Волшебная страна
методическая разработка (старшая группа) на тему

Савчук Наталья Владимировна

Волшебная страна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_strana.docx164.7 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Паспорт проекта..................................................................................................2

1 этап проекта......................................................................................................6

2 этап проекта.....................................................................................................9

3 этап проекта.....................................................................................................15

Анализ эффективности проекта........................................................................17

Список используемой  литературы...................................................................18

Приложения ........................................................................................................19

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-игровой, долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы дошкольного возраста

Цель:

 - содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию посредством народной и  авторской сказки, используя малые жанры фольклора;

- развивать нравственные взаимоотношения в семье, с друзьями, взрослыми людьми; понимание эмоциональное состояние человека, способность управлять своими эмоциями и умение выражать их;

Задачи:

- формировать способности к восприятию добра,справедливости и красоты окружающего мира;

- создавать условия для развития познавательных  способностей дошкольника, интереса к приобретению знаний и творческого развития личности ребенка;

- познакомить с азами вежливости без которых невозможно себе представить современного культурного человека;

- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы по данной теме;

- проводить работу с родителями, привлекая их к активному участию в конкусрах, создании выставок, альбомов,презентаций;

- использовать все виды пропаганды и агитации по данной теме.

Проблема: В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро. Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо чувства, заданную программу – вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер – вместо необходимого человеческого общения.

Необходимо воспитать в ребенке собственное одухотворенное “я”, иначе вся его жизнь превратится в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, пленником которых он окажется.

Остро стоит и проблема общения ребенка с окружающими. В силу обстоятельств в нашем обществе все реже встречаются многодетные семьи. Прежняя норма – “двое детей, желательно, мальчик и девочка” – сместилась к отметке – “единственный ребенок в семье”. Он может вырасти замкнутым, не имеющим навыков общения. И в то же время зачастую несет на себе признаки эгоизма. Вопрос вхождения такого ребенка в мир общения со сверстниками и вообще с людьми нуждается в как можно более раннем разрешении.

Предполагаемый результат:

Предполагается, что ребенок должен смотреть на жизнь с большим оптимизмом. Также можно надеяться на улучшение поведения ребенка, смягчение характера; на позитивные изменения во внутрисемейных отношениях. В познавательном плане ребенок будет знать и стремиться соблюдать  общепринятые нормы и правила поведения. Более развитой станет речь ребенка.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Игровая проблемная ситуация:  воспитатель рассказывает ситуацию из жизни как она стала свидетелем разговора  в общественном транспорте малыша и мамы, где малыш очень некрасиво, грубо и оскорбительно отвечал на замечания.

Методы проекта:

Наглядный метод  используется во время

  • чтения педагогом рассказов;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора  житейских ситуаций;
  • проведения конкурсов;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • оформить альбомы, книги, выставки;
  • организовать инсценировку сказки, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий и инсценировки.

  1. Подготовительный этап

Задачи:

- развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;

- учить правилам речевого этикета и строить взаимоотношения со сверстниками (и не только)на основе этикетных норм по принципу «Относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»;

- помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость  и правил доброй, совестливой жизни;

 - расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру;

 - содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Методы и формы организации работы

Педагоги:

- изучение необходимой литературы;

- планирование проекта;

- подбор методов и приемов;

- планирование микрогрупп;

- разработка тематических заданий для микрогрупп.

Дети:

- рассматривание дидактических картин, иллюстрации по данной теме;

- беседы: «Мы  любим... Мы не любим...», «Наши мечты», «Десять дел, которые я могу сделать для своих близких, для того чтобы они сделали мне что-нибудь рпиятное», «Что такое хорошо, что такое плохо (о себе)», «Что такое хорошо, что такое плохо (о мире)»;

- формирование микрогрупп: «Наш этикет», «Наши чувства и эмоции», «Волшебные слова»;

- рассматривание альбомов «Уроки вежливости»,» Уроки доброты»;

-  чтение художественной литературы: сказки: «Три поросенка», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Царевна-лягушка», «Конек-Горбунок», А.Лопатина,  М. Скребцова «Беседы и сказки о семье» и др.;

- этические беседы: «Почему надо любить и уважать друг друга», «Что мы знаем друг о друге»;

- практическая деятельность (рисование, аппликация, конструирование): изготовление эмблем микрогрупп.

Родители:

- беседы с детьми о дружеском поведении, внимательности и терпимости в отношении со сверстниками и взрослыми;

- совместные экскурсии в парк , театр, кинотеатр, кафе и др.;

- чтение детям художественной литературы о проявлении в различных ситуациях человеческих качеств: взаимопомощь, понимание, дружба, стихотворений В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,           А. Я. Яшин «Вежливые слова»;

- знакомство детей с правилами поведения в общественном транспорте, магазине, театре и др.

2.Исследовательский этап (основной)

Задачи:

- содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок;

 - развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

 - развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда;

- упражнять детей в навыках гуманного поведения; на примере героев сказок закреплять представления о таких качествах, как доброта, скромность, трудолюбие, показав их в сравнении с отрицательными качествами: злобой, хамством, жестокостью, ленью;

- учить определять свою позицию по отношению к герою сказки;

 - содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

 - воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Методы и формы организации работы

Педагоги:

- анализ проведенной работы;

- изучение полученных детьми знаний и представлений о правилах поведения, уровня развития социальных навыков: общительность, дружелюбное поведение, стремление поделиться впечатлениями от услышанного, потребность радовать близких результатами своего труда;

- организация работы микрогрупп;

Дети:

Распределение заданий по микрогруппам:

- творческое задание «Придумаем название микрогруппам»;

- наблюдения для микрогрупп: «Соблюдение правил этикета за столом», «Как соблюдают правила поведения в общественных местах», «Как общаются ребята со знакомыми и незнакомыми сверстниками в различных ситуациях», «Как ребята общаются с взрослыми и пожилыми людьми», «Как часто дети и взрослые употребляют вежливые слова»;

- решение поисковой задачи: «Как соблюдаются правила поведения взрослыми и детьми в общественных местах, дома, в раэличных ситуациях», «Соблюдение правил этикета взрослыми и детьми»;

- собрание пословиц, поговорок, стихов о нормах поведения в различных местах на данную тему;

- изготовление альбомов «Наш этикет», «Не забывай о правилах»;

- трудовые поручения «Поможем дворнику, няне», «Поможем ребятам младшей группы отремонтировать книги», оказание помощи малышам во время одевания на прогулку, «Изготовление памяток о вежливости и доброте»;

- ручной труд: изготовление альбомов, памяток,  книг  «Где добрые люди, там беды не будет», «Жил-был я», «Волшебные слова»,  «Смеются дети, знают дети, что много добрых душ на свете!», «Вежливые загадки»,  «Этикетные задачки»,  «Напоминалочки», изготовление декораций к инсценировке «Пустыня хвастунов», «Поселок капризуль», «Волшебная страна», «Замок принцессы чистюли»;

- составление рассказа-отчета «Каким хочу стать и что я для этого делаю»;

- подбор рисунков, иллюстраций для оформления альбомов и т. д.;

 - рисование «Сардечная ромашка», «Весь мир я маме подарю», «Моя душа», «Мой любимый уголок»;

- оформление уголка «Страна вежливости».

