Конспект НОД для детей подготовительного возраста "РАСТЕНИЯ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект, обобщающий знания о растениях: их строении, классификации и их значении для всего живого на планете Земля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №122 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Невского района Санкт – Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
для детей подготовительного дошкольного возраста
«Растения»
Составитель:
Фролова Л.Н.,
Воспитатель ГБДОУ №122
Невского района
Санкт - Петербурга
Санкт - Петербург
2017 г.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с разнообразием растений;
- Продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травянистые растения;
- Закрепить представления о том, что растения – живые;
- Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель).
- Сформировать представления детей о положительной роли растений в жизни человека и всего живого на земле.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к растениям;
- Пробуждать любознательность, желание самому выращивать растения и ухаживать за ними.
Активизация словаря:
Растения, дерево, кустарник, трава, цветы, стебель, корень, листья, кора, почва, чистый воздух, лен, хлопок, лекарственные растения.
Предварительная работа:
- Рассматривание и наблюдение за растениями на участке детского сада;
- Рассматривание иллюстраций, картинок по теме: «Растения»;
- Чтение коротких рассказов о растениях: «Сосна», «Береза», «Лесная столовая» И.Н. Балбышева; «Одуванчик», «Ромашка» С.П. Красикова; «Спасибо подорожнику», «Трава, которая обжигает» А.А. Плешакова.
- Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о растениях;
- Дидактические игры: «Четвертый - лишний», «Собери растение», лото «Растения», лото «Что где растет».
- Посадка луковицы (в прозрачный стаканчик с водой), семян укропа, с последующим наблюдением за их ростом и фиксированием этапов роста в дневнике наблюдений.
Материал:
- Картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов;
- Географическая карта земли;
- Плакат «Растения»;
- Три коробочки, с изображенными на них деревом, кустарником и травянистыми растениями;
- Схемы строений дерева, кустарника, травянистых растений;
- Разрезные картинки для игры «Собери растение»;
- Для проведения опытов: баночка с водой, окрашенной в синий цвет, марлевая веревочка; две баночки с песком, две палочки;
- Д/и «Помоги растению»;
- Плакат «Растения – наши друзья»;
- Плакат «Лекарственные растения»;
- Луковица, укроп, посаженные ранее;
- Материалы для рисования.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально – коммуникативное развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие
Ход деятельности
На доске развешаны картинки лицевой стороной вниз (в количестве 7 штук).
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на доску, что вы здесь видите? Там спрятались картинки, хотите узнать, что на них изображено? Для этого вам надо отгадать загадки.
Загадки:
(По мере отгадывания загадки ребенок отрывает карточку)
- Весной и летом одним цветом. (Ель)
- Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек. (Одуванчик) - Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза) - Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто еж, -
Вот и назван… (Ежевика) - Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут? (Смородина) - Да, в шипах мои кусты,
Но меня не бойся ты.
Я среди цветов считаюсь
Королевой красоты. (Роза)
- Головка голубая
И длинный стебелек.
Ну, кто его не знает! Это… (Василек)
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как можно это все назвать одним словом? Правильно, растения. Растительный мир земли очень богат и разнообразен. Давайте посмотрим на географическую карту нашей планеты. Каким цветом обозначены растения на карте?
(зеленым)
А теперь присмотритесь и увидите, что растения распространены по всей земле, где-то в большей степени, где-то в меньшей степени. На карте видно, что наша страна Россия очень богата растениями. Они растут в лесах, на полях и лугах, в степях и болотах… И все эти растения можно разделить на три группы, названия которых вам хорошо знакомы. Посмотрите на плакат.
Дети рассматривают плакат «Растения»
Воспитатель. Догадались, как называются эти группы?
(Деревья, кустарники, травянистые растения)
Воспитатель. Тогда у меня для вас задание. На моем столе лежат карточки с разнообразными растениями, а рядом три коробочки. На одной изображено дерево, на второй кустарник, а на третьей травянистые растения. Ваша задача распределить все карточки каждую в свой «домик».
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли вы справились с заданием. Проверим первую коробочку, на которой изображено дерево. Я буду доставать карточки, а вы называть то, что на них изображено.
Воспитатель достает карточки с изображением дуба, клена, рябины, ели, березы, каштана, ивы, липы.
Воспитатель. Все верно. А как вы догадались, что это деревья?
(Высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой)
Воспитатель. А еще деревья зимой спят, но не отмирают.
Воспитатель. Хорошо, теперь проверим коробочку, на которой изображен кустарник. Я также буду доставать картинки, а вы их называть.
