программа
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Программа
«Ознакомление детей дошкольного возраста с основами экономики»
Исполнитель: воспитатель
Хизбуллина М.М.
Югорск
Содержание.
Введение
1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Формирование нравственных представлений; дошкольников в процессе экономического воспитания;
1.2. Трудовое воспитание в системе экономического образования;
1.З. Формы и методы экономического воспитания;
1.4. Экономическое воспитание дошкольников посредством использования сказок.
2. Проектная деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики:
2.1. Реализация образовательного проекта по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики
2.2. Материально — техническое обеспечение реализации проекта по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Когда следует начать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Приобщение ребенка к миру экономической действительности одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в ХХІ веке — веке сложных социальных экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Конечно, ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он дает свои первые шаги в мире экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях и по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Получая знания о разнообразии и мире ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи второстепенного развития личности.
Обучение детей дошкольного возраста экономической культуре преследует цель более полного развития творческого потенциала каждого ребенка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы, выходить из заданных ситуаций.
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании детей дошкольного возраста?
В процессе работы были изучены специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б.Эльконин).
Как справедливо отмечает С.А.Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания? К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Таким образом, авторы единодушны в том, что непрерывное социально-экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.
Однако в теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия:
1. Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, , которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.
2. Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей и молодежи, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.
З.Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.
Кроме того, особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.
Данные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каково влияние
экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования процесс усвоения детьми экономических представлений.
Предмет исследования — игры (сюжетно - ролевые), сказки (народные, авторские) как средство формирования начал экономического мышления у дошкольников.
Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
- Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание»,
«экономическая культура».
2.0пределить содержание и средства экономического воспитания.
З.Разработать проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
4.Разработать систему экономического просвещения родителей.
1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь» (Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / СА. Козлова, НК. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. СА. Козловой. М.: Изд. центр «Академия», 2002., с. 91).
В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально - правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5., с. 56). Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.
Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение, Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает АС. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин АС. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд.центр «Академия», 2000).
Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).
Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997., с. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сенситивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.
Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.
1.2. Трудовое воспитание в системе экономического образования.
Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др. (Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / СА. Козлова, НК. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. СА. Козловой. М.: Изд. центр «Академия», 2002; Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989), чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.
В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Н.А. Короткова (Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2001. № 11. С. 29—39) отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметнооформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). При этом воспитателю необходимо перейти от обязывающее регламентирующих к более свободным, непринужденным отношениям с детьми и одновременно подобрать интересные по содержанию материалы, которыми можно привлечь и удержать внимание детей. Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).
В заключение еще раз отметим, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.
1.3. Формы и методы экономического воспитания
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.
Основная форма обучения игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В таких играх как «Ателье для маленьких красавиц», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Одной из форм познавательно игровой деятельности является игровая тематическая ситуация. Так, экономическим содержанием обогащаются игровые ситуации по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. В процессе таких ситуаций («Город-завод», «Трудовой день города» и др.) новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются разные виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) — это своего рода праздники — яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью в различные интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов). Разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют взглянуть по новому на известные сюжеты — А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К.Чуковского «Муха-цокотуха» и др. вызывают особый интерес у детей. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
Участники развлечений и вечером досуга — дети и взрослые, все вместе решают познавательные практические, игровые задачи, используя разные способы и средства (моделирование, экспериментирование и пр.). Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминов, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовать их в различных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
1.4. Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др.(ВЛ. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, АД. Кошелева, А. Удовенко, ОН. Сомкова, О.В. Акулова и др.). Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказки множество функций:
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
- помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.
Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (ОС. Ушакова, НВ. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (НА. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.). Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Копосовой, РС. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей. Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую — экономическую — сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
- разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.
Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (ИВ. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, ОН. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.
Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:
- использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
- организация комплексной работы со сказкой;
- создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения; о сказки, отражающие труд людей;
- сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;
- сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.
2. Проектная деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики.
Для реализации поставленных целей и задач был разработан проект по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, взаимодействие с социумом (работники магазина)
Цель: активировать мышление в процессе разрешения специально создаваемых проблемных экономических ситуаций
Задачи:
1. Иметь представление:
- о различных потребностях и в чем они заключаются;
- об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;
- о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку;
- о производителях, различных профессиях, специальностях, о том, как их получают;
- об обмене товарами и услугами, о деньгах и их назначении;
- об экономике.
2. Знать:
- о правилах и нормах жизни в детских учреждениях;
- об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.
З. Уметь.
- делать простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена; выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений;
составлять небольшой рассказ на заданную тему, самостоятельно и последовательно пересказывать содержание рассказа на экономическую тему, ставить небольшой спектакль (с помощью воспитателя).
Предварительная работа:
- Выяснить с детьми, в чем именно заключается потребность человека, откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги; ознакомление детей с различными видами ресурсов (природные, капитальные, человеческие) и способами их применения;
- включать в работу по математическому развитию (образовательная область «Познание») простейшие подсчеты (хватит ли, больше - меньше);
Знакомство с литературой на экономические темы (образовательная область «Чтение художественной литературы»), с развитием умения анализировать произведение и делать выводы: В.Маяковский «Кем быть?», А.Н.Толстой «Приключение Буратино», В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Сутеев «Умелые руки», гр. Остер «Вредные советы», В.Костаев «Дудочка и кувшинчик», р.н.с. «Морозко», АС. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Пермяк «для чего руки нужны», Э.Успенский «Дядя Федор, Кот и Пес» и др.
- проектная деятельность экономическому развитию совместно с родителями.
Интеграция с другими образовательными областями
«Коммуникация» умение рассказать, объяснить, доказать, выделить главное, сформулировать свое мнение, придумывание ситуации.
«Художественное творчество» — рисование, аппликации, изготовление альбомов, просмотр иллюстраций к художественным произведениям.
«Познание» — представление о множестве, понимание терминов «больше меньше», «на сколько больше - на сколько меньше», «хватит ли», решение задач с деньгами; взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа; денежные единицы разных стран; экскурсии в магазины; уход за животными и птицами; чтение художественной литературы.
Комплексно-тематическое планирование
Тема | Месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Задачи | |||||
Потребности | Сентябрь | «Что такое экономика» | Познакомить детей с понятием «Что такое экономика», что значит соблюдать 12 правил экономики | |||||
«Золотые правила экономики» | Познакомить детей с понятиями «экономика», «экономисты», понять помочь и закрепить основные правила экономики. Воспитывать интерес к экономике, честность, трудолюбие | |||||||
«Потребности человека» | Путем рассуждений и игровых ситуаций ввести понятие «потребности человека» | |||||||
«Потребности животных» | Закрепить знание детей о потребностях человека, путем рассуждений и проблемных ситуаций, ввести понятие «потребности животных» | |||||||
Октябрь | «Какие бывают товары и услуги» | Дать понятие слов «товары» и «услуги». Повторить профессии людей и соотнести их с тем, что они производят | ||||||
«Потребности и возможности моей семьи» | Составление рассказа «моя семья», где дети уточняют о потребностях семьи, а так же о их возможностях | |||||||
«О заботе и дружбе» | Создание игровой ситуации «выручи товарища», изготовление игрушек для малышей | |||||||
«Потребности растений» | Познакомить детей с потребностями растений через длительный опыт | |||||||
Производители и ресурсы | Ноябрь | «Природа и рукотворный мир» | Закрепить понятие «природа», подвести детей к пониманию того, что одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми. Создание рекламы «лесные ресурс» | |||||
«Кому спасибо говорим» (природные ресурсы) | Расширить представления детей о разнообразии природных ресурсов и способов их использования. Конкурс рекламы «Лесные ресурсы» | |||||||
«Кто производит товар» (о производителях товаров и услуг) | Познакомить детей с производителями товаров и услуг; показать взаимосвязь потребления и производства, потребление и услуг | |||||||
