Исследовательско-игровой проект в работе с детьми дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Денисова Марина Геннадьевна

 

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность и экспериментирование являются ведущими. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и их зависимость.

Основными условиями для развития познавательной активности детей являются интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.

Чем разнообразнее и интереснее поиск, тем больше информации получает ребенок. Во время исследования дети узнают не только факторы, но и сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Исследовательская деятельность, экспериментирование развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.

Исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни.  В своей работе мы стараемся  воспитать у дошкольников жажду познания, не сообщая информацию в готовом виде, а помогая получать ее самостоятельно. Закрепление полученных знаний, умений происходит в процессе реализации проектной деятельности.

Мы хотим поделиться с вами  одним из проектов, в котором в качестве   уникального познавательного материала выступают  цветные крышки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_kollektivnyy_issledovatelsko.docx113.34 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный коллективный исследовательско – игровой  проект «Эти крышки – волшебницы».

 Проблема:

Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые отходы тяжело переработать. Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек, последствия этого воздействия (при сгорании они выделяют ядовитые газы) на природу, на здоровье людей и окружающую обстановку могут быть взяты на вооружение педагогами с целью формирования у детей ЗОЖ.  

 В свою очередь, в группе накопилось много нетрадиционного бросового материала, в частности крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться. А уж стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…

Групповая игрушка Лошарик  не понимает, для чего нужно так много разных видов крышек. Как их можно использовать и для чего?

Мотивация: 

В мире всё претерпевает изменения: новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот, детали превращаются в новую игрушку. Мы решили создать сенсорно-моторный центр «Крышкоград», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.  

                                                                                                                       

 Цель  проекта:     

Учить видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать нетрадиционный, бросовый материал – крышки от разных ёмкостей.

Создавать условия для развития воображения и содействовать   интеллектуальному творческому саморазвитию  детей, интегрированное использование в воспитательно-образовательном процессе педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с крышками.                          

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повышать качество занятий в свободное время.

Поощрять детское экспериментирование, навыки исследовательской работы.

Задачи:

* Определить способы и методы развития творческих, познавательных, интеллектуальных способностей детей.

 * Создать единое пространство, развивающую образовательно-интеллектуальную среду в условиях детского сада, стимулирующую познавательную активность детей.

* Определить содержание авторских обучающих игр для развития творческих интеллектуальных способностей детей, уточнить и расширить знание о крышках и сформировать осознанное понимание их значимости.

*   Разработать систему активного сотрудничества детей, родителей и воспитателей в данном направлении.

Объект исследования:

Крышки, их назначение, материалы из которых они изготовлены.

Предмет исследования:

Развитие общих познавательных способностей  дошкольников и педагогов.

Гипотеза исследования: img367

Людям всегда будут нужны крышки, чтобы закрывать сосуды, емкости.

Срок реализации:

Краткосрочный, творческий проект в течение 2-4 недель.

  Участники:                                                                                                                                                                                                        Дети, родители, воспитатели, инструктор по ФИЗО и музыкальный руководитель.

Система проектных мероприятий.

  • Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к  формированию взаимодействия с окружающим миром.
  • Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
  • Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
  • Создание творческой группы из числа педагогов, родителей, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя по разработке вариантов игр.SDC10959
  • Убедить участников проекта в том, что с помощью данного материала реализуются интеллектуальные, творческие, художественные, технические возможности.
  • Подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки,          иллюстрационный материал, атрибуты для игровой деятельности по данной проблеме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности.

Способы  реализации проекта:

        

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

  • Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка  о них материала.
  • Составление объявления для родителей.                                                                                                                                            

«Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Пока мы ещё маленькие, но когда вырастем большими, обязательно станем учёными, исследователями и экспериментаторами.

Учёными без специальной подготовки, конечно, не станешь, поэтому мы собираемся  многое узнать вместе с вами и воспитателями.

Нам нужна помощь: крышки, картинки, книжки, самоклейка, коробки… Ваши будущие учёные».

  • Рисование схем-макетов, изготовление дидактических игр, сухого бассейна и их описание.
  • Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В.Сутеева и др.)
  • Родители вместе с детьми выполняли домашние задания: рассматривали крышки, иллюстрации, картинки.
  • Рисование и раскрашивание карандашами трафаретов, выставка детского творчества.
  • Провести семейный конкурс рисунков, игр «Занимательные крышки».

Основной этап.

  • Знакомство детей со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах.                                          

     «Тонет – не тонет».

   «Печатки».

    «Чудесный сундучок».

           «Собери по описанию, цвету и образцу».

    Эстафетная игра «Собери цветок».

  • Проведение цикла занятий и дидактических игр: «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам.
  • Поиск,  подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т.д.

Заключительный этап.

  • Итоговое занятие «Эти крышки - волшебницы».
  • Оформление альбома «Занималочки».

Презентация проекта.

  • Обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей у дошкольников.
  • Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.
  • Открытый показ работы с крышками, участие в педагогических конкурсах.
  • Выступление на педагогическом совете, методическом объединении воспитателей.

  1. Трогаем руками крышки. Какие они? На ощупь они твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, имеют разный цвет. Знакомимся с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны крышки (прозрачность, прочность, фактура, вес и т.д.). Обратите внимание на размер и форму: большие и маленькие, фигурные и  квадратные, прямоугольные и круглые.                                                               P5240704
  2. Берём лупу и рассматриваем. Что видим? Обнаружили много разных мелких  впадин и изгибов, о существовании которых дети и не подозревали. Увидели множество различных рисунков, узоров в увеличенном состоянии.P5220691
  3. Возьмём весы и взвесим  две одинаковые и две разные по форме и размеру крышки. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера.
  4. Польём крышки из лейки (как будто прошел дождь). Предложить детям опять потрогать их, рассмотреть. Что произошло? Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – крышки стали мокрыми. P5240707
  5. Опускаем крышки в ёмкость с водой. Что мы замечаем? Они плавают, но некоторые  утонули. Почему? (имеют вес).  Замечаем, что во время погружения они булькают, слышен характерный звук. После извлечения из воды, отмечаем, что они стали скользкими.
  6. Склон из доски. Крышки одного размера, но сделанные из различных материалов (пластмасса, жесть, фольга и т.д.). Крышки отпустить по склону одновременно и понаблюдать. Крышка, достигшая пола первой, обладает самым меньшим трением по сравнению с другими.
  7. Маятник. К катушке ниток привязать крышку, подтолкнуть, чтобы раскачать маятник и посчитать, сколько раз качнётся. Затем удлинить нитку и снова сосчитать количество колебаний. Сравнить, сделать вывод.
  8. На поролон добавить гуашь разных цветов. Способом «штампа» на белый или цветной картон нанести несколько разноцветных кружков и  получается интересный, сказочный, волшебный рисунок.                                                       Рисунки, которые получились, можно дорисовать кистью.

  Вывод:     Крышки  бывают разного вида, плотности, веса, они тонут и плавают, могут быть теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, разного  цвета и размера. Крышками можно рисовать на картоне, бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».

laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы…  внутри страны мы должны формировать среду, в кот...