Психологическое сопровождение интеллектуально способных и одарённых детей
рабочая программа на тему
Рабочая программа по психологическому интеллектуально способных и одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti_2018-2019.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение интеллектуально способных
и одарённых детей
В основу рабочей программы по психологическому сопровождению интеллектуально способных и одарённых детей положены принципы:
1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;
2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;
3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);
4. Принцип ведущей деятельности;
Цель: Психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей в ДОУ
Задачи:
- Выявление у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной одарённости;
- Психологическое сопровождение, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей старшего возраста;
- Повышение психологической компетенции участников педагогического процесса (педагоги и родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
Адресат программы: Данная программа предусмотрена для работы интеллектуально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), а также для работы с педагогами и родителями.
Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса:
- Индивидуальная
- Подгрупповая
- Групповая
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю, занятия ориентированы на сохранность актуального уровня развития интеллектуальной сферы детей. В частности:
- развитие эмоциональной и коммуникативной сферы;
- развитие личностной сферы и волевой сферы.
-развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления). \
Ожидаемые результаты:
- Дети с хорошо развитой интеллектуальной и коммуникативной сферой, сформированной адекватной самооценкой и уверенностью в себе.
- С развитой эмоционально-волевой сферой и сформированной позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
- Формирование внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу для успешной социализации и самореализации одаренных детей.
Содержание работы
В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:
1. Психодиагностика
2. Коррекционно - развивающие работа
3. Психопрофилактика и психологическое просвещение (информирование педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития интеллектуально одарённых детей).
Психодиагностика
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется наблюдение и анкетирование.
Педагоги младших и средних групп заполняют анкету, где определяют склонность у детей признаков одарённости: дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых склонность проявляется в интеллектуальной сфере.
Предмет диагностики | Методика | Источник |
Склонности | Наблюдения за деятельностью детей | Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности (Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович_ |
Наблюдения за деятельностью детей, анкетирование педагогов; анкетирование родителей | Савенков А.И.. (Приложение 1) | |
Ранние проявления способностей | Анкета для родителей | Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Средняя группа (Ю.А. Афонькина,_. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками ( Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова) |
Образная креативность | «Дорисовывание» | Диагностика психического развития детей (Марцинковская Т.Д.) |
Вербальная креативность | «Придумай рассказ» | Психология (Немов Р.С.) |
2-й этап: отбор детей в группу интеллектуально одарённых.
Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века - века информационных технологий, т.к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.
При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используем следующие методики (Приложение 2):
- Экспресс диагностика психически - познавательных процессов (Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко)
- Методика «Дерево желаний» В.С. Юркевич
- Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф
На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии интеллектуальной одарённости детей.
3-й этап: мониторинг одарённости.
Для того чтобы отследить динамику развития одарённости проводиться психолого-педагогическая диагностика (в начале года), и итоговая диагностика (в конце года)
Коррекционно-развивающая работа
Многие исследователи, изучающие проблемы, изучающие проблемы одарённых детей (Т.А. Репина, Т.В. Сенько), отмечают, что в сфере общения со сверстниками у таких детей возникают определённого рода проблемы. Они объясняют это диспропорцией в умственном и социальном развитии одарённых детей.
Высокий уровень самосознания одарённых детей сопровождается ранним пониманием своего отличия от других. Это может восприниматься негативно, приводить к самоизоляции или чувству отверженности, в результате страдает уверенность в себе и тормозится эмоциональное и личностное развитие. С другой стороны, восприятие ребёнком и окружающими одарённости как заслуги может формировать у него высокомерие и чувство превосходства над другими, что также ведёт к личностным и межличностным нарушениям.
Необычная глубина интенсивность эмоций одарённых детей, их незащищённость и чувствительность к несоответствию между идеями и реальностью требуют уделять особое внимание обсуждению этических вопросов, сопоставлению и осмыслению своего и чужого эмоционального опыта.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию эмоциональной и социальной сфер у одарённого дошкольника.
Решением этой задачи, на наш взгляд, является реализация программы групповых занятий коррекционно – развивающей направленности. В разделах рабочей программы были использованы интеллектуально - развивающие занятия «Лаборатория профессора Ума», занятия взяты с электронного носителя «Психологическая работа в ДОУ» издательство «Учитель» и психологические упражнения, взятые с комплексной программы «Цветик - Семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю. Продолжительность занятий детей старшего дошкольного возраста – 30 минут.
Число учебных часов в году по календарно-тематическому планированию – 9,5 часов.
Занятия ориентированы на развитие и поддержку эмоционально – волевой сферы и коммуникативных умений; развитие и сохранность интеллектуальной сферы; развитие мыслительных умений (наглядно - действенного, наглядно - образного, словесно-логического, творческого и критического мышления), психически-познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения).
Оснащение занятий:
- классная доска, мел, губка,
- цветные карандаши или фломастеры,
- белые листы бумаги формата А4,
- клей, ножницы,
- мяч,
- колокольчик.
