Образовательная деятельность "Богатство нашей планеты Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Эксперименты с воздухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательная деятельность21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    "Центр развития ребенка  - детский сад № 50"

                                    Образовательная деятельность

                       «Богатство нашей планеты Земля»

                            (эксперименты с воздухом) 

                                               (старшая группа)

                                               Разработала :

                                               Воспитатель: Падалкина Т.И.

                                                  Воронеж 2017

Задачи:

 «Познавательно – развивающие»

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- расширять представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), значимости научного труда для жизни общества в целом;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

    Речевые задачи:

      - Закреплять умение отвечать полным ответом;

      -закреплять навык подбора прилагательных;

      - автоматизация в речи поставленных звуков.

 «Социально - коммуникативные»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

- развивать у детей навыки сотрудничества через экспериментирование;

- развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу, сообразительность.

«Физическое развитие»

- закреплять элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;

- закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов;

- закреплять умение делать дыхательную гимнастику: не поднимать плечи, не надувать щеки, выпускать воздух тонкой струйкой.

«Художественно - эстетические»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением лаборатории, научных сотрудников, оборудования лабораторий, просмотр компьютерной презентации по данной теме, активизация словаря (лаборатория, эксперимент, лаборант, научный сотрудник, целлофан, струя воздуха).

Оборудование: шапочки, бахилы, названия залов лаборатории, пакеты, иголка, мольберт, карточки-правила  «Как вести себя в лаборатории?», стаканы по количеству детей, трубочки, Крышки от фломастеров, бутылочки, баночки по количеству детей, шарик, ёмкости,  наполненные водой, салфетки,  резиновая игрушка, кусок резины, баночки с разными ароматами. На каждого лист бумаги, клеенка, баночка с краской, трубочка, салфетки.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня  к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас предлагаю вам стать в круг.

В: Давайте теперь поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух) Если не назовут воздух – загадка:

Чем мы дышим?

Что мы не видим?

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Качели вверх (вдох)

Качели вниз (выдох)

Крепче ты дружок держись!

В: Вы знаете сколько времени  человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: Посмотрите какие бывают лаборатории (презентация).

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. У нас есть несколько залов для проведения экспериментов. Чтобы войти в лабораторию необходимо надеть шапочки, бахилы.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Встаньте вокруг стола.

В: Опыты мы начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много можно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать и почувствовать  воздух? »

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?  (они надулись) Что в них находится? Какой он? (легкий, прозрачный, невесомый) Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. У меня есть вот такая большая волшебная  острая иголка. Мы  осторожно проколим  мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

В: Для другого эксперимента нам необходимо проследовать в зал №2. Дети подходят к столу, где для каждого приготовлены прозрачные стаканчики с водой и трубочки для коктейля, салфетки.

 Эксперимент № 2  «Мы видим воздух при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (Когда дуем сильно, получается сильная струя воздуха, пузырьков больше и наоборот.)

Вывод:

 Когда дуем сильно, получается сильная струя воздуха, пузырьков больше и наоборот.

 С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей). Сейчас я вам докажу, что воздух можно услышать, для этого проходите коллеги в зал №3

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё я надую шарик, а вы подумайте, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?( Писк, шум)

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Эксперимент №4 «Имеет воздух вес?» Зал №4

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

( воздух)

Вывод: воздух  легче, чем вода.

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) Зал №5

Эксперимент № 5«УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному воздухом  из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами вдохнуть аромат, который я предложу и сказать, что так пахнет. Каждому ребенку предлагается свой аромат (конфета, лак для ногтей, кофе, духи, апельсин, чеснок, хлеб)

Вывод:

Сам воздух запаха не имеет, но может переносить ароматы.

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать? Зал №6 (круглый стол со стульчиками)

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Посмотрите, как это сделаю я (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.) Дети пробуют рисовать.

Итог:  

В: Для дыхания живым существам необходим чистый воздух. Расскажите, используя условные знаки, отчего загрязняется воздух и что надо делать для охраны его чистоты? (заводская труда, вырубка леса, выхлопные газы из машин).

Р:  Воздух - это то чем дышим.

     Через воздух звук мы слышим.

     Воздух, в небо и в полет

     Улетает самолет.

     Птица в воздухе летает.

     Разным воздух наш бывает,

     Воздух может быть прозрачным,

     Пахнуть может дымом дачным.

     Может пахнуть апельсином,

     Кофе, завтраком, бензином.

     Он из фена вылетает,

     Теплым он тогда бывает.

     А когда вокруг мороз,

     Щиплет больно он за нос.

     Шторой в комнате играл,

     Бурю в море он поднял

     Воздух разный, он такой!

     Где найдем его с тобой

В: Итак, вы сегодня узнали много нового провели множество опытов.

В: Какой опыт тебе понравился больше всего? (выслушиваются ответы 2 детей)

В: Что ты сегодня узнал нового? (2 человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Наша планета Земля в опасности»

Цель: Воспитывать у детей чувство любви к родной земле  и желание бережно  относиться к свой планете.Задачи:Образовательная: Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опаснос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша планета - Земля» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша планета - Земля» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Формирование представлений о планете Земля....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета - Земля"

Занятие проводится в подготовительной группе с целью познакомить детей с проблемой окружающей среды на нашей планете....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Наша планета Земля»

Конспект НОД с элементами изобразительной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Наша планета – Земля!» для старшей группы

Образовательные области: Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой. Дать представление о том, что Земля – уникальна и такой разнообразной жизни нет ни на какой другой...