Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы "Радуга эмоций и чувств"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Маслова Ксения Вадимовна

Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и чувств”.  Другие же, А. Томкинс, Е. Изард утверждают, что эмоции и чувства образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых Р. Лазарус, К. Юнг, придерживается того мнения, что большая часть эмоций и чувств разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний. Данные же других авторов Р.У.Липер, О.Мауэр показывают, что эмоции и чувства играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения.  Таким образом, на данный момент нет единого взгляда на место эмоций и чувств в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bez_zanyatiy.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Росинка» г. Анива

ПРИНЯТА:

На заседании педагогического совета

МБДОУ «Детский сад №7 «Росинка»

Г. Анива

Протокол №_____от «   » ________2018г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий муниципального бюджетного

Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7

«Росинка» г. Анива

_______________________/Смирнова В.Г./

Приказ № ________________________

«Радуга эмоций и чувств»

(коррекционно-развивающая программа

 для детей дошкольного возраста

по развитию эмоциональной сферы)

Составитель:

педагог – психолог МБДОУ № 7

«Росинка» г. Анива

Маслова К.В.

                

2018г.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и чувств”.  Другие же, А. Томкинс, Е. Изард утверждают, что эмоции и чувства образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых Р. Лазарус, К. Юнг, придерживается того мнения, что большая часть эмоций и чувств разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний. Данные же других авторов Р.У.Липер, О.Мауэр показывают, что эмоции и чувства играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения.  Таким образом, на данный момент нет единого взгляда на место эмоций и чувств в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы для изучения.

При написании данной программы я основывалась на позиции тех ученых, которые считают что эмоции и чувства играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и адекватно реагировать на неё.

Чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоциональное состояние можно прочитать на лице, в позе, в жестах. Но при всем этом, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется особое внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.  Таким образом, понимание как своих, так и чужих эмоций и чувств являются важным моментом в становлении личности растущего человека.

При этом, стоит отметить, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей; поэтому так своевременна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы ребенка именно в дошкольном возрасте, пока личность еще самобытна и незакомплексована.

Таким образом, задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно, достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Актуальность данной проблемы заключается в необходимости развития эмоциональной сферы дошкольника.

За основу для написаний авторской программы “Радуга эмоций и чувств” была взята программа Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. “Цветик-семицветик” и программа Фесюкова Л.Б. “Беседы по картинкам: Чувства и эмоции”.

Занятия по программе “Радуга эмоций и чувств” строятся по следующему принципу: знакомство с чувствами через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную и кинестетическую. Например, с помощью аудиального канала дети знакомятся с изображением эмоций и чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. С помощью визуального канала дети слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. С помощью кинестетического канала рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.

Ценность занятий программы состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Программа “Радуга эмоций и чувств” опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации – обеспечение психологического благополучия ребенка;
  • Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;
  • Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение адекватное развитию конкретного ребенка;
  • Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый;
  • Принцип партнерского общения: работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы; учится все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей;
  • Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание   доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
  • Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.
  • Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участников, приближение ее к достижению желаемого результата;
  • Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).

Целью данной программы является создание условий для формирования навыков понимания собственных эмоциональных состояний, развитие эмпатии, самоконтроля эмоций и коммуникативных навыков.  

Задачами данной программы являются:

  1. Развивать способности ребенка к пониманию собственных эмоциональных состояний;
  2. Формировать у ребенка умения сравнивать эмоции и чувства, определять их характер;
  3. Способствовать снятию у детей эмоционального напряжения, мышечных зажимов, освоение приемов саморасслабления;
  4. Развивать коммуникативные навыки: навыки совместной деятельности, общения, умения сотрудничать со сверстниками и т.д.;  
  5. Способствовать к самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
  6. Развивать творческую самореализацию, воображение и творческую активность в процессе игрового общения.

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 месяца, по 1 разу в неделю

Возраст учащихся: 5-7 лет.

Форма: групповая, индивидуальная

Методы реализации программы:

  • элементы сказкотерапии, как средство введение детей в тему занятия, создание положительного настроя и мотивации на занятие, пробуждение интереса к ознакомлению с эмоциями и чувствами человека;
  • беседа, целью которой является анализирование полученных знаний об эмоциях и чувствах рассказанных в сказке, развитие умения понимать свои эмоциональные состояния и других;
  • игровые разминки, ролевые игры, психогимнастические игры для формирования у детей умения сравнивать, определять характер эмоционального состояния, создание условий для формирования социально приемлемых способов выхода агрессивности и других негативных чувств, развитие коммуникативных навыков;
  • элементы арт-терапии: рисуночная, танцевальная, телестно-ориентированная, музыкотерапия для гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания, повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений, развитие воображения;
  • релаксационные упражнения для снятия напряжения и мышечных зажимов, получение положительных эмоций и улучшения настроения;
  • рефлексия, т.е. подведение итогов, формулирование полученных знаний на занятии, определение  цели дальнейшей работы.

Структура занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения).
  4. Подведение итогов.
  5. Ритуал прощания.