- ксерокопии бланков заданий,
- тетрадь в клеточку
Этапы занятий:
1. Организационный этап
• создание эмоционального настроя в группе;
• упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Основной этап
• задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
• отработка полученных навыков на практике.
3. Заключительный этап
• обобщение полученных знаний;
• подведение итогов занятия
Психопрофилактика и психопросвещение
1. Работа с педагогами:
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:
- теоретические знания по вопросу одарённости;
- наличие практического опыта;
- позитивная Я-концепция;
- целеустремлённость и настойчивость;
- зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
- эмоциональная стабильность;
- чуткость;
- креативность.
Формы работы с педагогами:
- консультация
- беседы
- памятки с рекомендациями
- стендовая информация
2. Работа с родителями:
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А.М. Матюшкин, Ю.С. Багимов и другие). Однако, даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка.
Помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Формы работы с родителями одарённых детей:
- беседы
- индивидуальные консультации
- памятки
- стендовая информация
Примерное годовое планирование работы с одарёнными детьми
Месяц | Мероприятие | Форма работы |
Сентябрь | Знакомство с детьми и их родителями (законными представителями) | Наблюдение, беседы |
Октябрь –ноябрь | Составление соглашений с родителями (законными представителями) на проведение диагностического и коррекционного сопровождение интеллектуально одарённых детей | Беседа, заключение соглашений |
Психодиагностическая работа с участниками образовательного процесса по выявлению у детей признаков одарённости | Анкетирование, диагностика, наблюдение | |
Представление педагогической информации родителям, общественности | Консультации, беседы | |
Декабрь – апрель | Проведение занятий с использованием различных технологий | Коррекционно-развивающие упражнения и игры |
Проведение профилактических и просветительских работ | Практикумы, консультации | |
Организация работы постоянно действующего консультативного пункта | Консультации, рекомендации | |
Май | Итоговая диагностика (мониторинг) | Диагностика, наблюдение |
Систематизация материалов по итогам реализации проекта. | Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных | |
Обобщение и распространение опыта. | Статьи, презентации, выступления, буклет, сборник |
Тематическое планирование
интеллектуально-развивающих занятий
Темы | Цели | Содержание | Время |
Декабрь | 1,30 | ||
Занятие 1. Знакомство | Создать благоприятный психологический климат в группе, познакомить с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них; сформировать у детей интерес и положительное отношение к занятиям в группе. | Упражнение-приветствие «Знакомство» Беседа «Линейки роста. Что это?» Игра «Доброе животное | 30 |
Занятие 2. Добро пожаловать в лабораторию | Развитие концентрации внимания, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики рук, усидчивости. | Приветствие-игра «Мячик» Беседа «Введение в тему» Задание «Нарисуй круги» Задание «Дорисуй узор» Игра «Зеваки» | 30 |
Занятие 3. Попробуй, разберись! | Развитие концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую. | Приветствие «Ладошки» Упражнение «Лабиринт» Упражнение «Слушая хлопки» Беседа с детьми. Подведение итогов | 30 |
Январь | 2 | ||
Занятие 4. Наш первый эксперимент | Развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу; формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. | Игра-приветствие «Поймай взгляд» Упражнение «Проложи узор» Физкультурная минутка Упражнение «Игра с обручами» Подведение итогов (беседа) | 30 |
Занятие 5. Продолжаем эксперимент | Развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания, мелкой моторики рук | Приветствие «Здравствуйте» Упражнение «Дорисуй вторую половинку» Игра «Пожалуйста» Упражнение «Игра с обручами» Упражнение «Солнечный лучик» | 30 |
Занятие 6. Перепутанные буквы | Развитие наглядно-образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания, мелкой моторики рук. | Упражнение «Давайте поздороваемся по сигналу – руками, плечами, ногами…» Упр. «Узнай по контуру» Упр. «Разложи по ящичкам» | 30 |
Занятие 7. Ассоциации | Развитие мышления, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам. | Упр. «Доброе утро – скажем зевая, шёпотом, громко, обычно» Упр. «Конкретизация абстрактного» Игра «Кричалки, шепталки, молчалки» Упражнение «Живой лабораторий» | 30 |
Февраль | 2 | ||
Занятие 8. Что спрятано? | Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам, выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки. | Упр. «Я рада вас видеть» Упр. «Что спрятано» Игра «Улитка» Упр. «Повтори рисунок» | 30 |
Занятие 9. День в Лаборатории работы с клетками | Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки. | Упражнение «Искра» Упр. «Заполни пробел» Игра «Зоопарк» Упр. «Сделай копию» Подведение итогов (беседа) | 30 |
Занятие 10. Заколдованные слова | Развитие психически познавательной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве. | Приветствие «Волшебная палочка» (здороваемся тем, до чего прикоснулась волшебная палочка) Задание «Анаграммы» Игра «Угадай животное» Задание «Повтори рисунок» | 30 |
Занятие 11. Что на что похоже? | Развивать образное мышление, воображение, внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук. | Игра «Давай поздороваемся» (пожать руку т.д.) Упр. «Что на что похоже?» Игра «Ой-ой-ой» Упр. «Повтори рисунок» | 30 |
Март | 2 | ||
Занятие 12. Психологические игры | Развитие сплочённости, развитие эмоциональной сферы детей, развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики, развитие произвольности психических процессов. | Приветствие «Рукопожатие» Игра «Запретное движение» Релаксация Игра «Комплименты» | 30 |
Занятие 13. Учимся думать | Развитие , коммуникативных навыков, эмпатии, развитие словесно-логического мышления, внимания, мелкой моторики руки. | Приветствие «Эхо» Упр. «Назови одним словом» Задание «Логические задания» Игра «Войди вкруг-выйди из круга» | 30 |
