«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение, уровень развития речи.
Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений -ключевые понятия развитие ребенка.
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия у детей.
В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Большинство детей, приходят в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически, чаще всего это дети с ОВЗ.
Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает
все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.
Мелкая моторика -это двигательная деятельность, которая обусловлена
скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
На занятиях педагоги развивают мелкую моторику у детей, используют игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей, пальцев и др. Но при этом, особое внимание уделяется нетрадиционным техникам рисования, как средствам развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья –это рисование ладошками, рисование пальчиками.
Рисование пальчиками –это хороший массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, ребенок творит и приносит себе пользу.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Нетрадиционное рисование -искусство изображать, не основываясь на традиции.
От того как развита моторика руки зависит уровень подготовки руки ребенка к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в школе.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально -благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности –это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами.
Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач обучения и воспитания.
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально –личностном развитии и др.) сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь м познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования.»
...
Самообразование на тему " Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования"
laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...
«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
Консультация для родителей...
Индивидуальный план:«Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
О развитии мелкой моторики....
Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники рисования
План самообразоввания...
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...
«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ОВЗ»»
СТАТЬЯ (20.04.24год)Описание:Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. От того как развита моторика руки зависит уровень подготовки руки ребенка к письму, а зн...