты знаешь, куда пошла твоя сестра? Не знаешь? Может быть, в парикмахерскую или на почту? Я просила ее послать бабушке телеграмму. (Ребенок выбирает вариант ответа.) А вот и она. (Подошедшей поближе девочке.) Лена, ты – старшая сестра? Тогда спроси у Оли, кто тебе звонил? (Оля выполняет поручение.) Лена, а ты не хочешь позвонить подружкам и спросить, во сколько начинается кино? В семь? Уже шесть часов. Пора собираться, ты можешь опоздать. Игра-ситуация «У меня зазвонил телефон»

Слайд 14

Методика проведения. Педагог подходит к игрушечной собачке. Воспитатель. Тузик, ты проснулся? Что ты лаешь? Ага, на прогулку зовешь! Надо маленькой собачке погулять, воздухом подышать, побегать, попрыгать. Как ты умеешь прыгать? (Собачка лает и прыгает.) Молодец, дам тебе котлетку. Кто же с тобой пойдет гулять? Я иду на работу. (Спрашивает у детей.) Чья очередь гулять с Тузиком? Миша пойдет. Миша, куда пойдешь гулять с собакой? На стадион или к речке? Не забудь взять поводок, а то Тузик может убежать. (Ребенок идет гулять с собачкой.) Скоро Миша приведет с прогулки Тузика. Вот они идут. Ну, Миша, как дела, все в порядке? Где вы гуляли? (На стадионе.) Что там делал Тузик? Ты с ним бегал? А через препятствия Тузик прыгал? А потом куда пошли? (На речку.) Ты купался? А Тузик? Он умеет плавать? Покажи. Как он плавал. Хорошо прошла прогулка. Теперь можно мыться. Миша, лапы у собачки грязные? Надо бы помыть, только воду сделай не слишком горячую. Теперь Тузик чистый. Иди, Тузик, Лена тебя покормит. Лена, чем можно покормить Тузика? Ты посмотрела, что есть в холодильнике? Сосиски? Дай ему сосиски. Тузик наелся, пошел спать. Игра-ситуация «Чья очередь гулять с Тузиком?»

Слайд 15

Методика проведения. Дети играют в дочки-матери. Воспитатель вводит в игру новый персонаж. Воспитатель. Кажется, я слышу звонок в дверь! Кто это? Это же бабушка! (Воспитатель надевает шаль и предстает в роли бабушки.) Здравствуйте, внучата! Я к вам в гости! (Дети здороваются.) Ехала так долго. Очень устала, присесть бы мне… (Дети усаживают бабушку.) Вот спасибо, милые внучата. Я и не знала, что вы такие отзывчивые, добрые. Любите свою бабушку? Дайте я посмотрю на вас. Какой ты, Миша, стал большой. Ходишь в детский сад? Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ребенок рассказывает.) А ты, Кристина, что сейчас делаешь? Рисуешь? Покажи, пожалуйста, что ты нарисовала. Очень красиво. Дети, я так долго ехала, что проголодалась. (Воспитатель ждет, пока дети догадаются предложить еду. Если они молчат, то побуждает их к этому.) Кристина, а чем это так вкусно пахнет? Что у тебя в кастрюльке? Суп? А какой, гороховый или перловый? Перловый? Я люблю перловый суп. Налей попробовать. Очень вкусно. Ты, Кристина, хорошая хозяйка. А ты, Миша, что сварил? Что у тебя в сковороде? Котлеты? Давайте вместе пообедаем. (Все садятся за стол). //-- Игра-ситуация «Папа – хороший хозяин» --// Методика проведения. Дети играют в дочки-матери, но не принимают в игру мальчиков. Воспитатель (обращается к девочке-маме). Мама, я твоя старшая дочка. А ты моя мама? Мама, дай мне, пожалуйста, поесть. (Мама кормит дочку.) Мама, у нас сломался кран. Вода льется. Что делать? Мастера нельзя вызвать – сегодня выходной день. А где наш папа? Может, он починит кран? (Показывает на стоящего рядом мальчика.) Папа, помоги нам. (Если мальчик охотно вовлекается в игру, то он и становится папой. Если нет, то воспитатель привлекает другого мальчика.) А, ты не папа? А кто? Летчик? Тогда извини. А нам нужен папа. Вот наш папа. (Другому мальчику.) Папа, пойдем, почини, пожалуйста, кран. Ты умеешь? (Маме.) Мама, у папы есть слесарный набор: гаечный ключ, болты, насадки. Сейчас папа починит кран. Папа, ты чинишь? Что это у тебя? Вот и починил. Молодец, быстро справился. Пойду спрошу сестренку. Лиза, у нас больше ничего не сломалось? Сломался стул. Лиза, ты знаешь, какой у нас папа молодец, он все может починить. Попроси его, и он починит. Папа, а мой братик тоже будущий мужчина, и он будет у тебя учиться. Сережа, иди помоги папе стул отремонтировать. Вот молодцы. Настоящие мастера. Мама, что ты скажешь? Мастеров надо покормить. Они заслужили. Игра-ситуация «Бабушка приехала»

