Программа «ТРИЗ для дошкольников»
методическая разработка на тему
Программа «ТРИЗ для дошкольников» Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.
Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по ознакомлению с окружающим позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. В программе представлен примерный учебный – тематический план, перспективный план, педагогический мониторинг усвоения материала. Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parts_progr_triz_doshkol.docx | 90.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа
«ТРИЗ для дошкольников»
Воспитатель: Лысых С.А.
Программа «ТРИЗ для дошкольников» Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.
Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по ознакомлению с окружающим позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. В программе представлен примерный учебный – тематический план, перспективный план, педагогический мониторинг усвоения материала. Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Пояснительная записка
Данная программа «ТРИЗ для дошкольников» — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Внедрение рабочей программы не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.
Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс почувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей,(не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.
Проблема развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях с окружающим с элементами ТРИЗ, является актуальной в наши дни. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия и развиваются «творческие способности» или «креативность».
Педагогическая целесообразность программы в том, что развивая воображение малыш познает окружающий мир и самого себя.
Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.
Использование ТРИЗ- технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:
- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;
- преодолевают стереотипность мышления;
- развитию творческого воображения, фантазии;
- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;
- развитию познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;
- раскрепощению детей на занятиях;
- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;
- делают занятия интересными и увлекательными.
Цель рабочей программы - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
В соответствии с психологическими особенностями детей дошкольного возраста были поставлены задачи:
В воспитании личности:
- Продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе;
- Формировать навыки творческой исследовательской работы;
- Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели;
- Развивать управляемое творческое воображение;
- Закреплять становление целенаправленной деятельности;
- Повышать самосознание – способность сознавать какой он, анализировать свои качества, ставить перед собой цель воспитать у себя какие-либо умения и качества знаний.;
- Учить реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми;
- Учить планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть и устанавливать их связь;
- Учить идти к цели наиболее идеальным путем.
В познавательной деятельности:
- Закреплять системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).
- Раскрывать ребенку не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и культуры.
- Знакомить с функциональными обязанностями взрослых и детей.
- Учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
- Учить элементарной безопасности жизни на понятийной основе.
- Знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий.
- Знакомить детей с разными сторонами действительности:
явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний.
- Формировать овладение лексической грамотностью.
- Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома.
- Учить формулированию противоречий с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений:
- принцип разделения противоречивых свойств в пространстве и во времени;
- принцип копирования;
- принцип «наоборот»;
- принцип посредника;
- принцип «матрешки»;
- принцип предварительного воздействия;
- принцип объединения;
- принцип вынесения;
- принцип самообслуживания;
- принцип изменения окраски;
- принцип однородности.
Курс РТВ:
- Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
- Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
- За счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы:
- «Увеличение – Уменьшение»;
- «Ускорение – Замедление»;
- «Дробление – Объединение»;
- «Оживление»;
- «Универсализация – Ограничение»;
- Приемы РТВ:
- «Бином фантазии»;
- «Метод аналогий»;
- «Метод каталога» (МК) или«Синектика»;
- «Метод маленьких человечков» (ММЧ);
- «Мозговой штурм»;
- «Метод снежного кома»;
- «Эвроритм» или «Этажное конструирование»;
- «Метод Робинзона Крузо».
- Проявлять способность «войти» в изображаемые события – словесно
выражать состояние героя, сверстника, взрослого.
- Учить оперировать экранами системного оператора,
морфологического анализа при рассмотрении реальных и создании
фантастических объектов и явлений;
- Учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.
- Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по
возможности самостоятельно или с помощью сверстников,
взрослого.
Отличительной особенностью программы является создание определённых педагогических условий : для успешного осуществления поставленных задач :
- общение со взрослыми и сверстниками;
- субъективная позиция ребенка в деятельности;
- направленность деятельности на познание окружающего мира;
- создание раскрепощённой, комфортной обстановки, способствующей
активной творческой деятельности при обучении дошкольников;
- введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр,
творческих, импровизационных и проблемных задач;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;связь детского сада с семьёй по развитию у детей творческих способностей .
Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по ознакомлению с окружающим позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных задач. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше.
Можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.
Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен казать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ), разработанные М.В. Ломоносовым, Г.С. Альтшуллером, Р.Кунцевым, Ч. Вайтингом. Например, «метод фокальных объектов» адаптирован к работе с детьми. Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Этот метод был применен и апробирован мною в занятиях: «Осетия – наш край» - «Оживим героев нартских сказаний»; «Как появился календарь?» - «Придумай свой календарь»; «Тропический лес» - «Придумай фантастическое животное»
Один из интересных методов ТРИЗ – это «мозговой штурм» (активизация творческого мышления). Он может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их. Метод был включен в занятие «Выбираем транспорт» - «Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле…».
Один из приемов этого метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические. С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами. Например, придумывание сказки и зарисовка ее в виде символов, а затем воспроизводство ее или изображение их в символах реальных образов. («Знаки и символы вокруг нас» - зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи ее.)
Названная технология способствует обогащению воображения, преобразованию, умению обнаружить скрытые закономерности и связи, а также мыслить нестандартными образами. А для этого учим находить графическую аналогию самостоятельно, вычленять один из главных признаков предмета, сюжета.
«Системный оператор» - один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов. Например: сосновый бор – сосна – части строения сосны; ножницы: детские, садовые, медицинские, для стрижки волос, автоматические.
Системный оператор, включен во многие занятия, одно из которых: «Путешествие по тайге», «Кто как считает и измеряет время?».
Следующий метод ТРИЗ – типовые приемы фантазирования (ТПФ). В основе – активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.
Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Метод моделирование маленькими человечками (ММЧ). С использованием ММЧ разработаны и апробированы познавательные занятия. Например: моделирование маленькими человечками ископаемых тундры: нефть, газ, уголь, металлы - «Путешествие по тундре»; моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды - «Чудесные свойства вод».
Следует отметить, что технология ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя творческой педагогике. Главная проблема, стоящая перед воспитателями, - это предостеречь от желания взять готовые формулы и схематично переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. Как правило, дети самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша; история изобретения стола; история колеса и т.п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать – это значит решать противоречие. Невозможно описать все методы и приемы ТРИЗ, но с ними можно познакомиться в методической литературе.
Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по ознакомлению с окружающим позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных задач. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше.
Можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев всеми мыслительными операциями по сохранению творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Новейшие технологии дают нам большие возможности для развития творческой личности.
Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Таким образом, в связи с вышесказанным можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря использованию педагогами ТРИЗ - технологии, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.
Существуют различные подходы к построению занятий ,
учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)
- Обязательна активизация творческого воображения.
В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
а) выбор темы занятия на основе «образовательной программы ДОУ». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности педагога.
б) определение вида занятия (выбор определенной методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
в) формулировка программного содержания;
г) выбор разнообразных инструментов обучения;
д) составление конспекта.
В режиме организации занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого, седьмого года жизни. В программе первого года обучения с детьми 5-6 лет предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).
С детьми 6-7-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 25-30минут.
Количество занятий в 1год-32 занятия
Количество занятий в 1год-34 занятия
Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).
Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста:
В этом возрасте у ребенка развиваются элементы логического мышления.
Они способны анализировать и моделировать логические взаимоотношения, но на знакомом им материале, с опорой на полученные ранее знания.
Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие произвольных психических процессов: памяти, внимания, речи.
При выполнении каких-либо поручений или бытовой деятельности характерно доведение до конечного результата.
В этом возрасте все яснее становится личностный тип общения со сверстниками и взрослыми, проявляется интерес к человеческим отношениям, общепринятым нормам поведения.
Наглядность продолжает использоваться как основа для организации речевой и познавательной активности, но частично идет с опорой на память.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии.
Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности, не связанной непосредственно с обслуживанием детей.
Ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям.
