Формирование компонентов сюжетно-ролевой игры у детей от 3 до 5 лет
статья (средняя группа)
Формирование компонентов сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамика формирования компонентов сюжетно-ролевой игры у детей от 3 до 5 лет.
Одной из программных задач организации жизни детей возрастной группы 3-4 лет является развитие навыков совместной игры. На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой игре, от одиночной к совместной.
В 4 года сюжетно-ролевые игры в «семью», «строителей», «шоферов», «врача», «магазин» приобретают у детей более интересное и ценное в воспитательном отношении содержание.
В начале учебного года дети с трудом могли самостоятельно распределять роли в игре. Чаще всего они прибегали к помощи воспитателя, который задавал наводящие вопросы и самостоятельно выбирал первоначальных исполнителей роли.
Сейчас при распределении ролей в игре большое значение приобретают личные симпатии детей, опыт предыдущего общения, те положительные эмоции, которые ребенок испытывал от совместной игры, желание играть вместе, интерес к игре другого ребенка. Они сами выбирают тему, определяют место для игры, событие, которое они хотят обыграть. Хочется заметить, что в некоторых группах дети свободно меняют роли, плавно переходя от роли доктора к роли мамы, от роли покупателя, к роли больного, проигрывая тем самым различные ситуации. В спорных ситуациях обращаются к воспитателю.
Содержание в игре теперь играет главную роль – все действия с предметами соответствую реальности, они многообразны, логичны. В конце учебного года можно констатировать положительные изменения: игры становятся более содержательными, длительными (20 мин), нравственно направленными.
В начале года роль определялась игровыми действиями. Теперь дети выделяют больше ролей в давно известных им играх (например в семье - мама, папа, бабушка, дедушка, дети, гости). Повышается культура игры: дети пытаются элементарно планировать ход игры, подбирают игрушки, оборудование.
К четырем годам у детей сформировано умение принимать игровую роль, обозначать её для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие.
Игровые действия фиксированы, спектр их расширяется, что бы соответствовать роли игра – это уже не однообразное повторение одного и того же действия. В сюжетах игр всегда есть элементы собственного опыта. Благодаря сочетанию личного, житейского опыта с опытом, полученным в педагогическом процессе, игра становится более содержательной. Проявляется большая «детализация» игры, например – очереди к врачу и в магазине.
Помимо прямой атрибутики, широко используются атрибутивные предметы, в качестве заместителей, применение для них дети находят как с помощью воспитателя, так и самостоятельно, используя опыт предыдущих игр. В игре обязательно присутствует как неотъемлемая деталь переодевание в костюм персонажа.
Хочется отметить, что у детей 4 лет особенно важное место среди всех игрушек занимает кукла. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно, что в свою очередь обучает и его самого. Детям этого возраста уже доступно понимание нравственного смысла деятельности людей по уходу за малышами. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки).
По сравнению с началом года, наличие ролевой речи можно отметить во всех группах, но дети избегают ролевого обращения друг к другу. Не называя друг друга при игре, они, однако выстраивают интересные ролевые диалоги, основываясь на занятиях, которые с ними проводили. Иногда ролевой диалог может начать воспитатель, подсказывая фразы.
Руководство игрой в этот период имеет свои особенности. Педагоги в процессе игры отмечают хорошую работу ребенка в роли врача, продавца, тем самым привлекая внимание детей к этой роли. Не менее важно умение воспитателя подсказать детям логическое завершение игры: корабль стал на ремонт, магазин закрылся на перерыв и т. п.
В группах почти нет детей, которым не интересна ролевая игра. Все свободное от занятий и режимных процессов время дети играют. И если девочки отдают предпочтение «семье», «больнице», то мальчики выбирают более мужские роли, становясь водителями, механиками. В некоторых группах и мальчики с удовольствием принимают участие в воспитании и лечении куклы, приготовлении обеда, расширяя спектр ролевых действий
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из кино, мультфильмов. Во-вторых, возросший интерес детей к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр.
Дети этого возраста выбирают совместные игры, объединяясь в небольшие - по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Сверстники становятся для ребёнка более предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. Продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50 мин. Дети сами выбирают роли, спорные ситуации так же стараются решать сами.
Противоречия наблюдаются в том, что с одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников.. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому - что увлекательнее его предложение. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. И воспитатель все равно выступает в роли судью, разбирая проблему и распределяя игрушки.
В процессе игры дети легко переходят от одной роли к другой, выполняют действия, определяемый ролью. Игры становятся длительными, в них вовлечено большое количество детей. Роль ясно выделена в начале игры, именно она направляет поведение ребенка. Появляется большое количество новых ролей, тесно взаимосвязанных с уже известными.
На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения
Игровые действия разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета. А сюжет, основанный целиком на моментах реальной жизни, уже украшается фантазиями и идеями ребят.
Дети создают атрибуты, активно использую заместители в игре. Игра происходит и без прямой атрибутики, большинство детей активно используют воображение, дополнение. Дети пятого года жизни очень любят сооружать различные постройки из мелкого и крупного строительного материала. Строительство является элементом почти всех игр. Строят дома, ракеты, кровати из подручных материалов. Они сами создают «антураж» к игровой ситуации, поэтому обозначение игрового пространства условнее, лаконичнее, чем в начале года, но все же нужны характерные детали, которые будут основой игры.
Что касается ролевой речи, стоит отметить, что дети легко разыгрывают ролевой диалог без помощи игрушек и атрибутов. Присутствует ролевое обращение, дети называют друг друга в соответствии с ролью. Развернутая ролевая речь при обыгрывании уже знакомых ситуаций.
Стоит отметить, что ролевая игра в самой ее сути-обыгрывании ситуации- больше интересна девочкам, тогда как мальчики уделяют внимание созданию атрибутов и активным действиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок сюжетно – ролевой игры у детей раннего возраста
эксперементальный опыт игровой деятельности...
Методическая разработка. "Формирование навыков сюжетно- ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста"
Раскрытие актуальности и практической значимости темы формирования навыков сюжетно-ролевой игры....
Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их вз...
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.Орга...
«Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста».
Игра-это увлекательное занятие для ребенка,через чего формируется его личность.Для ребенка раннего возраста игра является пока не сюжетно-ролевой,а сюжетно-отобразительной.Дети стараются самостоятельн...
Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.
Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников....
Сюжетно-ролевые военные игры для детей 6-7 лет
для подготовительной группы...