Занятие 14. Царство геометрических фигур | Развитие мыслительных процессов, внимания, умения ориентироваться в пространстве. | Упражнение «Передай улыбку» Задание «Разложи по ящичкам» Физкультурная минутка Задание «Раскрась-вырежи-собери» | 30 |
Занятие 15. Умники и умницы | Развитие наглядно-образного, логического мышления, развития речи, памяти и внимания. | Приветствие «Поздоровайся жестом» Упр. «Реши примеры» Игра «4-лишний» Игра «Как было раньше?» | 30 |
Апрель | 2 | ||
Занятие 16. В гостях у сказки | Развитие мыслительной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки. | Приветствие «Я – сказочный герой» Упр. «Заколдованный сказочный герой» Упр. «Изобрази сказочного героя» Упр. «Сломанные сказки» | 30 |
Занятие 17. Волшебный лес | Развитие логических мыслительных процессов, внимания, мелкой моторики руки, графические навыки | Приветствие «Поздоровайся необычно» Задание «Логические задачи» Упр. «Прогулка» Упр «Повтори рисунок» | 30 |
Занятие 18. В Лаборатории Ума | Развитие мыслительных процессов, памяти, графических навыков, коммуникативных навыков, моторики рук, эмпатии | Упр. «Найди закономерность» Физ.минутка «Стрекоза» Упр. «Дорисуй картинку» Упр. «Место рядом со мной свободно» | 30 |
Занятие 19. Заключительное занятие | Развитие творческих способностей, мелкой моторики руки, коммуникативных навыков. | Беседа с детьми (подсчёт капелек) Общее задание «Нарисовать лабораторию» Упр. «Я желаю вам ребята…» | 30 |
Всего | 9ч30м |
Методическое обеспечение:
1. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми [Текст]/ Л.А. Дементьева. – Курган: РАГС, 2009. – 82 с.
2. Куражёва Н.Ю., Вараева Р.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.: «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет, - СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.-218с.
3. Куражёва Н.Ю., Вараева Р.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.: «Цветик – семицветик». Программа психолого - педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». – СПб.: Речь, 2014.-208с.
4. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М.: Просвещение, 2004. – 214 с.
5. Пасечник, Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика/ Л.В. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 4. - С.61-73.
6. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И.Савенков // Педагогика. - 2000.- №10. - С. 87-94.
7. Савенков, А.И. Психология детской одаренности /А.И. Савенков. - М.: Учебник XXI века, 2010. – 448 с.
8. Электронное пособие «В помощь психологу ДОУ». Психологическая работа в ДОУ. Издательство «Учитель», 2011 г.
Приложение
Приложение 1
Анкета «Определение склонностей ребенка» Савенков А.И.
Проводиться в 2 этапа: с педагогами и с родителями
Инструкция для проведения. Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе
не свойственно ребенку, ставьте знак – (–),
если соответствует, но выражено не ярко – (+),
если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++).
Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
2. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
4. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
5. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
6. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
7. Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
10. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
11. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
12. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
13. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
14. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
15. Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
16. Часто руководит играми и занятиями других детей.
17. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
18. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
19. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
20. Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
21. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
22. Легко общается с детьми и взрослыми.
23. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
24. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
25. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
26. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
27. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
28. Инициативен в общении со сверстниками.
29. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
30. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
31. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
32. Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
33. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
34. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
35. Легко входит в роль какого-либо персонажа.
36. Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
Дата __________ Фамилия, имя ребенка________________________________
Ф.И.О воспитателя, родителя_________________________________________
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
1. интеллектуальная;
2. академических достижений;
3. творческого, продуктивного мышления;
4. общения и лидерства;
5. художественная;
6. двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...
Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению
Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению...
Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению.
Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению....
Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению
Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению...
Создание благоприятных условий для развития способных и одарённых детей
Среди самых интересных и загадочных явленийприроды - детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей явлдяется дошкшльный возраст....
Развитие интеллектуально-творческих способностей у одарённых детей. (Августовская конференция педагогических работников дошкольного образования.)
На сегодняшний момент чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация способностей и талантов важно не только для одаренного ребенка, но и для об...
Психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей.
В рабочей программе описаны особенности одарённых детей, календарно-тематическое планирование занятий, планируемые результаты работы, анкета"Определение склонностей ребёнка"...