В этом возрасте все чаще проявляется потребности обнаружить перед другими свои умения, осведомленность.
У детей достаточно высокий уровень развития моральных представлений и чувств, но на теоретическом уровне. В своих поступках знания используют далеко не все.
Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность, соблюдение положительных форм взаимоотношений со сверстниками.
В этом возрасте снижается способность к внушаемости. У ребенка уже сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и объяснения, оценки, указаний, как взрослого, так и ребенка
В результате обучения у детей:
1. Возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям,
2.Возрастают познавательная активность и интерес;
3. Детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
4.У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
5. Речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.
Эффективность развития креативных способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание, мы выделили следующие требования к заданиям:
соответствие условий выбранным методам ;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня решения;
учет возрастных интересов детей.
Учитывая эти требования, мы выстроили систему заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей дошкольников в образовательно-воспитательном процессе.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Педагогическая целесообразность программы в том, что развивая воображение, малыш познает окружающий мир и самого себя.
Особенностью детского мышления является стремление связывать все и во всем. Именно в этом кроется тайная причина неправильных выводов и умозаключений дошкольников, здесь находятся истоки детского словотворчества.
Примерный учебный план первый год обучения :
Месяц | Тема материала | Количество |
сентябрь | 1.Приглашение в старшую группу. 2.Знаю ли я себя? 3.«Выбираем транспорт» 4.«Все работы хороши» | 4 |
октябрь | 1.Югра – наш край. 2.Зеленый шар на столе 3.Откуда азбука пришла 4.Знаки и символы вокруг нас | 4 |
ноябрь | 1. Кто как считает и измеряет время? 2.Как появился календарь? 3.Дни и сутки. 4.Неделя, месяц, год и век. | 4 |
декабрь | 1.Гиганты прошлого. 2.Арктика, Антарктика. 3.Путешествие по тундре. 4.Путешествие по тайге. | 4 |
январь | 1.Степь. 2.Пустыня 3.Тропический лес | 3 |
февраль | 1.Домашние животные. 2.Дикие животные. 3.Царство растений – удивительное и прекрасное. 4.Наша Армия. | 4 |
март | 1.Моя семья. 2.Культурные и дикие растения. 3.Весна – красна. 4.Чудесные свойства растений | 4 |
апрель | 1.Моя страна – Россия. 2.Правила личной безопасности. 3.Огонь – друг, огонь – враг. 4.Пасхальные праздники. | 4 |
май | 1.Космос. 2.Правила дорожного движения. 3.Инструменты | 3 |
Итого занятий: | 32 занятия в год |
Содержание учебно-тематического плана
по ознакомлению с окружающим (с элементами технологии ТРИЗ)
первый год обучения
Сентябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Приглашение в старшую группу. Программное содержание:
Воспитывать любовь к своей культуре, нации и нациям, которые живут рядом с тобой. | Придумай что-нибудь интересное и необычное для нашей группы; Как бы ты хотел, чтобы выглядела наша группа? |
2. | Знаю ли я себя? Программное содержание:
Воспитывать у детей потребность в освоении способов сохранение своего здоровья, в выборе здорового образа жизни. | Зарисовка – системный оператор «Что было, есть и будет?» Если бы ты сейчас сразу стал взрослым? |
3. | «Выбираем транспорт» Программное содержание:
Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах. | Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле. «Машина XXI века» |
4. | «Все работы хороши» Программное содержание:
| Если бы профессии исчезли? |
Октябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Югра – наш край. Программное содержание:
| Оживим героев мансийских сказаний. |
2. | Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли. Программное содержание:
| Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на нашей планете? |
3. | Откуда азбука пришла, истории о необычных азбуках Программное содержание:
