Психологическая готовность детей к школьному обучению
консультация (подготовительная группа) на тему
Психологическая готовность детей к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_detey_k_shkolnomu_obucheniyu_doklad_na_roditelskoe_sobranie.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность детей к школьному обучению
Актуальность такой проблемы, как подготовка детей к школе, вызывает интерес к ней со стороны исследователей разных стран. В нашей стране, начиная с ХХ в., она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Большинство крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогике, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований.
Основные подходы к определению школьной готовности
Проблема определения уровня школьной готовности ребенка к началу школьного обучения возникла относительно недавно и связана с более ранним началом систематического обучения. Следует различать педагогическую и психологическую готовность к школьному обучению.
Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение элементарными школьными навыками, такими, например, как знать буквы и цифры, писать и считать. Но на практике оказывается, что этих навыков бывает недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность. Этот факт очевиден и для большинства педагогов, и для большинства родителей. Но многочисленные формы организации подготовки будущих школьников чаще всего именно на это и нацелены, при этом развивающие занятия подменяются школьной программой 1-го класса.
Гораздо большее значение для успешного школьного старта имеет психологическая готовность.
По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школьному обучению представляет собой определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе выступает такое новообразование, как внутренняя позиция школьника, представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.
Отечественный психолог Д.Б.Эльконин считает, что успешность школьного обучения обеспечивает формирование предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относит умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение услышать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей и переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля.
М.М.Безруких определяет готовность ребенка к систематическому обучению в школе как тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.
У детей неготовых к систематическому обучению, по ее мнению, труднее и дольше проходит период адаптации, гораздо чаще проявляются различные трудности обучения. Среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем эти дети чаще бывают в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение здоровья.
Психологическая готовность к школьному обучению
Психологическая готовность является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.
В.Д.Шадриков, Н.В.Нижегородцева выделяют пять блоков учебно-важных качеств (УВК), образующих структуру психологической готовности к школьному обучению.
1. Личностно-мотивационный блок содержит качества, определяющие то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться.
2. Блок принятия учебной задачи отражает понимание задач, поставленных педагогом, и желание их выполнять, стремление к успеху или желание избегать неудачи.
3. Блок представлений о содержании деятельности и способах ее выполнения показывает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.
4. Информационный блок составляет качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
5. Блок управления деятельностью содержит качества, обеспечивающие планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Учебно-важные качества, входящие в структуру психологической готовности к учению, оказывают различное влияние на школьную успешность. Те качества, которые имеют наибольшее значение для успешного начала обучения, авторы концепции относят к ведущим УВК.
В начале обучения в первом классе ведущими УВК являются: мотивы учения, зрительный анализ, принятие учебной задачи; произвольность регуляции действий (умение контролировать свои действия); вводные навыки (речевые знания и навыки, математические представления, навыки учебной работы и др.); графический навык; вербальная механическая память; обучаемость (чувствительность к помощи взрослого)
С началом учебной деятельности в структуре психологической готовности происходят существенные изменения. В первую очередь речь идет о развитии имеющихся учебно-важных качеств. В частности, развиваются познавательные процессы (внимание, мышление, память), формируются произвольные формы поведения и учебные мотивы. В то же время изменения имеют не только количественный, но и качественный аспект. Под влиянием учения происходит преобразования в организации самой структуры школьной готовности. Между компонентами устанавливаются устойчивые связи и взаимодействия.
На практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда первоклассник очень хотел пойти в школу, с нетерпением ожидая начала учебного года, но с началом самого процесса учения вдруг потерял всякое желание.
В этом случае мы сталкиваемся с тем, что при наличии мотивов учения (УВК первого блока психологической готовности) и при наличии принятия учебной задачи «Иду в школу, чтобы учиться» (УВК второго блока) отсутствует взаимосвязь между этими компонентами структуры. То есть ребенок мотивирован пойти в школу, но не мотивирован на учение, он не получил ответа на вопрос, чем для него лично, а не для родителей или педагога может быть привлекателен и полезен учебный процесс.
Таким образом, при отсутствии взаимосвязей между компонентами системы система перестает быть эффективной.
Под термином «система» понимается множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных в единое целое с определенной целью. Применение системного подхода в понимании школьной готовности означает, что:
- психологическая готовность является сложным структурным образованием;
- успешность школьного обучения (эффективность системы психологической готовности) обеспечивается наличием взаимосвязей между ее компонентами;
- формирование школьной готовности включает не только развитие отдельных учебно-важных качеств (компонентов системы школьной готовности), но и образование связей между ними.
Т.е. психологическая подготовка к школьному обучению предполагает не только наличие и достаточный уровень формирования учебно-важных качеств, но и их функциональную согласованность. Ребенок, подготовленный к школьному обучению, не только хочет идти в школу, но и понимает, что означает «учиться», имеет представление о том, как это делать, и обладает достаточным уровнем развития познавательных процессов, может управлять своим поведением и контролировать его.
Особого внимания заслуживает вопрос о целях определения уровня школьной готовности. Оценивание уровня школьной готовности проводится для решения следующих задач:
- определение оптимальных сроков начала школьного обучения;
- выбор учебной программы и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка;
- прогноз будущих успехов и предупреждение школьных неудач.
Недопустимым является подход к определению школьной готовности с целью «приклеивания ярлыков». Ребенок, имеющий проблемы в формировании учебно-важных качеств, не может считаться не «готовым» в буквальном смысле этого слова. Не ребенок «должен быть готов к школе», а школа должна быть готова к организации учебного процесса таким образом, чтобы были учтены индивидуальные различия детей.
Знание особенностей структуры психологической готовности ребенка должно быть использовано с целью оказания ему помощи на начальном этапе обучения, а не для «вынесения приговора».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....
" Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Цель:Познакомить с составными компонентами психологической готовности ребенка к школе:Интеллектуальная готовность; Личностная и мотивационная готовность; Волевая готовность; Способствовать повыш...
Определение психологической готовности детей к школьному обучению.
Памятка для родителей по психологической готовности детей к школьному обучению....
Психологическая готовность детей к школьному обучению глазами родителей.
Как понимают эту проблему родители? Данные социального опроса. Анализ ответов и рекомендации психолога родителям и воспитателям...
Психологическая готовность детей к школьному обучению
Психологическая и речевая готовность к школьному обучению. В презентации представлены рекомендации по психологической готовности детей к школе, а также речевой готовности. Представлены материалы...
Индивидуальный план по повышению профессионального уровня на 2018-2022 учебный год тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
повышение профессионального уровня педагога-психолога ДОУ...
План профессионального саморазвития Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Планпрофессионального саморазвитияТема:«Психологическая готовность детейк шк...
- Мне нравится (2)