Особенности детской деятельности во время кризиса "Я сам"
статья (младшая группа) на тему

Суринова Татьяна Владимировна

В данной публикации описывается феномен, как кризис «Я сам!»  или кризис трех лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detskoy_deyatelnosti_vo_vremya_krizisa.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детской деятельности во время кризиса «Я сам»

Активность и энергичность детей порой поражает и вызывает восхищение, и как же важно взрослому поддерживать этот уровень заинтересованности ребенка в познании этого мира, помогать ему, если вдруг он сталкивается с трудностями, и просто быть рядом, чтобы поддержать его забавную игру и проявить внимание к ребенку. В еще больший восторг можно прийти от их умения предаваться игре воображения относительно разнообразия и продуманности их занятий и игровых моментов. Особенно это возникает уже ближе к трем годам.

Естественно постепенно сложность и продуманность игры у ребенка возрастает, как и их многообразие. Поначалу он для игры может использовать меньшее количество предметов и сами игры могут казаться еще очень простыми. Например, моя племянница в возрасте полутора лет оперировала кубиками и разными игрушками, сопровождая игру отдельными словами и звуками. Со временем предметы стали использоваться в играх по их прямому назначению, а сами игры приобрели глубину и осмысленность.

Родительская задача состоит в том, чтобы дать толчок развитию наглядно-действенного мышления, показать своему малышу разнообразие предметов и наблюдать за ним. Впоследствии, ребенок сам расширяет свои познания по степени осведомленности о разных предметах, узнает, что с ними можно делать, их назначение. Удивительно и то, как ребенок сам наполняет игру смыслом, в которой развивается. Особенно, если он вовлекает в свою игру других людей, тем самым он обеспечивает себе получение социального опыта.

 Например, сейчас моя трехгодовалая племянница, приглашая меня в свою игру, может заранее мне рассказать, что мне нужно будет делать в этой игре, вплоть до слов, которые должен произнести мой персонаж. При этом игры постоянно меняются, события в них не повторяются, и применяются всё новые и новые предметы, что говорит о достаточно высоком уровне воображения и знаний относительно предметной среды, интеллектуальной и социальной для своего возраста.

Большому рвению к познаниям и расширению предметно-действенного опыта могут сопутствовать и возникающие трудности. И стоит отметить, что их не избежать, ведь ребенок только учится взаимодействовать со средой, с людьми. Успех порой достигается не сразу и нелегко и это нормальное положение дел.

Так, например, ближе к трем годам мне удалось поближе познакомиться с таким феноменом, как кризис «Я сам!»  или кризис трех лет. Ребенок становится упрямым или раздражительным, если у него что-то не получается. Он может специально делать всё наоборот и не слушаться родителей. И это не в целях того, чтобы выставить своих родителей в плохом свете, это говорит лишь о том, что происходит переломный и очень важный момент становления личности ребенка. Эрик Эриксон считал, что именно в этот период ребенок начинает воспитывать в себе независимость и волю.

Что же мы видим на практике? Особенно острые порывы к самостоятельности могут свидетельствовать о наступлении кризисного периода. В рамках познавательной деятельности этот период дается моей племяннице довольно не просто, а любая мелочь, которая не получается так, как должна, заставляет ее расстраиваться и раздражаться. При этом никакая помощь со стороны взрослых не спасает ситуацию, а даже наоборот может усилить вспышки гнева и агрессии ребенка по отношению к деятельности, которой он занят.

Погружаясь даже в знакомую для себя игру, племянница постоянно выдумывает что-то новое: новые обстоятельства игры, новые условия или действующих персонажей. Внезапно спокойствие и равномерность игры могут нарушиться резким плачем и нахлынувшей агрессией. Что произошло? Оказалось, играя в домике с куклами, у малышки либо физически не получается придать кукле определенную позу, либо сама игрушка не подразумевает этого. То есть, процесс игры может омрачить кукла, у которой попросту не сгибаются руки и ноги. Пустяк? Для взрослого – да. А вот малышу с трудом удается это принимать и, как правило, он продолжает предпринимать попытки, чтобы всё было так, как хочет он, и главное, чтоб он добился этого сам.