| Придумай свою азбуку. |
4. | Знаки и символы вокруг нас. Программное содержание:
| Зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи её. |
Ноябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Кто как считает и измеряет время? Программное содержание:
Формировать уважительное отношение к чужому времени. | Что было бы, если бы люди не ценили и не следили за временем? Зарисовка (системный оператор): «Что было, есть, будет». |
2. | Как появился календарь? Программное содержание:
Воспитывать стремление планировать свою жизнь. | Придумай свой календарь. |
3. | Дни и сутки. Программное содержание:
| Что было бы, если бы весь год была ночь? |
4. | Неделя, месяц, год и век. Программное содержание:
| «Зарисуем год» |
Декабрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Гиганты прошлого. Программное содержание:
| Что было бы, если эти животные жили бы сейчас? Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей. |
2. | Арктика, Антарктика. Программное содержание:
Воспитывать охранительно-бережное отношение к природе. | Если бы вы оказались в Арктике (Антарктике), что бы вы могли увидеть? |
3. | Путешествие по тундре. Программное содержание:
Прививать любовь к красоте нашей Земли. | Моделирование маленькими человечками ископаемых тундры (нефть, газ, уголь, металлы). |
4. | Путешествие по тайге. Программное содержание:
Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект и как природно-культурную среду его жизни. | Зарисовка системного оператора (сосна). Если бы вы потерялись в тайге, как бы вы себя повели? |
Январь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Степь. Программное содержание:
Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. | Моделирование растений. Путешествие животных. |
2. | Пустыня. Программное содержание:
Воспитывать желание заботиться о нашей Земле. | Придумай, как изменить ситуацию в пустыне. |
3. | Тропический лес. Программное содержание:
Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе | Что бы увидели в тропиках, если бы вы туда попали? Придумывание фантастического животного. Если вырубить весь лес? |
Февраль
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Домашние животные. Программное содержание:
| Д. игра «Хорошо – плохо». «Чудесное животное» – какие полезные части можно взять от разных домашних животных. |
2. | Дикие животные. Программное содержание:
| Придумай фантастическое государство, в котором живут разные виды животных. |
3. | Царство растений – удивительное и прекрасное. Программное содержание:
| Моделирование растений. Придумай необычное растение. |
4. | Наша Армия. Цель:
| Каким ты видишь армию будущего? |
Март
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Моя семья. Программное содержание:
Воспитывать любовь к своей семье и близким. | Вы изобрели помощника маме для тяжелой работы, каков он будет? Придумывание фантастического дома, для своей семьи. |
2. | Культурные и дикие растения. Программное содержание:
| Что было бы, если бы исчезли растения? Моделирование растений. |
3. | Весна – красна. Программное содержание:
| Игра «Хорошо – плохо». Какой ты представляешь себе царицу Весну? |
4. | Чудесные свойства воды. Программное содержание:
| Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними. Моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды. |
Апрель
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Моя страна – Россия. Программное содержание: Расширять и закреплять знания детей о нашей стране, её символике, истории, многообразии и красоты природы, людях, населяющих нашу страну. Москва – столица нашей страны.
Воспитывать уважительное отношение к нашей стране. | Какой бы ты хотел видеть нашу страну? |
2. | Правила личной безопасности. Программное содержание:
Воспитывать у детей – самоценность. | Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. |
3. | Огонь – друг, огонь – враг. Программное содержание:
| Что будет, если пропадет огонь? |
4. | Пасхальные праздники. Цель:Познакомить детей с историей, старинными традициями, с её обрядами и обычаями. Дать понятие о символике яйца, народном искусстве крашения яиц.
