Дидактическое обеспечение образовательной деятельности в детском саду.
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

В данной статье представлен примерный список развивающей музыкальной среды во всех возрастных группах детского сада. Материал будет полезен для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое обеспечение образовательной

деятельности в детском саду.

 Развивающая музыкально-образовательная среда

в группе раннего возраста (примерный перечень)

1. Альбомы с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях.

2.  Фонотека с записью детских песен («Музыкальные сказки», «Колыбельные», «Фоновая музыка», «Любимые песни детей»).

4. Магнитофон (вне доступности детей).

5.  Неозвученные игрушки: балалайки, пианино, гармошки т.д.

6.  Музыкальные инструменты – игрушки контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения:  пищалки  погремушки, барабан, бубен, металлофон (закрепленный вертикально), колокольчики, музыкальные молоточки, шарманка.

7. «Волшебный сундучок» (элементы ряжения, платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы и т.п.)

       Развивающая музыкально-образовательная среда

в младшей группе (примерный перечень).

1. Альбомы с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях.

2.  Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи: «Музыка для слушания», «Песенный  репертуар», «Потанцуем, поиграем», «Музыкотерапия», «Музыкальные сказки», «Колыбельные»,  «Фоновая музыка», «Любимые песни детей»).

4. Магнитофон (вне доступности детей).

5.  Неозвученные игрушки: балалайки, пианино, гармошки т.д.

6.  Музыкальные инструменты – игрушки контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения:

пищалки,  погремушки, барабан, бубен, металлофон (закрепленный вертикально), колокольчики, музыкальные молоточки, шарманка, дудочка (в пакете).

7. Два куба: пение, движение.

8. Музыкальная лесенка из трех ступеней с набором игрушек.

9.  «Чудесный круг» с вертящейся стрелкой, в секторах которого представлено содержание знакомых детям песен.

10. «Волшебный сундучок» (элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п.)

Развивающая музыкально-образовательная среда

в средней группе (примерный перечень).

1. Альбом (книга) с картинками (образами, сюжетами) к песням, выученным на музыкальных занятиях.

2. Фланелеграф: с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта; фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью ритмические рисунки  (например: петушки большие и маленькие для песни “Петушок”, солнышки – для песни “Солнышко», шары,  флажки, елочки, самолеты и т. д.).

3. Магнитофон, проигрыватель (не в доступе детям).

4. Фонотека песен: (выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время)

«Музыка для слушания», «Песенный  репертуар», «Потанцуем, поиграем», «Музыкотерапия», «Музыкальные сказки», «Колыбельные»,  «Фоновая музыка», «Любимые песни детей».

5. Три-четыре музыкальных куба (слушание, пение, движение, музыкальные инструменты).

6. Музыкально-дидактические игры:

  • на развитие звуковысотного слуха - “Птица и птенчики»
  • на развитие ритмического слуха - “Кто как идёт?»
  • на развитие динамического слуха – «Тихо – громко)
  • на развитие тембрового слуха - «Угадай на чём играю»

7. “Музыкальная лесенка” 3-5 ступеней с набором игрушек.

8. Плоскостные неозвученные игрушки: клавиатура, 2 балалайки,

2 гармошки.

9. Металлофон (закреплен вертикально).

10. Игрушки-инструменты: погремушки, деревянные ложки, барабаны, бубен, ритмические кубики, колокольчики, дудочка (в пакете

11. «Волшебный сундучок» (элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п.

           Развивающая музыкально-образовательная среда

в старшей группе (примерный перечень).

 Музыкальный мини-центр в группе оформлен в виде: модуля (створки могут раскрываться и закрываться), «Гостиной», «Салона» и т.д.

  В нем представлены:

І. Блок пособий, побуждающих к развитию восприятия музыки.

1. Магнитофон (в доступе детей).

2. Фонотека: кассеты с записями: «Музыка для слушания», «Песенный репертуар», «Потанцуем, поиграем»,  «Музыкотерапия», «Музыкальные сказки», «Колыбельные», «Фоновая музыка», «Любимые песни детей».

3. Музыкальные инструменты: барабан, металлофон (прикреплен вертикально), колокольчики, маракасы,  гармонь, балалайка.

4.  Музыкально-дидактические игры:

-  На развитие звуковысотного  слуха:  «Труба», «Где мои детки»

   На развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учись танцевать»

   На развитие тембрового слуха:  «Угадай на чём играю»

   На развитие динамического слуха: «Звенящие колокольчики», «Громко, тихо           запоём.

  На развитие музыкальной памяти:  «Узнай песенку по звукам», «Времена года»

  5. Детские музыкальные игрушки – самоделки: погремушки (баночки, коробочки с наполнителями), колокольчики,  кубики, палочки, ключики на вешалке, варежки с нашитыми пуговицами,  шумелки и т.п.

6. Файловые папки: «Муз. инструменты», «Композиторы», «Азбука  эмоций»

ІІ. Блок пособий, побуждающий к детской исполнительской деятельности.

1. Четыре куба: пение, слушание, движения (знакомые детям), музыкальные инструменты (знакомые детям, на которых они могут играть).

2. Музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, ложки, погремушки, гармошки, треугольники и т.п.    (дети осваивают игру на них).

