«Разрешение конфликтных ситуаций в работе с родителями»
презентация на тему
«Умный успешно выходит из ситуаций,
в которые мудрый не попадает».
Актуальность данной темы: общаясь, взаимодействуя, люди, так или иначе, влияют друг на друга. Руководители побуждают подчиненных к труду, воспитатели передают дошкольникам знания, родители воспитывают своих детей. И все эти виды взаимодействия чреваты конфликтами. Актуальность темы весьма велика. Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И поэтому даже самая последовательная политика гуманизации в учреждении, лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликты и как можно прийти к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь не только более спокойной, но и более устойчивой в коллективе. И как сказал М. Кляйн: «Конфликт и потребность в его преодолении это фундаментальные элементы творчества». В жизни коллектива конфликты – это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, коллектива в целом. Не следует оценивать конфликты как негативные явления, так как они могут содержать не только отрицательные, но и положительные функциональные свойства.
Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей. Конфликт необходим для продвижения и отбора новаций, развития и движения организации вперед.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26
Выступление па педагогическом совете.
Тема: «Разрешение конфликтных ситуаций в работе с родителями»
Подготовила и провела:
Масленникова А.И., педагог-психолог
Чехов.
2018 г.
Цели: – предотвращение возможных конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;
– определение способов разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи: – обсудить природу конфликтов и характер их последствий, раскрыть сущность понятия «профилактика конфликтов»;
– рассмотреть способы разрешения конфликтов.
1. Вступительное слово.
«Умный успешно выходит из ситуаций,
в которые мудрый не попадает».
Актуальность данной темы: общаясь, взаимодействуя, люди, так или иначе, влияют друг на друга. Руководители побуждают подчиненных к труду, воспитатели передают дошкольникам знания, родители воспитывают своих детей. И все эти виды взаимодействия чреваты конфликтами. Актуальность темы весьма велика. Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И поэтому даже самая последовательная политика гуманизации в учреждении, лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликты и как можно прийти к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь не только более спокойной, но и более устойчивой в коллективе. И как сказал М. Кляйн: «Конфликт и потребность в его преодолении это фундаментальные элементы творчества». В жизни коллектива конфликты – это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, коллектива в целом. Не следует оценивать конфликты как негативные явления, так как они могут содержать не только отрицательные, но и положительные функциональные свойства.
Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей. Конфликт необходим для продвижения и отбора новаций, развития и движения организации вперед.
2. Информационная часть.
Сегодня мы будем говорить о конфликтах в системе воспитатель – родитель. Скажите какие ассоциации у вас возникают при слове конфликт? (высказывания педагогов).
Слово конфликт, в переводе с латинского языка означает столкновение. Конфликтная ситуация – это столкновение на почве недопонимания, непринятия чужих идей, ценностей и мыслей, возникающее между людьми, обществом, отдельными государствами.
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования – постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов воспитателя с детьми, и их родителями и многое другое.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей:
– неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами;
– другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
– еще одна причина: чем больше квалифицирован воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель « навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.
Будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории «специально для мамы». Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, «что произойдет», получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.
Теперь коснемся проблем, которые возникают со стороны воспитателей. Когда обращаешься к последним и спрашиваешь, каких знаний им не хватает для работы с детьми, они практически все в один голос говорят, что не знают, как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме. Удивительно, но большая часть воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей! Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребенка гораздо лучше?!
Мы уже обсудили, что конфликт является нормой общественной жизни и имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны: получение социального опыта, нормализация морального состояния, получение новой информации, помогает прояснить отношения, стимулирует положительные изменения, даёт разрядку напряжённости.
Отрицательные стороны: вызывает настроение враждебности, ухудшение социального самочувствия, формализация общения, эмоциональные затраты, умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, ухудшение здоровья, снижение работоспособности.
А конфликт будет носить отрицательные черты или будет полезным, зависит от нас. Главное уметь правильно разрешать конфликты, осознавать причины и последствия.
Причины конфликтов.
Типичные социально-психологические причины возникновения конфликтов:
- потеря, искажение информации в коммуникации;
- выбор разнообразных способов в оценке результатов профессиональной деятельности.
Основные межличностные причины появления противодействия следующие:
- наличие субъективной оценки поведения своего партнера как недопустимого;
- недостаточная социально-психологическая компетентность;
- искаженный уровень притязаний;
- холерический темперамент и выраженная акцентуация характера сотрудников.
По типу разрешённости и характеру последствий конфликты могут быть:
- Конструктивными – являются одним из механизмов развития личности, приобретения новых черт, новых адаптивных умений, адекватной самооценки, источником положительных переживаний.
- Деструктивными – усугубляет противоречия личности, перерастает в жизненные кризисы, ведёт к развитию невротических реакций, угрожает эффективности деятельности, является источником неуверенности и нестабильности поведения, потере смысла жизни, агрессивности.