Планируемые результаты:

  • понимание ребенком своего эмоционального состояния и окружающих людей, оказание помощи и поддержки сверстникам и взрослым, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен и т.д.;
  • контролирование своего эмоционального состояния, снижения негативных эмоциональных реакций — тревоги, обиды, агрессивности в контактах с другими людьми;
  • создание условий для формирования уважительного отношения к сверстникам, взрослым, развитие коммуникативных способностей;

Диагностика: «В мире детских эмоций» Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема занятия

Время

1

“Чувства и эмоции: Радость и Грусть”

25-30 мин

2

“Чувства и эмоции: Гнев”

25-30 мин

3

“Чувства и эмоции: Удивление”

25-30 мин

4

“Чувства и эмоции: Страх”

25-30 мин

5

“Чувства и эмоции: Спокойствие”

25-30 мин

6

“Чувства и эмоции: Доброта”

25-30 мин

7

“Чувства и эмоции: Любовь”

25-30 мин

8

“Чувства и эмоции: Забота”

25-30 мин

9

“Чувства и эмоции: Благодарность”

25-30 мин

10

“Чувства и эмоции: Сочувствие”

25-30 мин

11

“Чувства и эмоции: Усталость”

25-30 мин

12

“Чувства и эмоции: Обида”

25-30 мин

13

“Чувства и эмоции: Жадность и Щедрость”

25-30 мин

14

“Чувства и эмоции: Любознательность”

25-30 мин

15

“Чувства и эмоции: Мечтательность”

25-30 мин

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

Всего 7,5 часов

1

“Чувства и эмоции: Радость и Грусть”

-ознакомление детей с эмоциональным состоянием радости и грусти: рассмотрение внешнего проявления и выражения эмоции радости и грусти через мимику, пантомимику, интонацию;

-анализирование внутреннего ощущения и переживание данного чувства.

-Приветствие

-Сказка «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Игра «Сказочные персонажи»

-Игра «Будь внимателен»

-Релаксация «Солнечный зайчик»

-Рефлексия

-Прощание

2

“Чувства и эмоции: Гнев”

-создание положительного эмоционального фона;

-сплочение группы;

-формирование чувства близости с другими детьми.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

- Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Вопросы по сказке

-Игра «Пружина»

-Игра «Как справиться со Злинкой?»

-Упр. «Уголок гнева»

-Игра «Сказочные персонажи»

-Техника-визуализация «Птица счастья»

-Упр. «Доброе животное»

-Рефлексия

-Прощание

3

“Чувства и эмоции: Удивление”

-ознакомление детей с эмоциональным состоянием удивление: рассмотрение внешнего проявления и выражения эмоции удивления через мимику, пантомимику, интонацию;

-анализ внутреннего ощущения и переживание данного чувства.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Игра «Танец цветов»

-Игра «Что в мешочке?»

-Аппликация «Оживим Удивлинку»

-Рефлексия

-Прощание

4

“Чувства и эмоции: Страх”

-ознакомление детей с эмоциональным состоянием страх: рассмотрение внешнего проявления и выражения эмоции страха через мимику, пантомимику, интонацию;

-анализ внутреннего ощущения и переживание данного чувства.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Викторина «Сказочные персонажи»

-Пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»

-Арт-терапия «Не бойся Пуглинка»

-Обсуждение рисунков

-Игра «У страха глаза велики»

-Игра «Тетенька Темнота»

-Упр. «Прогулка в лесу»

-Упр. «Победи свой страх»

-Рефлексия

-Прощание

5

“Чувства и эмоции: Спокойствие”

-ознакомление детей с эмоциональным состоянием спокойствие: рассмотрение внешнего проявления и выражения эмоции страха через мимику, пантомимику, интонацию;

-анализ внутреннего ощущения  и переживание данного чувства.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

- Телесно-ориентированная терапия «Медвежата в берлоге»

- Игра «Цветные облака»

- Игра «Листочек падает»

-Релаксация «Волшебный сон»

- Техника-визуализация «Воздушный шарик»

-Рефлексия

-Прощание

6

“Чувства и эмоции: Доброта”

-ознакомление детей с чувством доброты: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Игра «Хорошо-плохо»

- Игра «Доскажи словечко»

- Техника-визуализация «Большая звезда»

- Анализ ситуаций «Уроки добра»

-Рефлексия

-Прощание

7

“Чувства и эмоции: Любовь”

-ознакомление детей с чувством любви: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Упр. «Без слов»

-Игра «Пересядьте все, кто...»

- Техника-визуализация «Мягкое сердце»

-Релаксация «Цветок дружбы»

-Рефлексия

-Прощание

8

“Чувства и эмоции: Забота”

-ознакомление детей с чувством заботы: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

- Игра «Мне нравится заботиться о…»

- Игра «Кто, что любит есть?!»

-Разрешение проблемной ситуации «Жук», «Игрушки», «Ежик»

- Игра «Кто заботиться о нас?»

