«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему

Овчинникова Ирина Вячеславна

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья»

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 В. А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности,  внимание,  координацию  в  пространстве, концентрацию и воображение, уровень развития речи.

Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.  Мелкая моторика, сенсорика, координация движений -ключевые понятия развитие ребенка.

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка.  Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия у детей.

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Большинство детей, приходят в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически, чаще всего это дети с ОВЗ.

Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает

все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Мелкая моторика -это двигательная деятельность, которая обусловлена

скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

На занятиях педагоги развивают мелкую моторику у детей, используют игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей, пальцев и др. Но при этом, особое внимание уделяется нетрадиционным техникам рисования, как средствам развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья –это рисование ладошками, рисование пальчиками.

Рисование пальчиками –это хороший массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, ребенок творит и приносит себе пользу.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Нетрадиционное рисование -искусство изображать, не основываясь на традиции.

От того как развита моторика руки зависит уровень подготовки руки ребенка к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в школе.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально -благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности –это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами.

Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.  Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач обучения и воспитания.

Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально –личностном развитии и др.) сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь м познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему " Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования"

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...

«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ОВЗ»»

СТАТЬЯ  (20.04.24год)Описание:Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. От того как развита моторика руки зависит уровень подготовки руки ребенка к письму, а зн...