3. Практическая часть:
Упражнение « Яблоко и червячок»
Представьте на минутку, будто вы яблоко спелое, ароматное, наливное, которое живописно висит на веточке. Все вами любуются. Откуда не возьмись подползает червячок и говорит: «Сейчас я тебя буду есть». Что вы ответите червячку?
Обсуждение способов выхода из данной ситуации.
Разрешение конфликта.
Разрешение конфликта — это совместные действия его участников, направленные на решение проблемы, что стала причиной конфликта.
Конфликт может быть завершён с вмешательством третьих лиц или самостоятельно. И также огромную роль в завершении конфликта играют переговоры. Главными стратегиями являются сотрудничество и компромисс, и выход из конфликта.
Важно научиться смотреть на оппонента не глазами противника, а попытаться понять человека и вникнуть в проблему, из-за которой возникает конфликт. Делать это нужно совместными усилиями.
Выход из конфликта осуществляется при:
критической оценке собственных действий, пониманию интересов оппонента, выделению конструктивного начала. Успешное решение вопросов (выход из конфликта), поставленных в процессе конфликтов, напрямую зависит от учёта факторов, оказывающих влияние на него.
К ним относятся: время на осмысление проблемы спора, позиции и интересы оппонентов, выработка решений.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму.
Воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
3) научиться грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
4 . Рекомендации:
– адекватно воспринимать суть конфликта с точки зрения интересов, нужд, целей, задач сторон;
– чаще задавать вопрос «Правильно ли я Вас поняла?» Это поможет избежать умственных барьеров;
– попробовать понять позицию оппонента «изнутри»– поставь себя на его место;
– не говорить унижающих достоинство личности слов;
– резкость вызывает резкость;
– аргументированно высказывать свои намерения в случае неудовлетворения требований;
– и если мы настроены на негатив, скорее всего по закону притяжения мы его и получим;
ПОМНИТЕ: «В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади. Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы».
Более подробно воспитателям даны рекомендации в виде памяток.
Памятка для воспитателей.
1.Открытость коммуникации — первое правило профессионала системы образования. Именно открытое, содержательное общение является эффективной профилактикой конфликтов. Поэтому нужно давать родителям максимум информации как текущего, так и общего характера. Необходимо общаться: объяснять, обсуждать, рассказывать. Другого варианта нет!
2. Развивайте умение выстраивать психологические границы, что тоже поможет вам избежать конфликтов в определенных ситуациях. Конкретными приемами построения психологических границ в общении является уважительное отношение к ценностям собеседника, отсутствие домыслов и интерпретаций его мнения, принятие на себя ответственности только за свои действия. Установите внутреннее правило: высказывать свою мысль, свой ответ или возражение только после того, как вы вслух пересказали мысль собеседника как можно точнее и убедились, что правильно поняли его: «Правильно ли я поняла, что вы хотели … Давайте уточним, вы имели в виду …». Достоинство этой стратегии состоит в том, что вы максимально точно понимаете собеседника и одновременно вынуждаете его отказаться от скрытых игр, направленных на манипулирование, унижение, достижение неявных целей.
3. Откажитесь от попыток установить справедливость и определить, кто прав, а кто виноват. В межличностных отношениях, особенно эмоционально насыщенных, каковыми и являются отношения с родителями воспитанников, у каждого своя правда. Универсальных законов справедливости пока не изобрели. Важнее попытаться преодолеть эгоцентризм и встать на позицию партнера по общению, понять, что стоит за его «правдой».
4. Умейте выгадать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать свое мнение. Скорость мышления и принятия решений у всех разная и отнюдь не связана с их эффективностью или гибкостью. Часто необходимо небольшое дополнительное время, чтобы обдумать вопрос или проанализировать ситуацию. В непосредственном общении выгадать такую паузу бывает сложно.
5. Проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных родителей, возможно, вам действительно стоит изменить какие-то моменты в своем отношении к родителям или общении с детьми. Важно сохранять открытость к критике и готовность меняться.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с родителями
Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций в работе с родителями...
тренинг для педагогов " Конфликтные ситуации в работе с родителями"
В данном материале я постаралась в доступной форме рассказать коллегам о конфликтах, часто возникающих между воспитателями и родителями!...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
«Предотвращение конфликтных ситуаций при работе с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные...
Решение конфликтных ситуаций в работе с родителями с помощью технологий фасилитации
Цель: развитие у педагогов фасилитативных умений.Задачи:повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;исследование сути процесса обучения фасилитации;поиск общих тактик и страт...
«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения» Семинар-практикум с элементами тренинга
Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителя...
Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения
Семинар с элементами тренинга по работе с педагогами ДОУ...