Слайд 16

Методика проведения. Воспитатель берет на себя роль мамы. Воспитатель. Сегодня в нашей семье праздник. У дедушки день рождения. На обед придут гости. Соберемся за общим столом. Что приготовить на обед? Сначала надо сходить в магазин. Было бы хорошо, если бы мои дети мне помогли. (Дети подходят к маме.) Вы мои дети? Хорошо, детки, вовремя пришли. Я как раз собиралась идти в магазин. Вы знаете, что у нашего дедушки сегодня день рождения? Что будем готовить? (Суп.) А еще? (Салат, торт, компот.) Хорошо. Кто пойдет в магазин? Вот тебе, Ира, сумка. Купи капусты на щи. А ты, Сережа, купи хлеба. А ты, Кира, принеси муки, будем печь торт. А ты, Злата, купи овощей на салат. (Дети уходят в магазин.) Пришли? Давайте выкладывать продукты. Что у тебя, Ира? (Капуста.) У тебя, Сережа? (Хлеб.) У тебя, Кира? (Мука.) У тебя, Злата? (Овощи.) Давайте готовить. Кто будет овощи мыть? Девочки, вымойте. Ира и Кира, сварите щи. Мы с Сережей будем резать хлеб. Злата, возьми, пожалуйста, овощи и порежь их. У тебя есть нож? Какие у тебя овощи? Помидоры, огурцы. А сладкий перец будешь класть в салат? Положи, будет вкусно. Сережа, какой ты купил хлеб, белый или черный? Я забыла, что нет белого. Миша, помоги нам, у нашего дедушки день рождения. Мы тебя приглашаем в гости. Пожалуйста, сходи в булочную. (Мальчик идет за хлебом.) Вот спасибо. Ты не спешишь? Тогда помоги, пожалуйста, Сереже резать хлеб. Белый хлеб выкладывайте на отдельную тарелку. Как у нас дела? Кира и Ира, щи готовы? Вы их посолили? А перец нужен? Если надо, то добавьте. Теперь посмотрим, что мы сделали. Хлеб порезали. Салат готов. Что еще? Забыли про торт. Миша и Оля, замесите тесто. Злата, давай с тобой сделаем крем. Надо яйца с сахаром взбить. Готово. Теперь – в печь. Украсим торт вишней. Все готово? Дети, мы закончили приготовления. Что у нас получилось? Что у тебя, Ира? (Щи.) У тебя, Сережа? (Красиво нарезан хлеб.) У тебя, Злата? (Салат.) У вас, Миша и Оля, готов торт. Тогда можно налить компот, его не надо варить, он уже в холодильнике. Возьми, Оля. Давайте накроем на стол. Скоро придут гости. Игра-ситуация «Что у нас на обед?»

Слайд 17

Методика проведения. Девочки играют с куклами. Воспитатель подходит к одной из «мам». Воспитатель. Спой своей дочке песенку. (Ребенок баюкает куклу.) Мне нравится твоя песенка. Кто еще к маме пойдет слушать песенки? (Девочкам.) Лиза, Катя, идите послушайте, какая красивая песенка. Вы тоже хотите спать? Уже поздно, завтра нужно рано вставать, идти в детский сад. Пора ложиться в кровать. Попросите маму, она и вам споет колыбельную песенку. (Поет.) Баю-баю-баю, дочку я качаю. Мама, спой им песенку. Это тоже твои дочки. (Дочкам.) Вы дочки? Идите к маме. Мама, они хотят спать. Лена – тоже мама. Лена, ты – мама? Как ты укладываешь своих деток? Вот так качаешь: баю-баю-баю, дочку я качаю. (Качает кукол.) Смотри, твои дочки заснули. Сейчас у всех мам дочки спят. Игра-ситуация «Мамы укладывают детей спать»/