Бывают и такие моменты, когда она хочет освоить что-то совсем новое для себя и начинает это неумело. Например, она любит помогать по хозяйству: протирать пыль, мыть или протирать посуду и даже расставлять свои игрушки по местам. При этом естественно, что здравый смысл и желание родителей – это иметь чистую посуду, качественно помытую и без пены на ней, иметь чистые поверхности на мебели и уютные, аккуратные комнаты без гор разваленных игрушек или неверно разложенных, когда у каждой игрушки нет своего места. И тут проблемы могут настигнуть с двух сторон: либо всплеск негативных эмоций будет от того, что ребенку указывают, как складывать свои игрушки, либо от того, что он попросту не найдет нужную игрушку, потому что разложит их сам, как ему пожелается.

Родитель в таком случае оказывается в тупике в этот период в целом. Почему? Потому что при любом затруднении действительно очень хочется помочь своему маленькому ребенку. Родители обязательно подумают, что ребенок нуждается в помощи, потому что он начинает злиться и плакать, бегут ему на помощь, а ребенок начинает еще громче реветь от того, что родитель вмешался. И тогда мама или папа находятся в затруднительном положении и зачастую не понимают поведения своего ребенка, от чего начинают сами заводиться, злиться и даже ругаться на него.

В случае с деятельностью ребенка по хозяйству он еще не совсем успешно может что-то делать, и этот момент является очень важным, как для самого ребенка, так и для родителя. Ребенок учится новому, совершенствует свои умения, и это нужно понимать и принимать. Будучи детьми, никто сразу не пошел уверенной походкой, все начинали с неловких шажков, махая руками и стараясь держаться за воздух. То же самое работает и по отношению к любой деятельности. Взрослым бывает довольно тяжело абстрагироваться от: "мыть посуду – это очень просто", "давай я покажу", "ты неправильно делаешь", "давай я сама помою, а то ты долго возишься с этим".

Во-первых, ребенок в момент своего обучения чем-либо уже очень горд и доволен собой, что ему доверили что-то поделать, где-то помочь. Омрачить этот момент – грубейшая ошибка. Во-вторых, постоянно поторапливая своего малыша или предлагая свою помощь, он вряд ли сможет действительно научиться. Для овладения какой-либо деятельностью нужна практика, а со стороны родителей еще и способность предоставить эту возможность ребенку – спокойно и самостоятельно чем-то позаниматься. Особенно остро это переживается в кризисный момент, поэтому родители должны проявить максимум своей родительской заботы, принятия, спокойствия и уверенности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности игровой деятельности во время адаптации ребенка к детскому саду"

Данная статья может быть использована для проведения круглого стола "Адаптация" смолодыми педагогами....

Памятка для родителей "Как нельзя вести себя родителям во время кризиса ребенка 3 лет"

В этом материале родителям даются рекомендации как нельзя себя вести во время кризиса ребенка 3 лет....

Отношения родителей и детей во время "кризиса трех лет"

quot;Не буду кушать!", "Не хочу к маме!", "Я сама!"...к трём  годам милые детишки превращаются в упрямых капризуль. Часто родители переживают, что ребенок стал "изб...

Памятка для родителей "Как нельзя вести себя родителям во время кризиса ребенка 3 лет"

В этом материале родителям даются рекомендации как нельзя себя вести во время кризиса ребенка 3 лет....

Памятка для родителей «Как не надо вести себя родителям во время кризиса трех лет у ребенка.

Памятка для родителей «Как не надо вести себя родителям во время кризиса трех лет у ребенка....

Как вести себя с ребёнком во время кризиса 3 лет

В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов....