Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы "Радуга эмоций и чувств"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и чувств”. Другие же, А. Томкинс, Е. Изард утверждают, что эмоции и чувства образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых Р. Лазарус, К. Юнг, придерживается того мнения, что большая часть эмоций и чувств разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний. Данные же других авторов Р.У.Липер, О.Мауэр показывают, что эмоции и чувства играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения. Таким образом, на данный момент нет единого взгляда на место эмоций и чувств в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bez_zanyatiy.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Росинка» г. Анива
ПРИНЯТА: На заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №7 «Росинка» Г. Анива Протокол №_____от « » ________2018г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий муниципального бюджетного Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Росинка» г. Анива _______________________/Смирнова В.Г./ Приказ № ________________________ |
«Радуга эмоций и чувств»
(коррекционно-развивающая программа
для детей дошкольного возраста
по развитию эмоциональной сферы)
Составитель:
педагог – психолог МБДОУ № 7
«Росинка» г. Анива
Маслова К.В.
2018г.
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и чувств”. Другие же, А. Томкинс, Е. Изард утверждают, что эмоции и чувства образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых Р. Лазарус, К. Юнг, придерживается того мнения, что большая часть эмоций и чувств разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний. Данные же других авторов Р.У.Липер, О.Мауэр показывают, что эмоции и чувства играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения. Таким образом, на данный момент нет единого взгляда на место эмоций и чувств в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы для изучения.
При написании данной программы я основывалась на позиции тех ученых, которые считают что эмоции и чувства играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и адекватно реагировать на неё.
Чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоциональное состояние можно прочитать на лице, в позе, в жестах. Но при всем этом, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется особое внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Таким образом, понимание как своих, так и чужих эмоций и чувств являются важным моментом в становлении личности растущего человека.
При этом, стоит отметить, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей; поэтому так своевременна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы ребенка именно в дошкольном возрасте, пока личность еще самобытна и незакомплексована.
Таким образом, задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно, достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
Актуальность данной проблемы заключается в необходимости развития эмоциональной сферы дошкольника.
За основу для написаний авторской программы “Радуга эмоций и чувств” была взята программа Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. “Цветик-семицветик” и программа Фесюкова Л.Б. “Беседы по картинкам: Чувства и эмоции”.
Занятия по программе “Радуга эмоций и чувств” строятся по следующему принципу: знакомство с чувствами через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную и кинестетическую. Например, с помощью аудиального канала дети знакомятся с изображением эмоций и чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. С помощью визуального канала дети слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. С помощью кинестетического канала рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.
Ценность занятий программы состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.
Программа “Радуга эмоций и чувств” опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманизации – обеспечение психологического благополучия ребенка;
- Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;
- Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение адекватное развитию конкретного ребенка;
- Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый;
- Принцип партнерского общения: работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы; учится все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей;
- Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
- Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.
- Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участников, приближение ее к достижению желаемого результата;
- Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).
Целью данной программы является создание условий для формирования навыков понимания собственных эмоциональных состояний, развитие эмпатии, самоконтроля эмоций и коммуникативных навыков.
Задачами данной программы являются:
- Развивать способности ребенка к пониманию собственных эмоциональных состояний;
- Формировать у ребенка умения сравнивать эмоции и чувства, определять их характер;
- Способствовать снятию у детей эмоционального напряжения, мышечных зажимов, освоение приемов саморасслабления;
- Развивать коммуникативные навыки: навыки совместной деятельности, общения, умения сотрудничать со сверстниками и т.д.;
- Способствовать к самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- Развивать творческую самореализацию, воображение и творческую активность в процессе игрового общения.
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 месяца, по 1 разу в неделю
Возраст учащихся: 5-7 лет.
Форма: групповая, индивидуальная
Методы реализации программы:
- элементы сказкотерапии, как средство введение детей в тему занятия, создание положительного настроя и мотивации на занятие, пробуждение интереса к ознакомлению с эмоциями и чувствами человека;
- беседа, целью которой является анализирование полученных знаний об эмоциях и чувствах рассказанных в сказке, развитие умения понимать свои эмоциональные состояния и других;
- игровые разминки, ролевые игры, психогимнастические игры для формирования у детей умения сравнивать, определять характер эмоционального состояния, создание условий для формирования социально приемлемых способов выхода агрессивности и других негативных чувств, развитие коммуникативных навыков;
- элементы арт-терапии: рисуночная, танцевальная, телестно-ориентированная, музыкотерапия для гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания, повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений, развитие воображения;
- релаксационные упражнения для снятия напряжения и мышечных зажимов, получение положительных эмоций и улучшения настроения;
- рефлексия, т.е. подведение итогов, формулирование полученных знаний на занятии, определение цели дальнейшей работы.
Структура занятия
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения).
- Подведение итогов.
- Ритуал прощания.
