Психолого-педагогический проект «Волшебный песок»
проект (старшая группа) на тему
«Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию … лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться … для детей лучшая игрушка – куча песка».
(К.Д. Ушинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 44.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43
Кулундинского района Алтайского края
Психолого-педагогический проект
«Волшебный песок»
Руководители проекта:
учитель- логопед
Штырева Ульяна Сергеевна
педагог-психолог
Лютикова Анастасия Сергеевна
2018
«Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию … лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться … для детей лучшая игрушка – куча песка».
(К.Д. Ушинский)
Авторы проекта:
Штырева Ульяна Сергеевна учитель- логопед МБДОУ детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края
Лютикова Анастасия Сергеевна педагог-психолог МБДОУ детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.
По содержанию: психолого-педагогический.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Цель: развитие речи, познавательных процессов, эмоционально волевой сферы и мелкой моторики посредством песочной терапии у детей с нарушениями произношения.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные: работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний, учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Коррекционно - воспитательные: воспитание внимания, ответственности; создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.
Коррекционно - развивающие: развитие эмоционально волевой сферы и познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, фантазии).
Актуальность проекта:
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов- педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Критерии эффективности данного проекта.
1.Диагностика на разных этапах.
2.Отзывы, мнения, впечатления детей.
Результат: Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика, дошкольник научится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Научится понимать себя и других. Сформируется база для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Ящик размером 50×70×15, песок, набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир, в процессе игр и упражнений используем презентации, музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
План реализации проекта
Этапы | Содержание |
Вводный |
|
Основной | 1.Разработка методического материала по проекту. 2.Система коррекционно-развивающих занятий, с применением:
3.Организация выставки фотографий «Сказки на песке» |
Итоговый |
3.Участие проекта в конкурсе. |
Перспективное планирование занятий по пескотерапии.
Неделя | № | Тема занятия | Цель |
Сентябрь | |||
1 неделя | 1 | Чувствительные ладошки. | Развивать речевое дыхание. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Обогащение словарного запаса. Развитие речевой активности. |
2 неделя | 2 | Знакомство с песочным человечком. | |
3 неделя | 3 | В гостях у Песочной феи. | |
4 неделя | 4 | Путешествие в песочную страну (под музыкальное сопровождение) | |
Октябрь | |||
1 неделя | 5 | Солнечный зайчик (под музыкальное сопровождение) | Развивать у детей понимание обращенной речи, развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Снять мышечную напряжённость; способствовать эмоциональному контакту между детьми и взрослым. |
2 неделя | 6 | Осень в песочной стране (с применением компьютерной презентации) | |
3 неделя | 7 | Сказочная страна (под музыкальное сопровождение) | |
4 неделя | 8 | Сказка об умном мышонке (с применением компьютерной презентации) | |
Ноябрь | |||
1 неделя | 9 | Путешествие на паровозике (с применением компьютерной презентации) | Помочь дошкольникам укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти. Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации). Пополнение словарного запаса. |
2 неделя | 10 | Путешествие на остров Сокровищ (с применением компьютерной презентации) | |
3 неделя | 11 | Рисование песни «Осьминожки» ( с применением компьютерной презентации) | |
4 неделя | 12 | Подводное царство (под музыкальное сопровождение) | |
Декабрь | |||
1 неделя | 13 | Путешествие в зимний лес (под музыкальное сопровождение) | Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку речевые возможности. Способствовать расширению словарного запаса. Развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре. Автоматизация звуков. |
2 неделя | 14 | Рисование песни «Коробка с карандашами» (с применением компьютерной презентации) | |
3 неделя | 15 | Зима в Простоквашено (с применением компьютерной презентации) | |
4 неделя | 16 | Рисование песни «В лесу родилась ёлочка» (с применением компьютерной презентации) | |
Январь | |||
3 неделя | 17 | Рисование песни «Дед Мороз и лето» (с применением компьютерной презентации) | Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь и образное мышление.Автоматизация звуков. |
4 неделя | 18 | Рисование сказки «Колобок на новый лад» (под музыкальное сопровождение) | |
Февраль | |||
1 неделя | 19 | Рисование сказки «Колобок на новый лад» (под музыкальное сопровождение) | Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь и образное мышление. Автоматизация звуков в разговорной речи. |
2 неделя | 20 | В гостях у Золушки. (под музыкальное сопровождение) | |
3 неделя | 21 | В гостях у Красной шапочки (под музыкальное сопровождение) | |
4 неделя | 22 | В гостях у русско-народных сказок (с применением компьютерной презентации) | |
Март | |||
1 неделя | 23 | В гостях у Дюймовочки (с применением компьютерной презентации) | Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности. Развиват ь творческие (креативные) действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату. Развивать речь и образное мышление. Автоматизация звуков. |
2 неделя | 24 | Путешествие с Айболитом (с применением компьютерной презентации) | |
3 неделя | 25 | Лунтик и его друзья (с применением компьютерной презентации) | |
4 неделя | 26 | Путешествие к Маше и медведю (с применением компьютерной презентации) | |
Апрель | |||
1 неделя | 27 | Путешествие в сказочный лес (под музыкальное сопровождение) | Расширить лексические рамки детской речи. Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи. Автоматизация звуков в разговорной речи. |
2 неделя | 28 | Полёт в космос (с применением компьютерной презентации) | |
3 неделя | 29 | Рисование песни «Облака» (с применением компьютерной презентации) | |
4 неделя | 30 | В зоопарке. (под музыкальное сопровождение) | |
Май | |||
1 неделя | 31 | Рисование песни «Улыбка» (с применением компьютерной презентации) | Развивать понимание обращенной речи. Автоматизация звуков.Совершенствовать навыки четко, ясной, грамматически правильно оформленной речи при верном произношении всех звуков. |
2 неделя | 32 | Рисование песни «Фиксики» (с применением компьютерной презентации) | |
3 неделя | 33 | Нарисуем настроение (под музыкальное сопровождение) |
Диагностика речевого развития и мелкой моторики детей.
По завершению проекта была проведена диагностикаречевого развития и мелкой моторики детей.На основании полученных данных построена диаграмма.
При оценке результатов были получены следующие данные: при использовании пескотерапии в образовательной деятельности произошёл рост коэффициента речи развития мелкой моторики, в среднем на 20 (с 50 до 70), с теми детьми, с которыми не использовались занятия по пескотерапии, в среднем на 10 (с 50 до 60).
Можно сделать вывод, что использование пескотерапии в коррекционной работе вызывает у детей положительные эмоции, интерес к логопедическим занятиям, развивает все познавательные функции, стабилизирует эмоциональное состояние, развивается мелкая моторика и тактильно-кинестетическая чувствительность, развивается самостоятельность, формируется база для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации и конечно положительно влияет на общее развитие детей.
Используемая литература:
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия – Петропавловск, 2010.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
3. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.
4. СапожниковаО.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. –М.:ТЦ Сфера, 2014.
5. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Волшебный песок
Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...
Проект "Волшебный песок"
Данный краткосрочный проект разработан для детей 2 младшей группы и направлен для ознакомления со свойствами песка, правилами поведения во время игр с песком....
Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...
Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....
Психолого-педагогический проект "Волшебный мир"
Основная деятельность дошкольника - игра, в ней он познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, творит. Первые социальные игры ребенка воз...
Психолого-педагогический проект "Волшебный песок"
Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ...