авторская программа "Театр и мы" Фирсова В.Н.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Югорка»
Программа театральной студии «Театр и мы»
по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста.
Составитель: Фирсова Валентина Николаевна
2016
Содержание
| стр. 3 |
| стр. 6 |
| стр. 8 |
| стр. 9 |
| стр. 12 |
| стр. 14 |
| стр. 16 |
| стр. 21 |
Пояснительная записка
Актуальность.
Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались постоянно, так как они определяли прогресс человечества. Детское творчество в дошкольной педагогике и детской психологии исследовали Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина, Л. И. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин.
Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.
Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Анализ данной проблемы, изучение ее теоретических аспектов помогли собрать практический материал. Была составлена программа театрального кружка по развитию творческих способностей старших дошкольников.
На игровых занятиях в нашем кружке используются игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки и т.п.), упражнения дыхательной гимнастики, техники речи, направленные на создание в воспитательно-образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки.
При активной поддержке родителей, были сшиты наборы кукол, изготовлены ширмы и сменные декорации, различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, театры на фланелеграфе, ложках, палках, платках), маски-шапочки; игровая среда пополнена наборами мелких игрушек и музыкальными инструментами.
Основная цель программы:
Развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
- развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;
- познакомить с историей и развитием театрального искусства; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства;
- последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.);
- способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
- разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
- способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
- совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения;
- совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
- способствовать развитию творческих способностей дошкольников;
- создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
В основу разработки программы были положены следующие принципы:
Принцип полноты и целостности. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Принцип последовательности. Подразумевает логичное усложнение задач музыкального образования детей и содержания музыкального репертуара.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах (при этом используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы.
Принцип импровизационности. Театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
В процессе составления программы «В гостях у сказки» были разработаны основные критерии, позволяющие определять уровень развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, которыми ребёнок должен овладеть к концу второго года обучения.
Критерии педагогической оценки:
- Знает, что такое театр, виды театра, о нормах поведения в театре.
- Называет предметы театрально-игрового оборудования.
- Умеет передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создавая яркий образ героя.
- Следит за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
- Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов.
- Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля.
- Ребёнок может действовать совместно с другими героями спектакля.
- Дети могут сочинить песенную, танцевальную импровизацию для спектакля.
- Дети сопровождают песенные и танцевальные импровизации игрой на музыкальных инструментах.
- Избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
2.Структура и содержание программы.
Программа «В гостях у сказки» представлена в виде отдельных разделов:
I раздел – «Знакомство с театром»,
II раздел – «Культура и техника речи»,
III раздел – «Творческая мастерская»,
IV раздел – «Работа над спектаклем».
Для работы по развитию творческих способностей дошкольников была разработана система планирования. Был составлен перспективный план мероприятий по данному направлению работы с учётом возрастных особенностей детей старшей и подготовительной групп.
С целью выявления уровня развития творческих способностей, была проведена соответствующая диагностическая процедура.
Применялись следующие методы педагогических исследований:
- беседа с детьми;
- наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
- экспериментальные занятия;
- устный опрос;
- диагностика.
Содержание программы рассчитано на два учебных года:
I год – старшая группа (возраст детей 5-6 лет);
II год – подготовительная группа (возраст детей 6-7 лет).
В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
- рассматривание иллюстраций по теме;
- чтение и совместный анализ произведений художественной литературы;
- беседы;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- пантомимические этюды и упражнения;
- театрализованные игры, игры драматизации;
- разучивание скороговорок;
- проигрывание отрывка из произведений художественной литературы;
- посещение детьми театров совместно с родителями.
Наряду с формами организации процесса использовали следующие методы:
- наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов);
- словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
- игровые (игры драматизации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные упражнения и пантомимические этюды).
Правила работы с детьми.
Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний;
- побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение;
- прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения (уточнить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше);
- в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Условия реализации программы.
Театральные занятия в кружке проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без какого-либо отбора, необходимо только желание ребенка и родителей. Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10-16 человек. Если в группах их больше, то целесообразно делить каждую возрастную группу на две подгруппы, но не менее 10 человек в каждой.
Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий и упражнений для снятия психомышечного напряжения необходимо наличие коврового покрытия или мягких объемных модулей различной конфигурации. Необходимо также наличие музыкального инструмента или аудиотехники.
Форма одежды детей облегченная, предпочтительно спортивная; обязательна мягкая обувь или чешки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в вечернее время продолжительностью от 30 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
Программа рассчитана в основном на использование в дошкольных образовательных учреждениях. Театральные занятия строятся в игровой форме, т.к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра.
Сценарии спектаклей руководитель подбирает с учетом численности детей в группе.
Структура занятия:
- Приветствие
- Творческая мастерская
- Знакомство с театром
- Культура и техника речи
- Работа над спектаклем
С момента решения о начале постановки спектакля в группе (не раньше, чем через 2 месяца занятий) добавляются еще 30 минут на репетиции (1 раз в неделю - групповые и 1 раз в неделю — индивидуальные).
Разделы программы
Раздел I: «Знакомство с театром»
Цели: систематизация знаний дошкольников о театре; воспитание положительно-эмоционального отношения к нему; формирование готовность к театрализованной деятельности.
Задачи:
- уточнить представления дошкольников о театре, выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;
- подвести к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;
- сформировать представления о театральных профессиях, расширять словарный запас детей;
- познакомить с правилами поведения в учреждении культуры.
Содержание работы.
С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции.
В данном разделе программы дети узнают:
чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер),
кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер),
кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик).
Свои впечатления дети отражают в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить полученные знания.
Из бесед, игровых диалогов, дошкольники смогут понять: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».
После бесед на эти темы дети, разыгрывают сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».
Данный раздел программы реализуется с небольшой помощью родителей воспитанников, которые помогают организовать коллективное посещение театров, что способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре.
Раздел II: «Культура и техника речи»
Цели: ознакомление дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.
Задачи:
- развивать речь детей;
- развивать умение слышать собеседника;
- выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания;
- развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики;
- развивать эстетические способности;
- развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
- развивать навыки общения и коллективного творчества.
Содержание работы.
Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.
Данный раздел программы включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи, орфоэпией.
Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с театральными играми.
Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В артикуляционной гимнастике используются известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона» — «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить такие упражнения, как «Летний день», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания предлагается игра «Самолет», «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев.
Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.
С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу, например, жалобно или восхищенно. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.
Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предложив выученную скороговорку, произносить ее, выдели разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру», «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. Когда дети поймут что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.
Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.
Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые).
Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:
1) «испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;
2) «ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;
3) вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;
4) «змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через ворота, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым ворота захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, ворота открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;
5) «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;
6) «главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.
Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц.
Предложенные скороговорки можно использовать на занятиях театральным искусством с детьми 5—6 и 6—7 лет, в зависимости от их речевой подготовки. Количество скороговорок с определенными задачами также регулируется возможностями данной группы.
Раздел III: «Творческая мастерская»
Цели: совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения.
Задачи:
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
- учить согласовывать свои действия с другими детьми;
- развивать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников;
- учить проявлять эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- снимать зажатость и скованность.
Содержание работы.
Данный раздел программы включает:
Этюды – эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в какой-либо персонаж. Этюды помогают с легкостью перевоплощаться не только в других людей, животных, но и в предметы, окружающие нас в повседневной жизни. Этюды позволяют детям в игровой форме учиться выражать свои чувства, понимать чувства других людей, помогают избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми. Работа над этюдами, развивая ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Большинство детей легко справляются с заданиями. Обычно этюды сопровождаются музыкой.
Упражнения и игры-разминки – служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Упражнения требуют активного движения, но обязательно с постановкой художественных задач, использования образных сравнений («Маши руками как бабочка крылышками; еще мягче, легче»). Как и этюды, упражнения сопровождаются музыкой, соответствующей определенному движению, настроению.
Театрализованные игры - как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, помогают более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.
Диалоги - для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями.
Инсценировки – игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети не сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.
Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.
Раздел IV:«Работа над спектаклем»
Цели: создание и участие дошкольников в спектакле.
Задачи:
- учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
- развивать чувство ритма и координацию движений;
- развивать пластическую выразительность и музыкальность;
- развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;
- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Содержание работы.
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
Мы придерживаемся точки зрения Э. Г. Чурилово, которая выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью по ведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. На значение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь главная задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои вырази тельные средства, а не подражать другим исполнителям.
Работу над постановкой и каждый спектакль фиксируются (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.
Кроме создания самого спектакля с детьми, в данный раздел программы также входят: изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов.
Два раза в году воспитанники театрального кружка показывают сказку ребятам из других групп детского сада.
Приложение 1
Тематика разделов программы: «Театр и мы»
Старшая группа | Подготовительная группа |
Раздел I «Знакомство с театром» | |
|
|
Всего 6 часов | Всего 6 часов |
Раздел II «Культура и техника речи» | |
«Больной зуб», «Капризуля»
«Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо»
«Чудо-лесенка», «Самолет»
«Веселые стихи», «Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Сочини предложение», «Сочини сказку»
«Испорченный телефон», «Ручной мяч», «Змейка с воротцами»
«Тряпичная кукла»; «Львенок греется»; «Петух»; «Часики»; «Трубач»; «Каша кипит»; «Насос»; «Регулировщик»; «Вырасти большой» |
«Колокольчики», «Колыбельная»
«Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо»
«Чудо-лесенка», «Самолет»
«Вопрос-ответ», «Придумай диалог», «Расскажи сказку от имени героя», «Похожий хвостик», «Фантазии о…», «Ручной мяч»
«Ручной мяч», «Фраза по кругу», «Главное слово»
«Маятник»; «Задуть свечу»; «Понюхай ягодку»; «Песня»; «Считалочка»; «Погреем ручки»; «Комарик»; «Насосик» |
Всего 8 часов | Всего 8 часов |
Раздел III «Творческая мастерская» | |
«Здороваемся без слов» «Комплименты» «Если «Да» – похлопай, если «Нет» – потопай» «Исполнение желания» «Магазин игрушек» «Путешествия Буратино» «Догадайся, кто я» «Жизнь в лесу» «Путешествие по стране сказок» «Театр теней» «Библиотека» «Диалоги» «Зайчики и лиса» «Менялки» «Горная тропинка» «Строим дом»
«Встреча с другом» «Хорошее настроение» «Золотые капельки» «После дождя» «Старый гриб» «Ночные звуки» «Гроза» «Круглые глаза» «Разъяренная медведица» «Прогулка» «Отдых. Сон на берегу моря»
«Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев») «Позови движением» «Приглашение на танец» «Преодолеем страх» «Что было бы, если бы я...» «Пойми меня» «Угадай и нарисуй» «Сказки наизнанку» «Просьба о помощи» «Отказ» или как сказать «нет» «Связующая нить» «Близнецы» |
«Назови свое имя ласково» «Назови имя соседа ласково» «Я бросаю тебе мяч» «Но зато я» «Загаданное действие» «Телефон» «Знакомство» «Магазин» «Объясни незнайки» «Построим город» «Что в сундучке» «Замри» «Поводырь» «Лепим из глины» «Почта»
«Каждый спит» «Насос и мяч» «Качели» «Пылесос и пылинки» «Розовое словцо «привет»» «Просто старушка» «Мышка – хвастунья» «Так будет справедливо» «Добрый мальчик» «Конкурс лентяев» «Что это за сказка?» «Дружная семья» «Факиры»
«Изобрази эмоцию» («Страх»; «Удивление») «Здравствуй (те)» «До свидания» «Выражение благодарности» «Что случилось» «Собери чемодан» «Слушай и повторяй» «Плохое настроение» «Художник слова» «Снежная королева» «Группа в обручах» «Холодно – горячо» |
Всего 12 часов | Всего 12 часов |
Раздел IV «Работа над спектаклем» | |
|
|
Всего 12 часов | Всего 12 часов |
Приложение 2
Мониторинг развития творческих способностей дошкольников
(старшая группа)
№ п/п | Критерии | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Проявляет интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности | ||||
Имеет элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях | ||||
Имеет элементарные представление о правилах поведения в учреждениях культуры | ||||
Имеет элементарные представления о основных понятиях театрального искусства | ||||
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные средства перевоплощения | ||||
Понимает основную идею литературного произведения | ||||
Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов | ||||
Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля | ||||
Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности | ||||
С небольшой помощью взрослого создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов |
Система оценивания:
0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей;
1 балл – средний уровень развития творческих способностей;
2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.
17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей;
10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей;
ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.
Приложение 3
Мониторинг развития творческих способностей дошкольников
(подготовительная группа)
№ п/п | Критерии | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности | ||||
Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях | ||||
Знает правила поведения в учреждениях культуры | ||||
Владеет основными понятиями театрального искусства | ||||
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения | ||||
Называет предметы театрально-игрового оборудования | ||||
Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов | ||||
Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание | ||||
Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности | ||||
Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов |
Система оценивания:
0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей;
1 балл – средний уровень развития творческих способностей;
2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.
17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей;
10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей;
ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.
Литература:
- Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
- Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
- Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.
- Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
- Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
- Мигунова О. В. «Организация театральной деятельности в детском саду». Великий Новгород, 2006 г.
- Немов Р. С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.
- Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика - Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская сказка в работе с детьми"
При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ "СЕЗОННЫЕ СКАЗКИ" (полностью)- авторское пособие, рецензия
Сказки, сочинённые детьми...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).
В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....
Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»
Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...