Опытно- экспериментальная деятельность
проект на тему
Работа по проекту "Опытно - экспериментальная деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность»
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей к опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Организовать работу в подготовительной группе осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития «Сказка», создать учебную программу.
- Оформить в группе предметно – развивающую среду для реализации опытно – экспериментальной деятельности.
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Маленькими шагами в мир экспериментирования», выступление на педагогическом часе,
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Удивительный магнит»
месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
сентябрь | Разработать и провести мониторинг детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. | Изучение теоретическго материала по данной теме в педагогике и дидактике. Подбор методической и детской литературы. Составление перспективного плана работы. | Анкетирование родителей по экологическому воспитанию. Анализ анкет. | |
октябрь | «Воздух повсюду» - Опыты и эксперименты с воздухом 1. Сколько весит воздух? 2. Можно ли поймать воздух? 3. Чем пахнет воздух? 4. Бывает ли воздуху холодно? 5. Полет ракеты в космос. 6. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? 7. Как надуть воздушный шарик в бутылке? 8. Упадет – не упадет? | Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит» | Организация и обогащание предметно-развивающей среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей. | Консультации: -«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
ноябрь | Опыты и эксперименты с водой 1. Какую форму принимает вода? 2. Есть ли у воды вкус, запах и цвет? 3. Испарение воды. 4. Почему плавает подводная лодка? 5. Что такое гидравлика? Можно ли поднять книгу, не трогая ее руками? 6. Делаем облако. 7. Куда делись чернила? Превращения. 8. Чудесные спички. | Оформление картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. | Изучение литературы по теме «Экологическое воспитание в ДОУ» | |
Декабрь | Опыты и эксперименты с камнями 1. Какие бывают камни? 2. Твердый камень. 3. Тонет – не тонет. 4. Меняют ли камни цвет? 5. Теплый камешек. 6. Рисующие камни. 7. Легкий – тяжелый. 8. Прочный камешек | Консультация « Маленькими шагами в мир экспериментирования» | Консультация «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира» | |
Январь | Опыты и эксперименты с тенью 1. Чем отличается солнечная сторона от теневой? 2. Солнечные часы. 3. Почему тени перемещаются? 4. Макет Земли. 5. Теневой портрет. | Проведение открытого занятия «Воздух вокруг нас» | Подбор дидактических игр по теме «Деревья» | Консультации «Опыты со снегом» |
Февраль | Опыты и эксперименты со снегом и льдом 1. Нужен ли растениям снег? 2. Снег и лед. 3. Лед и соль. 4. Сколько воды получается из снега? 5. Замерзание жидкостей. 6. Что тяжелее: снег или лед? 7. Откуда берется иней? 8. Освобождение пуговицы из ледяного плена. | Создание сборника опытов и экспериментов для родителей «Маленький исследователь» | Фотовыставка «Экспериментируем дома» | |
Март | Опыты и эксперименты (разное) 1. Танцующая фольга. 2. Секретное письмо. 3. Вдвоем веселее. 4. Тайный похититель варенья. 5. «Водоплавающее» яйцо. 6. Как сделать радугу? 7. Куда делся запах? 8. Необычное рисование. | Оформление папки - передвижки на тему «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло» | Создание буклетов на тему «Экспериментируем дома» | Изготовление родителями скворечников и развешивание их на участке детского сада. Праздник, посвященный Международному дню птиц. |
Апрель | Опыты и эксперименты с растениями 1. Для чего корешки? 2. Как увидеть движение воды по корням растений? 3. Нужен ли корням растения воздух? 4. Запасливые стебли. 5. Как вода движется к листьям? 6. Сколько воды пьет растение? 7. Нужно ли тепло растениям? 8. Как и чем дышит растение? | Создание копилки опытов и экспериментов Составление картотек опытов, экспериментов | Консультация «Значение детского экспериментирования для психического развития» | |
Май | Опыты и эксперименты с песком 1. Свойство сухого песка. 2. Свойство мокрого песка. 3. Песочные часы. 4. Ветер и песок. 5. Песчаный конус. 6. Волшебный рисунок. 7. Куда исчезла вода? 8. Окраска песка. Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте. Анализ мониторинга. | Отчет работы по опытно – экспериментальной деятельности. Составление плана работы с детьми на летний период. | Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем играя» |
Конспект занятия «Эксперимент «Имеет ли воздух вес», эксперимент «Задержка воздуха»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Обучающие: Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Развивающие: Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; Воспитательные: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте со всеми поздороваемся.
(Игра на общение)
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает?
Дети: Дома, деревья, птицы, животные.
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри?(открывает шкатулку, она пустая)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
(Из-за двери раздаётся голос)
Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит?
(В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).
Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?
Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Воздушный человечек: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.
Воздушный человечек: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку, что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!
Воздушный человечек: Хорошо, ребята! Я останусь!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.
Эксперимент «Задержка воздуха»
Воспитатель: Давайте вдохнём по-больше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)
Вывод: человек не может жить без воздуха.
Эксперимент «Вес воздуха»
(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины).
Воспитатель: Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку.
Что тяжелее? Правильно, резиновая игрушка.
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет). Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Эксперимент «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Ребята, все предметы вокруг нас имеют вес. Как вы думаете, имеет ли вес воздух? (ответы)
Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: Для следующего опыта возьмем два одинаковых воздушных шарика и положим их на весы.
-Что мы видим? (чаши весов неподвижны)
-Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Что вы заметили? Почему?(ответы)
Вывод: Воздух имеет вес.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?
Воздушный человечек: Ребята, а скажите мне, я всё правильно понял или нет?
Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух можно услышать.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
Человек может жить без воздуха.
Ветер – это движение воздуха. Воздух тяжелее воды.
Воздушный человечек: Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!
Дети: Спасибо!
Стихотворение про воздух
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
СООБЩЕНИЕ О ВОЗДУХЕ.
Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Тема: «Вода. Свойства воды. Опыты № 1-7»
Цели: создание условий для формирования представления о свойствах воды, значение воды в жизни живых существ.
Задачи:
Развивающие: создать условия для личностного развития ученика; активизация самостоятельной деятельности; развитие способностей к конструктивному творчеству,
Обучающие: развитие наблюдательности, умение сравнивать и делать выводы; развития аналитического мышления, внимания, памяти;.
Воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Ход .
Организационный момент. Психологический настрой.
Минута гармонии. Создание благоприятной обстановки в группе.
Сегодня, ребята, вы будете исследователями. Вы проведете научную работу, чтобы получше узнать одну «особу» и её свойства. О чём идет речь, вы узнаете отгадав загадку:
Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода.)
Действительно, нашу особу зовут «Вода». Она будет нашей героиней на протяжении нескольких занятий.
Подумайте! Почему воду в гору не выкатить? (Вода течёт сверху вниз)
-Почему в решете воду не унести? (Вода сквозь дырочки вытекает)
-Почему в руках не удержать? (Вода выльется)
-Сегодня на занятии мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Почему воду назвали водой?
2. Какой бывает вода?
3. Сколько её на земном шаре?
4. Свойства воды
5. Зачем она нужна человеку?
-Что бы вы хотели узнать о воде?
-Как вы думаете, много ли воды на земле?
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса.
-Какого цвета кажется глобус?
- Почему? (на глобусе больше голубого цвета, т. к. на Земле больше воды, чем суши)
-Вода занимает в 3 раза больше места на Земле, чем суша.
-А где можно увидеть воду на Земле? (Океаны, моря, реки, подземные воды и т. д).
-Но, несмотря, на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т. к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.
-Ребята, а что такое вода? (Жидкость, вещество, полезное ископаемое)
4. Физминутка
5. Практическая работа
-Для того чтобы определить свойства воды, мы проведем исследовательскую работу. Сегодня на уроке вы будете исследователями
Давно известно, что у воды есть свойства, они написаны на листочках, которые лежат у вас на столах. Вашей задачей будет доказать на опыте, что вода обладает данными свойствами. Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования - эксперименты. Свои наблюдения вы заносите в таблицу.
Опыт № 1 «Определение формы воды»
Имеет ли вода форму?