Планируемые результаты:
- понимание ребенком своего эмоционального состояния и окружающих людей, оказание помощи и поддержки сверстникам и взрослым, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен и т.д.;
- контролирование своего эмоционального состояния, снижения негативных эмоциональных реакций — тревоги, обиды, агрессивности в контактах с другими людьми;
- создание условий для формирования уважительного отношения к сверстникам, взрослым, развитие коммуникативных способностей;
Диагностика: «В мире детских эмоций» Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема занятия | Время |
1 | “Чувства и эмоции: Радость и Грусть” | 25-30 мин |
2 | “Чувства и эмоции: Гнев” | 25-30 мин |
3 | “Чувства и эмоции: Удивление” | 25-30 мин |
4 | “Чувства и эмоции: Страх” | 25-30 мин |
5 | “Чувства и эмоции: Спокойствие” | 25-30 мин |
6 | “Чувства и эмоции: Доброта” | 25-30 мин |
7 | “Чувства и эмоции: Любовь” | 25-30 мин |
8 | “Чувства и эмоции: Забота” | 25-30 мин |
9 | “Чувства и эмоции: Благодарность” | 25-30 мин |
10 | “Чувства и эмоции: Сочувствие” | 25-30 мин |
11 | “Чувства и эмоции: Усталость” | 25-30 мин |
12 | “Чувства и эмоции: Обида” | 25-30 мин |
13 | “Чувства и эмоции: Жадность и Щедрость” | 25-30 мин |
14 | “Чувства и эмоции: Любознательность” | 25-30 мин |
15 | “Чувства и эмоции: Мечтательность” | 25-30 мин |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
Всего 7,5 часов | |||
1 | “Чувства и эмоции: Радость и Грусть” | -ознакомление детей с эмоциональным состоянием радости и грусти: рассмотрение внешнего проявления и выражения эмоции радости и грусти через мимику, пантомимику, интонацию; -анализирование внутреннего ощущения и переживание данного чувства. | -Приветствие -Сказка «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Игра «Сказочные персонажи» -Игра «Будь внимателен» -Релаксация «Солнечный зайчик» -Рефлексия -Прощание |
2 | “Чувства и эмоции: Гнев” | -создание положительного эмоционального фона; -сплочение группы; -формирование чувства близости с другими детьми. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке - Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Вопросы по сказке -Игра «Пружина» -Игра «Как справиться со Злинкой?» -Упр. «Уголок гнева» -Игра «Сказочные персонажи» -Техника-визуализация «Птица счастья» -Упр. «Доброе животное» -Рефлексия -Прощание |
3 | “Чувства и эмоции: Удивление” | -ознакомление детей с эмоциональным состоянием удивление: рассмотрение внешнего проявления и выражения эмоции удивления через мимику, пантомимику, интонацию; -анализ внутреннего ощущения и переживание данного чувства. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Игра «Танец цветов» -Игра «Что в мешочке?» -Аппликация «Оживим Удивлинку» -Рефлексия -Прощание |
4 | “Чувства и эмоции: Страх” | -ознакомление детей с эмоциональным состоянием страх: рассмотрение внешнего проявления и выражения эмоции страха через мимику, пантомимику, интонацию; -анализ внутреннего ощущения и переживание данного чувства. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Викторина «Сказочные персонажи» -Пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки» -Арт-терапия «Не бойся Пуглинка» -Обсуждение рисунков -Игра «У страха глаза велики» -Игра «Тетенька Темнота» -Упр. «Прогулка в лесу» -Упр. «Победи свой страх» -Рефлексия -Прощание |
5 | “Чувства и эмоции: Спокойствие” | -ознакомление детей с эмоциональным состоянием спокойствие: рассмотрение внешнего проявления и выражения эмоции страха через мимику, пантомимику, интонацию; -анализ внутреннего ощущения и переживание данного чувства. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке - Телесно-ориентированная терапия «Медвежата в берлоге» - Игра «Цветные облака» - Игра «Листочек падает» -Релаксация «Волшебный сон» - Техника-визуализация «Воздушный шарик» -Рефлексия -Прощание |
6 | “Чувства и эмоции: Доброта” | -ознакомление детей с чувством доброты: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» - Игра «Доскажи словечко» - Техника-визуализация «Большая звезда» - Анализ ситуаций «Уроки добра» -Рефлексия -Прощание |
7 | “Чувства и эмоции: Любовь” | -ознакомление детей с чувством любви: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Упр. «Без слов» -Игра «Пересядьте все, кто...» - Техника-визуализация «Мягкое сердце» -Релаксация «Цветок дружбы» -Рефлексия -Прощание |
8 | “Чувства и эмоции: Забота” | -ознакомление детей с чувством заботы: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке - Игра «Мне нравится заботиться о…» - Игра «Кто, что любит есть?!» -Разрешение проблемной ситуации «Жук», «Игрушки», «Ежик» - Игра «Кто заботиться о нас?» -Арт-терапия «Дерево – заботы» -Рефлексия -Прощание |
9 | “Чувства и эмоции: Благодарность” | -ознакомление детей с чувством благодарности: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Игра «Комплимент» -Игра «Благодарность без слов» -Пальчиковая гимнастика «Слова благодарности» -Арт-терапия «Моя Благодаринка» -Анализ проблемной ситуации «Два пирожных» -Беседа по рассказу -Рефлексия -Прощание |