Слайд 18

Методика проведения. Дети играют с машинами. Педагог побуждает детей к принятию роли – называнию себя именем выбранного героя. Воспитатель. Мне надо на рынок. Какая машина свободна? Кто меня отвезет? Ты, Слава? Ты шофер? У тебя сейчас свободное время? Отвези, меня, пожалуйста, на рынок. Спасибо. И Кристина тоже ждет, отвези и ее. Кристина, тебя куда отвезти? Скажи Славе, он шофер. Он знает, как ехать. А вот целая очередь выстроилась: Таня, Маша, Яна, Лера. Девочки, куда вам ехать? Автобусы у нас все сломались, придется на машине ехать. Скажите шоферам, куда вам надо, они отвезут. А кто у нас еще шоферы? Тимофей, Гена и Володя. Вот к вам девочки пришли, они пассажиры. Девочки, вы пассажиры? Тогда говорите, куда ехать. (Дети договариваются между собой, воспитатель помогает установить взаимодействие.) Игра-ситуация «Кто шофер?» Игры с машинами и другим транспортом

Слайд 19

Методика проведения. Воспитатель показывает инсценировку и постепенно вовлекает детей в игру. Воспитатель. Вот железная дорога, пассажиры ждут поезда. Ту-ту! Поезд идет, гудит. Колеса крутятся. Тук-тук, тук-тук. Машинист сидит в кабине и ведет поезд. Внимание! Поезд приближается. Чух-чух , пар выходит из трубы. Поезд замедляет ход и останавливается. Пассажиры входят в вагоны. Пассажиры, внимание! Занимайте свои места! (Дети прицепляются, как вагончики.) Поезд отправляется, будьте осторожны. (Звучит музыка поезда – сначала медленно, потом быстрее.) Едем, едем, путь далек, путь далек. Через горы на восток, на восток. Поезд быстро нас домчит, нас домчит, Он колесами стучит, он стучит. Тук-тук, тук-тук-тук. Тук-тук, тук-тук-тук. Поезд замедляет ход, он приехал на станцию. Пассажиры, выходите из вагонов. Теперь по железной дороге будет отправляться товарный поезд. Он повезет грузы. Где у нас грузчики? (Мальчикам.) Грузчики, грузите в вагоны дрова, уголь, кирпичи. Где машины? Коля, ты грузчик? Вон Миша везет кирпичи, он шофер, а ты грузчик. Он привез кирпичи, а ты разгружай. (Оглядывается по сторонам.) Кто может нам помочь, грузчик один не сможет разгрузить целый вагон. Вот если бы побольше грузчиков вышло на работу, то к вечеру вагоны были бы разгружены. (Рядом стоящим мальчикам.) Вот и грузчики пришли. Миша и Витя, вы грузчики? Тогда разгружайте вагоны с кирпичом. Миша, ты повезешь кирпич на стройку? Хорошо, вези. Игра-ситуация «Железная дорога»

Слайд 20

Методика проведения. Воспитатель приносит самолет и проводит инсценировку, постепенно вовлекая детей в игру. Воспитатель. Сегодня хорошая погода, небо голубое. Самолеты всегда летают в такие погожие деньки. Кто со мной на аэродром? Вот стоят самолеты. (Указывает детям на игрушечные самолеты.) Нужны механики, чтобы подготовить самолеты к полету. Миша и Женя, вы механики? И я тоже механик, буду с вами вместе осматривать самолеты. У меня самолет в порядке. Надо залить бензин. А у вас как дела? Осмотрели самолеты? Надо их ремонтировать? Залили бензин? Теперь самолеты готовы к полету. Самолеты расправляют крылья. Летчики заводят мотор: р-р-р… (Звучит музыка.) Самолеты поднимаются над землей и летят высоко в небе. (Дети раскидывают руки в стороны и «летят».) Самолеты дают круг и приземляются на аэродроме. Р-р-р. Моторы постепенно останавливаются. Игра-ситуация «Летчики готовы к полету»