Вода налита в разные сосуды: стакан, ваза.
Какую форму принимает вода? Сделайте вывод.
Вывод: у воды нет определенной формы.
Опыт № 2 «Текучесть»
Одно из свойств воды- текучесть.
Что произойдет с водой, если вылить её из посуды?
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Вывод: вода текуча.
Картинка –ассоциация (водопроводный кран)
Опыт № 3 «Бесцветная»
Какого цвета вода?
Для определения цвета воды. Налейте в один стакан молоко, а в другой- воду. Сравни.
Вывод: вода бесцветна.
Вы увидите, что молоко белое, а вода…)
Картинка –ассоциация (стакан с водой и разноцветные полоски)
Опыт № 4 «Прозрачная»
Как можно проверить прозрачность воды?
Ученики на основе наблюдения, размышления, обсуждения в паре должны прийти кдоказательству: в стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, ложку. Ложка видна.
Вывод: вода прозрачна. Картинка –ассоциация (окно-стекло)
Опыт № 5 «Вода – растворитель»
Что может делать вода с различными предметами?
– Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить.
Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?
– Что же должен был нести второй осёл, чтобы с его грузом произошло то же самое? Вода – универсальный растворитель. Докажем это.
Перед вами стаканы с водой, мерные ложечки, аллюминий, сахар, соль; по очереди в каждый стаканчик опустите данные вещества.
Что произошло с ними? Сделайте вывод.
Вода растворяет сыпучие вещества, значит является растворителем
Картинка-ассоциация (стакан и ложка)
Опыт № 6 «Без запаха»
Каков запах воды? Чем пахнет чистая вода?
Понюхай чистую воду, и фильтровальную бумагу и сделай вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
В таблицу заносят данные - не имеет запаха
Каринка-ассоциация (нос)
Опыт № 7 «Без вкуса»
Каков вкус у чистой воды?
На столах два стакана (одноразовых) с пометкой №1, №2
Определите, под каким номером налита чистая вода?
Сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет вкуса
Картинка-ассоциация (мороженое)
6. Первичное закрепление «8 ключей к свойствам воды»
А) Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня?
Сейчас мы с вами проверим результаты ваших исследований.
Для проверки данного задания используются слова –ассоциации (картинки)
Воспитатель: показывает картинку –ассоциацию с заданным свойством, учащиеся называют данное свойство.
Проблемный вопрос: как вы думаете, какое восьмое свойство есть у воды?
Подсказка: закипает чайник. Что происходит с водой?
(расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении)
Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода одно из главных богатств на Земле.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду вам задавать вопросы а вы должны ответить верны ли мои утверждения: (да, нет) да – зелёная карта, нет – красная.
1. Цвет воды может быть серый?
2. Чистая вода имеет цвет?
3. Вода имеет запах?
4. Дождь это твёрдое состояние воды?
5. Снег это жидкое состояние воды?
6. Вода на холоде начинает таять?
7. Когда кипит чайник, мы наблюдаем твёрдое состояние воды?
8. Зимой выпал снег. Снег это газообразное состояние воды?
9. Чтобы экономить воду необходимо оставлять открытым водопроводный кран?
10. Вода главное богатство земли?
11. Вода никогда не загрязняется?
12. Вода бывает только в двух состояниях?
13. Если блюдце с водой поставить в морозильник, то вода испарится?
14. Без воды звери, птицы могут обойтись?
15. Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
16. Можно ли воду положить на стол?
17. Можно ли воду в руках удержать?
18. Всё живое на планете не нуждается в воде?
19. Без воды человек может долго прожить?
20. На карте и глобусе голубым цветом обозначена суша?
9. Анализ и рефлексия.
Как мы узнавали свойства в воды?
Что вам помогло при работе над темой урока?
Какую пользу человеку приносит вода?
Какой момент урока вам больше всего запомнился?
А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на уроке?
Какие свойства используете, когда пьёте воду?
Умываетесь? Поливаете цветы? Стираете бельё?
Спасибо всем. Мне понравилось, что вы были активными, любознательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...
Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).
Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....
Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...