«Машины, оборудование инструменты, приборы» (капитальные ресурсы) | Расширить знания детей о технике и ее роли в жизни человека; закрепить понятие «Капитальные ресурсы», развивать технологический кругозор | |||||||
Декабрь | КВН «Средства передвижения» (капитальные ресурсы) | Помочь освоить систему элементарных знаний О современной технике, сгруппировать по среде передвижения; водный, воздушный, наземный, космический, развивать технический кругозор и уважение к людям труда | ||||||
«Цепочка производителей» | Дать детям представления о том, что в предметы, окружающие их вложен труд многих людей, учить ценить и уважать труд людей | |||||||
Экономическая викторина «Что, где, когда» | Закрепление системы знаний по теме «Производители и ресурсы»; закрепление вычислительных операций, решение задач | |||||||
Ограниченность ресурсов | Декабрь | «Ограниченность ресурсов, или что мы выбираем» | Чтение произведений В.Катаева «Цветик- семицветик», театрализация этого произведения, дать детям сделать свой выбор желаний. | |||||
Январь | «Выбор. Цена выбора» | Сформировать у детей разумное отношение к ситуации выбора; дать представление о цене выбора | ||||||
Обмен и деньги. Спрос и предложение. Цена | Январь | «Натуральный обмен. Бартер» | Ввести в активный и пассивный словарь детей экономические понятия «натуральный обмен», «бартер», расширить представление детей о жизни древних людей | |||||
«Какие бывают деньги» | Дать представление о том, что деньги универсальное и удобное средство обмена, познакомить с денежными единицами различных государств | |||||||
«Рынок. Где и что покупают» (природные ресурсы) | Дать представление о рынке как об обмене товарами и услугами между продавцами и покупателями, научить определять универсальные и специализированные магазины | |||||||
февраль | «Цена. Знаешь ли ты цены?» | Выяснить представления детей о ценах на отдельные товары, с которыми они встречаются в повседневной жизни, познакомить детей с понятием «цена» | ||||||
«От чего зависит цена?» | Сформировать представление о влиянии разных условий на величину цены | |||||||
«Зачем людям деньги? Семейный бюджет» | Научить выделять главное направление использования денег людьми, дать понятие о семейных доходах и расходах, семейном бюджете | |||||||
«Экскурсия в Магазин «Школьник» Праздник первой покупки» | В магазине сделать покупку на 10 рублей, соблюдая культуру поведения в общественных местах. Самостоятельно изучать цены и распределить их на свою покупку | |||||||
Март | «Обмен и деньги» | Закрепить в практической ситуации представление детей о деньгах как универсальном средстве обмена, воспитывать культуру поведения в общественных местах, закрепить правила общения покупателя и продавца | ||||||
Викторина «Рынок. Цена» | Закрепить представления детей о деньгах, как универсальном средстве обмена, выяснить знания детей о спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами, учить работать командой, сопереживать, находить коллективных ответ путем обсуждения | |||||||
Мой проект «Фирменный знак» | Составление рассказов на тему: «Чему я могу научить других детей» | |||||||
Мой проект «Маркетинг» изучение спроса и предложения | Рисование своего фирменного знака, реклама своего товара | |||||||
Апрель | Мой проект «Реклама» | |||||||
Деловая игра «Защита моего проекта» (З занятия) | Представление детьми своей фирмы, рекламой своего товара | с | ||||||
Май | КВН «Путешествие по стране экономики» | Закрепление экономических знаний детей |
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний подготовлен перечень народных и авторских сказок:
- Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».
- Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».
З. Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело». Авторских: В Катаев «Дудочка и кувшинчик».
- Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво».
- Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»
- Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Особое внимание отводится работе с родителями. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Проведенное нами анкетирование показало, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики. Были выработаны некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.
К ним относятся:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях; организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
З.Материально техническое обеспечение реализации проекта по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики.