Деятельность со всей группой:

-  познавательные беседы: «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Запомни, юный друг, что жизнь так идет: скупой – потеряет, а щедрый найдет», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты», «Доброе дело делай смело», «Нужно ли кошельком измерять все на свете», «Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень!»;

 - серия занатий: «Пользование столовыми приборами, «Наш помошник - этикет», «Будь опрятным и аккуратным!», «Чистота-залог здоровья»;

 -серия занятий: «Правила дружбы», «Как себя вести...», «Вежливые слова», «Наши чувства»,  «Добро и зло: справедливость»,  «Мать и дитя», «Послушание и непослушание»,  «Братья и сестры», «Кто мой ближний?»,  "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»,  «Благодарность»,  «Порядочность», «Осуждение, смирение»,  «Зависть»; «Милосердие, сочувствие»,  «Трудолюбие»,  «Чистое сердце», «Предательство», Прощение,  «Скромность»,  «О дружбе мальчиков и девочек»,  «Храбрость и трусость»,  «Добрые слова и добрые дела»,  «Книги — наши друзья»,  «Бедность и богатство»;

- дидактические игры: «Какой путь вы выберете?», «Придумаем конец рассказов», «Добрые слова», «Хорошо - плохо», «Превращение слов», «две конфеты», «Три сундука», «Ленточка щедрости», «Вежливый трамвайчик», «Приятного аппетита»;

- игры – тренинги: «Передача чувств», «Угадай эмоцию», «Лото настроений», «Найдем волшебные слова», «Приветствие гостей», «Просьба» и т. д.;

- подвижные игры: «Тропинка», «Палочка - выручалочка», «Карусели», «Король ветров», «Волшебный чемодан», «Вкусные имена», «Веселая дискотека», «Кто же меня любит?» и т. д.;

- рассматривание иллюстраций «Уроки доброты», «Уроки вежливости»;

- упражнения: «Пирамида любви», «Стоп», «Кто какой?», «Собираем посылку», «Чем вы гордитесь?», «Все прекрасное планеты сохраним», «Закончи предложение», «Прислушайся к себе», «Отгадай, кто будет учиться лучше?», «Отгадайте сказку», «Какое у кого сердце?», «Чем ты можешь поделиться?», «Сколько стоит?», «Я умею», «Помоги подружкам»;

- обсуждение ситуации: «Если нарочно тебя толкнули, как поступить?», «Каких щедрых героев сказок можно заселить в «Домик щедрости»», «Кошка на дереве», «Пропала собака. Что делать?», «Смех, да и только», «Сам себя наказал»;

- тренинг – беседа: «Как разговаривать по телефону» , «Как предложить свою помощь», «Как познакомиться и предложить дружбу»;

- обсуждение поведения героев различных сказок;

- упражнения:  обучения способам оказания помощи пожилым людям и сверстникам;

- конструирование элементов костюма к инсценировке «Волшебная страна»;

- решение этикетных задач;

- словесная игра «Кто больше знает пословиц и поговорок о доброте и вежливости»;

- чтение художественной литературы: Н. Григорьева «После праздника», «Не имя красит человека», «Куличи»; К. Д. Ушинский «Дедушка», «Играющие собачки»; В. Сухомлинский «Спасибо», «А сердце тебе ничего не приказало?», «Если бы у меня был ковер - самолет»; Л. Н. Толстой «Дедушка», «Филиппок», «Лгун»; И. С. Тургенев «Воробей»; Н. Рубцова «Воробей»; О. Григорьева «Кусочек хлеба», «Весенняя поездка»; И. Никитин «Детская молитва»;

- экскурсии и целевые прогулки по родному городу совместно с родителями «По родному городу»;

- чтение сказок: С. Дерябина «Быть добру на земле»; М. А. Андрианов «Философия для детей»; Л. Сурженко «Философия в сказках»; А. Лопатина М. Скребцова «Беседы и сказки о семье»;

- фантазирование на тему: «В замке у принцессы чистюли», «В пустыне хвастунов», «В поселке капризуль», «В стране вежливости»;

- оформление книги «Подсказки госпожи Указки»;

- беседы: «Плохо человеку быть одному», «Права и обязанности ребенка в семье (что хорошего можно сделать папе, маме, бабушке и т. д)», «Друг в беде не бросит...» Русские писатели (поэты) о дружбе, « Возраста человеческой жизни – детство, юность и далее. Разговор о старости как о трудной поре жизни. Как скрасить старость дедушке и бабушке?»

- составление и решение загадок, нерифмованных стихов по данной теме;

- сюжетно-ролевые игры: «Поход в магазин», «Семья», «Приглашаем гостей», «У меня зазвонил телефон»;

- составление правил: «Правила поведения  в детском саду», «Правила на каждый день», «Правила пешехода», «Правила поведения в общественном транспорте»,  «Правила поведения для гостя», «Правила поведения для хозяина», «Правила настоящей дружбы»;

- оформление альбома «Напоминалочки для мальчика и девочки»;

- история русских народных праздников (Рождество, пасха и др. );

-просмотр мультфильмов «Смешарики»:  Азбука доброжелательности      (времена года,  подвиг,  чугунок не играет,  муха-не червяк);

-просмотр мультимедийных материалов «Учимся хорошим манерам» (злая шутка,  секрет слоненка,  день рождения зайчат,  что делать с находкой?, жадина).

3.Заключительный этап

Задачи:

 - создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую  деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- формировать осознание своего социального «Я»;

- стимулировать воображение, интерес к исследовательской деятельномти, развивать навыки коллективного  взаимодействия;

 - воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Методы и формы организации работы:

Педагоги:

- анализ проведенной работы в миркогруппах;

- организация выставок;

- оформление тематических уголков;

- презентация уголка «Страна вежливости»;

- презентация инсценировки «Волшебная страна»

Дети:

- конкурс стихов, рассказов на тему «Как себя вести»;

- оформление выставки детского творчества;

- презентация книги «Подсказки госпожи Указки»;

- демонстрация костюмов к инсценировке «Волшебная страна»;

Родители:

- участие в конкурсах, презентациях;

- участие в оформлении выстовок, памяток, альбомов, уголка «Вежливости»;

- участие в создании костюмов  и декораций к инсценировке «Волшебная страна»;

- оформление и презентация журнала для родителей «Духовно-нравственное воспитание в семье».

Анализ эффективности проекта

В течении  проекта нам   удалось решить   все    намеченные  задачи и  воплотить   в  жизнь запланированные   мероприятия. На  протяжении   всего   времени   реализации   проекта вместе  с  воспитателями в   активную   работу   над   всеми мероприятиями  проекта включились   практически   все   родители   воспитанников,  да  и   сами    дети   с   неподдельным   интересом   участвовали в занятиях   и   мероприятиях проводимых в  рамках   проекта. За счёт того   что   в  процессе  социальной   адаптации  детей  участвовали   абсолютно   все  взрослые,   которые находятся   рядом  с   ними   в   различных   сферах   жизнедеятельности,  а  именно   родители,   близкие   родственники   и  педагоги   нашего   образовательного    учреждения, ребята   смогли усвоить предлагаемый   материал  и  ознакомиться с  навыками культурного   поведения  в   обществе достаточно  легко и эффективно. Дети научились   отличать   добро   от  зла,   правильно   реагировать   на   эмоциональные   перепады   в   настроении   собеседника,  вежливому   общению, с   радостью   воспринимать   всё   новое  и  интересное, формировать    свои  мысли  грамотно, уважительно   относиться   к  взрослым; ознакомились с   произведениями   художественной   литературы и фольклорными   сказками   по   главной    теме   проекта, обогатили  свой  словарный   запас, поучаствовали  в   театрализованном   представлении на   тему   доброты  и   вежливости   в   качестве   главных   героев,   продемонстрировав   тем   самым   полученные   знания. По   окончании   проекта   мы   заметили   что   дети   стали   более  терпимы ,  добрее,  вежливее,  не так  остро   реагировали  на   те   или  иные   споры   и  возможные   недовольства,   стали   намного   дружелюбнее ,   старались   помочь   друг   другу  при   любой   удобной   возможности. Родители    так  же   отметили положительный   результат   в  поведении   своих   детей   дома   в   семье,  в   обществе,  в   общении  со  взрослыми    и     сверстниками, по   их   словам   ребята   стали   более открытыми,  общительными, точно   понимали   что должно   вызывать   улыбку  и   одобрение,  а   что  не заслуживает   внимания. Главным   показателем   высокой   эффективности   проекта   служат   конечно   же   лучезарные   добрые  улыбки   детей,  их  открытая   дружба,  заботливое   отношение   к   окружающим  и  счастливые   лица   родителей,   которые   с  гордостью   могут   сказать,   что   их   ребенок культурный,  вежливый  и   воспитанный! И  в   конце  стоит  отметить,   что  такого  результата   можно   добиться   только   при  помощи   совместной сплоченной   работы  и   воспитателей  и   детей   и  родителей.

Список используемой литературы

1. Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993

  1.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000
  2.  Андрианов М.А. Философия   для   детей(в   сказках   и   рассказах)-2-е изд. , пособие   по   воспитанию детей   в   семье   и   школе, Минск: Современная   школа 2010.-280с.

4. Дробышева Н.А. Детская правда. Минск, 2002. 191 с.

  1. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. “Новые дети”: Кн. для  родителей и педагогов. М., 2000. 221 с.
  2. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.
  3. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996. 142 с.
  4.  Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997. 96 с.
  5. Петровский А.В., Виноградова А.М., Кларина Н.М. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
  6.  Семья в психологической консультации /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.
  7.  Семья и дети. /А.К. Бешенков и др. М., 1998.
  8.  Сысенко В.А. Процесс социализации ребенка в семье. //Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. /Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. М., 2002. С. 364.
  9.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей. М., 1997. 125 с.
  10.   Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом). СПб., 1996.
  11.  Фридман Л.М. Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей. М., 1999. 203 с. (Практическая психология)
  12. Мирошниченко И.В. Уроки   вежливости.Беседы  по   картинкам,М.Сфера, 2008г.
  13. Фисюкова Л.Б. Уроки   доброты.Демонстрационный   материал,М.Сфера,2010г.

Приложения

Тематика сказок

№ п/п

сказка

тема

1.

“Репка”

“Там, где дружат – живут, не тужат”

2.

“Колобок”

“Лесть без зубов, а с костьми съест”

3.

“Теремок”

“В тесноте, да не в обиде”

4.

“Кот и петух”

“Друг познается в беде”

5

“Муравей и голубка”

“Сам погибай, а друга выручай”

6.

“Маша и медведь”

“Глупый киснет, а умный все промыслит”

7

“Гуси-лебеди”

“Придет беда – не купишь ума”

8

“Каша из топора”

“Смекалка – второе счастье”

9.

Проверочное занятие

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

10.

“Два Мороза”

“С трудом и мороз не страшен”, “Труд согревает”

11.

“Лисичка-сестричка и волк”

“Первой касатке не верь”, “Догадаешься, как проиграешься”

12.

“Морозко”

“Как проживешь, так и прослывешь”

13.

Новогоднее занятие

14.

“Двенадцать месяцев”

“Доброму Бог помогает”

15.

“Зимовье зверей”

“Согласного стада волк не берет”, “В согласии жить – никто не одолеет”

16.

“Заюшкина избушка”

“На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да  свой затевай”

17.

“Летучий корабль”

“Добро в век не забудется ”

18.

“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

“Умей обождать”, “Мир не без добрых людей”

19.

Проверочное занятие

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

20.

“Стойкий оловянный солдатик”

“За честь хоть голову снесть”

21.

“Как рубашка в поле выросла”

“За один  раз дрова не срубишь”, “Дело шутки не любит”

22.

“О рыбаке и рубке”

“Чего нет, того и хочется”, “Кто многого желает, тот и мало не видает”

23.

“Сивка-бурка”

“Храброму смерть не страшна”, “За добро  добром платят”

24.

“Царевна-Несмеяна”

“Долг платежом красен”

25.

“Царевна-лягушка”

“Покорись беде и беда покорится”

26.

“Иван-царевич и серый волк”

“Что кому на роду написано, то тому Бог и даст”

27.

“Спящая красавица”

“Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал”

28.

Экскурсия

В  дом-музей В.М. Васнецова

29.

Былина “На заставе богатырской”

“Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст”

30

“Цветик-семицветик”

“Для милого дружка и сережка из ушка”

Родительское собрание

Познакомить родителей с системой МОУ по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды.

Материал:

 Столовые приборы и предметы для сервировки стола.

Головоломки и ребусы по теме.

Карточки с буквами.

Выставка литературы по теме; сказок, сочиненных родителями и проиллюстрированных детьми.

Предварительная работа.

Анкетирование родителей (см. приложение 1); составление памятки (см. приложение 3).

Домашнее задание: родители сочиняют сказку по теме, а дети иллюстрируют ее (см. приложение 4).

Приготовление каждой семьей угощения для чаепития.

План проведения собрания

Выступление воспитателя (об актуальности проблемы).

Просмотр занятия в старшей группе.

Выступление психолога.

Игра "Приятного аппетита".

Чаепитие взрослых и детей.

Выступление воспитателя

Уважаемые родители, как вы думаете, нужны ли дошкольникам знания норм культурного поведения и соответствующие навыки и какую роль в их формировании играет пример семьи?

Родители высказывают свое мнение,

приводят конкретные примеры поведения детей з разных ситуациях.

Следовательно, на формирование навыков культурного поведения ребенка влияют не только общепринятые нормы и правила, но и традиции, сложившиеся в семье.

Сегодня мы поговорим об этикете, в частности об умении вести себя за столом. Ведь это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, уверенно ли он чувствует себя в обществе, как воспринимают его окружающие. И мы, взрослые, должны научить ребенка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не было стыдно и неловко за его поведение. Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребенок? Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться?

В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приема пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими. Чтобы полученные умения стали привычкой, потребностью ребенка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая приятной, спокойной беседой, должны стать ежедневной семейной нормой.

