Нетрадиционное родительское собрание в форме деловой игры на тему: «Роль этикета в воспитании детей»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Этическое воспитание- одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности, способствовать созданию положительного микроклимата в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_etiketa_v_vospitanii_detey.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционное родительское собрание в форме деловой игры в средне-старшей гр. «Вишенка» на тему:
«Роль этикета в воспитании детей»
Подготовили и провели воспитатели Столяренко Е.А. и Стасюк Н.И. 06.12.18г.
Задачи: показать родителям, что этическое воспитание одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности, способствовать созданию положительного микроклимата в группе.
Повестка собрания:
1. Выступление на тему «Этикет. Виды этикета».
2. Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в средней группе.
3. Этикет-шоу.
4. Разное.
- Подготовка к новогодним праздникам.
- Изготовление коллективной работы для конкурса «Лучшее оформление группы к Новому году».
- Пополнение предметно-развивающей среды группы новыми дидактическими играми, игрушками и методическими пособиями, иллюстрациями.
5. Решения собрания.
Ход собрания:
1. Выступление на тему «Этикет. Виды этикета».
- Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу хотелось бы начать со слов Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию наших детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема сегодняшней встречи «Роль этикета в воспитании детей».
- Что же такое этикет? (ответы родителей)
- Этикет – это французское слово, которое обозначает «свод правил поведения, обхождения, принятых в определенном обществе» (слайд)
Стихотворение «Что такое этикет?» (слайд)
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи и душевные качества ребенка.
Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Мы живем в обществе, поэтому так или иначе зависим от него и от людей, которые нас окружают. Чтобы нам жилось как можно комфортнее, нужно научиться жить в ладу со всеми, кто находится рядом с нами, а также уметь ориентироваться в любой ситуации, ведя себя со всеми вежливо и корректно.
Для этого и существует этикет.
Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям)
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах
Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают вежливыми, и понимают, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Вся сложность состоит лишь в том, что ребенку все правила необходимо правильно преподнести. Лучше всего это делать в игровой форме. За выполненные правила ребенка следует хвалить, чтобы закрепить его успех.
2. Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в средней группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
•уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
•уметь сервировать стол к обеду (правильно раскладывать вилки ножи ложки, пользоваться столовыми приборами;
•есть при помощи ножа и вилки;
•овладеть простейшими приемами складывания тканей салфетки, уметь ею пользоваться.
Культура внешнего вида:
•поддерживать опрятный вид;
•одеваться в соответствии с местом и событием.
Речевой этикет:
•уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения;
•пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации;
•обращаться с просьбой, четко ее излагая.
Поведение в общественных местах:
•соблюдать правила поведения в транспорте, не мешать другим; уметь обратить с просьбой;
•«на ходу» не есть; поддерживать чистоту и порядок на улице;
•в театре между рядами проходить лицом к сидящим, в зрительном зале сидеть, не мешая другим (не есть, не шуршать фантиками и т. п.).
Поведение в разнообразных жизненных ситуациях: уметь красиво преподнести подарок, одновременно произнося слова поздравления.
3. Этикет-шоу.
- А сейчас мы вам предлагаем поиграть в «Этикетшоу».
- Итак, гейм № 1 «Разминка».
Каждая команда отвечает на 10 вопросов за две минуты. Чтобы определить, какая команда начинает, нужно отгадать загадку.
1) 4 сестрицы под одной фатицей. (стол)
2) Ножек 4, шляпок 1, нужен, коль станет обедать семья(.Стол)
- первой отвечает команда…
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из корзины?
2. Чем едят макароны?
3. Чем размельчают овощи?
4. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
5. Какие фрукты едят руками?
6. Когда приборы кладут параллельно друг другу?
7. В какой руке держат нож?
8. Как нужно наклонять тарелку с супом?
9. Что нужно делать, если вилка упала?
10. Как нужно разговаривать за столом?
Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. Как приборы кладутся, прервав есть?
7. В какой руке держать вилку?
8. Как нужно вести ложку с супом?
9. Куда класть использованную бумажную салфетку?
10. Что едят десертной ложкой?
Гейм № 2:
1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?
— младший,
— старший.
2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
— младший — старшему,
— старший – младшему.
3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
— девушка,
— молодой человек,
— оба.
4. Кто первым кладёт телефонную трубку?
— девушка,
— молодой человек.
5. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
— извините,
— извиняюсь.
6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
— спиной к сидящим,
— лицом к сидящим,
— боком к сидящим.
7. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
— нежелательно в любом случае предпочтительна сдержанность.
— шумное поведение допустимо везде.
8. Как следует принимать подарки?