Примерный перечень оборудования для учебно-материального обеспечения
№ п\п | Направление развития ребенка | Наименование оборудования | Количество на группу | тип оборудования | ||
1 | Познавательно- речевое развитие | Простые весы | 1 | |||
2 | Набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов | 1 | ||||
З | Муляжи фруктов и овощей | 2 | ||||
4 | Набор продуктов | 1 | ||||
5 | Набор разрезных хлебопродуктов с разделочной доской | 1 | ||||
6 | Телефон | 2 | ||||
7 | Набор, в игровой форме демонстрирующий влияние техники на окружающую природу | 1 | ||||
8 | Набор для демонстрации в игровой форме видов загрязнения окружающей природы в городе | 1 | ||||
9 | Набор для демонстрации в игровой форме макета экологически чистого го ода | |||||
Конструктор с пластиковыми элементами с изображениями частей тела, лица, элементов одежды для создания фигурок, выражающих различными эмоции | 1 | |||||
11 | Конструктор с элементами в виде различных частей тела необычных конфигурации для создания фантастических животных | 1 | ||||
12 | Первые механизмы | 2 | ||||
13 | Первые конструкции | 2 | ||||
14 | Ферма | 2 | ||||
15 | Космос и авиация | 2 | ||||
16 | Железная дорога | 2 | ||||
17 | Конструктор с набором элементов по теме «Стройка» | 1 | ||||
18 | Конструктор с набором элементов по теме «Ферма» | 1 | ||||
19 | Конструктор со средними магнитными элементами двух видов | 1 | ||||
20 | Конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «Счет», «Расположение», «Эмоции», «Движение» | 1 | ||||
21 | Пластмассовый конструктор с деталями разных конфигурации и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов одного типа для создания действующих моделей механизмов | 2 | ||||
22 | Го одские жители | 2 | Игрушки - персонажи | |||
23 | Дикие животные | 2 | ||||
Набор фигурок домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями | 1 | |||||
25 | Познавательно -речевое развитие | Набор фигурок животных леса с реалистическими изображением и пропорциями | 1 | |||
26 | Набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и пропорциями | 1 | ||||
27 | Комплект книг для старшей группы | 1 | ||||
28 | Социально – личностное развитие | Игровой детский домик | 1 | Полифункциональные материалы | ||
29 | Комплект игровой мягкой мебели | 1 | ||||
30 | Кукла в одежде | 5 | Игрушки - персонажы | |||
Кукла-младенец среднего размера в одежде | 2 | |||||
32 | Куклы-младенцы разных рас и с гендерными признаками | 2 | ||||
33 | Куклы-карапузы разных рас и с гендерными признаками | 4 | ||||
34 | Набор фигурок людей представителей различных профессий | 1 | ||||
35 | Набор фигурок людей с ограниченными возможностями | 1 | ||||
36 | Набор фигурок людей трех поколений с характерными чертами представителей различных рас | 1 | ||||
37 | Служебные автомобили различного назначения | 8 | ||||
38 | Комплект транспортных средств | 1 | ||||
39 | Годовые, легковые автомобили | 6 | ||||
40 | Комплекты одежды для кукол младенцев | 2 | ||||
42 | Социально – личностное развитие | Комплекты одежды для кукол - карапузов | 4 | Игрушки - предметы | ||
43 | Коляска крупногабаритная. Соразмерная росту ребенка | |||||
44 | Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике | 1 | ||||
45 | Набор инструментов парикмахера в чемоданчике | 1 | ||||
46 | Комплект кухонной посуды для игры с куклой | 1 | ||||
47 | Комплект столовой посуды для игры с куклой | 1 | ||||
48 | Столик или тележка для ухода за куклой | 1 | Макеты игрового пространства | |||
49 | Дом для кукол с мебелью, посудой, семьей кукол | 1 | ||||
50 | Комплект приборов домашнего обихода | 1 | ||||
51 | Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для олевой игры «Магазин» | 1 | ||||
52 | Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Поликлиника» | 1 | ||||
53 | Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская» | 1 | ||||