Устойчивый навык не может быть сформирован без практического закрепления. Ребенок никогда не научится уверенно пользоваться ножом и вилкой, если вы будете предлагать ему есть только ложкой, не будет знать, что делать с салфеткой, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями, созданием соответствующих условий вы должны терпеливо вырабатывать у ребенка навыки поведения за столом.

Мы проанализировали ваши анкеты, выделили наиболее сложные для многих родителей проблемы и разработали практические рекомендации, которые вы получите по окончании собрания. А сейчас мы хотим вам показать занятие в старшей группе.

"Наш помощник - этикет"

Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино.

Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Ход занятая

Появляется взрослый в костюме Буратино.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим об этикете.

Буратино. Какое красивое слово. Наверное, это что-то вкусное!

Воспитатель. Здравствуй, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?

Буратино. Ой! На это уйдет много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну ладно, так и быть... (начинает здороваться с каждым ребенком за руку).

Воспитатель. Буратино, совсем не обязательно всем пожимать руки, можно поприветствовать сразу всех одним словом - "здравствуйте"!

Буратино. Здравствуйте! (Дети здороваются.) Так о чем вы собирались поговорить?

Воспитатель. Об этикете.

Буратино (обращается к детям). Что означает это слово? (Ответы детей.)

Воспитатель (обобщает ответы). Это правила культурного поведения. Каждый человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице. Дома, в детском саду, в театре, на приеме у врача - везде мы должны выполнять правила этикета. Человек, который их соблюдает, - желанный гость в любом доме. Он интересен, приятен в общении, у него много друзей. Вот ты, Буратино, всегда ведешь себя культурно?

Буратино. Конечно! Мне Лиса Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в гостях бываю часто. У Карабаса Барабаса был, в трактире "Три пескаря" с Лисой Алисой и Котом Базилио ужинал, у Мальвины чай пил.

Воспитатель. Вспомним, ребята, чем это чаепитие закончилось. (Зачитывает фрагмент из главы "Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино".) Скажите, какие правила этикета Буратино нарушил, когда был в гостях у Мальвины? (Дети отвечают.)

Буратино. Теперь я понимаю, почему Мальвина так рассердилась!

Воспитатель. Поможем Буратино, научим его вести себя за столом? (Дети соглашаются.) Перед тем как принять гостей, мы должны сервировать стол. Покажите, как это сделать, и объясните, для чего нужен каждый предмет сервировки.

Дети накрывают на столы, называя предметы сервировки и объясняя их назначение. При затруднении Буратино задает наводящие вопросы, например:"'Для чего на столе лежит тряпочка: стол вытирать, если суп пролился?" Дети объясняют назначение тканевой салфетки, показывают, как ею пользоваться.

Воспитатель. Теперь, Буратино, ты должен научиться правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами.

Дети и Буратино садятся за столы. Буратино суетится, облокачивается на стол, толкает соседей и размахивает руками. Воспитатель обращает внимание на его действия, объясняет, какие ошибки он допустил.

Воспитатель. Сидеть следует ровно, не наклоняясь над тарелкой, не ставя локти на стол и не беспокоя соседей. Дети, покажите Буратино, как надо правильно держать столовую ложку, вилку и нож, чайную ложку и как вы ими пользуетесь, когда едите (суп, котлету, картофельное пюре, салат и т.п.).

Дошкольники показывают приемы обращения со столовыми приборами, комментируя свои действия.

Буратино пытается есть при помощи вилки и ножа, роняет приборы, во время пережевывания пищи громко разговаривает и т.п.

Воспитатель. Скажите, какие ошибки допустил Буратино? (Дети отвечают.)

Буратино. Опять все неправильно, а я так старался* Какая трудная это наука - этикет. Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!

Воспитатель» Приходи к нам в группу обедать. Наблюдай, как дети ведут себя во время еды, и ты не только узнаешь правила поведения за столом, но и научишься их выполнять.

Вуратино благодарит воспитателя, прощается с детьми.

После просмотра занятия собрание продолжается.

Выступление психолога

Всем известно пожелание "Приятного аппетита!" Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка - все это создает психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом.

Ребенок учится обращаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу все получается. Не торопите его, не превращайте прием пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды.

Мы часто говорим детям: "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно? Представьте себе дружескую встречу. Приятные друг другу люди молча сидят за столом и сосредоточенно пережевывают пищу. Уважаемые родители, неужели вы ведете себя именно так, встречаясь с друзьями? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. Дети могут поддерживать разговор, но они должны усвоить некоторые правила ведения застольной беседы:

  • нельзя разговаривать, если во рту еда;
  • надо уметь слушать, не перебивая других.

В заключение педагог-психолог предлагает родителям обсудить некоторые проблемные ситуации поведения взрослых и детей во время еды (см. приложение 2).

Воспитатель проводит с родителями игру. Победители получают призы (вышитые салфетки, расписные тарелочки и т.п.), сделанные руками детей.

Игра "Приятного аппетита!"

  1. Составить как можно больше названий блюд и продуктов питания из словосочетания "скатерть-самообслужка".

(Рак, кекс, лук, батон, масло и т.п.)

C:\Users\836D~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

2. Составить из букв, входящих в слова, названия блюд и продуктов питания.

(Картошка, антрекот, бутерброд, простокваша, студень, осетрина.)C:\Users\836D~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg

По окончании собрания родителям вручают памятки и приглашают вместе с детьми на чаепитие.

Приложение 1

Анкета

Нужные отзепы подчеркнуть.

  1. Кг к Зь; считаете, умеет ли Ваш ребенок правильно вести себя за столом? ("Да"; "не всегда”; "не умеет".)
  2. Есть ли у Вашего ребенка постоянное место за обеденным столом? ("Да"; "нет".)
  3. Существует ли з Вашем доме традиция семейных обедов? ("Да"; "нет"; "семья собирается вместе за столом только по праздникам".)
  4. Какой посудой и какими столовыми приборами пользуется Ваш ребенок во время еды: тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, чайная ложка (при необходимости дополнить).
  5. Пользуется ли Ваш ребенок салфеткой во время еды? ("Часто"; "иногда"; "никогда".)
  6. Часто ли Ваш ребенок спрашивает, как правильно вести себя за столом? ("Часто"; "инсгда"; "никогда".)
  7. Кому из близких он задает такие вопросы?
  8. Есть ли дома книги по зопросам этикета? ("Да", "нет".) Укажите, пожалуйста, какие.

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение 2

Проблемные ситуации

  1. Оле три года. Она размазала салат по столу. "Вытри стол, Оля!" - сказала мама. Дезочка насупилась и не двинулась с места. "Вытирай сейчас же! Сама напачкала, сама за собой и убирай!"

Мать ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.

Запрос. Какой, по вашему мнению, должна быть реакция матери на поведение Оли?

Примерный от зет. Своим требовательным тоном мать, по существу, спровоцировала такое поведение ребенка. Затем, уступив, сделала то, что девочка могла бы сделать сама. Возможно, вопрос "Что же нам теперь делать?" обращенный к ребенку, вызвал бы у него желание исправить ситуацию. Если бы девочка этого не сделала, мать могла бы проявить твердость: дать дочери тряпку и, направляя ее руку, вытереть стол. Если бы ребенок начал сопротивляться, можно было попросить его выйти из-за стола.

  1. Сергей, придя с улицы, сел за стол.

"Что за манера являться к обеду в таком виде? - строго спросила мать шестилетнего сына. - Какой же ты поросенок! Руки грязные, а рубашка!? Посмотри на свои волосы, ты их когда-нибудь причесываешь?" Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением лица, словно спрашивал: "К чему ты еще придерешься?"

Вопрос. Как вы можете объяснить поведение ребенка и матери?

Примерный ответ. Мальчик не соблюдает порядок, видимо потому, что не приучен к этому, а мать своими упреками только вызывает у него чувство обиды. 8 этой ситуации она могла бы просто сказать: "Вымой руки, причешись, заправь рубашку...". Когда, сын приведет себя в порядок, его можно похвалить: "Как приятно, что ты умеешь о себе позаботиться".

Приложение 3

Памятка для родителей

Ребекка следует;

  • кормить в строго установленное время;
  • не торопить во время еды, дать возможность тщательно пережевывать пищу;
  • не кормить насильно;

--- не отвлекать во время еды чтением или игрой;

не поощрять за съеденное; не угрожать и не наказывать за несъеденное.

Надо поощрять;

  • желание ребенка есть самостоятельно;
  • стремление участвовать в сервировке и уборке со стола.

Надо приучать:

  • перед едой тщательно мыть руки;
  • есть только за столом;
  • правильно пользоваться столовыми приборами:
  • есть аккуратно, бесшумно, жевать с закрытым ртом;
  • после еды благодарить:
  • убирать за собой посуду и приборы или помогать взрослым.

Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребенку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи.

Приложение 4

"Как вести себя за столом"

Сказка, сочиненная родителями

"Сядьте поудобнее, - сказала как-то мама Маше и Мише. - Сейчас я расскажу вам интересную и поучительную сказку.

Жила-была девочка Даша. Пошла она как-то раз б лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из открытых окон так вкусно пахнет: Девочка постучалась в дверь и спрашивает: "Кто здесь живет? Можно войти?" Из окошка выглянула старушка: "Входи! Здесь живу я и мои внучата. Мы как раз обедаем, садись с нами:"

Обрадовалась девочка и вошла в дом, но не успела сделать и двух шагов, как поскользнулась и упала - на полу валялись макароны.

Даша встала и огляделась по сторонам. За столом сидели мальчики. Один из них дул на горячий суп так сильно, что брызги летели з разные стороны. Потом он стал вылавливать из супа кусочки моркови и раскладывать их на столе вокруг тарелки.

Другой мальчик устроил настоящую охоту за котлетой. Он старался наколоть ее на вилку и громко стучал по тарелке. И когда ему это удалось, стал обгрызать котлету со всех сторон, пачкая кос, щеки и подбородок. Гордо взглянув на Дашу, он вытер лицо рукавом рубашки.

"Фу, как некрасиво! Что-то мне есть уже не хочется. На другом конце стюла девочка компот пьет, сяду рядом с ней”, - подумала

Даша. И тут же вскрикнула от неожиданности. Дезочка выплюнула вишневые косточки прямо на стол.

"Как вам не стыдно так себя вести:" - крикнула Даша. Все сразу стали ей что-то отвечать, но понять, что они говорят, было невозможно, потому что они говорили и жевали одновременно.

"Извините, - вздохнула Даша. ~ Я, конечно, очень проголодалась, но за столом с вами мне сидеть не хочется. Уж лучше я останусь голодной".

И девочка ушла".

"Плохой конец у сказки: - сказал Миша. - Надо было не уходить, а научить их, как себя вести за столом".

"Правильно! - улыбнулась мама. - Ты бы, например, что им посоветовал?"

"На горячий суп дуть нельзя, надо помешать его ложкой, чтобы скорее остывал. Ч\ косточки выплевывать надо не ка стол, а в ложку!"

"А от котлеты надо кусочки отламызать вилкой!" - добавила Маша.

"Молодцы!" - похвалила мама.

Подумайте, что еще дети в сказке делали неправильно?

Ю.В. ЗАЙЦЕВА, воспитатель, ~0У детский сад № 1150, г. МоскваC:\Users\836D~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.jpeg

Подсказки Госпожи Указочки

                                                1.

-Прежде всего нужно помнить, что любой телефонный разговор необходимо начинать с приветствия «Здравствуйте», «добрый день», «Добрый вечер».

--Затем нужно представиться, назвав свое имя фамилию.

-А уже потом обращаться с просьбой позвать кого-либо к телефону.

-Если ты звонишь на работу, то обязательно назови фамилию, имя и отчество своей мамы или папы, и тогда никакой неразберихи не получится.

-Вежливый человек всегда начинает телефонный разговор с приветствия.

-Никогда не начинают телефонный разговор с вопроса: «Кто это?». Если ты позвонил, то будь так любезен, представиться, назови свое имя.

                                                         2.

-Обижать тех, кто младше и слабее, могут только невоспитанные и глупые люди.Никогда не делай этого сам и не позволяй другим! Умей защитить слабого!

-Если ты виноват, умей признать свою вину и извиниться.Как бы тебе не было стыдно и тяжело, найди в себе силы и скажи волшебные слова «извини», «прости, пожалуйста».

-Постарайся как можно скорее загладить свою вину,  исправить свою ошибку и помириться с человеком, которого ты обидел. Поверь тебе  сразу станет ллегче.

-Если ты видишь плачушего малыша, не оставляй еог без внимания. Пожалей, успокой, развесели его.

                                                           3.

-Помни, что нежиданный визит чаще всего причиняет беспокойство хозяевам. Поэтому заходить в гости дез предупреждения нужно только к крайнем случае.

-Если ты все же зашел без предупреждения, не оставайся в гостях надолго, ведь хозяева планировали заниматься чем-то другим.

-Французская пословица гласит: «Наноси визиты не предедцпреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают». Помни, что прежде чем навестить кого-либо, нужно сообщить о своем визите.

-Если тебя пригласили в гости к определенному времени, старайся не опаздывать. Но и не приходи раньше, ведь хозяева в это рвемя заканчивают последние приготовления (переодеваются, причесываются и т. д.).

-Приходить в гости нужно только в хорошем настроении, а капризы, огорчения и недовольство лучше оставить за порогом дома.

                                                            4.

-Говорить людям «здравствуйте», значит желать им здоровья. А разве приятно, когда тебе желают здоровья с угрюмым и инеприветливым лицом?

-По правилам этикета младший по возрасту первым приветствует старшего; мальчик – девочку, а мужчина – женщину.

-Очень часто мужщины, приветствуют друг друга,пожимают руку. При этом первым подает руку тот, кто старше.

-Проверь: слово «здравствуйте» имеет волшебную силу. Произнести его совсем не сложно, а если при этом еще и улыбнуться, на душе станет легко и приятно!

                                                              5.

-Локти на стол не принято класть!

  Можно в тарелку к соседу попасть!