Слайд 21

Методика проведения. Воспитатель проводит инсценировку с помощью кукол бибабо. Воспитатель. Жили-были котик и ежик. Они жили на даче и не знали друг друга. Однажды они встретились. Ежик. Ты кто? Котик. Я – котик. Мяу! А ты кто? Ежик. Я – ежик. Давай дружить. Котик. А ты не будешь драться? Ежик. Это еще почему? Котик. Да у тебя, ежик, шубка колючая. Дотронешься – брр! – и сразу уколешься. А вот у меня шубка мягкая, блестящая, красивая, гладкая! Ежик. Я свои иголки выпускаю только на врагов. Идет волк – я свернусь клубочком, иголки выставлю – берегись, волк. И волк убегает. А вот у тебя когти на лапках острые. Котик. И я когти на друзей не выпускаю. Ежик. Так давай дружить! Котик. Давай. А что мы будем делать? Ежик. Будем друг к другу в гости ходить. Котик. В гости? А где ты живешь? Ежик. Я живу в норке, под деревом. Там мой дом. А ты где? Котик. А я в доме, на кресле сплю. Ежик. Пойдем ко мне, я тебя буду молоком угощать. Котик. Молоком? А разве ежики пьют молоко? Я очень люблю молочко – оно такое вкусное. Все кошки его пьют. Ежик. И мы, ежи, тоже пьем молоко. Котик. Побежим пить молочко? Ежик. Не спеши, котик. У тебя лапки длинные, ты бежишь быстро, прыгаешь далеко, а у меня лапки короткие, я не умею быстро бегать. Котик. Я быстро не побегу, тебя подожду, ведь ты мой друг. Ежик. Хорошо, когда есть друзья. Бежим. (Игрушки убегают.) После инсценировки воспитатель предлагает детям поиграть в котиков и ежиков. Под соответствующую музыку дети проводят импровизации на тему «котик и ежик». Игра-ситуация «Ежик и котик» Игры в животных и с игрушечными животными

Слайд 22

Методика проведения. Воспитатель поводит инсценировку при помощи театра игрушки. Дети приобщаются к диалогу. Воспитатель. Цыпленок гулял по двору. Он недавно вылупился из яйца и никого вокруг не знал. Это была его первая прогулка. Вдруг цыпленок увидел перед собой страшного зверя, большого и лохматого. «Кто это?» – подумал цыпленок и испугался. Щенок тоже никогда не видел цыплят, но цыпленка он, конечно, не испугался. Цыпленок. Я – цыпленок, а ты кто? Щенок. Я – щенок. Гав! Что ты умеешь делать? Цыпленок. Я умею пищать: пи-пи-пи! А ты что умеешь делать? Щенок. А я умею подавать голос: гав-гав! Я так лаю, когда идет кто-то чужой. Я – хороший сторож. Я люблю сторожить. Цыпленок. А что ты сторожишь? Щенок. Я сторожу то, что мне велят сторожить мои хозяева. Дом сторожу, сарай. А ты умеешь сторожить? Цыпленок. Нет. Мне нечего сторожить. Зато я умею клевать червячков. А ты любишь червячков? На, попробуй. (Дает щенку червяка.) Щенок. Фу, как ты можешь есть червяков? Они такие не вкусные. Лучше попробуй мясную косточку. Цыпленок (клюет). Нет, мне ее не склевать. Она твердая, большая. Червячки лучше. Щенок. А как мы будем дружить? Цыпленок. Будем вместе гулять во дворе, на солнышке греться. Воспитатель. Так они и дружили. Цыпленок клевал червячков, громко пищал: «Пи-пи-пи!» Щенок искал вкусную косточку и радостно лаял: «Гав-гав!» Поев, они ложились на травку и грелись на солнышке. Они были такие разные, но никогда не ссорились. После инсценировки воспитатель предлагает детям поиграть в щенков и цыплят. Затем оставляет игрушки в распоряжении ребят для самостоятельной игры. Игра-ситуация «Цыпленок и щенок»

