Мудрость русской культуры в воспитании ребенка
статья на тему
Статья о воспитании в русских народных традициях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudrost_russkoy_kultury_v_vospitanii.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУДРОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ
Статью подготовила Богачёва Васса Ваисовна,
воспитатель ГБОУ «Школа№ 842»
Дошкольное детство, пожалуй, главная ступень в развитии личности ребенка, которую нельзя переступить. Она подобна фундаменту у домика, а домик это маленький человечек – ребенок.
Существует множество способов заложить этот фундамент, но есть один единственный, который закладывается на духовном уровне. Я говорю, о русской традиционной культуре, которая как - то стала забываться в последнее время, что очень огорчает.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.
Фольклор используется воспитателем каждого детского садика на мой взгляд. Ведь именно традиции, которые закладывались столетиями, помогают во всестороннем развитии ребенка.
Когда малыш приходит в садик наступает этот тяжелый период адаптации к новым условиям, всегда на помощь воспитателю приходят потешки.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Так же когда малыш знакомится с ребятками, воспитателю для создания благоприятной обстановки незаменимо помогает русское народное творчество.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Люшеньки, люли!
Люшеньки, люли!
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
На коня садился,
Конь под ним бодрился;
Он по лугу едет,
Луга зеленеют.
К садам подъезжает,
Сады расцветают.
К дому подъезжает,
Красны девицы встречают.
Девицы встречают,
В терем приглашают.
И как не странно иногда такие стихи вызывают смех у детей, но в садике, где используется фольклор во всех сферах деятельности, этот смех не как усмешка звучит от детей, а именно как радость, которые такие простые слова, дарят детям.
В детском сад с этнокультурным русским компонентом № 2096, в котором мне посчастливилось работать, фольклор смысл жизни. Ведь мы его применяем во всем, чем занимаемся с детьми.
Утром перед завтраком умываются ребятки, слышат голос воспитателя:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Накрывают на стол утром воспитатель и помощник воспитателя и приговаривают
Сорока - белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!
***
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
В игровой деятельности ребенка тоже главным атрибутом воспитателя является фольклор, ведь на прогулке мы тоже используем русские народные стихи, игры:
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи
Заинька, подбодрись.
Серенький, подбодрись.
Вот так, вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись,
Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!
Готовясь ко сну в детском саду также используем колыбельные, которые помогают ребенку успокоиться, настроиться на благоприятный сон, а самое, наверное, важное что сон спокойный, и крепкий, даже не смотря на то что он длится всего пару часов.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим
***
Спи, зайчонок-заинька,
Зверушонок маленький.
У какая зюзика,
Маленькая пузика.
Там за речкою мосток.
Лапа-тапа-точки
Топ-топ топ.
Ухи-ухи -лапатухи.
Понаевшиеся брюхи.
Через речку мостик,
там пушистый хвостик.
И зайчонок - егоза,
Удивленные глаза.
После тихого часа, воспитатель приводит деток в порядок, чтобы они были чистыми и опрятными, делает девочкам прически и здесь тоже помогают потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Фольклор в жизни воспитателя является основоположником доброжелательных отношений с ребенком, настраивает его на позитивное отношение к окружающим, к воспитателю. Помогает детям понимать воспитателя, слушаться его. Ведь когда воспитатель не криком, а потешкой или стишком, пословицей или поговоркой привлекает внимание детей, то и они к нему тянуться быстрее. Быстрее осознают что делают, и понимают, правильно ли они сделали.
Такая работа воспитателя неоценима детьми, неоценима родителями, она ценится самим воспитателем, только за то что, русские традиции идут из души, от сердца. Ведь каждый ребеночек западает в сердце любого воспитателя, и его е возможно «выкинуть» из сердца, так же как традиции русского народа, которые живут в каждой русской душе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"мудрость и культура наших предков в духовном развитии детей"
народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия иявляется основой для формирования духовного мира человека и его нравственности...
"мудрость и культура наших предков в духовном развитии детей"
народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия иявляется основой для формирования духовного мира человека и его нравственности...
Консультация для родителей "Народная мудрость о важности воспитания ребенка"
Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - ...
Модель организации педагогической работы по патриотическому воспитанию ребенка в комнате русского быта «Русская изба»
Представлены основные направления работы в рамках образовательной программы дошкольного образования ДОУ, расписание образовательной деятельности в "Русской избе" на неделю....
Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...
Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста «Пчёлки» по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Дорога в волшебный мир русских традиций» Приобщение к истокам русской культуры.
Цель: Знакомство с русскими народными играми и потешками, через русскую сказку «Репка».Задачи:Обучающие: обогащать кругозор детей и развивать их эмоциональный потенциал;Развивающие: развив...
Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"
21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...