| Придумай праздник. |
Май
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Правила дорожного движения. Программное содержание:
| «Если бы исчезли правила дорожного движения или бы их не соблюдали». |
2. | Космос. Программное содержание:
Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания. | Придумай космический корабль. Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел? |
3. | Инструменты. Программное содержание:
Воспитывать основы музыкально-эмоциональной культуры. | Фантастический инструмент. Инструмент будущего. Придумай сказку об инструменте. |
Примерный учебный план второй год обучения :
Месяц | Тема материала | Количество |
сентябрь | 1. Приглашение к путешествию. 2.Береги себя. 3. Готовим угощение. 4.Кем быть. | 4 |
октябрь | 1. Широка страна моя родная. 2. Глобус и карта. 3. Выбираем транспорт. 4.Рассказы об осени. | 4 |
ноябрь | 1. Месяцы года. 2. Настенный календарь. 3. День и ночь. 4. Неделя, месяц, год и век. | 4 |
декабрь | 1. Динозавры и ихтиозавры. 2. Южная Америка, Северная Америка. 3 .Путешествие на Северный полюс. 5. Зимушка – хрустальная. | 4 |
январь | 1.Степь и ее обитатели. 2. Горы 3. Путешествие в смешанный лес. | 3 |
февраль | 1. Домашние птицы. 2. Дикие птицы. 3. Царство грибов. 4.Российская Армия. | 4 |
март | 1.Моя родословная . 2.Лекарственные растения. 3.Весна в степи. 4.Вода и ее свойства. | 4 |
апрель | 1.Австралии, Антарктида, Америка. 2. Если хочешь быть здоров. 3.Огонь – друг, огонь – враг. 4.Праздник «Встреча птицы вороны». | 4 |
май | 1.Звёздное небо. 2.Правила дорожные детям знать положено . 3.Старичок-годовичок. | 3 |
Итого занятий: | 34 занятия в год |
Содержание учебно-тематического плана
по ознакомлению с окружающим (с элементами технологии ТРИЗ)
второго года обучения
Сентябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | «Приглашение к путешествию» Программное содержание:
Воспитывать любовь к историческим (достопримечательности города)местам, которые есть в нашем городе рядом с нами. | Придумай что-нибудь интересное и необычное для направления путешествия ; Как бы ты хотел, чтобы выглядела место куда мы направляемся в путешествие? |
2. | «Береги себя» Программное содержание:
Воспитывать у детей потребность в освоении способов сохранение своего здоровья. | Зарисовка – системный оператор «Что было, есть и будет?» Покажи и расскажи о том, что ты почувствуешь, если будешь пожарным и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок. |
3. | «Готовим угощение». Программное содержание:
Воспитывать у детей потребность в освоении приготовлении блюда из наглядных моделей. Уточнить и расширить представления детей о полезных продуктах.. | На кольце Луллия поселились продукты: мясные, овощи, фрукты. Дети вращают круги и выбирают из каких продуктов какое блюдо приготовят. ( составить меню из трех блюд) |
4. | «Кем быть» Программное содержание:
| Если бы профессии исчезли? |
Октябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | «Широка страна моя родная» Программное содержание:
| Придумай фантастическое государство, в котором живут необычные люди с необычной природой. |
2. | «Глобус и карта» Программное содержание:
| Рассмотреть планету Земля на СО. Система – планета Земля, подсистема – моря, горы, равнины, суша, человек и т.д., надсистема – Галактика; прошлое системы – космическая пыль, будущее – прямое сообщение с другими планетами. Как улучшить жизнь на нашей планете? |
3. | «Выбираем транспорт» Программное содержание: учить классифицировать транспорт по видам. Обобщить и систематизировать представление детей о видах транспорта.
Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения | Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле. Структурный подход: наземный, воздушный, водный. Выложить карточки с изображением видов транспорта: от самого медленного к самому быстрому. |
4. | «Рассказы об осени» Программное содержание: дать детям представление о системе – предмете, явлении и т.п. Учить самостоятельно создавать развернутые рассказы о ней. Учить воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас. Воспитывать охранительно бережное и действенное отношение к природе. | Игра «Чудесная лестница» (схема-алгоритм) На каждой лестницы в виде символов отражены методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие приемы и методы ТРИЗ и РТВ используются на занятии. |
Ноябрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | «Месяцы года». Программное содержание:Обобщить и систематизировать представления детей о характерных переменах месяцах в течении года, продолжать учить самостоятельно называть их. Развивать чувство времени, способность к фантазированию. Формировать уважительное отношение к перемене времени года. | У детей карточки с изображением осени ,зимы,весны,лета( осенние месяцы, зимние, весенние,летние ) или схемы, выбранные вместе с детьми для изображения каждого месяца. -построй «паровозик времени», назови каждый «вагон», назови первый, средний и последний месяцы года. -что раньше: октябрь или ноябрь и т.д ? |
2. | Настенный календарь. Программное содержание:
Воспитывать стремление планировать свою жизнь. | Придумай свой настенный календарь. |
3. | День и ночь. Программное содержание:
| Что было бы, если бы весь год была ночь? |
4. | Неделя, месяц, год и век. Программное содержание:
| «Зарисуем век» |
Декабрь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Динозавры и ихтиозавры. Программное содержание:
| Что было бы, если эти животные жили бы сейчас? Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей. |
2. | Южная Америка, Северная Америка. Программное содержание: Познакомить детей Южная Америка, Северная Америка. ; их природными и погодными явлениями; животным миром. Учить детей отличать по характерным признакам Южную Америку от Северной Америки.
Воспитывать охранительно-бережное отношение к природе. | Если бы вы оказались в Южной Америке ( Северной Америке). что бы вы могли увидеть? |
3. | «Путешествие на Северный полюс»Программное содержание:Познакомить детей с Северным полюс ом(природа, животный и растительный мир, погода). Формирование адекватно природно-образных представлений о внешних и внутренних взаимосвязях. учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку. Прививать любовь к красоте нашей Земли. | Игра «Я еду на Север». Если бы вы оказались на Северном полюсе что бы вы могли увидеть? Моделирование маленькими человечками |
4. | Зимушка – хрустальная. Программное содержание:
| Фантазирование: «Ты попал в Царство Мороза!» «Дед Тепла – каким ты его представляешь». |
Январь
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Степь и ее обитатели Программное содержание:
Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. | Моделирование растений. Путешествие животных. |
2. | Горы Программное содержание:
Воспитывать желание заботиться о нашей Земле. | Придумай, как изменить ситуацию в горах. |
3. | «Путешествие в смешанный лес». Программное содержание:
Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе | Что бы увидели в смешанном лесу, если бы вы туда попали? Придумывание фантастического животного. Если вырубить весь лес? |
Февраль
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Домашние птицы Программное содержание:
| Д. игра «Хорошо – плохо». «Чудесная птица» – какие полезные части можно взять от разных птиц. |
2. | Дикие птицы. Программное содержание:
| Придумай фантастическое лесное государство , в котором живут необычные виды птиц. |
3. | Царство грибов. Программное содержание:
| Моделирование растений. Придумай необычное грибное царство. |
4. | Российская армия. Цель:
| Каким ты видишь армию будущего? |
Март
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Моя родословная . Программное содержание:
Воспитывать любовь к своей семье и родственникам. | Придумывание фантастического древа , для своей семьи. |
2. | Лекарственные растения. Программное содержание:
| Что было бы, если бы исчезли растения? Моделирование растений. |
3. | «Весна в степи» Программное содержание: Закрепить знания детей о весне в степи, её признаках, приметах, погоде. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Осознание у ребёнка себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде. | Игра «Хорошо – плохо». Какой ты представляешь себе царицу весну в степи? |
4. | «Вода и ее свойства» Программное содержание:
| Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними. Моделирование маленькими человечками состояний воды. |
Апрель
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | «Австралии, Антарктида, Америка» Программное содержание: Расширять и закреплять знания детей о флоре и фауне Австралии, Антарктиды, Америки,многообразии и красоты природы разных стран, людях, населяющих Австралию, Антарктиду, Америку.
Воспитывать уважительное отношение к разным странам. | Структурный подход. Классификация представителей флоры и фауны Австралии, Антарктиды, Америки. |
2. | «Если хочешь быть здоров» Программное содержание:
Воспитывать у детей – самоценность. | Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. |
3. | Огонь – друг, огонь – враг. Программное содержание:
| Что будет, если пропадет огонь? |
4. | Праздник «Встреча птицы вороны» Цель: Познакомить детей с историей, старинными традициями, с её обрядами и обычаями народа ханты и манси Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления.
| Придумай праздник. |
Май
№ занятия | Тема, программное содержание занятия | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии |
1. | Правила дорожные детям знать положено Программное содержание:
| «Если бы исчезли правила дорожного движения или бы их не соблюдали». |
2. | Звездное небо. Программное содержание:
Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания. | Придумай звезду. Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел? |
3. | Старичок-годовичок. Программное содержание:Закреплять знания детей о временах года (признаки, предметы, погода, как одеваются люди).
| Придумай сказку про двенадцать месяцев. Встреча двенадцати месяцев одновременно, к чему бы это привело? |
Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. Ребѐнок будет больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, научится ломать привычные рамки банальности, приобретѐт оригинальный склад мышления.
Диагностический блок
Цель: диагностика особенностей развития творческих способностей дошкольников, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Задачи:
- Диагностировать уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Проанализировать результаты работы
- Разработать систему занятий направленную на улучшение оригинальности воображения.
№ | Название шкалы | Автор | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
Круги | Е.М. Торшилова, Т.В.Морозова | уровнь развития творческих способностей детей | Личностные особенности испытуемых; уровень развития творческих способностей | |
Дорисовывание фигур | Е.М. Торшилова, Т.В.Морозова | степень оригинальности воображения |
Оценочный блок
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки (оценка эффективности проведенной коррекционной работы).
Используются методы диагностического блока, прослеживаются изменения по всем параметрам (внешнее проявление неуверенности, изменения по тестовым данным, по отзывам родителей и воспитателей, по повышению статуса в группе).
Несмотря на то, что проведенная контрольная диагностика еще не получила качественной обработки, уже полученные количественные данные позволяют сделать вывод о том, что творческие способности дошкольников заметно улучшились.
Таким образом, необходимо создавать благоприятные условия для творчества детей, расширять их кругозор и реальный жизненный опыт. Чем больше ребенок увидел, услышал и пережил, чем большим опытом он располагает, и тем богаче становится его воображение.
Кроме того, большое внимание необходимо уделять специально организованной работе по развитию творческого воображения в дошкольном возрасте. Так как воображение помогает освободиться от инерции мышления, раздвигает горизонты видения, усиливает интеллектуальные и творческие возможности, которые умножаются, если человек научился пользоваться своей фантазией. И как показывает практика именно ТРИЗ (теория изобретательских задач) является тем удивительным способом не только развивать и вести, за собой воображение, но и давать ребенку свободно самовыражаться. ТРИЗ - это не сборник отдельных приемов, действий, а метод, посредством, которого можно решить многие задачи, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.
Литература:
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2005
- Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – РнД: Феникс, 2004
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Спб, 2006
- Зайка Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии.-1993. - №2. С.15-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры
Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.Г.С.Альтш...
Конспекты занятий с использованием программы ТРИЗ
В конспектах по темам "Фрукты", "Овощи" в начале занятий даются игровые упражнения по системе ТРИЗ, развивающие у детей логическое мышление, связную речь....
Рабочая программа «ТРИЗ для дошкольников».
Рабочая программа «ТРИЗ для дошкольников» — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Внедрение рабочей программы не заменять...
Рабочая программа :"ТРИЗ для дошкольников "(5-7 лет)
Программа «ТРИЗ для дошкольников» Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разл...
Рабочая программа "ТРИЗ для дошкольников"
Программа определяет широкий спектр содержания работы с детьми старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает проведение образовательной деятельности по развитию творческих способносте...
Рабочая программа «ТРИЗ для дошкольников»
Рабочая программа по дополнительному образованию «ТРИЗ для дошкольников 3 лет»Рабочая программа по дополнительному образованию «ТРИЗ для дошкольников 4-6 лет»Рабочая ...
Аналитическая справка про программе " Триз для дошкольников"
Аналитическая справка по работе с детьми старшей группы «Росинка»По Дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программе«ТРИЗ для дошкольников» (первый год обучения)В...