Проект поддержки сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы "Путешественники"
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект поддержки сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы «Путешественники».
1.
2. Задачи развития детской игры как деятельности 3
3. Примерное содержание игровых ситуаций и социальных отношений между игровыми персонажами 4
4. Обогащение опыта детей по теме проекта 5
5. Создание развивающей предметно-игровой среды 6
6. Проектирование ситуаций взаимодействия педагога с детьми 7
Обоснование темы на основе психологических особенностей детей выбранной возрастной группы, особенностей детских интересов и субкультуры
Тема «Путешественники» может включать в себя простые игровые сюжеты «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «На балу» и пр.
В игре дети активизируют свои знания о транспорте, странах, применяют свой жизненный опыт, опыт литературных героев.
Замысел игры у детей устойчивый. Объединения строятся на интересе детей к одним, и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей.
Игра «Путешествие» может не только длительно повторяться, но и развиваться, обогащаться, существовать продолжительное время.
Старшие дошкольники овладевают новым способом построения игры - совместным сюжетосложением. Проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры «Путешествие». В игре появляются элементы фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.
Игра носят совместный, коллективный характер. Для каждого ребенка найдется роль по интересу: кассир, который оформляет билеты; капитан корабля и его помощники; семья, остающаяся ждать; разбойники и пр.
Необходимым условием игры у старших дошкольников является наличии замещающей деятельности и предметов - заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами – что легко проявляется в игре «Путешествие».
Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности, происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействия на них с целью изменения.
В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий.
Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления - наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. Применим это умение при создании маршрута, оформлении карты.
Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх «Путешественники» дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми.
Задачи развития детской игры как деятельности
- обогащение содержания сюжетной игры детей на основе явления социальной действительности и отношениями людей (путешествие, больница, ателье, парикмахерская, магазин и пр.), активизация воображения на основе сюжетов художественной литературы (Г.Х. Андерсен «Снежная королева», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»);
- построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетостроения: через передачу в игре знакомых сказок и историй, через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), через сложение новых творческих сюжетов;
- передача действия, отношения, характера и настроения персонажей с помощью средств выразительности (мимики, жестов, движений, интонации);
- самостоятельное создание общего игрового замысла, установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры;
- передача воображаемых игровых событий, места действия словесно («Вот море. Этот корабль плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета – «как будто»;
- самостоятельное создание игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, изготовление игрушек-самоделок и предметов заместителей до или по ходу игры;
- развитие умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
Примерное содержание игровых ситуаций и социальных отношений между игровыми персонажами
Игровая ситуация | Социальные отношения |
Один из путешественников поранил ногу. Друзья помогают товарищу, вместо того чтобы торопиться на поезд. | Товарищи оказывают ему первую помощь, везут его в больницу. Пострадавший боится, что друзья уедут без него, путешественники успокаивают его и говорят, что будут ждать, пока ему окажут помощь врачи. |
Спасение утопающего («человек за бортом!»): путешественники видят тонущего, кидают ему спасательный круг, вместе вытаскивают его на борт корабля | путешественники ухаживают за ним – предоставляют сухую одежду, еду, питье, каюту и пр. Спасенный благодарит их. |
Возвращение путешественников | Радостная встреча, путешественники дарят родным/друзьям, которые остались их ждать сувениры и памятные подарки, делятся своими эмоциями. |
Получают письмо с просьбой о помощи | Путешественники сочувствуют Герде, которая потеряла туфельки. Прерывают своё путешествие и отправляются на поиски. |
Обогащение опыта детей по теме проекта
Что почитаем детям? (подбор детской литературы по теме игры) Почему? | Какие иллюстрации, фотографии, предметы попросим родителей воспитанников найти, обсудить с детьми дома и принести в детский сад? | Какие образовательные ситуации организуем? |