Слайд 23

Методика проведения. Дети самостоятельно играют с игрушками. Воспитатель в роли хозяйки подходит к детям и спрашивает, не видели ли они поросенка Борьку. Он потерялся, когда она открывала загон для поросят. Все поросята на месте, а Борьки нет. Воспитатель ищет, зовет поросенка и просит детей ей помочь. Рассказывает, какой это умный поросенок, что он любит есть. Воспитатель проводит игру-импровизацию. Воспитатель. У хозяйки на дворе поросенок жил, (Дети-поросята бегают по двору.) И хозяюшку свою очень он любил. Позовет она его, принесет поесть, (Хозяйка обращается к поросенку.) Он в ответ ей: – Хрю-хрю-хрю, я, хозяйка, здесь! (Поросенок выходит в круг.) У хозяйки на дворе много поросят, (Поросята бегают по двору.) У корытца каждый день в ряд они стоят. (Поросята выстраиваются в ряд.) Позовет хозяйка их, принесет поесть, А они ей: – Хрю-хрю-хрю, мы, хозяйка, здесь! (Поросята отзываются.) Все вместе находят поросенка (игрушку) в экологическом уголке и зовут его: «Борька, иди сюда, мы поесть принесли». Воспитатель от имени поросенка сообщает, что он хочет узнать, что ему приготовили дети. Если еда ему понравится, то он выйдет. Воспитатель побуждает детей приготовить специально для поросенка вусную еду. Дети готовят поросенку похлебку из картошки, моркови, лука и репы. Воспитатель поощряет использование детьми предметов-заместителей. Поросенок убеждается в том, что еда вкусная и вылезает из укрытия. Дети гладят его, говорят добрые слова. Воспитатель от имени поросенка благодарит детей. Поросенок уходит в свой загончик . Игра-ситуация «Поросенок потерялся»

Слайд 24

Методика проведения. Воспитатель объявляет детям, что открылся новый супермаркет. В нем можно купить любые продукты. Воспитатель на глазах детей обустраивает место для работы нового магазина: строит прилавки, раскладывает продукты, устанавливает весы. Дети подходят к прилавкам, берут в корзины товар и подходят к кассе. Воспитатель объясняет, что он играет роль кассира. Кассир. Что у вас в корзине? Я буду пробивать чек, а вы называйте товар. Дети подходят по одному, показывают и называют купленный продукт. Кассир. Уважаемый покупатель, это у вас творог? Давайте, я его упакую, чтобы было удобнее. Вот так. С вас сто рублей. Возьмите сдачу. Приходите к нам еще. Дети поочередно вступают в диалог с кассиром, складывают покупки в сумки и уходят. Игра-ситуация «В супермаркете» Игры в «магазин »

Слайд 25

Методика проведения. Воспитатель подключается к играющим в продавцов детям, выступает в роли покупателя и побуждает детей к диалогу. Покупатель. Уважаемый продавец, взвесьте мне, пожалуйста, колбасы. Скажите, она свежая? Продавец. Да. Покупатель. Моя дочка очень любит жареную колбасу и надо, чтобы колбаса была только свежей. А ветчина у вас есть? Продавец. Нет. Покупатель. А вчера ветчина была! Мне очень нужна ветчина, потому что моя кошка любит ветчину. Когда же вы ее привезете? Продавец. Завтра. Покупатель. Тогда я приду завтра. А когда приходить, с утра или в обед? Продавец. С утра. Покупатель. С утра машина привозит продукты? И ветчину привезет? Продавец. Да. Покупатель. Спасибо. До свидания. Продавец. До свидания. Игра-ситуация «У прилавка»

Слайд 26

Методика проведения. Воспитатель приносит лисичку с перевязанной лапой. Воспитатель (лисичке). Бедная лисичка, потерпи, мы уже пришли. Это больница. Скоро придет доктор. (Обращается к ребенку.) Вы случайно не доктор? А кто тут доктор? Мне срочно нужен доктор. Помогите, спасите лисичку! (Дети отзываются на зов о помощи.) (Ребенку, стоящему рядом.) Доктор, у вас есть трубка? Послушайте больную лисичку. Она еле дышит. Вы будете расспрашивать ее, что с ней случилось? Лисичка расскажет вам. Лисичка (игрушка). Я бегала по лесу, играла со своими подружками-лисичками в прятки и не заметила корягу. Споткнулась об нее и упала. Доктор, помогите, лапка болит. Ребенок-доктор осматривает лапу, лечит. Одновременно могут работать несколько докторов. Воспитатель тоже обращается к ребенку-доктору и просит его полечить. Потом приглашает на лечение других детей с их игрушками-детьми. Так он вовлекает ребят в диалог, и они действуют как партнеры. Игра-ситуация «В травматологическом пункте» Игры в «больницу»

Слайд 27

Методика проведения. Воспитатель просит ребенка позвонить по телефону, вызвать к Буратино доктора. Он наелся мороженого и заболел. Воспитатель побуждает кого-либо из ребят выступить в роли доктора. (Дети могут играть роли поочередно или выступать как бригада скорой помощи.) Воспитатель. Доктор, что делать, как лечить Буратино? Может быть, у вас есть микстуры или таблетки от простуды? (Доктор дает таблетки.) Скажите, доктор, как принимать таблетки? Утром или вечером? Спасибо, теперь Буратино обязательно поправится. (Обращается к рядом стоящему ребенку.) Вы – помощник доктора? (Доктору.) А ваш помощник, доктор, тоже будет лечить Буратино? Он сделает ему укол? (Помощнику.) А у вас есть шприц? (Буратино.) Буратино, потерпи немного, помощник доктора сделает тебе укол, и ты будешь спать. Игра-ситуация «Вызов на дом»

Слайд 28

Методика проведения. Воспитатель показывает детям свое платье и говорит, что его сшили в ателье. В ателье всем, кто пожелает, шьют платья. Воспитатель обращает внимание ребят на старое платье куклы Дины, предлагает ей пойти в ателье и сшить новое платье. Затем спрашивает у ребят, не хотят ли они сделать своим куклам обновки. Все вместе идут в ателье. Воспитатель-закройщик проводит ролевой диалог с клиентами ателье. Сначала дается образец игры с куклой. Закройщик (кукле). Дина, я вижу, что тебе нужно новое платье. Какое платье ты хочешь? (Показывает материал.) Ты выбираешь вот такое, в горошек? Я возьму ленту и измерю, сколько надо материала. Теперь подожди, скоро твое платье будет готово. Кто следующий? Кто хочет сшить новую одежду? Ребенок (с куклой). Я. Закройщик. Что ты будешь шить? Ребенок. Платье. Закройщик. Для кого? Ребенок. Для куклы Риты. Закройщик. Выбирай материал. Ребенок. В горошек. Закройщик. Я сниму мерку и сошью твоей Рите платье. Дети с куклами садятся на диван и ждут. Выходит закройщик и выносит новые платья для кукол. Дети примеряют куклам обновки. Игра-ситуация «Ателье по пошиву одежды» Игры в «мастерскую»

Слайд 29

Методика проведения. Воспитатель приносит в группу туфли и говорит: «У туфель сломались каблуки. Что делать? Кто может починить?» Подходит к мальчику. Воспитатель. Гриша, ты – мастер? Сможешь починить туфли? Мне не в чем ходить. Я шла, споткнулась, и каблуки сломались. Почини, пожалуйста, туфли. У тебя есть молоток, гвозди? Как ты будешь чинить? Постучишь молотком, прибьешь гвоздик? Вот так. Смотрите, ребята, Гриша починил мои туфли, я теперь снова могу их носить (Надевает туфли.) Дети, кому надо ремонтировать обувь, подходите, у нас появился хороший мастер. Он умеет подбивать каблуки, сшивать кожу. Воспитатель побуждает детей нести обувь в ремонт. Игра-ситуация «Ремонт обуви»

Слайд 30

Методика проведения. Воспитатель подходит к играющим в машины детям и помогает им обогатить игру. Воспитатель. Денис, у твоей машины, кажется, спустилось колесо. Не хочешь позвать мастера? Ты сам сможешь поменять колесо? Молодец. Только одному неудобно, хочешь, я тебе помогу, или можешь позвать кого-нибудь из водителей. Они сейчас отдыхают, обедают. (Подходит к мальчикам.) Водители, вы отдыхаете? Уже пообедали? Там вас Денис зовет. Денис, объясни, что у тебя с колесом. (Денис объясняет.) Если только колесо спустилось, то можно самим поменять. А если еще и дверца не работает, то можно съездить в ремонтную мастерскую – в автосервис. Поедете ремонтировать или сами будете делать? Сами. Тогда надо брать инструменты. Они у вас есть? Хорошо. Я тоже у своей машины колесо меняла. Сначала надо его снять. Потом поставить новое. Дети ремонтируют свои машины. Игра-ситуация «Ремонт машин»