-поблагодарить, не раскрывая подарка
— развернуть, порадоваться и поблагодарить
— развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.
9. Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
— обязательно,
— если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.
10. Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?
— раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник
— раскрыть, поблагодарить и угостить присутствующих.
11. Как используется полотняная салфетка?
— её кладут на колени,
— кладут рядом с тарелкой,
— заправляют за воротник.
12. Как берут из общего блюда хлеб?
— руками
— вилкой
13. Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
— откусывать от куска
— отламывать рукой маленькие кусочки и есть их
14. Как познакомить своих друзей с родителями?
— представить родителей друзьям
— представить друзей родителям
15. Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?
— нельзя
— можно, если голоден
— можно во всех случаях
16. Встретив на улице приятеля (подругу, который гуляет со своими
друзьями, ты поздороваешься:
— только с другом
— со всеми
- Гейм № 3 «Ты - мне, я – тебе»
- Одна команда читает начало предложения, а вторая должна его продолжить.
1. Выбирая фрукты, лежащие в вазе, берите…
2. Не следует пить вино, когда…
3. Птицу едят…
4. Второе блюдо с гарниром и без нужно есть…
5. Арбуз едят…
6. Чашку с ручкой берут…
Гейм № 4 Культура речи.
Каждой команде дается лист с написанными на нем заголовками. Нужно за 3 минуты написать как можно больше вежливых слов и фраз, которые используют при:
— встрече
— расставании
— если обращаешься с просьбой
__если извиняешься
— если благодаришь
— высказываешь добрые пожелания
— выражаешь сочувствие
- гейм № 5 «Тёмная лошадка»
- команда выбирает лошадку, вторая достаётся второй команде. Каждая лошадка предлагает вам задания: 1.Сервировка праздничного стола
2. Сервировка обеденного стола.
«Сервировка стола»:
За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева — вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы.
ВОПРОСЫ:
— Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
— У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)
— Что такое «шведский стол» (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)
— Как едят пирожные, торты, пироги (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
— Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест — пауза в еде, параллельно - окончание трапезы)
— С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть?(не имеет значения, просто с тупого удобнее)
— По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)
- гейм № 6 ««Творческий»
Капитаны команд вытягивают карточку с написанной на ней пословицей. Необходимо изобразить пословицу, используя мимику и жесты, другая команда отгадывает пословицу: «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «У страха глаза велики».
-7 гейм «Гонка за лидером»
Перед вами телефон доверия. Нужно прослушать вопрос и ответить на него.
(Родители задают друг другу интересующие вопросы)
- Музыкальная пауза.
Рефлексия «Давайте говорить друг другу комплименты»
Комплимент соседней команде.
Поведение итогов, награждение.
4. Разное.
1. Подготовка к новогодним праздникам.
2. Изготовление коллективной работы для конкурса «Лучшее оформление группы к Новому году».
3. Пополнение предметно-развивающей среды группы новыми дидактическими играми, игрушками и методическими пособиями, иллюстрациями.
5. Решение собрания:
1) Продолжать знакомить детей с этикетом и его видами, прививать правила этикета в детском саду и дома.
2) Способствовать овладению детьми навыков этикета.
3) Закрепить с родителями навыки этикета с помощью проведения нетрадиционных игр и упражнений.
4) Помочь родительскому комитету в пополнении предметно-развивающей среды группы.
- Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку вежливее! Мы будет рады встрече с вами, наши вежливые родители и не забудем при встрече говорить «Здравствуйте!» и при прощании говорить простое слово – «До свидания!»
Раздача родителям памяток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в форме деловой игры - викторины «Счастливый случай» в старшей группе на тему: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Методическая разработка игры с родителями...
Нетрадиционное родительское собрание в форме деловой игры «Счастливый случай» на тему «Роль этикета в воспитании детей».
Деловая игра "счастливый случай"...
Родительское собрание на тему: «Роль этикета в воспитании детей» средняя группа
Цель:Установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребенок – сотрудничество».Задачи:Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошколь...
Родительское собрание в форме деловой игры "Воспитание экологической культуры дошкольников"
Форма проведения: деловая игра.Участники: родители, педагоги.Цель:Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование экологически грамотного взаимодействия с окружающ...
Сценарий родительского собрания в форме деловой игры на тему: «Родители обязаны, педагоги должны»
Сценарий родительского собрания в форме деловой игры на тему: «Родители обязаны, педагоги должны»...
Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Роль книги в воспитании ребёнка»
Цель: Приобщение родителей к созданию в семье традиций совместного чтения и обсуждения книг.Задачи:-Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу приобщения детей к книге.-Содействовать ...