-С помощью вилки дружок, и ножа

  Курицу кушай всегда не спеша!

-На костюм чтоб не наставить пятен,

  Должен быть всегда ты аккуратен!

-Чтоб впросак с салфеткой не попасть,

  На колени нужно ее класть!

                                                            6.

-Обед был просто замечательным!

-Какой прекрасный ужин!

-Спасибо, все было очень вкусно!

-Мамочка, ты у меня самый лучший повар!

-Бабуля, таких вкусных блинов я давно не ел!

                                                              7.

Идя в лес, в парк, на природу, всегда следуй этим правилам:

-Деревья, цветы и кусты не губить!

-Птиц охранять, из рогаток не стрелять!

-Гнезда, муравейники не разрушать!

-Насекомых и зверюшек не обижать!

-Мусор за собой всегда убирать!

-Природу любить и оберегать!

                                                             8.

-Прежде чем войти в магазин, оставь собаку в отведенном для этого месте. Вход в магазин с собаками строго воспрещен.

-Из магазина выходят покупатели с покупками. Как правило, у них тяжелые сумки. Поэтому придержи входную дверь и пропусти тех, кто выходит. А уже потом входи в магазин сам.

-Если в отдел или кассу магазина стоит очередь, спроси, кто последний и встань за этим человеком в конец очереди.

- Если ты видишь, что впереди стоящий покупатель нуждается в помощи. Помоги подержать сумку и  уложить покупки.

-Четко продумай свои покупки и приготовь деньги заранее, чтобы не задерживать других покупателей.

-Не забывай о вежливых словах-обращениях: «будьте добры», «будьте любезны», «пожалуйста».

-Будь вежлив с работниками магазина и всегда благодари за хорошее обслуживание.

                                                             9.

-Дарить подарки очень приятно, делать это нужно от всей души.

-Подарок желательно красиво оформить, упаковать.

-Готовить подарок лучше заранее, продумав, что может больше всего порадовать именниника.

-Подарок можно сделать и своими руками, главное проявить выдумну и фантазию. Близкие и друзья обязательно по достоинству оценят ваши старания.

-Вручая подарок, не молчи, а обязательно скажи несколько добрых слов-пожеланий.

                                                               10.

-Если ты пригласил друзей в гости, не жалей для них своего внимания, времени и тем более игрушек.

-Вежливый хозяин с приходом гостей всегда прекращает разговор по телефону и перестанет смотреть телевизор.

-Чтобы гости не скучали, хорошо бы заранее подумать, чем их занять. С друзьями можно поиграть в интересные игры, разгадать кроссворды, загадки, можно танцевать или же устроить домашний показ мод.

-Будь гостеприимным и щедрым! Вместе с мамой или бабушкой продумай, чем можно угостить своих друзей.

-Не забудь поблагодарить гостей за то, что они пришли и вместе с тобой провели время.

                                                               11.

-Дружи с водой и мылом.

-Следи, чтобы твои вещи всегда были чистыми и глаженными.

-Волосы должны быть хорошо причесанными, а главное-чистыми!

-Грязная обувь испортит даже самый модный костюм.

-Не забывай стрич ногти!

-Следи, чтобы шнурки на ботинках быди завязаны, а пуговицы на одежде – застегнуты.

-Всегда имей при себе чистый платок.

-Не забывай благодарить маму за то, что она помогает тебе быть опрятным.

ЭТИКЕТНЫЕ ЗАДАЧКИ

  1. Нехочуха забыл ввзять в детских сад расческу и стал просить ее у своего товарища Сережки. Но Сережа не дал  свою расческу.Можно ли Сережку считать жадиной? Почему?

Ответ: Сережка совсем не жадный. Просто он знает, что расческа – это предмет личной гигиены и поэтому пользоваться своей расческой может только он один.

  1. В прздник новогодний дедушка Мороз

                    Девочкам подарки разные принес:

                    Куклы и коляски, книжки – расскраски,

                     Пушки, пистолеты, пряники, конфеты.

                    В прздник новогодний   дедушка Мороз

                    Мальчикам подарки разные принес:

                    Мячики и санки, бантики и танки,

                   Самолеты, кеды, бусы и ракеты.

Как ты думаешь: все ли подарки дедушка Мороз вручил по назначению.Обоснуй свой вопрос. Или: Каким продаркам не обрадуются девочки, а каким – мальчики?

             3.Нехочуха покупает в магазине мороженое.

              -Так, - сказал он, - дайте вон то мороженое, нет, лучше вот это!

                 И побвстрее, а то я от жары погибаю!

               Ответь, почему у продавца испортилось настроение? Какие ошибки      допустил Нехочуха?

Ответ: 1) Нехочуха невежливо разговаривалс продавцом, забыв о вежливых словах.

2)  Нехочуха не продумал заранее, какое мороженое он хочет купить.

           

  1. На десерт Нехочуха кушал мороженое с вишневым вареньем. Сьел ягодку, он задумался: куда же девать косточку?

Задание. Помоги Нехочухе найти правильное решение. Выбери один из вариантов:

а) косточку выплюнуть на скатерть;

б) отнести в мусорное ведро;

в) выплюнуть в руку и положить на тарелку;

г) положить на чайную ложку, а из нее переложить в впециальную тарелочку для косточек или на край своей тарелки.

Ответ: Вариант «г».

  1. Именинница Леночка угощает гостей пирожеными. Нехочуха растерялся, не зная какое из пироженых выбрать.

«Воэьму-ка я то пироженое, что лежит ко мне ближе всего», - подумал Нехочуха и ухватился руками за угощение.А потом

Вдруг передумал. «Нет – нет! Очень уж оно маленькое! Возьму-ка я лучше то, что лежит в центре блюда!» Но и это пироженое Не хочуха не взял: оно показалось ему недостаточно красивым. Наконец-то Нехочуха выбрал себе пироженое. И хоть оно лежало далеко и дотянуться до него было трудно. Нехочуху это не остановило.

Вопрос: какое пироженое должен был взять Нехочуха?

Ответ: Нужно было взять то пироженое, которое лежало ближе всего к Нехочухе.

  1. Поросенок пришел в гости к Козленку без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом. После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел также неожиданно, как и пришел.

Знает ли поросенок правило этикета? Назови ошибки пороскнка.

  1. Нехочуха позвонил на работу своей маме.

– Алло, позовите, пожалуйста, маму, - вежливо попросил Нехочуха.

- Извините, но в нашей фирме работают двадцать пять женщин и все они – мамы! – ответили на другом конце провода.

Помоги Нехочухе исправить ошибку и сделать телефонный разговор вежливым.

  1. В выходной день Нехочуха встретил свою воспитательницу,которая шла по улице с незнакомой Нехочухе женщиной.

-Здравствуйте, Елена Леонидовна! – закричал Нехочуха.

Воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, ребята, почему?

Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?

Ответ. Воспитательница своим строгим взглядом дала понять Нехочухе, что он должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

  1. Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.

- Витька, привет! – изо всех сил закричал Нехочуха. – Где ты пропадал? Как дела?.. – Пассажиры в недоумении пожимали плечами.

В чем ошибка Нехочухи? Разве он невежливо приветствовал друга?

