Исследовательско-игровой проект в работе с детьми дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность и экспериментирование являются ведущими. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и их зависимость.
Основными условиями для развития познавательной активности детей являются интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
Чем разнообразнее и интереснее поиск, тем больше информации получает ребенок. Во время исследования дети узнают не только факторы, но и сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Исследовательская деятельность, экспериментирование развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.
Исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни. В своей работе мы стараемся воспитать у дошкольников жажду познания, не сообщая информацию в готовом виде, а помогая получать ее самостоятельно. Закрепление полученных знаний, умений происходит в процессе реализации проектной деятельности.
Мы хотим поделиться с вами одним из проектов, в котором в качестве уникального познавательного материала выступают цветные крышки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_kollektivnyy_issledovatelsko.docx | 113.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный коллективный исследовательско – игровой проект «Эти крышки – волшебницы».
Проблема:
Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые отходы тяжело переработать. Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек, последствия этого воздействия (при сгорании они выделяют ядовитые газы) на природу, на здоровье людей и окружающую обстановку могут быть взяты на вооружение педагогами с целью формирования у детей ЗОЖ.
В свою очередь, в группе накопилось много нетрадиционного бросового материала, в частности крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться. А уж стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…
Групповая игрушка Лошарик не понимает, для чего нужно так много разных видов крышек. Как их можно использовать и для чего?
Мотивация:
В мире всё претерпевает изменения: новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот, детали превращаются в новую игрушку. Мы решили создать сенсорно-моторный центр «Крышкоград», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
Цель проекта:
Учить видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать нетрадиционный, бросовый материал – крышки от разных ёмкостей.
Создавать условия для развития воображения и содействовать интеллектуальному творческому саморазвитию детей, интегрированное использование в воспитательно-образовательном процессе педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с крышками.
Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повышать качество занятий в свободное время.
Поощрять детское экспериментирование, навыки исследовательской работы.
Задачи:
* Определить способы и методы развития творческих, познавательных, интеллектуальных способностей детей.
* Создать единое пространство, развивающую образовательно-интеллектуальную среду в условиях детского сада, стимулирующую познавательную активность детей.
* Определить содержание авторских обучающих игр для развития творческих интеллектуальных способностей детей, уточнить и расширить знание о крышках и сформировать осознанное понимание их значимости.
* Разработать систему активного сотрудничества детей, родителей и воспитателей в данном направлении.
Объект исследования:
Крышки, их назначение, материалы из которых они изготовлены.
Предмет исследования:
Развитие общих познавательных способностей дошкольников и педагогов.
Гипотеза исследования:
Людям всегда будут нужны крышки, чтобы закрывать сосуды, емкости.
Срок реализации:
Краткосрочный, творческий проект в течение 2-4 недель.
Участники: Дети, родители, воспитатели, инструктор по ФИЗО и музыкальный руководитель.
Система проектных мероприятий.
- Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
- Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
- Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
- Создание творческой группы из числа педагогов, родителей, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя по разработке вариантов игр.
- Убедить участников проекта в том, что с помощью данного материала реализуются интеллектуальные, творческие, художественные, технические возможности.
- Подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки, иллюстрационный материал, атрибуты для игровой деятельности по данной проблеме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
Способы реализации проекта:
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка о них материала.
- Составление объявления для родителей.
«Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Пока мы ещё маленькие, но когда вырастем большими, обязательно станем учёными, исследователями и экспериментаторами.
Учёными без специальной подготовки, конечно, не станешь, поэтому мы собираемся многое узнать вместе с вами и воспитателями.
Нам нужна помощь: крышки, картинки, книжки, самоклейка, коробки… Ваши будущие учёные».
- Рисование схем-макетов, изготовление дидактических игр, сухого бассейна и их описание.
- Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В.Сутеева и др.)
- Родители вместе с детьми выполняли домашние задания: рассматривали крышки, иллюстрации, картинки.
- Рисование и раскрашивание карандашами трафаретов, выставка детского творчества.
- Провести семейный конкурс рисунков, игр «Занимательные крышки».
Основной этап.
- Знакомство детей со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах.
«Тонет – не тонет».
«Печатки».
«Чудесный сундучок».
«Собери по описанию, цвету и образцу».
Эстафетная игра «Собери цветок».
- Проведение цикла занятий и дидактических игр: «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары».
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам.
- Поиск, подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т.д.
Заключительный этап.
- Итоговое занятие «Эти крышки - волшебницы».
- Оформление альбома «Занималочки».
Презентация проекта.
- Обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей у дошкольников.
- Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.
- Открытый показ работы с крышками, участие в педагогических конкурсах.
- Выступление на педагогическом совете, методическом объединении воспитателей.
- Трогаем руками крышки. Какие они? На ощупь они твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, имеют разный цвет. Знакомимся с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны крышки (прозрачность, прочность, фактура, вес и т.д.). Обратите внимание на размер и форму: большие и маленькие, фигурные и квадратные, прямоугольные и круглые.
- Берём лупу и рассматриваем. Что видим? Обнаружили много разных мелких впадин и изгибов, о существовании которых дети и не подозревали. Увидели множество различных рисунков, узоров в увеличенном состоянии.
- Возьмём весы и взвесим две одинаковые и две разные по форме и размеру крышки. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера.
- Польём крышки из лейки (как будто прошел дождь). Предложить детям опять потрогать их, рассмотреть. Что произошло? Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – крышки стали мокрыми.
- Опускаем крышки в ёмкость с водой. Что мы замечаем? Они плавают, но некоторые утонули. Почему? (имеют вес). Замечаем, что во время погружения они булькают, слышен характерный звук. После извлечения из воды, отмечаем, что они стали скользкими.
- Склон из доски. Крышки одного размера, но сделанные из различных материалов (пластмасса, жесть, фольга и т.д.). Крышки отпустить по склону одновременно и понаблюдать. Крышка, достигшая пола первой, обладает самым меньшим трением по сравнению с другими.
- Маятник. К катушке ниток привязать крышку, подтолкнуть, чтобы раскачать маятник и посчитать, сколько раз качнётся. Затем удлинить нитку и снова сосчитать количество колебаний. Сравнить, сделать вывод.
- На поролон добавить гуашь разных цветов. Способом «штампа» на белый или цветной картон нанести несколько разноцветных кружков и получается интересный, сказочный, волшебный рисунок. Рисунки, которые получились, можно дорисовать кистью.
Вывод: Крышки бывают разного вида, плотности, веса, они тонут и плавают, могут быть теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, разного цвета и размера. Крышками можно рисовать на картоне, бумаге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».
laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы… внутри страны мы должны формировать среду, в кот...