План кружка "Почемучка" в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Кружок по экспериментированию в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchka_dlya_publikatsii.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План кружка «Почемучка» в подготовительной к школе группе
Пояснительная записка
Кружок «Почемучка» организован в подготовительной разновозрастной группе «Буратино» с сентября по май 2018-19 уч.г. Проводится 1 раз в неделю 4 раза в месяц, продолжительность 30 мин.
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.
Цель кружка – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать умственные способности.
4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Ожидаемый результат: В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование |
сентябрь | Знакомство с оборудо- ванием для экспери- ментов | Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. | Увеличительные стекла,песочные часы, магниты Разнообразные материалы (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, цветные и прозрачные стекла и др. |
| Почему осенью листья желтеют? | Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) | Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы |
| Живой кусочек | Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь. |
Иссследование почвы | Уточнить представления детей о свойствах почвы,расширить представления о значении почвы для всего живого,учить бережно относится к подземному царству. | Видео материал по теме | |
октябрь | «Пластмасса: ее качества и свойства» | Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам.
| Различные по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала. |
| «Металл: его качества и свойства» | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа. |
| «Бумага: ее качества и свойства»
| Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. | Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.
|
| «Древесина: ее качества и свойства» | Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, , презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец, емкость с водой. |
Ноябрь | Камни | Дать понятие о поверхности земли и свойствах камней. Познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности | Разнообразие камушков (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями и т.д) |
Соль и ее свойства | Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах | Соль, емкость с водой. | |
Наша планета Земля | Закрепить знания о планете Земля. Дать представления детям о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы.Уточнить представления о Луне как спутнике земли. Воспитывать интерес к окружающему миру. Тематическое рисование «Наша планета» | Глобус, фонарь | |
Термометр | Показать ка работает термометр, научить пользоваться термометром.. Игра «Тепло -холодно» | Термометр | |
Декаб- рь | Нужен ли растениям снег зимой? | Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. | 2 емкости с водой, снег. |
| Лед и снег – тоже вода | Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Прививать бережное отношение к воде. | Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки. |
| Изготов- ление цветных льдинок | Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | Формочки, баночки, гуашевые краски, вода. |
| Опыт: «Вода – раствори- тель»
| Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. | Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
|
Январь | «Ткань: ее качества и свойства» | Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. |
| «Стекло: его качества и свойства» | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). | Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки. |
| Магнит - фокусник | Знакомство с понятием "магнит". Формирование представлений о свойствах магнита. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. | Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа. |
Мои органы чувств | Путем активного обследования, экспериментирования расширить представления детей о возможности восприятия окружающих предметов, познакомить с внешними признаками и функциональным назначением глаз, ушей, носа, языка и пальцев рук и их функциональными возможностями при различении осязательных, обонятельных, слуховых характеристик предмета. | Музыкальные инструменты, игрушки мягкие и пластмассовые, ароматизаторы. | |
Фев- раль | Дружба красок | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность,умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. | Краски Гуашь, кисточки и пластмассовые тарелочки. |
| Солнечные зайчики | Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | Вода, зеркало, баночка. |
| Теневой театр | Продолжать знакомиться со свойствами света тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. | Лампа, экран, фигурки теневого театра. |
| Как увидеть и услышать электри- чество? | Продемонстрировать детям проявление статического электричества. | Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа. |
Март | Песок и глина | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» | Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
|
| Знакомство с камнями. Какими бывают камни? | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. | Наборы речных и морских камней. лупа. пластилин, керамзит, гранит, . фото: памятники из разных камней А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. |
| «Живые камни» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. |
| Знакомство со свойствами воздуха | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
|
Апрель | Неизвест- ное – рядом Огонь | Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. | Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички. |
| Этот загадочный космос | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.
|
| Круговорот воды в природе | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. | Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. |
| Испарение влаги с листьев растений | Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. | Растение, полиэтиленовый пакет, нить. |
Май | Неизвест- ные семена | Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. | Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. |
| Почему комар пищит, а шмель жужжит? | Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор. |
Используемая литература:
1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.
6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.
7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи
Перспективный план в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...
Перспективный план для подготовительной группы
перспективный план...
комплексно-тематический план для подготовительной группы
в плане содержание программы "Программа воспитания и обучения в детском саду" М.А.Васильевой. Т.С.Комаровой В.В. Гербовой систематизировано по темам: "Явления общественной жизни", "Предметное окружени...
Комплексно-тематический план в подготовительной группе по теме "Человек и его здоровье"
Перспективное планирование в подготовительной группе по образовательным областям с учётом ФГТ. Тема недели "Человек и его здоровье"Познание, Коммуникации, Художественное творчество, Чтение художествен...
перспективный план старшая, подготовительная группы день здоровья
В данном материале можно найти подробный перспективный план на год день здоровья для старшей и подготовительной групп ....
Личный творческий план воспитателя подготовительной группы по нормотворчеству на учебный год
Этот план подойдёт и для воспитателя старшей группы....
План- конспект (подготовительная группа) по теме: «Наша Родина - Россия»
Одна из важнейших задач воспитателя формирование нравствености у дошкольников. Именно на нас возложена"Великая миссия" заложить основу сострадания, воспитать вежливость, уважение, почетание, благодарн...