Слайд 31

Методика проведения. Воспитатель берет расческу и проводит ей по волосам. Воспитатель. У меня сегодня волосы плохо причесаны. Надо сделать новую прическу. Пойду в парикмахерскую. (Подходит к девочке, играющей в уголке парикмахера.) Марина, ты – парикмахер? Сделай мне, пожалуйста, прическу. Я хочу, чтобы волосы были красиво причесаны. Можно помыть их шампунем. (Моет.) А красить будешь? Покрась мне волосы краской, чтобы они были темные. Мне идут темные волосы. (Красит.) А теперь я пойду подставлю волосы под большой фен, пусть сушатся. (Делает соответствующие движения.) Все, волосы высохли. (Обращается к девочке-парикмахеру.) Мастер, причешите меня, пожалуйста. Вот спасибо. Погляжусь в зеркало – очень красиво! (Детям.) Кто еще хочет сделать прическу? Приходите в мастерскую, тут работает хороший мастер. Надо, что бы мастеров было побольше, а то придется всем долго стоять в очереди. Оля, твоя дочка будет делать прическу? Лиза, приходи стричься. (Игра продолжается.) Игра-ситуация «Красивая стрижка» Игры в «парикмахерскую»

Слайд 32

Методика проведения. Педагог приносит игрушечную собачку с бантиком и говорит, что собачки тоже ходят к парикмахеру. Воспитатель-парикмахер сажает собачку на кресло и стрижет ее. Затем приглашает детей с их питомцами в парикмахерскую. Каждый ребенок сообщает мастеру, какую прическу нужно сделать. Педагог просит хозяев ласково поговорить со своими животными, чтобы те не боялись стричься . Игра-ситуация «Стрижка для собачки»

Слайд 33

Методика проведения. Воспитатель показывает детям телеграмму и говорит, что приходил почтальон и принес ее. Читает телеграмму, в которой дочка воспитателя поздравляет ее с праздником 8 Марта и желает здоровья и счастья. Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они отправить своим мамам к празднику телеграммы. Воспитатель. Танечка у нас почтальон. Таня, ты – почтальон? А у тебя есть сумка? В этой сумке настоящий почтальон всегда носит телеграммы. Ты возьмешь у ребяток телеграммы? Дети поздравляют своих мам. Отнеси телеграммы по домам. Почтальон приходит к мамам домой, стучит в дверь и дает телеграмму. Я – мама, и я тоже хочу получить телеграмму. Почтальон, скажите, а для меня у вас есть еще телеграмма? Есть! Мой сынок поздравил меня! Почитаю, что он пишет: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником 8 Марта». Спасибо почтальону за почту. Игра-ситуация «Поздравим маму» Игры в «почту»

Слайд 34

Методика проведения. Воспитатель приносит посылку и показывает детям, что в ней лежат носки. Воспитатель (воспитатель играет роль работника почты). Сегодня на почту пришла Оля. Она хочет отправить посылку. Для кого посылка? Для бабушки? Что ты кладешь в посылку? Варежки? Бабушка будет довольна, у нее не замерзнут руки в холодную погоду. Положу варежки в посылку, упакую, напишу адрес и отправлю почту самолетом. Он быстро посылку доставит. Дети, давайте пошлем кому-нибудь посылку. Кому? Может, мишкам. Они весной просыпаются после зимнего сна голодные. Давайте пошлем им что-нибудь вкусное. Что? (Дети предлагают варианты.) Пошлем им банку сгущенного молока, им понравится, ведь мишки любят сладкое. Воспитатель упаковывает посылку. Игра-ситуация «Посылка для мишек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно - ролевых игр с детьми второй младшей группе.

Подборка игр увлекает детей, развивает и воспитывает. Это материал оформлен в соответствии с требованиями....

Картотека СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР - СИТУАЦИЙ во второй младшей группе

Картотека СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР - СИТУАЦИЙ во второй младшей группе Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Младшая группа.  Для занятий с детьми 3-4 лет»...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном лишённые возмож...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы.

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться ...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей 2 младшей группы. С описанием хода игры, материалов и оборудования и целями....