Формирование системного мышления дошкольников.
материал на тему

Видяпина Светлана Анатольевна

 

Работа с системным оператором формирует у обучающихся умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение (функцию), динамику развития в определенный период времени, его признаки и строение, потребность в изменении и усовершенствовании. Как дополнительный эффект на основе работы по формированию системного мышления появляется навык построения различного рода классификаций по выделенному признаку. Обобщенный алгоритм «Системного оператора» в виде последовательных вопросов к обучающимся успешно работает не только в детских садах, но и в школах, колледжах и вузах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование системного мышления дошкольников.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и другие качества личности интегративного характера. Решить эти задачи невозможно без целостного восприятия мира ребенком, без понимания им связей и взаимодействий окружения.

В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, позволяющих эффективно решать поставленные задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей в то же время с минимальными временными затратами педагога. Методы становления основ системного мышления дошкольников являются перспективными в данном направлении.

В общей теории сильного мышления (ОТСМ - Н.Н. Хоменко) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - Г.С. Альтшуллер) есть понятие: «системный оператор». Это девятиэкранная схема (минимальный алгоритм), позволяющая организовать мышление человека и сформировать отношение к любому объекту как к системе:

В этой схеме каждая клетка имеет свое значение.

С - система - это некий объект, который находится в центре рассмотрения в настоящее время.

Каждая система имеет свое прошлое (П/С) и будущее (Б/С), имеет определенную функцию (Ф) или конкретный признак (ПР), т.е. то, для чего этот объект был создан, та работа, которую он выполняет. У каждой системы есть неограниченный набор признаков, но эти признаки могут изменяться по мере развития системы.

Н/С - надсистема - это ближайшее окружение объекта, в котором объект функционирует.

У каждой системы может быть масса разных надсистем. В зависимости от того, как сформулирована задача, в качестве надсистемы можно рассматривать класс объектов, к которому эта система принадлежит. Например, С - «автобус» реальный объект или игрушечный, Н/С - городской транспорт или мир игрушек, место нахождения для настоящего автобуса - улица или автопарк, а если автобус игрушечный - полка в шкафу или играющий ребенок.

П/С - подсистема - это структурные единицы системы.

Выделение подсистем (частей) также зависит от условий задачи. Например: в системе «человек» можно в качестве подсистем рассмотреть:

а) части тела, если речь идет об анатомическом строении;

б) чувства и эмоции;

в) черты характера, когда обсуждаются вопросы нравственности или культуры общения.

Подсистема выделяется на основе того признака, который имеет значение в конкретной ситуации.

В детском саду этот метод получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста.

 Для малышей используются варианты: Горизонтальная трехэкранка -. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.  Вертикальная трехэкранка - А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.

 Пятиэкранка.

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования.

Замечательное стихотворение о системном операторе подарил нам всем Марат Гафитулин (Мастер ТРИЗ, к.п.н. г. Жуковский Московской обл.):

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО,

Это ЧТО-ТО для чего-то,

Это ЧТО-ТО из чего-то,

Это ЧТО-ТО часть чего-то,

Чем-то раньше было ЧТО-ТО,

Что-то будет с этим ЧТО-ТО,

ЧТО-ТО ты теперь возьми,

На экранах рассмотри.

Работа с системным оператором формирует у обучающихся умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение (функцию), динамику развития в определенный период времени, его признаки и строение, потребность в изменении и усовершенствовании. Как дополнительный эффект на основе работы по формированию системного мышления появляется навык построения различного рода классификаций по выделенному признаку. Обобщенный алгоритм «Системного оператора» в виде последовательных вопросов к обучающимся успешно работает не только в детских садах, но и в школах, колледжах и вузах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кольца Луллия, как средство развития системного мышления дошкольников.

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. ...

Формирование системного мышления у детей 4-5 лет. Тема «Цыпленок».

Цель: Формирование системного мышления через выявление функций объекта, надсистемных и подсистемных связей. Развивать умение детей выстраивать линию развития объекта живой природы в прошлом.Задачи:-со...

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ТРИЗ технология.

За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С. Альтшуллером (1947 г.).Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительн...

Формирование системного мышления дошкольников

Презентация содержит основные подходы к формированию системного мышления дошкольников с помощью "Системного оператора"...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных ...

Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления дошкольников

формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности...