Проект "Волшебница - Осень"
проект (средняя группа) на тему

Моркунцова Светлана Николаевна

     Создание условий для совершенствования познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Волшебница Осень ».

      Расширить представления детей об осени, как времени года, развивать интерес к коллективному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_-osen.docx281.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта:  познавательно-творческий

Проект по теме

«Волшебница – Осень»

C:\Users\Анна\Desktop\XjrNk84unOw.jpg

                                                                                        Воспитатели:

 Моркунцова С.Н.,

Новоселова И.А.

Бобровка - 2018г.

МБДОУ Бобровский детский сад «Колосок»

Актуальность темы:

      Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

     В образовательном процессе наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.

      А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия. Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

     Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке. Для ознакомления с изобразительным творчеством и художественной литературой используем ИКТ, это лучше развивает мышление ребенка, память и наблюдательность. Наглядно-дидактический материал о явлениях природы, которые происходят вокруг нас, помогает детям понять законы природы.

       В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.

Цель проекта: 

     Создать условия для совершенствования познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Волшебница Осень ».

      Расширять представления детей об осени, как времени года, развивать интерес к коллективному труду.

Задачи: 

1.Формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами.

2.Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. 3.Систематизировать знания детей по теме «Осень».

4.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения. 5.Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.

6.Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх;

7.Развивать связную речь.

8.Развивать восприятие, художественно-творческие способности,

 эстетические чувства.

Проблемы: 

Представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Организация в группе образовательной деятельности по обозначенной теме в рамках проекта с учётом трёх направлений: познавательное, социально-коммуникактивное, художественно-эстетическое развитие;
  • Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • Совершенствование экологической среды группы;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс группы.

Срок реализации: кратковременный (две недели)

Вид проекта: творческий, информационный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.

I. План-график мероприятий

Этапы реализации проекта:

1 этап -подготовительный (12.09.2018-14.09.2018)

2 этап - организационный (17.09.2018-27.09.2018)

3этап – заключительный (27.09.2018)

1. Подготовительный этап.

Подбор методического и практического материала по данной теме.

  • Определение уровня знаний детей о времени года -осень.
  • Обсуждение темы и составление плана проекта.
  • Сбор информации по данной теме
  • Анкетирование родителей
  • Подобрать методическую, художественную и познавательную литературу по теме.
  • Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения)
  • Изготовление дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Сбор природного материала и помещение его в уголке природы
  • Создание картотеки стихотворений, загадок по теме.

2. Основной этап.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

17.09.18

1. Беседа «Вот и осень наступила!»

2. Лепка «Во саду ли в огороде» 

3.Чтение худ.литературы: «Дождик» О.Бундур 4.Дидактическая игра: «Отгадай, какой фрукт»

5. С/Р игра «День рождение куклы Маши»

6. П.и. «Раз, два, три, к дереву беги»

Анкетирование родителей.

Консультации на тему: «Прогулки осенью с детьми»

Литература по теме, энциклопедия, настольные игры, фотографии и иллюстрации по теме.

Леп-бук по теме.

18.09.18

1 Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты»

2. Игра драматизация по сказке «Пых»

3.Чтение худ.литературы: сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев

.4.  П.и «Лети, листок, ко мне в кузовок».

5. Дидактические игры: «Назови ласково», «Чего не стало?»

6. Аппликации из осенних листьев «Осеннее дерево»

рисунки детей и родителей на тему  «Мы рисуем осень».

Дидактические игры,

Атрибуты к игре драматизации

19.09.18

1. Беседа с детьми на тему: «Вкусные и полезные фрукты» 

2.Раучивание стихотворения «Осень» К.Бальмонт

3. Лото «Времена года»

4. Д.и. «Вершки и корешки», 

5. Просмотр мультфильма «Чиполино»

6. П.и. «Детки на ветке»

7. Рисование «Кисть рябины, гроздь калины»

Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

Папки – передвижки

Дид.игры

20.09.18

1 НОД «Что нам осень принесла?» 

2. Пластилинография «Фрукты»

3. Дидактические игры: «Осенние приметы», «Чудесный мешочек»!
4.Чтение художественной литературы М. Пришвин «Осенние листики».
5.Экологические игры: «Назови растение», «Птицы, рыбы, звери». 5.Пальчиковая гимнастика «Осень», «Овощи»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Сбор урожая»

Памятка для родителей «В каких продуктах живут витамины»

Картинки, иллюстрации,

Дид.игры

Памятки для родителей

21.09.18

1. Беседа на тему «Осень разноцветная» 

2.Презентации про осень.

3. Дидактическая «Узнай по запаху», «Узнай по описанию»

 4. Пальчиковая игра: «Компот», «Вышел дождик погулять».

5. Рассматривание альбома «Времена года»,

6. «Чтение художественной лит-ры: Т Ю. Тувим «Овощи»,

7. Коллективное рисование отпечатками листьев «Осенний лес»

Выставка рисунков про осень

Презентации

Альбом Времена года

24.09.18

1. НОД Составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку»

2. Аппликация «Ковер из осенних листьев».
3.Дыхательная гимнастика: «Чей листок улетит дальше?»

4. Дидактические игры: «Две корзинки», «Овощи, фрукты».
5.Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «Осень».

Консультация «Осень»

Иллюстрации

Календарь природы

25.09.18

1.Эксскурсия  «Приключение в осеннем лесу».

2. Чтение экологической сказки «Секреты осеннего леса» Е. Исаева.

3. Дидактические игры: «Когда это бывает?»

4 «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.
5.Кукольный театр «Репка»

Изготовление буклета для родителей  «Осень. Наблюдаем с детьми»

Природный материал

Оформление кладовой лесовичка

Театр кукольный

Буклет для родителей

26.09.18

1. Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

2. «Разноцветная осень»

(рисование по мокрому)

3.Игра лабиринт «Куда упали листья».

4. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».

5.Дидактические игры «Варим борщ и компот», 

6.П\и «Найдите дерево»,

оформление выставки «Осенние фантазии»;

лабиринт «Куда упали листья».

Атрибуты для с/р игры

27.0918

1.НОД «Перелётные и зимующие птицы»

2.Аппликация «Листопад и звездопад»

3. П/И «Перелет птиц»

4.Дид.игра «Найди листочек»

5. Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Падают листья», «Дождик» 

6. Слушание музыки и песен об осени,

Буклет поэзия И.Бунина

Дид. Игры

картинки

28.09.18

1.Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень» 2.Барельеф из пластилиновых колбасок «Осенняя береза»

3.Дид.игра «Отгадай, какой фрукт»

4.Труд в природе: сбор семян цветов на участке группы

5. пальчиковые игры: «Мы капусту рубим», «Падают листья»

6. Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Презентация проекта

Развлечение

Презентация

Фотографии с проекта

3. Итоговый этап.

  • Развлечение «Осень в гости к нам пришла». 
  • Презентация проекта –фотовыставка

II. Оценка результатов и отчетность

         Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкрето-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром, особенностями наступления осени в данной местности. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

          Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось

 III. Приложения

Приложение №1

Беседа «Вот и осень наступила!»

Цель: Формирование умений различать изменения в погодных явлениях осенью.

Задачи

       Развивать умения замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

    Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Ход беседы

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

           Сегодня ребята мы поговорим о приметах осени и отгадаем загадки.

Пустые поля, мокрая земля

Дождь поливает,

Когда - это бывает? (Осенью)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла,

Что, скажите наугад!

Ну конечно (Листопад)

Слезы капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник –

Хлюпает по лужам (Дождик)

Что весною мы сажали,

Потом летом поливали.

Все, что осенью на грядках

Поспевает: вкусно, сладко!

Не зевай и собирай

Наш осенний. (урожай)

Ребята, а назовите осенние месяца осени (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Какие  приметы осени вы знаете (осенью собирают урожай, опадают желтые и красные листья, идет дождь).

Воспитатель: У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени.

(Дети отвечают на вопросы воспитателя) 

Осенью цветут цветы?                       Дети:      Нет

Осенью растут грибы?                                        Да

Тучки солнце закрывают?                                  Да

Колючий ветер прилетает?                                Да

Туманы осенью плывут?                                   Да

Ну а птицы гнезда вьют?                                  Нет

А букашки прилетают?                                     Нет

Звери норки закрывают?                                   Да

Урожай все собирают?                                      Да

Птичьи стаи улетают?                                       Да

Часто – часто льют дожди?                              Да

Достаем ли сапоги?                                           Да

Солнце светит очень жарко?                           Нет

Можно детям загорать?                                   Нет

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?                                Да

Дидактическая игра «Собери фрукты и овощи»

(дети собирают овощи в одну корзину, а в другую фрукты).

Ребята, а сейчас закрепим наше занятие. Чем мы с вами сегодня занимались? (говорили об осени, рассказывали стихотворения и отгадывали загадки). Что нового узнали?).

Приложение №2

Конспект занятия по лепке.

Тема: «Во саду ли, в огороде (грядка с капустой и морковью)»

Цель: Учить лепить морковку и капусту передавая форму и характерные особенности овощей: морковь в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свернутой в вилок (в форме)бутона. Лепить параллельно осваивая новый способ. Уточнить представление о хорошо знакомых природных объектах. Вызвать желание создавать образ огорода детей совместного с родителями. Развивать творческое мышление и воображение.

Предварительная работа.

Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любят, что из ни можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму.

Материал: пластилин оранжевого и зеленого цвета, бруски пластилина черного или коричневого цвета(для грядок),салфетки влажные и сухие, овощи (настоящие) для уточнения представлений о внешнем виде моркови и капусты.

Ход занятия

Под музыку заходит Осень.

Здоровается с детьми и родителями

-Вот и пришла моя пора

-Я- осень в гости к вам пришла

-Осень красит золотом рощи и леса

-Слышаться прощальные птичьи голоса

-Осень – время сбора урожая

-Все мы летом не ленились ,в огороде потрудились

-Посмотрим все ли у них в порядке

-Много овощей выросло на грядке

(У осени в корзинке свекла, капуста, картофель, морковь)

Достаю и прошу назвать овощи (ответы детей)

-А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

2.Сто одежек и все без застежек (капуста)

-Молодцы дети, все отгадали.

Сегодня мы с вами будем лепить капусту и морковь. К нам на занятие пришли Ваши родители, чтобы помочь слепить…

Уважаемые родители, помогите вашим деткам слепить и красиво оформить огород. Можем слепить ограду, пугало и собачку, которая будет охранять наш урожай.

А вы дети садитесь за столы ,и я вам объясню задание.

Дети садятся.

Дети, возьмите в руки пластилин зеленого цвета и держите в руках.

Сейчас мы будем лепить капусту. Раскатать пластилин в столбик и сплющить в ленту прищипывая края, чтобы получилось волнистая оболочка, сворачиваем ленту в бутон, чтоб получился вилок капусты.

Предложить «посадить» капусту на грядку.

А сейчас вытрем руки салфеткой и мы с вами поиграем.

Встаньте возле своих столов.

Физкультминутка

Капуста

Мы капусту рубим-рубим

Мы капусту солим- соли

Мы капусту трем-трем

(движение прямыми ладонями)

Вверх- вниз, подушечками пальцев посыпаем, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки).

Отдохнули, а сейчас лепим морковку.