Ответ. Нехочухе не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

упражнения

«Сколько стоит?»

Взрослвй задает вопрос и помогает на него ответить, акцентируя внимание на том, что многое на свете не купишь ни за какие деньги.

Дружба, интересные мысли, здоровье. Изобретательность, любовь, добродушие, признательность.

«Как сделать так, чтобы добро на планете Земля умножалось?»

- Самому совершать добрые поступки (помогать близким, друзьям);

- вырости хорошим, добрвм человеком;

- каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела (уступать место пожилым и больным людям в автобусе...);

- ваши предложения.

«Как поступить?»

У кого ты возьмешь подарки, а у кого – нет?

- Золушка дарит тебе один цветочек;

- Дракон предлагает в подарок конфеты;

- Змей-Горыныч – конструктор;

- стойкий оловянный солдатик – сердечко, на котором написано слово «Любовь».

«Я умею»

Что вы умеете и любите делать? Взрослый называет – дети жлопают.

-Сушить после прогулки рукавички;

- зашнуровывать ботинки;

- завязывать ленточки;

- поливать комнатные растения;

- собирать игрушки и т. п.

«Проверь свое отношение»

1. Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят сладкого?)

2. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме сапожки, шарф, оказать другие знаки вимания?

3. Какого сына или дочь можно назвать хорошим?

4. Почему не всегда удается быть хорошим сыном или дочерью?

5. Как ты считаешь, можно ли обижаться на родителей, если иногда они бывают невнимательными, усталыми, раздражительныит?

6. как ты можешь помочь своим родителям?

7. Как ты можешь помочь своим сестричке и братишке?

 «Сколько стоит доброе слово?»

Дети итвзрослые говорят добрые слова и приходят к выводу, что эти слова бесценны.

«Кто хочет помочь мальчику?»

Взрослый называет варианты игр с мячом, а дети выбирают подходящий для больного мальчика:

- дети с ведром (сеточкой) находятся на близком расстоянии, а мальчик учиться попадать в цель;

- дети рисуют круг на расстоянии 1-2 метра от коляски, мальчик старается попасть в круг;

- игра «Штандер». Дети по очереди бросают мяч вверх и ловят его.

«Пишем письмо детям в детский дом»

Дети диктуют, взрослый записывает и в заключение читает получившееся письмо.

Дискуссия «Кому нужнее встречи с сиротами?»

«Вы - аптекари»

Какое «лекарство» вы посоветуете, чтобы:

1) злая Баба – Яга стала доброй Бабулечкой – Ягулечкой;

2) царевна Несмеяна стала доброй;

3) хозяйка вспомнила о бедном зайце под дождем;

4). у старика и старухи из пушкинской сказки появилось корыто и дом?

«Помоги подружкам»

Две подружки зашли в аптеку «Спешу на помощь!» и сказали аптекарю:

Мы посорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скушно друг без друга,

Помириться нужно нам!

Помогите!

Что делать подружжкам?

1. Спеть вдвоем веселую песенку.

2. Проговорить мирилочку- вметеговорилочку.

3. Нарисовать вместе рисунок.

4. Ваш вариант.

«Чем мы можем поделиться?»

Добротой, фломастерами,сладостями, игрушками, открытками, книжками...

Составление правил для жадин и нежадин:

- нельзя приносить в детский сад то, чем ты не хочешь или не можешь поделиться;

- принес – поделись, дай поиграть, посмотреть;

- помни, твоей щедрости ждут взрослые и дети. Скупых не любят!

«Какое у кого сердце?»

Какое сердце у ...?

Злое сердце у Карабаса-Барабаса...

Золотое сердце у...

Каменное сердце у ...

Мягкое сердце у бабушки...

Доброе сердце у ...

Одинокое сердце у ...

Равнодушное сердце у...

Холодное сердце у ...

Прекрасное сердце у ...

Горячее сердце у ...

У оловянного солдатика сердце...

У меня сердце...

Бывает блитсердечко, болит душа, а бывает – ушибленная коленка. Какая боль сильнее?Физическая боль(порезан палец, упал, обжегся кипятком, ужалила оса,замерз), душевная боль (на тебя кричат, кто-то тебя дразнит, о тебе все забыли, с тобой не поделились игрушкой, порвали твою люьимую книжку)

«Отгадай загадку»

На ночь глядя в лес пришла,

Средь зимы цветы нашла,

В декабре втречалась с летом.

Кто помог девчушке этой?    (Двенадцать месяцев)

Он за зайца заступился,

 Поругать лису грозился.

Но злодейка испугалась.

В доме больше не осталась.

Удалец он и храбрец.

Кто же этот молодец?        («Лиса, заяц и петух»)

Что чувствовала девочка в лесу? А каково было зайчику зимой в лесу? Наверное, и у девочки, и у зайчика болело сердечко.

«Отгадайте»

Собака нашего соседа – дедушки Николая – родила щенка. Друзья Дима, Саша и Андрей давно мечтали о собаке. Дедушка задал каждому вопрос: «Что ты будешь делать со щенком?»Коля ответил: «Я завяжу щенку бантик!», Саша улыбнулся: «А я булу с ним бегать!», Андрей сказал: «Я приготовлю щенку теплую постельку в корзине, налью молочка в блюдце и буду за ним ухаживать».

Проблемные вопросы:

Отгадайте, кому дедушка отдаст щенка? Почему говорят, что в природе все нужны, что нельзя обойтись без тех, кто делает мед и кто делает яд, кто стрпшнвй и кто красивый?

«Отгадайт, кто будет учиться лучше?»

Взрослый называет сказочных героев, а дети отвечают на вопрос и приводят свои аргуметы. (Муха – цокотуха, Колобок, Золушка, стойкий оловянный солдатик,Емеля, Красная Шапочка, Крошечка - Хаврошечка)

«Прислушайся к себе

Положите правую ладошку к на сердечко. О чел оно вам говорит? Чего вы не желаете никому? Почему? Кого больше всего любите? Как сильно вы любите этого человека? Выразите свою любовь жестами.

«Пирамида любви»

Дети кладут ладошки одна на другую и признаются в любви: «Я люблю маму», «А я люблю свою собачку»...

«Стоп»

Воспитатель описывает различные ситуации. А дети, там, где они чувствуют необходимость, произносят хором «Стоп».

В одной далекой стране идет война.

В Африке голодает много детей.

В детских домах живут ребята, у которых нет мам и пап, и т. д.

«Закончи предложение»

Если мой друг заболел, я ... .

Мне подарили фломастеры, и я ... .

Когда мне нужна помощь, я ... .

Мама дала мне конфеты, и я ... .

«Все прекрасное планеты сохраним».

Правила настоящего гражданина, который не будет:

- людям досаждать;

- дом и город обижать;

- в квартире прыгать и скакать;

- громким голосом кричать;

- дверь ногою открывать;

- в лифте кнопками играть;

- и на стенах рисовать;

- сор на улицах бросать;

- правила движения нарушать.

Cтихи об этикете

А.Степанов
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно
Все прекрасно,
Что не дурно.

В. Юсупов
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«
Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«
Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

Н. Красильников
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
— Доброе утро!-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

А. Кондратьев
Прощание
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

М. Белокурова «Как подружились вилка и нож»
Жила-была вилка. Она еще мало прожила на свете, но уже очень гордилась своей красотой и острыми зубками. А жила она в доме у девочки Наташи, которая умела пользоваться столовыми приборами. Вилка с радостью помогала девочке справляться с макаронами, вермишелью, салатом и была очень счастлива тем, что у нее так ловко все получается.
Но вот однажды во время обеда Наташе подали на второе салат и жареное мясо. Вилочка растерялась. Она не могла даже своими острыми зубками откусить кусочек мяса. Грустным тонким голоском она сказала: «
У меня не получается, я не могу тебе помочь». Но Наташа успокоила вилочку и позвала на помощь нож. Нож явился во всей своей красоте: стройный, блестящий, гордый. Решительно и красиво он помог справиться с куском мяса.
С тех пор вилка и нож стали большими друзьями.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(Мыло)

Гладко, душисто, моет чисто!
(Мыло)

Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло,—
И его не стало,
Вдруг оно исчезло!
(Мыло)

Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер —
Люди все ко мне бегут.
(Ванна)

Плещет теплая волна
В берега из чугуна:
Угадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
(Ванна)

Железный дом,
Покаты стенки в нем,
Крыши нет – есть дно,
А на дне – окно.
(Ванна)

Могу я в ней на дно нырнуть,
Но не могу я утонуть,
А если станет глубоко
Открою пробку я легко.
(Ванна)

Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)

Резинка — Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
Губка(Мочалка)

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)

Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица! —
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!
(Полотенце)

Хвостик — из кости,
А на спинке — щетинка.
(Зубная щетка)

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(Расческа)

Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
А ничего не спилила.
(Гребешок)

Худая девчонка –
Жесткая челка,
По утрам да вечера
Чистоту приносит нам.
(Зубная щетка)

За волной волна,
Идет по полю борона,
Пшеницу разгребает,
Порядок соблюдает.
(Расческа)

Белое корыто
К полу прибито.
(Ванна)

Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела.
(Зубная паста)

Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Водопроводный кран)

Озеро бело –
То полно, то мелко.
(Ванна)

Стихи о добре, доброте для детей

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
НО, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов

***
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

***
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных

***
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

***
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.

***
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Несколько пословиц и поговорок посвященных добру и доброте.
***
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

— Про доброе дело говори смело.

— Жизнь дана на добрые дела.

— Худо жить без ласкового слова.

— Доброе слово лечит, а злое калечит.

— Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

— Не одежда красит человека, а его добрые дела.

— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

— Добрые слова дороже богатства.

— В ком добра нет, в том и правды мало.

— Не ищи красоты, ищи доброты.

— кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

— Сумел провиниться, сумей и повиниться.

***
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

Баллада о Добре и зле
Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше — я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» — «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

***
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

***
Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

***
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.

В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
От этой доброты приживаются цветы,
Зайцы, ежики, птенцы.
Я тебе отвечу прямо —
Это Мама, моя мама!

Пословицы, поговорки о добре.

Добрым делом не корми.
Доброта без разума пуста.
Будет добро, да долго ждать.
Добрый портной с запасом шьёт.
Доброе молчание — чем не ответ?
Вора миловать — доброго погубить.
Была бы охота — найдём доброхота.
Бывает добро, да не всякому равно.
Хорошо тому добро дать, кто помнит.
Красота до вечера, а доброта навек.
Добро помнится долго, а лихое вдвое.
Учись доброму, а худое и само придёт.
Пословица не кормилица, а с нею добро.
Не поминай лихом, а добром, как хочешь.
Бывает добро, да не всякому, как Якову.
Злому — смерть, а доброму — воскресение.
Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты.
Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
Авоська парень добрый: или выручит, или выучит.
Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи.
Было добро, да давно, а будет опять, да долго ждать.

Анкета для педагогов и родителей «Навыки общения»

Ф.И. ребенка         

Группа______________________

Дата рождения ________________

  1. Изменился ли в положительную сторону ребенок за время пребывания в ДОУ:

а) в общении:

  • с взрослыми дома (да, отчасти, нет);
  • с взрослыми вне дома (да, отчасти, нет);
  • с детьми (да, отчасти, нет),
  • б) в эмоциональном развитии (да, отчасти, нет);

в) в физическом развитии (да, отчасти, нет).

  1. Снизилось ли количество ссор и конфликтов у ребенка по сравнению с началом года (да, отчасти, нет).
  2. Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие в момент ссоры (да, отчасти, нет).
  3. Умеет ли ребенок самостоятельно познакомиться с новыми детьми или взрослыми (да, отчасти, нет).
  4. Как реагирует ребенок на просьбы, замечания:
  • агрессивно;
  • игнорирует, не слышит;
  • действует в соответствии с просьбой.
  1. Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать (да, отчасти, нет).
  2. Учитывает ли ребенок эмоциональное состояние:
  • детей (да, отчасти, нет);
  • близких взрослых (да, отчасти, нет);
  • незнакомых взрослых (да, отчасти, нет).
  1. Под влиянием каких средств воздействия ребенок изменяет свое поведение:
  • крик (да, отчасти, нет);
  • физические угрозы (да, отчасти, нет);
  • физические наказания (да, отчасти, нет);
  • просьбы (да, отчасти, нет);
  • внушения (да, отчасти, нет);
  • другое...
  1. Какие черты характера необходимо развить ребенку для успешного общения с людьми        
  2. Пожелания, рекомендации работникам ДОУ        

Дата заполнения__________ Ф.И.О. лица, заполнявшего анкету        

Оцените качества, эмоциональное состояние и поведение своего ребенка.

Ф. И. ребенка                

Дата заполнения ________________        

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Умение познакомиться, завязать отношения

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Умение играть вместе с другими детьми

о

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Умение поддерживать относительно длительные дружеские

отношения

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Умение рассказать о себе и событиях своей жизни

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Умение выступать, что-то делать публично

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Продуктивная активность ребенка, инициативность

в общении

играх, деятельности

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Агрессивность ребенка в контактах со сверстниками

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Обидчивость ребенка в контактах со сверстниками

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Тревожность ребенка

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Проявление сочувствия, помощи, поддержки другим

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Умение соблюдать правила, нормы, организовывать себя

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Умение справляться с ситуациями неудачи, проявлять настойчивость

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"

В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...

Оздоровительный проект "Волшебная страна здоровье"

Проект включает в себя планирование Недели здоровья в детском саду. В рамках реализации проекта  планировалась  деятельность  с детьми, педагогами и родителями....

Занятие по математике в старшей группе "Путешествие в Волшебную страну"

Закрепить знание геометрических тел и их свойств. Формировать умение находить известные детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.Закреплять навыки счета в пределах 6.Сф...

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Конспект занятия в кружке «Волшебные краски» в средней группе.Тема: «Волшебная страна красок»

Педагог:- Ребята сегодня мы с вами побываем в удивительной стране Волшебных красок. Чтобы нам туда попасть я расскажу вам сказку. (Звучит музыка «В гостях у сказки»). Жили-были краски...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....