«Методы речевого развития на занятиях по художественному творчеству» ( из опыта работы)
материал (младшая группа) на тему
Развитие речи имеет большое значение в жизни каждого ребёнка. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В программе используются здоровье сберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…» Василий Александрович Сухомлинский.
В сентябре с детьми 3-летнего возраста был проведен мониторинг по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественно - эстетической направленности «Весёлые ладошки». Проанализировав игры, речь детей, способности по художественному творчеству большинство детей, показали средний уровень развития. Это стало главной задачей моей педагогической деятельности.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика,
- штриховка,
- нетрадиционные техники рисования,
- лепка,
- аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стихи помогают детям снять моральное напряжение. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
В разделе «Штриховка» Штриховка – это не только укрепление руки, а и решение не менее важной задачи, как развитие речи дошкольников, обогащение словарного запаса.
В разделе «Аппликация» дети приобретают различные навыки, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, выражать их в образах, что по-новому стимулирует и развивает самостоятельность, творчество, мышление ,активизирует речь
В разделе «Лепка» Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
В разделе «Рисование и нетрадиционные техники рисования». Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память.
Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
Каждое занятие начинаю с игры. Стараюсь во время творческой деятельности, привлечь к ответам каждого ребенка, добиться проговаривания и повторения. После проведения продуктивной деятельности дети обязательно рассказывают о том, что изображено.
Чтобы развивать речь детей также использую чтение и рассматривание детской литературы. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Развития речи использую в театрализованной деятельности. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Составление сказок «Теремок», «Колобок», «Петушок – золотой гребешок» и другие с помощью набора масок, использую пальчиковый, настольный, кукольный театры.
Творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к созиданию.
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. В результате художественно- эстетической направленности развивается речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)
Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...
Использование нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве (из опыта работы)
Презентация...
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве" (из опыта работы)
Опыт работы по нетрадиционным техникам рисования...
«Уроки доброты для дошкольников через разные виды художественного творчества» (из опыта работы по формированию у детей основ православной культуры)
Ребенок - сердце нашей профессии. Именно к нему тянутся ниточки нашей души. А на другом конце этих нитей человечек, поверивший нам. … Не разрывайте нити, связывающие вас с ребенком равнодушием,...
Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы
В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы. Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...
«Использование разных видов техники в художественном творчестве» (из опыта работы)
Использование разных видов техники открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребе...
Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству (из опыта работы)
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и...