Рабочая программа по оригами "Волшебный листик"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа по оригами "Волшебный листик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volshebnyy_listik.docx | 68.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад№15 комбинированного вида 2 категории
города Алейска Алтайского края.
Рабочая программа для детей 5-7 лет
на 2017 – 2019 учебный год
по оригами
«Волшебный листик»
Разработчики:
Великосельских О.Г.
Содержание
№ п./п. | Оглавление | Стр. |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели реализации рабочей программы 5 – 7 лет | 3 |
1.3 | Задачи реализации рабочей программы 5 – 7 лет | 3 |
1.4 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 5 |
1.5 | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 5 – 7 лет | |
1.6. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы ( в виде целевых ориентиров) | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности) | |
3. | Организационный раздел | |
3.1 | Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе. |
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебный листик» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ « Детский сад № 15 « 2017 года и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста.
1.2. Цели реализации рабочей программы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
1.3. Задачи программы:
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
- Научить ребенка общаться с бумагой.
- Развивать глазомер при работе с бумагой.
- Научить ребенка аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
- Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
- Обогащать словарный запас детей.
- Активизировать мыслительную деятельность.
- Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает:
- индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Также свою Программу мы строили на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:
1. Принцип развивающего образования,в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости(содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Кроме того, при разработке Программы нами учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей образовательной программы являются:
Федеральный уровень
- Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г., №28908)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10января 2014г № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№08-10)).
- Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
- Письмо Министерства образования и науки от 10 января 2014г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО.
- Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Региональный уровень
- Закон Алтайского края от 4 сентября 2013г. № 56 ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (принят постановлением ЗС Алтайского края от 02.09.2013г. № 513)
Программа разработана с учетом:
- Образовательнойпрограммы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад № 15» комбинированного вида 2 категории
города Алейска Алтайского края
1.5. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детейстаршего дошкольного возраста.
- МБДОУ «Детский сад № 15» г.Алейска функционирует в режиме 10,5часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 19-00 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
- Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 15» г.Алейска. Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема. Иные 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности игры.
- Здание МБДОУ детский сад №15- 1986 года постройки.
- Социокультурное пространство образовательного учреждения ограничено и однообразно. В шаговой доступности расположено МБОУ СОШ № 4. В рамках расширения образовательного пространства детей осуществляется сотрудничество с городским музеем, городской библиотекой, МБОУ СОШ № 4.
- Сведения о семьях воспитанников
- Педагоги коррекционной группы МБДОУ «Детский сад № 15» строят свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. В коррекционной группе МБДОУ « Детский сад № 15» изучается контингент родителей, социальный и образовательный статус членов семей воспитанников
По возрасту | По образованию | |||||||
До 30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | высшее | Н. выс. | Ср.спец. | Среднее | |
Отцы | % | |||||||
Матери | % |
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.
Коррекционную группу общеразвивающей направленности МБДОУ « Детский сад № 15» на 01.09.2017 года посещают – 16 воспитанников в возрасте 5- 7 лет. Из них – 5 девочек, и 11 мальчиков.
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 5 -6 лет.
Физическое развитие.
Продолжается процесс окостенения скелета ребёнка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребёнок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 6-ти годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: уметь одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдаются правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
Речевое развитие.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Познавательное развитие.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируется. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет – это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут менять постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (2, 4, 6 сгибов); из природного материала.
Социально-коммуникативное развитие.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).
Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляют интерес к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.
К лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Проявляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, носок, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.п. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 6 -7 лет.
Физическое развитие.
К 7 годам скелет ребёнка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребёнку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли», «мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький, и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Социально-личностное развитие.
К семи годам у ребёнка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения – один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями, создание среды для самостоятельной игры, пользование простыми безопасными приборами – выключение освещения, телевизора и т.п.)
В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые ситуации, например: свадьбу, болезнь и т.п. игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнерство всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
7-летний ребёнок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).
Речевое развитие.
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуются тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.п.
Познавательное развитие.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они ещё в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходиться констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7-ми годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Художественно-эстетическое развитие.
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы ко взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное и ритмическое движение.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1.ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).
В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДОцелевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.
Решением педагогического совета № 1 («Установочный) (протокол № 1 от 03 сентября 2017 года), планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) проводятся 2 раза в год:
- с 01 сентября (первичный);
- с 15 мая (итоговый);
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.
– овладевает различными приемами работы с бумагой;
– знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;
- формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
- владеет навыками культуры труда.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Составление альбома тематических работ.
- Проведение выставок детских работ.
- Инсценировка детских художественных произведений.