Воспитатель достает карточки с изображением красной и черной смородины, крыжовника, малины, ежевики, сирени, шиповника.
Воспитатель. А как вы догадались, что это кустарники?
(Ниже, чем деревья, у них несколько стволов, растущих из земли, тоньше, чем у взрослого дерева, стволы покрыты корой)
Воспитатель. Молодцы! И, наконец, проверим последнюю коробочку с травянистыми растениями.
Воспитатель достает карточки с изображением ромашки, василька, ландыша, клевера, мать – и - мачехи, подснежников, земляники, фиалки.
Воспитатель. А как отличить травянистые растения от деревьев и кустарников?
(они не высокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой)
Воспитатель. А еще травянистые растения на зиму отмирают, а весной вырастают вновь.
ФИЗМИНУТКА
1,2,3 – выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал - стебельки покачал.
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут,
Людям радость несут.
Воспитатель. Мы разобрались в том, чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга, тогда почему вместе мы их называем растениями? Что же в них общего? Я думаю, вам легче будет объяснить, если вы рассмотрите схемы строения дерева, кустарника и цветка.
Дети рассматривают схемы и говорят, что у всех есть корень, ствол/стебель, листья, цветы, плоды.
Д/и «Собери растение»
Воспитатель. А для чего растению нужен корень?
(дышит, питает, удерживает в земле)
Воспитатель. Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.
Опыт №1. Берем 2 коробочки, в которые до половины насыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Ставим палочки в песок, а вам предлагаю подуть на вершину палочек. Сначала на одну, которая без корней и видим, что палочка падает, теперь на другую, она остаётся стоять. Какой мы можем сделать вывод?
(корни помогают растениям удержаться в земле)
Воспитатель. Как вы думаете, а зачем нужен стебель? Для этого проведем следующий опыт.
Опыт №2. Берем баночку с водой, окрашенной в синий цвет и марлевую верёвочку, имитирующую стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Опускаем «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдаем, как вода поднимается по волокнам выше и выше.
(Вывод: корень всасывает воду, а по стеблю она поднимается к листьям, цветам и плодам).
Воспитатель. А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).
Воспитатель. Получается, что растения также как и мы пьют воду, дышат, растут. Рост растений мы наблюдали, выращивая лук и укроп, а этапы роста отмечали в дневнике наблюдений. Все это доказывает, что растения живые. Они дышат, питаются, двигаются, так же как и мы.
Воспитатель. А что нужно растениям для поддержания их жизни? Чтобы они хорошо росли и не болели?
(свет, тепло, воздух, вода, почва, удобрения)
Д/и «Помоги растению»
Воспитатель. Как вы думаете, можем мы сказать: « Растения - наши друзья. » Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду. А как растения помогают людям? Давайте рассмотрим плакат «Растения – наши друзья».
(Дают нам и всем живым существам планеты чистый воздух, которым мы дышим; кормят (фрукты, ягоды, овощи); одевают (лен, хлопок); согревают (дрова); из деревьев строят дома, лодки).
Воспитатель. А лечить они умеют? Какие лекарственные растения вы знаете? Я приготовила для вас плакат, который так и называется - «Лекарственные растения». И я уверенна, что каждый из вас сталкивался с ними в своей жизни, и вы сами можете мне о них рассказать.
Дети рассказывают о подорожнике, о малине, липе, ромашке, шиповнике.
Воспитатель. Ну вот, наша совместная деятельность подошла к концу. Вы много знаете о растениях и очень порадовали меня своими ответами. Помните, не будет растений, не будет ничего живого на планете, так как нечем будет дышать. Не надо их рвать и ломать и не разрешайте другим делать этого. Растения нужно любить, нужно ухаживать за ними и принимать участие в озеленении нашей планеты!
И в завершение, я хотела бы, чтобы вы нарисовали свое любимое растение.
Самостоятельная творческая деятельность детей.
Анализ работы. По мере выполнения работы вывешиваются на доску.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какое прекрасное у нас получилось царство растений! Вы молодцы! Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о растениях полезного и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы
Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст 6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...
Конспект развлечения для детей подготовительной группы по духовно – нравственному воспитанию:приобщение детей к русским народным традициям «Зимний вечер на Николу»
Развлечение поготовлено и проведено при участии музыкального руководителя Филипповой Натальи Сергеевны....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".
Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»
Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....
Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»
В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знакомство детей с древними жилищами и предметами быта казаков»
История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как ...
Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дружат дети всей Земли"
Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.Развивать умение быть внимат...