Особенности пересказа литературных произведений
статья на тему
Пересказ является одной из форм развития связной речи детей. Он доступен и близок детям дошкольного возраста. Пересказ дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_pereskaza_literaturnyh_proizvedeniy.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Особенности пересказа литературных произведений»
Содержание:
- Пересказ литературных произведений и особенности пересказа в старшем дошкольном возрасте.
- Опыт работы по драматизации литературных произведений.
- Работа с педагогами по драматизация сказки «Репка».
1. В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
Одной из форм развития связной речи детей является пересказ.
Пересказ — это творческое воспроизведение литературного произведения, он доступен и близок детям дошкольного возраста.
Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок. После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов. Постепенно требования к детскому пересказу возрастают.
К старшему дошкольному возрасту дети должны:
- уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Существуют такие виды пересказа:
- Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту).
- Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения.
- Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
Пересказ может быть
- по наглядному действию;
- с использованием фланелеграфа;
- по серии сюжетных картин;
- по сюжетной картине;
- инсценирование с помощью игрушек или настольного театра.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы.
План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:
- первичное чтение произведения,
- беседа по вопросам,
- повторное чтение,
- пересказ.
Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда воспитатель показывает детям наглядность. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними; сюжетные картинки, их последовательность служит одновременно планом высказывания.
Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация различных видов театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к художественным произведениям и их запоминанию, развивают желание передать свои впечатления.
Вот, например, рассказ Я.Агафаровой «Живой букет».
Цель: учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками или отдельные сюжетные картины.
Для пересказа мы используем игрушку и картинки на фланелеграфе.
2. В обучении пересказу, да и вообще в речевом развитии детей большую роль играют театрализованные игры:
Приемы театрализации художественных произведений - сказок, рассказов,
стихотворений - это разнообразные приемы пересказа.
Для пересказа лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении.
В процессе разучивания ролей маленьким «артистам» целесообразно проигрывать сказку, используя разные виды театра. Дети должны иметь возможность меняться ролями — это очень полезно для правильной самооценки, в процессе работы ребенок не должен испытывать напряжения и страх перед неудачей. От игры к игре дети все лучше запоминают тексты, перевоплощаются в своих героев — «входя в образ», что, безусловно, влияет на развитие их речи, у детей появляется чувство ответственности за успех.
Из опыта работы:
Сегодня Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности». Знакомство детей с различными видами театра мы начала в октябре 2017 года в годовом проекте «Волшебный мир театра», одной из задач которого стало:
- Повышение уровня развития речи детей дошкольного возраста, через чтение, пересказ сказок и сочинение сказок на новый лад. Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку
Мы решили начать с инсценировок самых несложных коротких сказок: «Теремок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке», (далее «Заюшкина избушка» и сказки в. Сутеева).
Прежде, чем драматизировать сказку, дети знакомились с произведением, пересказывали сказку, учились рассказывать ее по ролям. В игре – драматизации участвовали все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекались к участию в играх-упражнениях, играли второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняли главные. Распределяя роли в игре-драматизации, мы учитывали возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). Предоставляли малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью. Также использовались такие приемы как: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.
В процессе работы активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.
Параллельно с работой с детьми, осуществлялось тесное сотрудничество с родителями. Родители проявили заинтересованность и предложили свою помощь. Совместно разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Атрибутика (элементы костюмов, маски), помогли детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер.
Результатом нашей театрализованной деятельности стало:
Пополнение предметно-развивающей среды;
Вовлечение семей в образовательный процесс;
Проигрывание сказок в различных видах театра
День Матери - постановка для родителей «Сказки о глупом мышонке».
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии ребёнка».
Вся проводимая работа по развитию речи посредством театрализованных игр дала положительные результаты.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, тесно взаимосвязано с речевым развитием ребёнка. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пересказ литературных произведений"
Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....
Пересказ литературных произведений в детском саду.
О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....
Пересказ литературных произведений.
Рекомендации для воспитателей по пересказыванию литературных произведений....
Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой
Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова Г. А....
Пересказ литературного произведения, как средство развития системы личностных смыслов ребёнка.
Выступление на пед. совете....
обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте
использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...
Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...