Итог реализации части программы, формируемой частниками образовательного процесса:
В начале и конце года проводится диагностика уровня развития детей (диагностическая карта уровня развития детей, включающая параметры: знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами; знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить; точность и аккуратность выполнения работы; умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца по схеме и образцу; умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы; умение находить собственную ошибку и выявлять причину неудачи.)
Каждый учебный год завершается творческим показом, который может проходить в виде выставки или открытого занятия для родителей.
Обеспечение программы.
Помещение (групповая комната).
Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации, карты-схемы).
Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, краски, кисточки.
2. Содержательный раздел
2.1. Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)
1 год обучения.
Месяц | Тема | Цель | Содержание |
Сентябрь | 1.Знакомство с оригами. 2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами. 3(4).Бумага. Учимся складывать и резать. | Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами». | Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, с помощью отреза получать квадрат. |
Октябрь | Базовая форма «Треугольник» 1. «Лягушка» 2. «Мышка» 3. «Заяц» 4. «Лиса» | Преобразование базовой формы в разные поделки | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. |
Ноябрь | Базовая форма «Треугольник» 1. «Волк» 2. «Медведь» 3. «Петушок» 4. Базовая форма «Книжка» - теремок. Ожившая сказка «Теремок» | Преобразование базовой формы в разные поделки. Развивать диалогическую речь.Развитие эстетического вкуса. | Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием острых углов вниз. Закрепить умение мастерить поделки, использую базовую форму «книжка» для изготовления домика – теремка. |
Декабрь | Базовая форма «Воздушный змей» 1.«Елочка» 2.« Лиса», 3.«Береза», 4.«Петушок» | Развитие глазомера, мелкой моторики рук, объяснительной речи. | Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей». |
Январь | Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей» Сказка «Петушок - золотой гребешок»» «Домик для петушка» | Повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Лиса и петушок». | Научить изготавливать новую поделку домик, используя базовую форму «книжка», и «воздушный змей». Закрепить навыки декоративного украшения готового дома. |
Февраль | Базовая форма «Треугольник» 1.«Тюльпан» 2.« Ирис» 3.« Веточка» Панно «Цветущие цветы» | Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. | Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Построить предметную композицию из цветов и листьев. |
Март | Базовая форма «Конверт», «Воздушный змей» 1. «Рыбка» 2. «Лодка» 3. «Пароход» 4. «Лодка под парусом» | Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. | Использовать новую базовую форму «конверт»; учить детей изготавливать модель парохода. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям |
Апрель | Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба» 1.«Катер» 2.«Краб» 3.«Акула» Панно «На Море» | Знакомство с предметной композицией. | Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба». Научить детей делать новую поделку. Построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей. Развивать воображение, умение выразительно оформить морскую композицию. |
Май | Базовая форма «Двойной квадрат» «Воздушный змей» Фрагмент сказки 1.«Серая Шейка» 2.«Уточка» 3.« Лиса» 4.«Елки» | Повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Серая Шейка». | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям Изготовить уточку, используя базовую форму «воздушный змей», «елочку», «двойной квадрат». |
Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)
2 год обучения.
Месяц | Тема | Цель | Содержание |
Сентябрь | Ваза с фруктами 1.«Ваза» 2.«Фрукты» 3.«Листики» | Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям; использовать базовую форму «воздушный змей» |
Октябрь | Ваза с осенними цветами «Ваза» «Листики» | Закрепление приемов складывания; умения работать по линиям; развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. | Закрепить умения детей складывать знакомые базовые формы; делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию. |
Ноябрь | Колоски «Колоски» «Цветы» | Закрепление приемов складывания базовой формы «треугольник». Создание общей композиции. Развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. | Научить делать заготовки, соединяя детали используя новую базовую форму «модули». |
Декабрь | Новогодняя открытка «Ветка – елки» «Новогодние шары» Снежинка «Елки» «Дом» «Береза» | Изготовление новогодней открытки - многомодульная модель Знакомство с предметной композицией | Продолжать учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом модули, следуя указаниям; соединять детали в единое целое. Научить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом «гармошка», отрабатывать навыки перегибания и умение соединять в единую поделку. |
Январь | Снеговик «Снеговик» «Метелка» | Продолжить знакомство с предметной композицией. | Продолжать учить складывать квадратный лист «гармошкой» следуя указаниям; соединять детали в единое целое; также использовать базовую форму «воздушный змей», «двойной квадрат». |
Февраль | День защитников Отечества «Легковая машина» «Самолет - истребитель» | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – своим отцам и дедам, побуждать делать им приятное. | Закрепить умения детей складывать знакомые базовые формы; делать заготовки для создания поздравительной открытки. Совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
Март | Ваза с ромашками «Ваза» «Ромашки» «Листья» | Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости. | Использовать базовую форму «воздушный змей»; отработка навыков соединения деталей между собой; составление красивого букета. |
Апрель | День космонавтики «Космонавт» «Ракета» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Создание сказочной композиции. | Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей»; изготавливать заготовки на определенную тему, соединять детали в единое целое |
Май | Модульное оригами «Тюльпан» | Изготовление модульного оригами. | Использовать базовую форму «воздушный змей»; отработка навыков соединения деталей между собой; составление красивого букета. |
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.