54 | Игровой модуль «Мастерская» (соразмерная росту ребенка) с инструментами | 1 | ||||
55 | Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами | 1 | ||||
56 | Тематический игровой набор с мелкими персонажами. Тип 1 | 1 | ||||
57 | Тематический игровой набор с мелкими персонажами. Тип 2 | 1 | ||||
58 | Тематический игровой набор с мелкими персонажами. Тип З | 1 | ||||
59 | Тематический игровой набор с мелкими персонажами. Тип 4 | 1 | ||||
60 | Напольный коврик по теме «Дорожное движение» со схематичным изображением населенного пункта, включая улица с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт | 1 | Образно-символический материал | |||
61 | Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение» | 1 | ||||
62 | Комплект по патриотическому воспитанию. Выпуск 2 | 1 | ||||
63 | Конструктор с элементами городского пейзажа и фигурками жителей | 1 | Конструктор | |||
Конструктор с элементами в виде транспортных средств, строений, фигурок людей | 1 | Строительный материал | ||||
65 | Комплект демонстрационного материала по теме «Знаменитые люди России» | 1 | Нормативно-знаковый материал | |||
66 | Социально – личностное развитие | Набор перчаточных кукол к сказкам | 3 | Игрушки - персонажи | ||
67 | Кукла шагающая | 8 | ||||
68 | Наборы пальчиковых кукол к сказкам | 2 | ||||
69 | Подставка для пе чаточных к кол | 3 | Вспомогательный материал | |||
70 | Ширма для кукольного театра настольная | 1 | ||||
71 | Ширма трехсекционная трансформируемая | 1 | ||||
72 | Подставка для пальчиковых кукол | 2 | ||||
73 | Художественно-эстетическое развитие | Комплект костюмов — накидок для ролевых игр по профессиями | 1 | Атрибут ролевой игры | ||
74 | Автоматизированное рабочее место воспитателя на базе моноблока | |||||
ИКТ - технологии. Наиболее целесообразно их использование в игровых компьютерных комплексах, создаваемых не в каждой старшей или подготовительной к школе группе, а в отдельном помещении: один комплекс на детский сад | ||||||
75 | Акустическая система | |||||
76 | Система голосования | |||||
77 | Интерактивная система | |||||
78 | Устройство для хранения и переноса информации высокой емкости | |||||
79 | Многофункциональное устройство лазерное с набором расходных материалов | |||||
80 | Коробка для хранения деталей конструктора (набор) | 1 | Вспомогательный материал | |||
81 | Контейнеры большие напольные для хранения игрушек (с колесами, располагающиеся один на др ом | 6 | ||||
82 | Контейнеры для хранения мелких игрушек | 12 |
Заключение
Данный проект по экономическому воспитанию является тематическими, а по срокам реализации долгосрочным.
По типу этот проект является информационно-практикоориентированным, т.е. собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформляют газеты, рекламы, рисунки).
Проект осуществлялся по интегрированному принципу в форме специально организованных видах деятельности:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально — художественной, чтения (организованная образовательная деятельность); образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации данного проекта.
Занятия по данному проекту планируются проводиться один раз в неделю в различных формах: игра-путешествие, игра-соревнование, беседы, викторины, КВН экскурсии и другие формы. Освоение материала должно проходить при помощи многочисленных средств, методов, приемов.
Важный элемент почти всех занятий - игровая импровизация.
При знакомстве с экономикой предусмотрено введение игрового персонаж гном Эконом. Было создано экономическое дерево с экономическими словами. Нами были изготовлены игры по данному проекту: «Магазин», «Накорми животное», «Живое неживое», «Все работы хороши». Запланировано приобретение дидактических игр на экономическую тематику: «Миллионер», «Отель», «Моя первая покупка», «Найди евро», «Корпус планетологов», «По щучьему велению», «Чьи детеныши».