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Книга о малышах-коротышках, живущих в цветочном городе. У каждого персонажа есть свой характер, своя профессия. Вместе с Незнайкой ребенок пройдет все испытания, сможет понять, как нехорошо обманывать и хвастаться, но настоящая дружба умеет прощать. (Дети после прочтения глав могут придумать свой город, похожий на Цветочный; пофантазировать, какие персонажи там будут жить, какие у них будут имена и чем они будут заниматься) Г.Х. Андерсон «Снежная королева» О трудностях, с которыми сталкивается Герда. Научит детей разным способам решения проблем. Б. Житков «Что я видел» Расскажет детям, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками | Фотографии собственных путешествий, карты, буклеты, билеты, сувениры из путешествий Порекомендовать детям с родителями просмотреть передачи о разных странах, обсудить особенности этих мест: природа (какая погода, горы, моря и пр.), животный мир, архитектура. | ОС «Секреты дружбы» Формировать положительные взаимоотношения со сверстниками. Учить понимать и оценивать чувства и поступки других. ОС «Зачем люди путешествуют» Обсудить с детьми: что такое путешествие; куда, зачем и на каком транспорте можно путешествовать, что нужно взять с собой. Активизировать детские воспоминания: куда они ездили в путешествие с родителями и что запомнили. |
Создание развивающей предметно-игровой среды
Чем наполним предметно игровую среду? Почему? | Что появится в других «уголках» группы (книжном, изо и пр.). Для чего? | Какие «провоцирующие» на игру ситуации создадим в предметно-игровой среде группы? | Какие предметы для игры сделаем совместно с детьми? Для чего? |
Атрибуты транспорта, ширмы, веревки, Маркеры игрового пространства «Касса», «Вокзал» Подзорная труба, компас, карта, флаги разных стран. | В книжном уголке виммельбухи («На реке», «Путешествие кротика», «Однажды в городе», «Пиратская книга» и др.) В уголке продуктивной деятельности: бумага, шаблоны, «Контурные карты». В уголке настольных игр – игры-ходилки («Подводные приключения», «В лесу» и т.п.) | Карта сокровищ, бинокль, компас, путеводитель по странам Европы (например) | Карта с маршрутом. Открытки, сувениры, «фотографии» (нарисованные), путеводители, карты придуманных стран Создание своих настольных игр-ходилок. |
Проектирование ситуаций взаимодействия педагога с детьми
Какие «вызовы» педагог может предложить детям, чтобы поддержать развитие игрового сюжета? | Какие роли может принять педагог, чтобы поддержать ролевое взаимодействие и реализовать «вызов»? Как это сделать? |
Сбились с маршрута | Роль местного жителя: познакомиться, расспросить о пути, угостить чаем с пирогом, посоветовать, как найти дорогу. (возможно, он не будет знать языка путешественников- придется изъясняться жестами и мимикой) |
Путешественники отдохнули, возвращаются домой. По пути им встречаются разбойники, которые не дают ребятам идти/ехать дальше | Роль сказочника (как в сказке о Герде). Даёт советы. Предлагает подружиться с разбойниками, научить их добру. Наводит детей на мысль, что туфельки мы, скорее всего не найдем, но можем их смастерить. Помогает друзьям, поддерживает их идеи, советует, как лучше поступить Сказочник напоминает ребятам, о том в каком виде ходят на бал, возможно понадобится подарок для короля. |
Письмо о помощи. (Герда потеряла свои туфельки, просит их найти). | |
Когда дети с туфельками идут к Герде, на встречу им выходит Чудо-Юдо. Чтобы продолжить путь, нужно выполнить три задания: рассказать ему самую фантастическую (необыкновенную) историю, рассмешить его и загадать ему сложную загадку. | |
Путешественники приносят Герде новые красивые туфельки. Герда приглашает их с собой на бал к королю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840198-1477914862.jpg)
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «СУПЕРМАРКЕТ» ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Проектное задание по курсу “Проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО» (социально-коммуникативное развитие ). Для себя, как для педагога старшей группы, я поставила профессиональ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-557400-1485083641.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/26/picture-1027120-1656269860.jpg)
Механизмы поддержки сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
В статье раскрываются понятия игра, сюжетно-ролевая игра, раскрываются механизмы поддержки сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/16/picture-1247853-1597566702.jpg)
Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».
Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382151-1643735539.jpg)
Проект "Малые Зимние Олимпийские игры для детей старшего дошкольного возраста"
Представлен материал реализации проекта "Малые Зимние Олимпийские игры" в старшей и подготовительной группах...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/31/picture-1039299-1564575671.jpg)
Проект «Комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры»
Цель проекта: формирование у младших дошкольников игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей в небольших игровых объединениях. ...