Мастер-класс для педагогов.
материал (младшая группа) на тему
Привлечение родителей к воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 564.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты
«Челядьö 63 №-а свидзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан
муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к
МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты
Мастер-класс для педагогов
«Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»
Воспитатель: Ипатова О.А.
Тема: Привлечение родителей к воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Выступление воспитателя:
Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок лишь нежно аукал, и вот уже первое «нет», «не хочу», «не буду».
Каждый день мы сталкиваемся с большими и маленькими проблемами, которые зачастую бывают очень сложно решить. Надо умываться, а малыш не любит, надо кушать, а он не хочет, надо одеваться, убирать игрушки, помогать маме, а он не желает. Что же делать, как объяснить ему наши взрослые «надо»? Надо? А почему?
Одна из задач воспитания детей раннего возраста – воспитание культурно-гигиенических навыков: опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.
Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Для малыша лучшим примером всегда являлись сказочные герои, а самым непреложным правилом – детские стихи, потешки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. Это обязательно поможет вам и вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.
В связи с этим я выдвигаю свою гипотезу: привлечь родителей к воспитанию культурно-гигиенических навыков своих детей можно, посредством использования игровых приемов и художественного слова.
На первом этапе своей работы, я провожу анкетирование родителей, которые приводят детей первый раз в ДОУ. Я объясняю родителям, что я хочу, чтобы время, которое проводит его ребенок в детском саду, было для него радостным, поэтому я надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с родителями в вопросах воспитания.
Для меня важно узнать у родителей, что они считают наиболее значимым для своего ребенка, какими навыками обладает их ребенок в большей или меньшей степени, и зная все плюсы и минусы, мы пытаемся вместе решить все проблемы в сфере воспитания. Благодаря этому адаптация ребенка проходит более гладко и менее болезненно.
Я вам предлагаю фрагмент анкеты-знакомства, где вопросы, которые касаются культурно-гигиеническим навыкам ребенка, т.е., что ребенок уже умеет делать, каким навыкам он обладает и как он это делает (самостоятельно или с помощью взрослого). Анкета прилагается.
Все анкеты я внимательно читаю, беседую с родителями на интересующие их вопросы. В родительском уголке ведется рубрика «Мамина школа», где даются советы для молодых родителей в воспитании их детей. Выставляю папки-передвижки, где консультации на разные темы по вопросам воспитания и быта ребенка.
На следующем этапе своей работы я провожу с родителями игровые тренинги, для того чтобы выяснить, что они знают о навыках своих детей. что их дети должны уметь в данном возрасте, что сами родители делают в семье, чтобы их ребенок как можно быстрее адаптировался в нашей жизни.
Игра для активизации родителей «Список прилагательных»
Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков, отвечая на вопрос: Опишите, каким вы видите ребенка, который владеет навыками самообслуживания?
Родителям предлагают качества и характеристики, соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т.д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение: Каким путем можно это достичь? – «Создание условий, чтобы был пример для подражания, несложные действия позволять ребенку совершать самостоятельно, хвалить за каждое, даже незначительное достижение и тогда у ребенка будет много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс, как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом). Надо сформировать у малыша привычку и объяснить, почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая её стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции»
Я вам предлагаю потешки, стишки, а вы подумайте к какому гигиеническому навыку можно применить этот стишок? (Стихи прилагаются).
На очередном этапе своей работы я знакомлю родителей с приемами и методами, используемыми в группе, в воспитании культурно-гигиенических навыков.
- Игровая ситуация.
Здесь подходят игры, в которых можно создать игровые ситуации. Например: игры с куклами. Это- «строим кукле комнату»; «Оденем куклу на прогулку»; «Кукла делает зарядку»; «Накормим куклу обедом»; «Постираем кукле платье» и т.д.
Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию. Физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде, чтобы игры были интересные, увлекательные применяю много потешек или стихов, ведь их можно подобрать на все случаи жизни.
Например:
Выше руки, шире плечи. Ах, как много разных дел!
Раз, два, три! Дыши ровней. Вот компотик закипел!
От зарядки станешь крепче, А теперь для куклы нашей,
Станешь крепче и сильней! Мы наварим сладкой каши.
Ребенок «умывает» куклу- потешка «Водичка,водичка…», одевает куклу- потешка «Вот они сапожки» При игре я рассматриваю с детьми разные сюжетные картинки, комментирую эти картинки так же стихами или потешками. Детям очень это нравится, и они с удовольствием рассматривают картинки. Повторяя за мной слова. Просят вновь повторить игру.
- Эмоциональный настрой.
Значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию. Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения. Эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.
Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр, или логоритмических упражнений. Я это применяю в своей практике, так как считаю, что движения пальцами и кистями рук имеют особое развивающее воздействие.
Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тела и разума, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, эмоциональное напряжение, повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями- правильно держать чашку, ложку, умываться и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!
Ком на ком поставили, глазки подведем,
Нос-морковку вставим, шапочку найдем.
Вот какой снеговичок. Толстый, белый пухличок.
- Возрастные особенности.
Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша.
В моей группе дети с 1года 3мес. До 2хлет, исходя из этого я нахожу к каждому ребенку индивидуальный подход и работаю с ними от простого к сложному, так как в 1г 3 мес ребенок делает одно, а в 1г 6мес или в 1г 9мес ребенок делает это, но более совершенно и ловчее. В раннем возрасте разница в месяцах играет огромную роль.
- Многократное повторение действий.
В режимных моментах применяю стихи, потешки. Для этого я создала картотеку «Потешки на все случаи жизни».
На последнем этапе моей работы в этом направлении предлагаю родителям поиграть в игру «Продолжи предложение».
Каждому родителю предлагается продолжить предложение: «Мой ребенок умеет или делает…». Назвать те качества, которыми обладает ребенок.
Здесь я узнаю мнение родителей, чему научился их ребенок за год, так как я считаю, что с каждым месяцем ребенок приобретает больше бытовых навыков. Он больше умеет делать, малыш более самостоятелен (самостоятельно ест любую пищу, частично натягивает носочки, обувь, шапку; частично раздевается, знает свою одежду, а также контролирует физиологические потребности).
Уважаемые коллеги, вы прослушали мой мастер-класс.
Вы согласны с тем, что привлечь родителей к воспитанию культурно-гигиенических навыков своих детей можно, посредством использования игровых приемов и художественного слова? Проголосуйте пожалуйста.
Анкета для родителей.
Навыки самообслуживания у детей раннего возраста.
- Следит за собой (опрятность). Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Аккуратен в быту. Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Прием пищи. Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Пользуется носовым платком Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Может раздеваться Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Может одеваться Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Складывает свои вещи Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Убирает за собой игрушки Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Моет и вытирает руки Самостоятельно –
С помощью взрослого –
- Ходит в туалет Самостоятельно –
С помощью взрослого –
Советы родителям.
- Старайтесь поддержать стремление к самостоятельности ребенка.
- Поощряйте, хвалите своего ребенка, даже за небольшие достижения.
- Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
- Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия. Надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
- Если у малыша, что- то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
- Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
- В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
- Старайтесь использовать игровую ситуацию.
- Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Фотоотчет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...