Консультация "Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация составлена для педагогов, была представлена на городском семинаре методистов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида № 29 «Пчелка»
Консультация
« Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»
Подготовила воспитатель Крылова М.В.
1 слайд Театр – это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали нравственности.
А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.
Б. М. Теплов.
2 слайд Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно - дифференцированного подхода в обучении и воспитании.
3 слайд Работая с детьми логопатами, передо мной возникали вопросы:
-Как развить творческие способности ребенка?
-Каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка?
-Как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя хорошо и уютно?
Опыт показал, что помочь в решении этих вопросов может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду, на мой взгляд – это хорошая возможность раскрытия творческих способностей.
Театр - это волшебный мир, в нем так интересно. В этом мире звуков, красок, жестов возможны любые чудеса и превращения, в нем есть место радостному восторгу, добру и красоте.
4 слайд Ребенок обладает большой природной активностью, требующей творческой деятельности. Попадая в мир театра, в мир фантазии и воображения, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал, выразить себя, свой внутренний мир.
В период дошкольного детства дети интенсивно накапливают разные впечатления об окружающем мире, у них постепенно формируется художественный вкус, появляется потребность в творческой деятельности... Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. У детей активизируется словарь, развивается связная, монологическая и диалогическая речь, она становится выразительной, развивается образное мышление, память, самостоятельность, организованность.
5 слайд Особый мир театра формирует коммуникативные способности, развивает эмоциональную сферу дошкольника.
Опыт моей работы направлен на систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность, что приводит к значительным успехам в развитии творческих способностей у детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на реализацию системно деятельностного подхода в воспитании и обучении дошкольников.
Процесс обучения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности, поэтому считаю важным соблюдать в своей работе с детьми системно-деятельностный подход:
• подари ребенку радость творчества,
• веди ребенка от собственного опыта к общественному,
• будь не «над», а «рядом».
В начале года в работе с детьми мною были выявлены следующие
проблемы:
• дети, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль»;
• инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли;
• актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени;
• большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, мимикой, движениями.
6 слайд Изучив методическую литературу по данной теме, определила для себя следующие задачи:
-развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
-воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
-овладение импровизационными умениями;
-совершенствовать речь детей: звуковая культура речи, монологической и диалогической формы, различные формы выразительности.
-развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную деятельность;
- способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
7 слайд Для решения поставленных задач использую разные формы работы:
НОД, беседы – диалоги. рассказы о театре. пантомимические этюды, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок для постановки, пальчиковые игры, имитационные упражнения по этике, игры – драматизации, этюды, мимические упражнения , артикуляционная гимнастика, ИКТ.
Для развития творческих способностей детей проводятся игры и упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика, задания для интонационной выразительности речи)
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-развивающей среды. В группе был усовершенствован «Центр театрализованной деятельности», где имеется переносная ширма, ширма для теневого театра, различные виды театров:
(пальчиковый, перчаточный, варежковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, настольный, театр игрушек, театр на фланелеграфе, театр на диске, театр из бросового материала, шапочки для игр драматизаций), элементы костюмов., декорации, различные игры по сказкам « Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Сказки в картинках» (последовательное составление сюжета).
Для поддержания интереса к театральному творчеству у дошкольников в группе имеется уголок ряженья. В нем есть атрибуты, которые дети постоянно используют в свободной деятельности для создания образа.
8 слайд Свою деятельность по развитию творческой активности строю таким образом ,чтобы предоставить ребенку возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Вместе с ребятами мы проигрывали следующие этюды: «Покупка театрального билета», «Спаси птенца», «Гроза», «В лесу», «Ой! Ой! Живот болит!», «Я так устал», «Два сердитых мальчика», «Подарки» « Мне грустно» и другие.
Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса» «злой волк», « грустный Пьеро», веселый Арлекин»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем моих указаний, а соучастником педагогического процесса.
В процессе работы составила картотеку игр, упражнений и рекомендаций, направленных на развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, мимической гимнастики. Формировала умение четко произносить скороговорки и стихи, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Успешность и результативность театральных представлений зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
9 слайд Мои воспитанники научились исполнять мини-монологи и диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, согласовывать свои действия с действиями партнеров:
Мы с ребятами инсценировали знакомые всем сказки, стихи ( «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», « Гуси лебеди», «Колосок» « Про Машу и манную кашу» и др.). Показывали их не только родителям и сотрудникам детского сада, но и детям младших групп.
10 слайд Работа с родителями
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.
В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:
Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
Познакомить родителей с разнообразием театров.
Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
Рассказать родителям о создании театра дома.
Вовлечь родителей в жизнь детского сада.
Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».
Родители участвовали в изготовлении костюмов.Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.
Было проведено собрание, на котором дети показывали родителям сказки.
11 слайд Выводы
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:
Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
Дети стали раскрепощенными.
12 слайд На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность приводит к развитию творческих способностей у детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...
Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
В данной работе освещены значение, актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
В данной статье раскрыт опыт работы воспитателя Суховерховой Людмилы Петровны по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности....
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Данный методический материал адресован воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье обобщен опыт работы театрального кружка "Теремок"...
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"
В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...
"Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
В своей работе "Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности" я рассмотрела значение театрализованной в развитии творческих способностей дошкольников.Перечислив виды т...
Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
В данной статье авторы рассматривают вопросы влияния театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника, способы и формы ее организации в детском саду. Делятся опытом ра...