3. Дидактические пособия:

- нотный стан - фланелеграф: ноты, полоски длинные и короткие; кружки (большие, маленькие)

   - «передвижка» с пуговицами (маленькие – вверху, большие - внизу, натянутые на вертикальные лески);

-“Музыкальная лесенка” – 5 и 8 ступенная;

ІІІ. Блок пособий, побуждающих к музыкально-творческой деятельности

1. Неозвученные: 2 балалайки, 2 клавиатуры с нотами, 2 гармошки, 2 скрипки.

2. Элементы ряженья: косынки, платочки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек, шарфы и т.п.

3. Альбомы картинками  к песням, которые поют дети (с ритмическим рисунком песни), начиная с песен, выученных в первой младшей группе.

4. Атрибуты для инсценирования песен, игр, танцев.

5. Игрушечный микрофон

Развивающая музыкально-образовательная среда

в подготовительной группе (примерный перечень).

 Музыкальный мини-центр в группе оформлен в виде: модуля (створки могут раскрываться и закрываться), музыкальной библиотеки, музыкального музея, 3х-уровневого подиума или 3-х створчатой ширмы.

І. Блок пособий, побуждающих к развитию восприятия музыки.

1. Магнитофон (в доступе детей).

2. Фонотека (кассеты с записями: «Музыка для слушания», «Песенный репертуар», «Потанцуем, поиграем»,  «Музыкотерапия», «Музыкальные сказки», «Колыбельные», «Фоновая музыка», «Любимые песни детей»).

3. Музыкальные инструменты: барабан, металлофон (прикреплен вертикаль-но), колокольчики, маракасы, ксилофон, гармонь,  баян, аккордеон, бубен

4. Музыкально-дидактические игры:

На развитие звуковысотного слуха: «Весёлые Петрушки»

На разаитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Прогулка в парк»

На развитие тембрового слуха: «Угадай на чём играю»

На развитие динамического слуха «Звенящие колокольчики»

На развитие восприятия: «Песня, танец, марш»

На развитие музыкальной памяти: «Угадай песню», «Назови композитора»

5. Файловые папки: «Музыкальные инструменты» - симфонического оркестра и народных  инструментов,  «Композиторы», «Азбука эмоций».

6. Схемы оркестров: симфонического, народных инструментов; ансамбля ложкарей.  

7. Файловая папка: «Опера и балет» - картинки спектаклей, фотографии певцов и танцоров.

8. Книги о музыкальном искусстве.

9. Портреты композиторов.

ІІ. Блок пособий, побуждающий к детской исполнительской деятельности.

1. Четыре куба: пение, слушание, движения (знакомые детям), музыкальные инструменты (знакомые детям, на которых они могут играть).

2. Музыкальные инструменты: металлофоны (один металлофон прикреплён вертикально), бубны, ложки, погремушки, гармошки, треугольники, трещётки (дети осваивают игру на них).

3. Дидактические пособия:

- нотный стан - фланелеграф: ноты, полоски длинные и короткие; кружки (большие, маленькие);

   - «передвижка» с пуговицами (маленькие – вверху, большие - внизу, натянутые на вертикальные лески) – 6-8 шт.;

-“Музыкальная лесенка” – 5и и 8и ступенная;

ІІІ. Блок пособий, побуждающих детей к музыкально-творческой деятельности.

1. Неозвученные: 2 балалайки, 2 клавиатуры с нотными книжечками, 2 гармошки, 2 скрипки, неозвученный  проигрыватель с пластинками.

2. Элементы ряженья: косынки, платочки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек, шарфы и т.п.

3. Детские музыкальные игрушки – самоделки: погремушки (баночки, коробочки с наполнителями),  колокольчики, кубики, палочки, ключики на вешалке, варежки с нашитыми пуговицами, шуршики и т.п.

4. Альбомы с рисунками (картинками) к песням, которые поют дети (с ритмическим рисунком песни), начиная с песен, выученных в первой младшей группе.

5. Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням (возможно авторские, с рисунками одного ребенка).

6. Атрибуты, реквизит к сказкам и песням (для их инсценирования).

7. Игрушечный микрофон.

8. Файловые папки:- «Музыкальные жанры» (картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения  к песенному творчеству).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий, развлечения, викторины с использованием дидактических игр для детей детского сада по ознакомлению с окружающим миром

предлагаю для пользования некоторые  наработки по ознакомлению с окружающим миром, которые могли бы помочь в проведении образовательного процесса внутри детских учреждений. ...

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры  в условиях детского сада....

"Система дидактического материала и пособий детского сада Фридриха Фребеля"

Фребель рассматривал игру как средство обучения и воспитания маленьких детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее...

Картотека дидактических игр + адаптация к детскому саду

Дидактические игры в картинках и полезные советы для родителей...

Дидактическое пособие "Математика в детском саду "Эврика"

  Пособие выполнено в виде книги с двухсторонними картонными страницами, вставленные в папку накопитель для файлов. Пособие предназначено для индивидуальных игр с детьми дошкольного возрас...

Семейный клуб как средство социализации дошкольников с целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей

Еще в 1989г. Концепцией дошкольного воспитания было определено, что "семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей"....