Образовательная деятельность "Богатство нашей планеты Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 50"
Образовательная деятельность
«Богатство нашей планеты Земля»
(эксперименты с воздухом)
(старшая группа)
Разработала :
Воспитатель: Падалкина Т.И.
Воронеж 2017
Задачи:
«Познавательно – развивающие»
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- расширять представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), значимости научного труда для жизни общества в целом;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Речевые задачи:
- Закреплять умение отвечать полным ответом;
-закреплять навык подбора прилагательных;
- автоматизация в речи поставленных звуков.
«Социально - коммуникативные»
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
- развивать у детей навыки сотрудничества через экспериментирование;
- развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу, сообразительность.
«Физическое развитие»
- закреплять элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
- закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов;
- закреплять умение делать дыхательную гимнастику: не поднимать плечи, не надувать щеки, выпускать воздух тонкой струйкой.
«Художественно - эстетические»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением лаборатории, научных сотрудников, оборудования лабораторий, просмотр компьютерной презентации по данной теме, активизация словаря (лаборатория, эксперимент, лаборант, научный сотрудник, целлофан, струя воздуха).
Оборудование: шапочки, бахилы, названия залов лаборатории, пакеты, иголка, мольберт, карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», стаканы по количеству детей, трубочки, Крышки от фломастеров, бутылочки, баночки по количеству детей, шарик, ёмкости, наполненные водой, салфетки, резиновая игрушка, кусок резины, баночки с разными ароматами. На каждого лист бумаги, клеенка, баночка с краской, трубочка, салфетки.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас предлагаю вам стать в круг.
В: Давайте теперь поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух) Если не назовут воздух – загадка:
Чем мы дышим?
Что мы не видим?
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Качели вверх (вдох)
Качели вниз (выдох)
Крепче ты дружок держись!
В: Вы знаете сколько времени человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: Посмотрите какие бывают лаборатории (презентация).
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. У нас есть несколько залов для проведения экспериментов. Чтобы войти в лабораторию необходимо надеть шапочки, бахилы.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Встаньте вокруг стола.
В: Опыты мы начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много можно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать и почувствовать воздух? »
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись) Что в них находится? Какой он? (легкий, прозрачный, невесомый) Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. У меня есть вот такая большая волшебная острая иголка. Мы осторожно проколим мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
В: Для другого эксперимента нам необходимо проследовать в зал №2. Дети подходят к столу, где для каждого приготовлены прозрачные стаканчики с водой и трубочки для коктейля, салфетки.
Эксперимент № 2 «Мы видим воздух при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (Когда дуем сильно, получается сильная струя воздуха, пузырьков больше и наоборот.)
Вывод:
Когда дуем сильно, получается сильная струя воздуха, пузырьков больше и наоборот.
С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей). Сейчас я вам докажу, что воздух можно услышать, для этого проходите коллеги в зал №3
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё я надую шарик, а вы подумайте, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?( Писк, шум)
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Эксперимент №4 «Имеет воздух вес?» Зал №4
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух легче, чем вода.
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) Зал №5
Эксперимент № 5«УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному воздухом из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами вдохнуть аромат, который я предложу и сказать, что так пахнет. Каждому ребенку предлагается свой аромат (конфета, лак для ногтей, кофе, духи, апельсин, чеснок, хлеб)
Вывод:
Сам воздух запаха не имеет, но может переносить ароматы.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать? Зал №6 (круглый стол со стульчиками)
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Посмотрите, как это сделаю я (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.) Дети пробуют рисовать.
Итог:
В: Для дыхания живым существам необходим чистый воздух. Расскажите, используя условные знаки, отчего загрязняется воздух и что надо делать для охраны его чистоты? (заводская труда, вырубка леса, выхлопные газы из машин).
Р: Воздух - это то чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
Воздух, в небо и в полет
Улетает самолет.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял
Воздух разный, он такой!
Где найдем его с тобой
В: Итак, вы сегодня узнали много нового провели множество опытов.
В: Какой опыт тебе понравился больше всего? (выслушиваются ответы 2 детей)
В: Что ты сегодня узнал нового? (2 человека)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Наша планета Земля в опасности»
Цель: Воспитывать у детей чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к свой планете.Задачи:Образовательная: Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опаснос...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша планета - Земля» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша планета - Земля» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Формирование представлений о планете Земля....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности: «Богатство нашей планеты Земля»
опыты с воздухом в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета - Земля"
Занятие проводится в подготовительной группе с целью познакомить детей с проблемой окружающей среды на нашей планете....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Наша планета Земля»
Конспект НОД с элементами изобразительной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет «Наша планета Земля»
Углубление знания детей об окружающем, используя разные виды детской деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Наша планета – Земля!» для старшей группы
Образовательные области: Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой. Дать представление о том, что Земля – уникальна и такой разнообразной жизни нет ни на какой другой...