Играя, запоминай, твори
методическая разработка на тему
В методической разработке представлены: ассоциативные тренинги, мнемотехнические приемы для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igray_zapominay_tvori.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
«Играй, запоминай, твори».
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету»
К.Д. Ушинский
Актуальность:
Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.
Обучая детей с помощью мнемотехники, мы развиваем у них умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и выделять существенные признаки. Поэтому мы ставим перед собой цель, воспитание ребенка дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
Для комфортного обучения в школе и успешной социализации.
Инновационность: заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать несколько сенсорных канала: визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников), тактильный (манипуляции пальцами рук).
Цель: Развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста посредством приемов мнемотехники.
Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного и логического мышления, воображения.
2. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Развить умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции, доводить начатое дело до конца.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
5. Активизировать развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей;
6. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
7. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
8. Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
11. Развитие умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству детей друг с другом, умение слышать и слушать собеседника не перебивая его.
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Для улучшения память необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.
«Мнемотехника» или «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
В работе с детьми используются следующие направления: ассоциативный тренинг, мнемотехнические приемы и развивающие игры
Очень важная часть подготовки к усвоению приемов мнемотехники – это так называемы ассоциативные тренинг.
Работа нашей памяти построена на ассоциациях, на способности связать каждую новую единицу информации с тем, что уже стало «достоянием» нашего мозга. Эти ассоциации как невидимые ниточки соединяют нас и со временем, и с пространством – со всем, что нас окружает. Именно на вызывание ассоциаций основаны многие известные приемы мнемотехники.
Ассоциации могут возникать по смежности, например: в пространстве (жираф – Африка, пчела – улей) или во времени (весна – лето, умываться – одеваться). А также по сходству (солнце – апельсин, заяц – снег) или по контрасту (холодно – горячо, люблю – ненавижу). При этом нередко наши собственные ассоциации могут казаться нам совершенно неожиданными, случайными.
В ассоциативном тренинге используют разные упражнения, в том числе и на создание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Это помогает развивать у ребенка скорость реакции, беглость мышления. В других упражнениях его просят связать между собой разнородные явления и предметы, создавая в воображении яркий зрительный образ – направленные ассоциации.
Ассоциативный тренинг
Клубок ассоциаций.
Сначала просто тренируемся в «разматывании» клубка ассоциаций. Для этого нужно потянуть за кончик нити, т.е. вызвать в воображении любой образ. Один образ тут же влечет за собой следующий и т.д. Через некоторое время останавливаемся. Сможем ли мы снова «смотать» наш клубок, т.е. восстановить в памяти весь ассоциативный ряд.
Что может быть желтым? И т.д.
Для этого упражнения готовим бумажные квадратики самых разных цветов и складываем в коробку. Просим ребенка вытащить наугад один листочков. Например, это оказался желтый цвет – значит нужно за определенное время назвать, все что может быть желтым (лимон, песок, цыпленок, свитер, одуванчик, карандаш…).
Упражнение стимулирует воображение и тренирует беглость мышления.
Вспомни пару.
7 – 10 пар картинок. Картинки соединяются ребенком в пару, затем одна картинка из пары кладется под другую (ребенок рассказывает, почему он так связал пары). Ребенок рассматривает и запоминает, верхний ряд убирается, остается нижний ряд. Ребенок смотрит на оставшиеся картинки и назовет для каждой ту, которая убрана.
Кому нужно зеркало и т.п.
В коробку складываются разные предметы: зеркало, мех, монетка, колесико, карандаш, магнит и т.п. Если ребенок достал зеркальце – нужно за определенное время назвать все профессии или занятия связанные с этим предметом.
Работа с открытками.
Ребенку показывают открытку, он дает ей название по возникшей ассоциации. Показываем несколько открыток подряд, затем просим вспомнить названия открыток.
«Что бы это могло быть?».
Сначала ребенку предлагается выложить из счетных палочек любой знакомый предмет и соотнести изображение с действительностью. Затем ребенку предлагаются карточки-схемы, на которых изображены предметы, составленные из счетных палочек. После того, как ребенок соберет изображение. Предлагаем ему пофантазировать: «Что бы это могло быть?». Затем предлагаем ребенку, трансформировать один предмет в другой используя определенное количество палочек (т.е. создать другой образ) и тоже пофантазировать «Что бы это могло быть?»
(педагогическая разработка Нетунахина И.Е., Шавкунова И.В.).
Основные мнемотехнические приемы
1. Метод трансформации – в основе метода трансформации – необычные превращения (например: те, что происходят в пластилиновом мультфильме). Предметы могут оживать; и живые существа и предметы могут вырастать до гигантских размеров или уменьшаться до микроскопической величины; они могут терять или. Наоборот, обрастать какими-то деталями. Например: «отвалился хвост», «покрылся перьями», «выросли крылья» (меняется цвет, размер и т.д. – здесь поощряется любая фантазия).
Сначала ребенок осваивает сам прием трансформации, а затем учиться использовать его для запоминания цепочки слов. Взрослый называет первый предмет (карандаш) и предлагает ребенку «превратить» его во что-нибудь (например: карандаш сделался очень тонким, длинным и мягким, и его смотали в клубок ниток; из клубка начали расти иголки и он превратился в ежа и т.д.)
2. Метод Цицерона, или Метод мест - основа метода – запоминаемые слова (образы) мы «располагаем» в разных частях и на разных объектах какого-либо помещения или другого пространства. Это может быть хорошо знакомая комната, улица и т.п. Воспроизводя цепочку слов. Мы как бы снимаем эти слова-образы с конкретных объектов. Для более эффективного запоминания можно в этот прием внести элементы трансформации (например: компас, лодка, сад, море, бегемот, чашка… Компас мы увеличиваем во много раз и «повесим» на дверь. Лодку уменьшим и «поставим» в правом верхнем углу книжного стеллажа. Зеленый сад «расположился» на ковре, который висит рядом со стеллажом: мы видим, как через ветки растений проглядывает узор на ковре. В углу за телевизором – море. Бегемота мы сделали совсем крошечным и пустили его гулять под пальмой, которая растет у нас в цветочном горшке на подоконнике рядом с телевизором .Чашка стала огромной и занимает практически весь балкон, ее видно через открытую дверь и т.д.)
Работая по методу Цицерона, важно соблюдать такие правила:
- маленькие предметы увеличиваем до гигантских размеров, большие – уменьшаем;
- располагаем все объекты на хорошо освещенных местах помещения или пространства.
3. Перекодирование (или метод пиктограмм). Даем ребенку задание: «Ты сейчас запомнишь слова, которые я тебе назову. Чтобы у тебя это хорошо получилось, каждое слово нужно зашифровать с помощью особого значка - символа» (рисунок должен носить чисто символический характер – т.е. это не должна быть реалистичная детализированная картинка; например: праздник – салют, конфета, елка… Начинаем с 5 слов). Располагать символы можно последовательно в строке, или свободно размещая их на плоскости. Когда процесс рисования-перекодирования завершен, просим «шифровальщика» вспомнить, что означает каждый рисунок.
Следующий шаг – запоминание фраз и небольших рассказов.
4. Составление рассказ (сюжетный метод). Применяется для запоминания цепочки слов, изображений, реальных объектов (например: игрушек), тактильных (осязательных) образов. Каждый элемент цепочки оживляется и вплетается в связный образ.
Когда вы только начинаете осваивать это метод, цепочки для запоминания специально оставлять не обязательно. Можно взять ряд предметных картинок, перемешать их и предъявить ребенку в случайно сложившемся порядке. Например: банка, телевизор, корабль, конфета, жираф, булка, часы, варежки, солнце и т.п. «Я смотрел на стеклянную банку и вдруг увидел, как она стала наполняться деталями и превратилась в телевизор, на экране которого появился корабль и назывался он Конфетка, на палубе стоял высокий жираф, он жевал огромную булку, с конца которой свисали часы, а на стрелки были одеты варежки, варежки стали распускаться, и смотались в клубок – солнце …». Вплетать запоминаемые образы в сюжет рассказа нужно по порядку от первого и т.д. Чем забавнее и необычнее предлагаемый сюжет, тем эффективнее запоминание.
Начинать лучше с предъявления изображений (или реальных предметов).
Показав, что нужно делать, подводим затем ребенка к самостоятельному установлений ассоциаций. Важно: первое слово связываем с каким-то действием со вторым, второе – с третьим и т.д.
Сюжетный метод на запоминание тактильных образов. Необходим материал, дающий при прикосновении к нему самые разные ощущения. Это лоскутки тканей разной фактуры – шелк, бархат, вельвет, замша, букле…(закрепить на отдельных картонках). Разнообразные крупы – гречка, фасоль, горох, макароны – приклеить на картонки. И другие материалы – мех, наждачная бумага, смятая фольга, кусочек коры и т.д.
Ребенок с закрытыми глазами ощупывает по очереди те предметы разной фактуры, которые вы ему предлагаете. Одновременно вслух он начинает связывать эти тактильные образы в своем рассказе. Например: «Жил-был шаловливый котенок (кусочек меха). Он очень любил кататься на коньках по гладкому льду (зеркальце). Но однажды с неба стал падать странный снег (гречка) и т.д.». Предметы ощупаны и связаны единым сюжетом. Теперь ребенок прокручивает свой рассказ, восстанавливает в памяти осязательные образы, находит и называет материалы, которые вызывали эти ощущения.
5. Работа с мнемотаблицами (мнемодорожками), коллажами, схемами-моделями.
Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Этапы работы с мнемотаблицей:
I этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
II этап: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
III этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка методов запоминания.
IV этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
V этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы лучше давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, плутовка; цыплята – желтого цвета, мышка – серая и.т.д.
Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение, например, главные герои сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «связано» вокруг ее главных героев.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблицею. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям. Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. (Обозначение времен года: «О» - желтая или оранжевая, «З» - синяя или голубая, «В» - зеленая, «Л» - красная).
Работа с коллажами.
Коллаж – это лист картона, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок нарисованных, наклеенных на картон картиной и составляет суть коллажа.
Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Виды коллажей:
- развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки.
- обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (по экологии, математический, исторический и т.д.).
Этапы работы:
- Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобраться, какие картинки они на нем видят.
- Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старший возраст – самостоятельно).
- Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Например: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.
- Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15-30 сек., затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их месторасположения.
Схемы- модели.
Учить фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (знаки-символы) и их количество в схеме-модели изменяется в зависимости от содержания рассказа.
Этапы работы со схемой-моделью:
- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом и т.д.) – если дети умеют читать и писать.
- Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа.
- Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Описательные рассказы составляются детьми в начале или в конце совместно-образовательной деятельности педагога с детьми. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели (и мнемотаблицы), пользуясь известными им символами кодирования информации.
6. Волшебные палочки.
В данном приеме дети получают возможность использовать несколько сенсорных канала: визуальный (видят картинку-схему), аудиальный (слышат инструкцию и пояснения педагога), тактильный (манипуляции пальцами рук).
Используется 6 счетных палочек, карточки - схемы.
Детям рассказывается история/сказка - путешествие; показываются схема – дается ей название и они выкладывают изображение; далее они из этих же палочек трансформируют следующее изображение и т.д. Начинать от серии -5 изображений, довести можно до 25 изображений (Подготовительный период работы. Педагог, проводит индивидуальные, подгрупповые и групповые игры - путешествия).
На следующем этапе педагог дает только инструкцию без карточек - подсказок, используя накопленный детский опыт, воображение и логическое мышление, постепенно усложняя задание.
(педагогическая разработка Нетунахина И.Е., Шавкунова И.В.).
Следующее направление работы с детьми – развивающие игры на развитие всех видов памяти. Представляю вашему вниманию некоторые игры, которые больше всего заинтересовали детей.
«Рассеянный Антошка». (развитие зрительной памяти, внимания).
1 вариант. Ребенку показывается изображение мальчика Антошки, который одет неправильно, несуразно. Дается задание: рассмотреть изображение, все ли правильно одел Антошка, а затем нарисовать его по памяти. Далее предлагаем ребенку рассказать, что он нарисовал.
2 вариант. Любого ребенка одеваем несуразно (смешно). Даем второму ребенку внимательно рассмотреть его. Затем ребенок отворачивается и по памяти он рассказывает, какие ошибки он заметил в одежде ребенка.
«Узнай предмет» (развитие тактильной памяти, образного и логического мышления). Ребенку завязывают глаза, в его вытянутые руки кладут по очереди разнообразные предметы. Название предметов не произносится в слух, ребенок должен самостоятельно определить, что это за предмет. После обследования ряда предметов (от 3 до 15), ребенок называет их в той последовательности, в которой они обследовались. Данная игра задействует сразу две мыслительные операции: узнавание и запоминание.
«Кукловод». В игре принимают участие два ребенка – ведущий и ведомый. Первый ребенок «Кукловод» завязывает глаза «ведомому», и водит его как «куклу» по несложному маршруту, давая четкие словесные указания (например: 3 шага вперед, остановись, повернись направо и сделай 1 шаг вперед, остановись, поверни направо с сделай 3 шага вперед и т.д.). Далее ребенок – «кукла» с открытыми глазами из исходной точки воспроизводит по памяти маршрут своего движения.
Постепенно игру можно усложнить: увеличить маршрут, добавит элементы движений.
Опыт работы пoказывает, ребенок, который приoбрел навыки мнемотехники, имеет огромное преимущество перед теми, кто с этой техникой не знаком. Он может запоминать большее количество информации, делает это более быстро и качественно. Данные результаты достигаются при использовании принципа систематичности и последовательнoсти. Эти универсальные методы и приемы обеспечат поискoвый и творческий характер познавательной деятельности воспитанников, они оптимальны и эффективны.
Список используемой литературы:
- Акимова Г.Е Память - на пять! Екатеринбург: У-Фактор,2006
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат,2007
- Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. Ярославль: Академия развития, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Играя, запоминаем» (Игра-экспериментирование как современное средство закрепления познавательного материала в совместной деятельности дошкольника)
Дети в коррекционных группах отличаются от своих сверстников тем, что имеют более развитые непроизвольные процессы. Это мешает им запомнить нужную информацию, воспроизвести уже выученное, проана...
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...
Дидактическая игра "Запоминай-ка"
фото к статье представлены в альбоме "Запоминай-ка"...
Игра «Запоминай - Ка»
Игра «Запоминай - Ка»Цель: развитие зрительной памяти, объема запоминания и внимания, умение запоминать заданную последовательность.Возраст детей: 4-6 лет.Количество игроков: от 3 человек....
Картотека физ. минуток "Играем - запоминаем"
Картотека физ. минуток по лексическим темам...
Методическая разработка "Дидактическое пособие лэпбук "Играем, запоминаем, применяем на дороге""
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с...
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...