10 | “Чувства и эмоции: Сочувствие” | -ознакомление детей с чувством сочувствия: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Игра «Крокодил в эмоциях» -Упр. «Приятное прикосновение» - Разрешение проблемной ситуации «Проявление сочувствия» - Техника-визуализация «Сердце на память» -Рефлексия -Прощание |
11 | “Чувства и эмоции: Усталость” | -ознакомление детей с чувством усталости: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Физкультминутка «Огород» -Упр. «Я так Устал» -Релаксация «Качели» -Рефлексия -Прощание |
12 | “Чувства и эмоции: Обида” | -ознакомление детей с чувством обиды: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке - Игра «Как справиться с Обидой?» -«Игры-мирилки» - Игра «Лопни шар» -Рефлексия -Прощание |
13 | “Чувства и эмоции: Жадность и Щедрость” | -ознакомление детей с чувствами жадности и щедрости: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке -Игра «Ленточка щедрости» -Арт-терапия «Солнышко щедрости» - Пальчиковая гимнастика «Стала Маша гостей созывать» -Телесно-ориентированная терапия «Ежик» -Рефлексия -Прощание |
14 | “Чувства и эмоции: Любознательность” | -ознакомление детей с чувством любознательности: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке - Игра «Мешочек вопросов» - Игра «Что я видел не скажу, а что делал покажу» - Игра «Коровы, собаки, кошки» - Игра «Очевидная надпись» - Телесно-ориентированное упражнение «Волшебный Валли» -Рефлексия -Прощание |
15 | “Чувства и эмоции: Мечтательность” | -ознакомление детей с чувством мечтательности: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь. | -Приветствие -Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений» -Беседа по сказке - Игра «Мечты в сердце» - Статическая медитация «Страна мечты» - Игра-проекция «Мечты, похожие на салют» - Посещение картинной галереи Жозефины Уолл -Рефлексия -Прощание |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Мягкие игрушки, картины по темам, папка с карточками к занятиям, плакаты, карандаши, листы А4, А5, мяч, пирамидка, лопатка, счетные палочки, предметные картинки, скакалки, наборы геометрических фигур, кубики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бурдина С.В. “Забавы в картинках”, Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально, Киров, 2011. 65 с.
- Бурдина С.В. “Театр настроения”, Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально, Киров, 2011. 87 с.
- Ганичева И.В. “Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет)” М.: Книголюб, 2004. 135 с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. “В мире детских эмоций”, М.: Айрис-пресс, 2004. 364 с.
- Дубровина И.В. “Психокоррекционная и развивающая работа с детьми”. М., 1999. 215 с.
- Крюкова С.В. Слободяник Н.П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”. Практическое пособие. М.: Генезис, 2000. 67 с.
- Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Екатеринбург: У Фактория, 2004. 154 с.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. “Руководство по детско –подростковой и семейной арттерапии”. СПб.:Речь, 2010 г. 364 с.
- Орехова О.А. “Цветовая диагностика эмоций ребенка”. СПб.: “Речь”, 2002. 232 с.
- Рудякова О.Н. “Психологическая поддержка младших школьников”. Волгоград: Учитель, 2008 г. 218 с.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. “Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция”. М.: “Владос”, 2003. 387 с.
- Хухлаева О.В. “Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте”. М., 1998. 176 с.
- Хухлаева О.В. “Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет”. М. Генезис, 2003. 218 с.
- Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. “Тропинка к своему я”. М. Генезис, 2004 154 с.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. “Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”. СПб., 2000 432 с.
- Фесюкова Л.Б. Учебное издание, Серия “Беседы по картинкам: Чувства и эмоции”, Копмлект наглядных пособий для дошкольных учереждений и начальной школы. Х.: Изд-во “Ранок”, 2006 123 с.
- Чистякова М.И. “Психогимнастика”. /под ред.М.М. Буянова. М.: Просвещение, 1990 58 с.
- Яковлева Н. “Психологическая помощь дошкольнику”. СПб.: “Валерии СПД”, 2001 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»
Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»
Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...
Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы
планирование на год...
Коррекционно-развивающая программа на развитие эмоциональной сферы для детей старшего возраста 5-6 лет
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)
Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...
«Особенности коррекционно – развивающей работы направленной на развитие эмоциональной сферы детей с РАС»
Взрослые, в первую очередь, стремятся научить ребенка с аутизмом читать, писать, сидеть спокойно какое – то время. Но, для обеспечения автономной, взрослой, качественной жизни важно и умение реш...