Спросить детей как они будут лепить морковку. Уточнить и обобщить разные предложения и показать рациональный способ лепки (берем пластилин скатываем конус в ладошках так, будто катаем столбик(колбаску),но сильнее сжимаем ладошки с одной стороны, чтобы получился узкий тонкий кончик

-отдельно лепим хвостик- соединяем в пучок несколько столбиков разной длинны и слегка скручиваем, чтобы хвостик стал кудрявым

-Дети, как морковь будет расти на грядке, ведь она сидит в земле, а снаружи виден только хвостик

Приложение №3

Аппликация из листьев «Осеннее дерево» в средней группе 

Цель: Закрепить представления об осени, понятия «много», «мало». Учить с помощью природного материала (опавших листьев) создавать образ осеннего дерева, находить места для листочков на изображении дерева, упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании листочков. Воспитывать интерес к совместной аппликации.

Материал: лист ватмана с изображением ствола и кроны дерева, осенние листочки, мисочки с клеем, салфетки.

Задачи: 

 Развивать речь, память, внимание, мелкую моторику руки; развивать умение работать в коллективной работе.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Ход занятия:

На фоне тихо звучащей музыки из альбома П. И. Чайковского «Времена года. Осень» воспитатель предлагает отгадать загадку:

«Шуршат они тихонько и слышно, как летят…

Летят они на землю в наш осенний сад»

Воспитатель: Как вы думаете, о чём эта загадка? (ответы детей) Правильно, об осенних жёлтых листочках. Наступила осень, листочки стали желтеть и опадать. А называется это листопадом. На прогулке мы с вами видели красивое осеннее дерево, собирали опавшие листочки. А какого цвета листочки мы собирали? (ответы детей). Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше? (ответы детей). Тогда давайте мы с вами сделаем своё осеннее дерево, которое будет радовать нас в группе своей красотой очень долго. Для этого мы наклеим листочки, которые собрали с вами на улице, на наше нарисованное дерево. Но сначала скажите: сколько листьев мы собрали на прогулке? (ответы детей). А сейчас каждый возьмите листочек, аккуратно намажьте его клеем в серединке, как я, и приклейте его на любую веточку нашего дерева. Каждый может приклеить столько листочков сколько захочет. Листья можно приклеить и на землю около дерева для того, чтобы было понятно, что на нашей картине листопад.

Приложение №4

Конспект занятия «Вкусные и полезные фрукты, овощи»

Цель: Систематизировать и обобщить представление детей об овощах и фруктах.

Задачи:

       Закрепить элементарные представления об овощах: цвете и внешнем виде.

 Учить группировать предметы: овощи и фрукты.

Развивать мелкую моторику рук, выполняя пальчиковую гимнастику.

Развивать речь, воображение, память.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций овощей;

- дидактическая игра:

- чтение сказки «Пых», стихов об овощах;

- сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»

Оборудование: игрушки: зайчик, ежик; картинки с изображениями: яблоко, груша, картошка, лук, апельсин, огурец; конверт, корзины (2 шт, карандаши.

Ход занятия:

I. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе гости. Они пришли посмотреть как мы дружно и весело живём. Давайте с ними поздороваемся. Как мы приветствуем друг друга по утрам?

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Правильно. Мы всем желаем доброго утра и делимся частичкой своей доброты. (Дети здороваются) Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Зайчонок, держат конверт и корзину). Ёжик принёс корзину, закрытую салфеткой. Чтобы узнать, что в корзине, воспитатель читает пословицы.

Каково деревце – таковы и яблочки.

Каждому овощу своё время (Дети называют, что лежит в корзине у Ежа).

Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Зайчик принёс нам конверт. Давайте посмотрим, что лежит в нём.

Загадки:

II. Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовутся просто - … (фрукты)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи (капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

Молодцы ребята. Все загадки разгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, грушу? Что это (Фрукты)

Ребята, а как одним словом назвать лук, картошку, капусту? Что это? (Овощи)

Ребята, а что можно сделать с капустой? (резать, есть, жарить, солить)

Молодцы, а теперь поиграем в игру.

I. Пальчиковая игра:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмем.

Молодцы, ребята! Давайте сядем на стульчики.

II. Воспитатель: Ребята наши гости запутались, что такое овощи и что такое фрукты. Давайте им поможем. А для этого нам нужно поиграть в игру «Овощи и Фрукты»

Перед вами стоят две корзины: одна большая, другая маленькая. Вам нужно будет в большую корзину Зайке положить овощи, а в маленькую корзину Ежика фрукты.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

III. Воспитатель: А сейчас мы с вами будем на вкус определять фрукты и овощи.

Игровое упражнение «Угадай на вкус»

Закройте глаза и угадайте, что вы пробуете. Какой у этого кусочка вкус?

Солёный, свежий огурец.

Свежее яблоко.

Сладкий банан.

Полезная морковь

Все хорошо справились с заданием, молодцы! А теперь давайте поблагодарим наших гостей Зайчика и Ёжика за веселые игры и загадки. Им пора возвращаться домой. До свидания, наши друзья! (Звери уходят)

Ребята, а что полезнее: фрукты или овощи? Ответ на этот вопрос заключается в стихотворении.

Чтоб здоровым, сильным быть.

Надо фрукты, овощи любить.

Все без исключенья

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус

И решить я не берусь:

Кто из них вкуснее,

Кто из них важнее!

IV.

Воспитатель: Ребята, у каждого на столе лежит лист бумаги с рисунком. Вам нужно дорисовать плодоножку к овощу или фрукту.

Рефлексия.

Кто приходил сегодня к нам на занятие?

С какой просьбой обратились к вам зверята?

Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Приложение №5

Конспект занятия в средней группе «Что нам осень принесла?»

Цели: Обобщение представлений детей об осени.

Задачи:

 Формирование у детей положительной мотивации к участию на занятии.

 учить дошкольников различать изменения в погодных явлениях осенью

Закреплять знания детей обобщающих понятий «Овощи» и «Фрукты».

Формирование умения соединять части, образуя целостный предмет.

 Развитие речи детей.

Развитие моторики, двигательной сферы.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Учить детей любить природу.

Оборудование:

Демонстрационное: муляжи фруктов и овощей, картинки с изображением сада и огорода, картинки с изображением фруктов и овощей, листья, картинки с изображением осенних пейзажей.

Раздаточный материал: муляжи фруктов и овощей, разрезные плоские предметы-листья из 2-3-4частей,овощи нарезанные кубиком.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Здороваются с гостями.

-Гости пришли посмотреть, как вы умеете заниматься.

-Тема нашего занятия… Что нам осень принесла?

Ой, ребята, а здесь еще и конверт. Посмотрите, а это адрес нашего детского сада и нашей группы. Как вы думаете от кого это письмо? - От осени.

-Давайте его прочтем и узнаем, что нам осень написала: «Здравствуйте, дорогие ребята пишу вам письмо я, Осень. Мы с моей подругой Зимой поспорили. Она говорит, что дети ничего не знают об Осени: о ее приметах и о том, что происходит Осенью. Вот я решила написать вам письмо и спросить у вас, знаете ли вы обо мне?»

-Мне кажется, ребята, мы много знаем об Осени и можем, о ней рассказать.

- После какого времени года наступает осень?

-Осень наступает после лета.

-Что происходит в природе осенью?

-Стало холодно. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. На деревьях пожелтели листья.

-какая погода бывает осенью, если идет дождь - ветреная,

на улице холодно- холодная,

пасмурно- пасмурная,

сыро- сырая, хмуро- хмурая,

солнечно- солнечная,

ясно- ясная.

-Что происходит в жизни птиц и зверей?

-Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Делают припасы к зиме.

-Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

-Надевают теплые куртки, ботинки. Потому, что на улице

стало холодно.

-Что делают люди в полях и огородах?

-Собирают урожай.

-Молодцы ребята, вот вы, сколько знаете об осени.

2. Беседа о фруктах и овощах.

-Когда осень в гости к нам пришла, пришла не просто так, одарила урожаем, своей красотой.

-Осень славная пора!

-Любит осень детвора!

Воспитатель ставит на стол вазу с фруктами (муляжи).

-Сливы, груши, яблоки- это всё что?

-Фрукты

-Где растут фрукты?

-В саду, на деревьях.

Показ иллюстрации с изображением фруктового сада.

Воспитатель ставит на стол овощи (муляжи).

-Морковь ,картошка, капуста, баклажан, помидор-это всё что?

-Овощи.

-Где растут овощи?

-Овощи растут в огороде, на грядке.

Показ иллюстрации с изображением огорода.

3. Игра «Собери урожай».

-Поиграем в игру «Собери урожай».

-В корзину собираем- овощи.

-В вазу собираем -фрукты.

Воспитатель хвалит ребят за то, что они правильно собрали в корзину овощи, а в вазу фрукты.

-Осенью собирают урожай фруктов и овощей и делают запасы на зиму.

4. Беседа «Листопад».

-Осень одарила нас своей красотой-листопадом.

-Почему деревья осенью сбрасывают листья?

-А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном.

-Что такое листопад?

-Осенью становится холодно и с деревьев все листья облетают. Один за одним падают, падают на землю. Всю землю покрыло листвой. Это и есть листопад.

.

5.Физминутка. Подвижная игра «Мы - листочки»

Мы – листики осенние, на веточках сидели (Дети приседают)

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели (Бегают на носочках)

И на землю тихо сели (Дети приседают)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Дети встают)

Повертел их, покружил. (Дети кружатся на месте)

6.   Игра «Осенние листья»(«Собери целое»).

-Давайте поиграем в игру «Осенние листья».

-Подул сильный ветер, и разлетелись листья.

-Надо их собрать.

Воспитатель предлагает ребятам собрать листья из частей, обращает внимание, что листья разного цвета и величины.

Вместе с ребёнком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

-Вот какие красивые листья получились.

7. Игра «Узнай на вкус?»

-Я вам дам угощенье, и вы мне скажите, чем вас Осень угостила.

-Я съел яблоко.

-Я съел свежий огурец.

-Я съел морковь.

-Я съел соленый огурец.

-Понравилось вам угощенье Осени?

8.. Итог занятия.

-Давайте вспомним, что нам осень принесла?

-О чём мы говорили сегодня?

-Урожай фруктов и овощей.

-Листопад.

-На этом наше занятие закончено.

Приложение №6

Ранним утром, ровно в пять,

Вышел дождик погулять.

Торопился по привычке —

Вся земля просила пить, —

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить».

Дождь сказал печально:

«Ох!»

И ушел.

Газон засох.

Автор: О. Бундур

Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края. Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки...

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках — сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

Николай Сладков. Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Детям об осени

   Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

Растения  осенью 
   Основное изменение в неживой природе — 
похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
   С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
  Постепенно начинается 
листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
   Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман. 

Птицы осенью
   Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
 Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
   Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.
Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
  Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью
  Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
  Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.
Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.
  Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
  В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются 
линькой.
  Многие звери и птицы могут найти пищу зимой  — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью
   Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
   Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью
  Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
   Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
  Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
   Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
   В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять. 
Будем листья собирать.
Листики осины, листики рябины, 
листики березы, листики дуба, 
Листики клена
 мы соберем (дети загибают пальчики)
Маме осенний букет отнесем.

Загадки о деревьях

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

(Дерево)

В белом сарафане,
Стояла на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы
(береза)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

В золотой клубочек,
Спрятался дубочек.

(Желудь)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

(Липа)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Зимой и летом, 
одним цветом
(ель, сосна)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

(Лиственница)

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
( Рябины)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

(Черемуха)

Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется …

(Сирень)

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
( Тополя)

Летом снег!
Просто смех!
Снег по городу летает
Почему же он не тает?

( Пух тополя)

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!

(Орешник)

Малые детки
Сидят на поветке,
Как подрастут –
На землю спрыгнут.

(Орехи, жёлуди)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...