-Арт-терапия «Дерево – заботы»

-Рефлексия

-Прощание

9

“Чувства и эмоции: Благодарность”

-ознакомление детей с чувством благодарности: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Игра «Комплимент»

-Игра «Благодарность без слов»

-Пальчиковая гимнастика «Слова

благодарности»

-Арт-терапия «Моя

Благодаринка»

-Анализ проблемной ситуации «Два пирожных»

-Беседа по рассказу

-Рефлексия

-Прощание

10

“Чувства и эмоции: Сочувствие”

-ознакомление детей с чувством сочувствия: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Игра «Крокодил в эмоциях»

-Упр. «Приятное прикосновение»

- Разрешение проблемной ситуации «Проявление сочувствия»

- Техника-визуализация «Сердце на память»

-Рефлексия

-Прощание

11

“Чувства и эмоции: Усталость”

-ознакомление детей с чувством усталости: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Физкультминутка «Огород»

-Упр. «Я так Устал»

-Релаксация «Качели»

-Рефлексия

-Прощание

12

“Чувства и эмоции: Обида”

-ознакомление детей с чувством обиды: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

- Игра «Как справиться с Обидой?»

-«Игры-мирилки»

- Игра «Лопни шар»

-Рефлексия

-Прощание

13

“Чувства и эмоции: Жадность и Щедрость”

-ознакомление детей с чувствами жадности и щедрости: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

-Игра «Ленточка щедрости»

-Арт-терапия «Солнышко щедрости»

- Пальчиковая гимнастика «Стала Маша гостей созывать»

-Телесно-ориентированная терапия «Ежик»

-Рефлексия

-Прощание

14

“Чувства и эмоции: Любознательность”

-ознакомление детей с чувством любознательности: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

- Игра «Мешочек вопросов»

- Игра «Что я видел не скажу, а что делал покажу»

- Игра «Коровы, собаки, кошки»

- Игра «Очевидная надпись»

- Телесно-ориентированное упражнение «Волшебный Валли»

-Рефлексия

-Прощание

15

“Чувства и эмоции: Мечтательность”

-ознакомление детей с чувством мечтательности: анализ внутреннего ощущения и переживание чувства, рассмотрение внешних проявлений через невербальные средства общения и речь.

-Приветствие

-Продолжение сказки «Путешествие в страну настроений»

-Беседа по сказке

- Игра «Мечты в сердце»

- Статическая медитация «Страна мечты»

- Игра-проекция «Мечты, похожие на салют»

- Посещение картинной галереи Жозефины Уолл

-Рефлексия

-Прощание

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Мягкие игрушки, картины по темам, папка с карточками к занятиям, плакаты, карандаши, листы А4, А5, мяч, пирамидка, лопатка, счетные палочки, предметные картинки, скакалки, наборы геометрических фигур, кубики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бурдина С.В. “Забавы в картинках”, Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально, Киров, 2011. 65 с.
  2. Бурдина С.В. “Театр настроения”, Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально, Киров, 2011. 87 с.
  3. Ганичева И.В. “Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет)” М.: Книголюб, 2004. 135 с.
  4. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. “В мире детских эмоций”, М.: Айрис-пресс, 2004. 364 с.
  5. Дубровина И.В. “Психокоррекционная и развивающая работа с детьми”. М., 1999. 215 с.
  6. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”. Практическое пособие. М.: Генезис, 2000. 67 с.
  7. Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Екатеринбург: У Фактория, 2004. 154 с.
  8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. “Руководство по детско –подростковой и семейной арттерапии”.  СПб.:Речь, 2010 г. 364 с.
  9. Орехова О.А. “Цветовая диагностика эмоций ребенка”. СПб.: “Речь”, 2002. 232 с.
  10. Рудякова О.Н. “Психологическая поддержка младших школьников”. Волгоград: Учитель, 2008 г. 218 с.
  11. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. “Межличностные отношения дошкольников:  Диагностика, проблемы, коррекция”. М.: “Владос”, 2003. 387 с.
  12. Хухлаева О.В. “Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте”. М., 1998. 176 с.
  13. Хухлаева О.В. “Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет”. М. Генезис, 2003. 218 с.
  14. Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. “Тропинка к своему я”. М. Генезис, 2004 154 с.
  15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. “Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”. СПб., 2000 432 с.
  16. Фесюкова Л.Б. Учебное издание, Серия “Беседы по картинкам: Чувства и эмоции”, Копмлект наглядных пособий для дошкольных учереждений и начальной школы. Х.: Изд-во “Ранок”, 2006 123 с.
  17. Чистякова М.И. “Психогимнастика”. /под ред.М.М. Буянова. М.: Просвещение, 1990 58 с.
  18. Яковлева Н. “Психологическая помощь дошкольнику”. СПб.: “Валерии СПД”, 2001 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»

Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...

Коррекционно-развивающая программа на развитие эмоциональной сферы для детей старшего возраста 5-6 лет

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)

Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...

«Особенности коррекционно – развивающей работы направленной на развитие эмоциональной сферы детей с РАС»

Взрослые, в первую очередь, стремятся научить ребенка с аутизмом читать, писать, сидеть спокойно какое – то время. Но, для обеспечения автономной, взрослой, качественной жизни важно и умение реш...