Период обучения– 2 год
Режим работы: занятия проводятся один раз в неделю по 25-30 минут.
Работа с родителями.
Предусматривается проведение консультаций, мастер-классов по совместному выполнению работ родителей и детей, с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д.
Разработан цикл консультаций по темам: «Технология обучения детей дошкольного возраста оригами с опорой на символы», «Оригами – искусство складывания из бумаги: базовые формы», «Возможности оригами в воспитательном процессе», «Роль оригами в развитии творческого воображения», «Использование оригами в театрализованной деятельности», «Участие родителей в обучении детей оригами», «Значение оригами в работе с детьми дошкольного возраста».
Литература
- Агапова И.И, Давыдова М.А.Лучшие поделки оригами для детей.-М.:М.:ООО Издателльство «Дом.21 век»,ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007
- КобитинаИ.И.Работа с бумагой: поделки и игры(занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста).-М.: ТЦ «Сфера»,2001
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду:Программа и конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера»,2007
- ЛиштванЗ.В.Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада.-М.: Просвещение,1981
- Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Приложение №!
1 год обучения
Месяц | Девиз занятия |
Сентябрь | Каждый очень будет рад Смастерить такой квадрат. Он основа для игрушек, Разных масок, кошек, хрюшек. |
Октябрь | Славный ротик до ушей – Хоть завязки к ним пришей. Сильно выпучены глазки – То лягушечка из сказки. Наш ушастый зайка Ходит, как зазнайка. Ушки длинные торчат, Зубки к репкие стучат. |
Ноябрь | День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходить – бродит волк молчком, Уши серые торчком |
Декабрь | Под корягой в буреломе Спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосет. |
Январь | В рыжем платьице из ситца раскрасавица лисица. Хвостик с белым кончиком, краска, что ли, кончилась? |
Февраль | Вот букет тюльпанов Красных, без изъянов! Лепестки расправь, В вазу их поставь. Смешной цветок поставлен в вазу Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги, А почему такой он важный? А потому что он бумажный! |
Март | Муравей был очень смел, С детства он мечту имел – Моряком стать! Хоть он мал, Парусник наш оседлал. Это рыбка золотая В нашей книжке обитает. Золотой трепещет хвостик, Рыбка ждет подружку в гости. |
Апрель | Лодочка под парусами. Посмотрите, дети, сами, Ветер если дуть начнет, Лодка быстро поплывет. |
Май | Вот утиная семейка. С ними – Серея Шейка. Утки крякают: «Кряк – кряк! Кто не утка – тот чудак» |
2 обучение
Месяц | Девиз занятия |
Сентябрь | Как хорош он, летний сад, |
Октябрь | Ходит осень В нашем парке, Дарит осень Всем подарки: |
Ноябрь | Размечтался колосок: "Скоро стану хлебом!" |
Декабрь | Что такое Новый год? Это все наоборот: Елки в комнате растут, |
Январь | Мы слепили снеговик. |
Февраль | Ах, какие здесь машины! Шины их не из резины. Не из кожи их сиденья. Из бумаги все изделия. Самолетик - истребитель. Ловко дружно смастерите. Самолет наш совершенный, Потому что он военный. |
Март | Эй, ромашки, |
Апрель | Мы с хорошей сказкой неразлучны, Ну, а песен в сказке – до небес! Вы представляете, как бы было скучно, Если б не было ни песен, ни чудес. |
Май | Гордый вид и строгий стан – |
Оценка качества знаний.
В начале и конце года проводится диагностика уровня развития детей (диагностическая карта уровня развития детей, включающая параметры: знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами; знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить; точность и аккуратность выполнения работы; умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца по схеме и образцу; умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы; умение находить собственную ошибку и выявлять причину неудачи.)
Каждый учебный год завершается творческим показом, который может проходить в виде выставки или открытого занятия для родителей.
Обеспечение программы.
Помещение (групповая комната) .
Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации, карты-схемы) .
Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, краски, кисточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Программа экологического кружка "Листик"
Программа расчитана на два года обучения для детей младшего и среднего дошкольного возраста....