Дети совместно с родителями будут принимать участие в конкурсе «Рекламы», в защите своего проекта «Фирменный знак», «Создали альбом», «Реклама — двигатель торговли».
Знания о профессиях родителей найдут отражение в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Парикмахерская», «Школа», «Почта», «Типография», «Театр» и т.д.
Обучение экономической культуре не должно сводиться к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Главное — это стремление к более полному развитию творческого потенциала каждого ребенка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы, выходить из данных ситуаций.
Я думаю, что реализация данного проекта позволит дать детям элементарные экономические знания, которыми можно воспользоваться в будущем.
Список использованной литературы
- Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.
- Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. — М.: Педагогика, 1976.
З. Дошкольная педагогика. Под ред. Логинова В.И., Саморукова П.Г., В 2-х ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1998.
- Детский экономический словарь / Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.
- Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела: Пер. с англ.м., 1996.
- Игра и дошкольник. Развитие у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Под ред. Бабаевой Т.И. СЛ. 2004.
- Козлова СА. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998. Т.д. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
- Козлова С.А., Куликова Т,А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений.-2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Академия, 2000
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999
10.Липсиц ИВ. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М., 1992.
11.Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Сост. Л.В.Русскова.-М.: Просвещение, 1986.
12.Михайленко Н.Я., Короткова НА. Как играть с ребенком. — М.: Педагогика, 1990.
13.Методическое пособие «Концепция дошкольного воспитания. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»
14.Раизберг Б. А., Прутченко А. С. Учебная программа по экономике (для
1— 11-го классов). М., 2004.
15.Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 2009.
15.Сасова И.А., Аменд АО. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. ВК. Розова. М., 2006.
16.Сборник материалов по рекламной деятельности. М., 2005.
- Сендж Ч., Фрайбургер В., Рот- цол К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. М.,1989.
- Смолнцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие. — С.П.б.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002.
- «Современные педагогические технологии и концепции воспитания»/Сост. Гатченко Т.Г.-Екатеринбург, ИРРО, 2006.
20.Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества: Пер. с англ. М., 2002.
21. Чернер СЛ., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики. М., 1997.
22.Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?
//Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
23 Шатова АД- Дошкольник и... экономика // Обруч. 1999. № 1.
24.Шатова АД- Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.
25. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.
Приложение
Пословицы и поговорки
Дружба и забота
Без друга в жизни туго.
Нет друга ищи, а нашел — береги.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Друг дороже денег.
Сам не пропадай и товарищей выручай.
Здоровье
Лучше быть здоровым, чем богатым и больным.
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Здоров будешь — все добудешь.
Здоровью цены нет.
Ум да здоровье дороже всего
Копейка рубль бережет.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Без денег — бездельник.
Без копейки рубля нет.
Был ум, будет и рубль, а не будет ума, не будет и рубля.
Трудолюбие
Маленькое дело лучше всякого безделья.
Хорошо живёт тот, кто работает и учится.
Всякому нужен и обед и ужин.
В труде рождаются герои.
Без труда нет плода.
Без труда нет добра.
Всякому молодцу ремесло к лицу. Была бы охота, а работа найдется.
Экономические загадки
Возьми ты первую из нот, Затем добавь к ней слово «ход», Получишь то, о чем мечтает
Любой, кто бизнес начинает.
(доход)
Тимофей носки связал
И на рынке их продал Дешевле, чем стоят нитки.
Получил одни.. . . .
(убытки)
Чтоб продукты потреблять
В платьях ярких щеголять, Чтоб вкусно есть и пить,
Надо все это..
(купить)
Угадай, кто то зовется,
Что за деньги продается.
Это — не чудесный дар,
А просто-напросто.....
(товар)
По горизонтали:
1. Учреждение, в котором хранятся деньги. 2.Информация, которая помогает продать и купить товар. З. То, что продается или покупается. 4. Чем измеряется цена товара.
По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...