СТАРШАЯ ГРУППА
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Вулканы" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vulkan_starsh.gr_._-_kopiya.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской
347304, Цимлянский район,
ст. Красноярская
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Вулканы».
Подготовила воспитатель: Туманян Оксана Анатольевна
2018год
ЦЕЛЬ:
Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
4. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
5. Закрепить умение выявлять свойства материалов.
6. Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Методические приемы:
- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, результативность .
Материал:
- камни, пластилин, волшебный мешочек, стаканчики с водой, трубочки, лупы, вулкан (вода, сода, краска, моющее средство, уксус).
Ход ОД:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день.
Дети:
- Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется???
Дети:
- Земля.
2 слайд : (Звучит «шум-гул вулкана)
Воспитатель:
Ребята, что это??
Дети:
-называют.
Воспитатель:
Да!! Это извержение вулкана!!! А вы бы хотели посмотреть, как на самом деле это происходит? (Да!) А как вы думаете, кто занимается вулканами? Кто за ними наблюдает!! (Ответы детей)
Есть такая профессия – вулканологи!!! Вот сегодня мы с вами и побудем вулканологами!Подходите ребята к столу и одевайтесь (фартуки, нарукавники)
Воспитатель:
- Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта).
3 слайд :
Дети:
- Карта.
Воспитатель:
- Дети, что изображено на карте?
Дети:
- Наша Земля
Воспитатель:
- Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом?
Дети:
- моря, океаны, реки.
Воспитатель:
- А зеленым, желтым, коричневым.
Дети:
- Суша, пустыни, горы.
4 слайд :
Воспитатель:
- Ребята, а что же такое горы?
Дети:
- Это высокие холмы.
5 слайд :
Воспитатель:
- А из чего состоят горы?
Дети:
- из камней.
- Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Потому что горы состоят из камней, а ледяная горка — только изо льда.
Воспитатель:
- Правильно.
Подходим к 1-ому столику с «Волшебным мешочком», пластилином, стаканчиками с водой. (каждого по 6шт.)
Воспитатель:
- Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов,
- Но вам нужно будет достать только камни.
- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?
Дети:
- пластилин изменил форму.
- Что произошло с камнем?
Дети:
- камень остался таким же по форме.
- Ребята, опустите камень в стакан с водой, что произошло?
Дети:
- Камень утонул.
Воспитатель:
- А почему?
Дети:
- Потому что тяжелый.
Воспитатель:
- Верно.
6 слайд (подходим ко 2-ому столику, где лежит пемза,стаканчики с водой) по 6шт. Садимся.
Воспитатель:
- Ребята у меня еще есть необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?
Дети:
- Дырки.
Воспитатель:
- Давайте опустим этот камень в воду. Воспитатель:
- Что произошло с камнем?
Дети:
- Он не утонул, как другие камни.
Воспитатель:
- А почему он не утонул?
Дети:
- Потому что в дырочках спрятался
воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Воспитатель:
- Этот камень называется пемза.
Воспитатель:
- Что легче пемза или камень?
Дети:
- Пемза.
Воспитатель:
- Пемза- это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза
Воспитатель:
- Сегодня мы познакомимся с таким загадочным, удивительным, грозным явлением природы – с вулканом! (Взять указку)
7 слайд :
Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.
А сейчас мы заглянем внутрь вулкана
На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
Ребята, а вы знаете какие бывают вулканы?
Дети: ответы детей
8 слайд :
Воспитатель:
Есть ребята живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные.
Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, , а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.
Воспитатель:
- А есть вулканы спящие.
- Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок.
Воспитатель:
- Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время.
ПРОХОДИМ НА ПОЛЯНКУ-КОВРИК (ФИЗМИНУТКА)
Воспитатель:
- А сейчас ребята я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.
- “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель:
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. -Понравилась? (Да)
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети:
- Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
9 слайд :
Воспитатель:
Вулканы очень красивы!
- Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
Воспитатель:
- Я вас ребята приглашаю в нашу мини-лаболаторию( 10 слайд ) и мы сами попробуем сделать извержение вулкана.
Воспитатель: (Подходим к 3-му столу, где стоит вулкан Сода, вода. красная краска, моющее средство, уксус, 6 шт. стаканчиков с водой и 6шт. трубочек)
- Проходите в нашу лабораторию.
- Ребята первый опыт проведу я сама.
- Для первого опыта мне понадобиться: 2 ложки соды ,насыпаем их в стакан с водой .Хорошо размешаем !Большую ложечку красной краски ,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости .Перемешиваем. Давайте возьмём лейку ,вставим в жерло нашего вулкана .Получился кратер ?Молодцы ,правильно !А сейчас ,внимание делаем все 2 шага назад !Я беру очень опасное вещество –уксус ,никогда его не трогайте без взрослых !Наливаем 1 ложку уксуса ,и добавляем в наш вулкан !
- Внимательно следите за моими действиями. Перемешиваю аккуратно. После чего содержимое выливается в жерло вулкана.
Воспитатель:
- Ребята, кажется наш вулкан оживает!
Воспитатель:
- Что вытекает из вулкана?
Дети:
- Лава
Воспитатель:
- Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.
Воспитатель:
- Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.
- Хотите посмотреть, как это происходит?
Дети:
- Да.
- Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Анализ:
1) Давайте вспомним:
Что видели??
Кем были??
Для чего?? Ит.д.
2) Мне сегодня понравилась (перечисляем детей, хвалим и говорим за что именно)
Рефлексия: фишки ( синяя – кому сегодня было легко и все понятно, красная – кто. Что-то не понял или затруднялся). Спрашиваем у детей почему они выбрали именно такую фишку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....
НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая
Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...